На шопинг в Прагу: сравниваем цены с Минском и завидуем чешскому «патриотизму»

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
02 сентября 2016 в 8:00

Чехи покупают чешское, но в этом, кажется, нет политики, лозунгов и высоких слов. Мужчинам не стыдно взять местный, а не итальянский костюм, туфли Bata к нему, сесть за руль Skoda, повесить дома люстру Elite Bohemia. Почти любая мелочь в хозмаге вроде молотка или мотка изоленты будет иметь чешский аналог, утверждают местные жители. В стране, оторвавшейся от Советского Союза, не развалили промышленность и сохранили ее авторитет. Onliner.by продолжает чешский цикл рассказом о пражском шопинге и традиционным сравнением цен у них и у нас.

Читать на Onlíner

Для наших Прага никогда не была дорогим городом. Но ехать сюда за покупками специально? Смысл сомнительный, ведь бывает и дешевле, и выбор богаче — в крупных итальянских или немецких аутлетах, например. Исключительно за «шмотками» — лучше уж в Милан. Если же добавить шопинг к прогулкам по узким пражским улочкам, разбавить магазинную рутину дегустацией пива с вепревым коленом и прочими местными вкусностями, то по дешевизне и разнообразию такой программы город лучше в Европе вряд ли найдешь.

При этом надо понимать: Прага не то место, где можно расслабиться на 100%. В интернете тысяча и одна статья о том, как весело и задорно местные обменники дурят доверчивых туристов. Статьям много лет, но они все еще актуальны. Схемы простые и банальные: берут неожиданную комиссию, считают по невыгодному курсу (мол, хороший курс на табло — для операций с суммами свыше €1000, а реальный — из головы).

Пару лет назад по соцсетям гуляли фотографии: под видом крон уличные менялы подсовывали клиентам купюры других стран, в том числе и белорусские.

— Немного порядок с обменниками сейчас навели, — рассказывают белорусы, которые живут в Праге. — В центре есть пункты с хорошей репутацией, которые точно не обманут. Но если у вас нет знакомых из местных жителей, которые могут подсказать такой надежный обменник, лучше расплачиваться карточкой или в евро.

Подозрительных ребят у обменников и банкоматов в центре Праги встретить проще простого

Итак, деньги в кармане. Если карман пухлый, то вам на улицу Парижскую — местную via Monte Napoleone, с элитными бутиками не для простых смертных, дамами в безукоризненных нарядах и кавалерами им под стать. Rolex, Brioni, Hermes, Dolce & Gabbana и прочие Louis Vuitton стреляют своими ценами между глаз — но это так везде и давно не трогает. Эта улица — не для обычных чехов с их средней зарплатой в $1200, не для туристов из бедных и гордых государств, а для русских, китайцев, арабов. Гулять здесь интересно, так как соцсоревнование на лучшую витрину побуждает бутики применять фантазию и мастерство.


От Вацлавской площади до площади Республики тянется улица На Пршикопе — центр бюджетного шопинга. Здесь есть Zara, Mango, Benetton, Lacoste, H&M и все стандартные для любого европейского города марки.

Цены? В июле, в начале сезона скидок, вполне ничего, но и не «ах».


Чуть дальше от центра меньше народу и есть крупные ТЦ классического вида и начинки. Недорого по традиции в Tesco.


Но если закупаться вдумчиво, целