Быстрые деньги. Организаторы доставки продуктов с рецептами рассказывают о своем бизнесе

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Тарналицкий
03 ноября 2016 в 8:00

Гастрономический рынок продолжает генерировать новые формы. С отставанием в несколько лет мода на продуктовые наборы с рецептами докатилась и до Минска. Уже две компании предлагают воспользоваться их услугами и купить три ужина на неделю. Третья еще продумывает бизнес-план и грозится. Мы встретились с организаторами продуктового бизнеса, а также пообщались с тем, кто начал и закрыл это дело еще в прошлом году.

Читать на Onlíner

Доставка продуктов для приготовления блюда по меню — ответ тем, кто хочет быстрее, но не доверяет замороженным (да и готовым, из магазина) полуфабрикатам. Если вы интересуетесь едой, то наверняка слышали про российский «Шефмаркет» — он открылся еще в 2012 году, пойдя по стопам западных сервисов (например, Home Chef).

Для тех, кто в танке, поясним. Суть бизнеса красива, но очень проста: вам привозят наборы продуктов для нескольких ужинов. Это могут быть обычные или дорогие блюда, вегетарианские или низкокалорийные. Идея в том, что за вас составили рецепт и отвесили необходимое для приготовления блюда количество продуктов. Остается все это достать и приготовить по схеме: столько-то граммов мяса, столько-то картошки, гречки, приправы и так далее — продуктовый конструктор.

Рецептуры могут копироваться или создаваться известными шеф-поварами — это вопрос вторичный. В основе — обычная фасовка. Купить продукты и разделить их по порциям — вот так все просто. Но именно в этой кажущейся простоте и заложена формула успеха. Клиент получает удовольствие от приготовления (многим же нравится постоять у плиты). Он не заморачивается по поводу того, что приготовить, не ходит в магазин, не взвешивает доли и не выбрасывает остатки продуктов. Зато контролирует качество еды, как она выглядит еще в сыром виде.

Консервативный по субъективным и объективным причинам Минск к теме отнесся осторожно. В прошлом году некоторые порадовались появлению первой ласточки — Foodis.by. В активной форме сервис просуществовал несколько недель. Ниже его основатель Александр изложит свое видение того, почему не получилось.


Пока начнем с действующих игроков. Знакомьтесь с Маргаритой — основательницей сервиса «Всегда готовь». Она графический дизайнер и в прошлом офисный работник по найму.

— Я никогда не занималась общественным питанием. Но такая услуга — доставка продуктов с меню — была бы интересна мне и моим друзьям. Когда работаешь менеджером с 9 до 21, хочется прийти, быстро приготовить что-нибудь и съесть.

В тестовом режиме мы запустились несколько месяцев назад, опробовав все на знакомых. Пару месяцев назад вышли с предложением на широкую аудиторию, правда, без рекламного бюджета.

В качестве модели мы использовали российские и западные сайты. Но без адаптации все равно не обойтись. Мы уже на 90% отошли от первоначального бизнес-плана. Главная особенность — цены. У нас сложно построить бизнес на дорогих рецептах и красной рыбе каждый день. Приходится придумывать такие сочетания блюд, чтобы было не только вкусно, но и доступно.

Итак, на следующей неделе Маргарита и ее сайт предлагают набор из трех ужинов: медальоны из говядины с грибным соусом, нежные куриные котлетки с птитимом и зеленая чечевица карри с тунцом. Стоит этот набор 49 рублей.

Бизнес построен таким образом, что в течение недели заказы собирают, а в конце — фасуют продукты и развозят. Схема, кажется, не самая удобная (нельзя спонтанно решиться и в среду заказать набор на вечер), но единственная логистически оправданная.

Для того чтобы посмотреть, как выглядит бизнес изнутри, мы пришли на кухню к Павлу — основателю сайта Foodbox.by. Павлу 28 лет, он, как и раньше, занимается электронной коммерцией. Foodbox.by — попытка зарабатывания денег, которая отнимает ненамного больше времени, чем хобби.

— Сервис по доставке продуктов стоит очень мало. Стартовый капитал нужен для открытия сайта (который может как не стоить ничего, так и стоить очень дорого), аренды кухни и оплаты труда, — говорит Павел.

Но все эти расходы (на старте — частично, а при успешном развитии событий — полностью) компенсируются быстрой оплатой продуктов. Быстрые траты — быстрые деньги у двери клиента.

Учитывая, что сервис работает раз в неделю (остальные дни — только прием заказов), нет никакого смысла в оборудовании собственного помещения в соответствии с высокими белорусскими санитарными требованиями. Маргарита фактически отдала фасовку на аутсорс в кафе. Павел также собирает (руками повара с санитарной книжкой) заказы по воскресеньям на кухне общепита, с которой выстроил отношения на договорной основе.

— Когда подсчитываем объемы заказов, покупаем продукты, в этот же день упаковываем их и развозим. Удобнее всего по безналу работать с «Е-доставкой». Все потенциальные претензии по качеству продуктов принимать нам, поэтому и следим за качеством мы сами.

Сборка заказа осуществляется простым способом. Мерный стаканчик, весы и много одноразовой упаковки — вот и все, что нужно.


— Это не поварской бизнес, скорее кулинарный, — рассказывает Павел. — Чего греха таить, продукты через нас дешевле купить не получится. Но вы экономите время, которое могли потратить на хождение по магазинам, и получаете рецептурное разнообразие.

Все рецепты открыты. Я сам пользовался российскими, покупая продукты в магазине. Но два зубчика чеснока вы же не купите, верно? Блюда по нашим рецептам требуют 20—40 минут на приготовление.

Сервис Павла тоже предлагает три ужина в неделю. По словам бизнесмена, это оптимальное решение, потому что приготовить пять ужинов многие просто не успеют.

В каждом пакете — продукты на один ужин. Дальше покупатели сами разберутся, что и как хранить.

Курьер предупредит, какой ужин нужно приготовить быстрее, потому как его компоненты могут потерять свежесть, что это надо положить в холодильник, а то — в морозильную камеру.


Представители обоих сервисов говорят об отсутствии жалоб. При нынешних объемах продаж это и неудивительно: допускать «косяки» по качеству на старте равносильно приговору. Дальше могут быть варианты — вплоть до потребительского экстремизма (как хранит компоненты блюда покупатель — возможно ли это проверить?). У контролирующих органов вопросов к диковинке пока тоже нет: герои-«ипэшники» делают все руками «санитарно чистых» людей. А возможно, просто еще не присматривались.

— Про количество заказов не скажу, но оно не уменьшается, — уходит от вопроса Маргарита. — У нас другая тактика: мы не рекламировались, поэтому и падать не с чего. По сарафанному радио люди узнают о сервисе и пробуют. Жалоб пока не было. Может, были ожидания, что привезут все чищеное — останется только в кастрюлю кинуть. Но получилось вкусно, а чистка картошки заранее равнозначна ее порче.

Как и Павел, Маргарита следит за качеством продуктов, привозимых «Е-доставкой» и «другими поставщиками».

— В меню мы стараемся добавить специфические продукты: интересную приправу, трюфельное масло и тому подобное. Точно нет такого магазина, где можно было бы купить весь набор сразу.


Павел запасся терпением и пока несет небольшие убытки, Маргарита уже говорит о балансировании в районе нуля с небольшим плюсом.

— До конца года все должно завертеться активнее. Хотя уже по началу было видно: бизнес не такой взрывной, как хотелось бы. Что мешает? Деньги, наверное. У кого-то есть непонимание или боязнь.

Потенциал рынка мешает оценить экономическая непредсказуемость бытия. Ясно, что клиенты покупают наборы не на последние деньги (дешевле самому в магазин сходить). Таких людей никогда не было много, а теперь и подавно.

— Бизнес основан на долгосрочных отношениях с клиентом, — рассказывает Павел. — Нужны повторные покупки, потому что привлечь нового покупателя стоит очень дорого: мне он обходится примерно в $25 при стоимости пробной корзины 42,5 рубля. Пока что клиент «отбивается» за четыре заказа. Конечно, дальше стоимость привлечения будет снижаться.

Согласно бизнес-плану, я даю себе терпения на год. Если за это время активной работы ничего не изменится, то надо, конечно, сворачиваться. Значит, рано еще. Но сомнений в целесообразности этой идеи у меня нет.


P. S. Александр, основатель закрывшегося сервиса Foodis.by:

— Да, было дело. Я, по крайней мере, попробовал. Мне было 22 года. С этой идеей я ходил года три, еще до того, как сервис появился в России. Что не пошло? Когда получил первые результаты, посчитал, и оказалось, что мне нужно слишком много денег — $20—30 тыс. Их у меня не было, а брать кредит я посчитал лишним.

— Зачем вам были нужны такие деньги?

— Для оборудования помещения, налаживания всех процессов, покупки премиальных продуктов. Да, мне не нравилась идея покупки всего в торговых сетях. Хотел делать что-то премиальное, искал прямых поставщиков, фермеров. Чуть позже оказалось, что для такой формы еще не пришло время. Не могу сказать, что я закрыл сервис окончательно. Ваш звонок заставил меня снова задуматься.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by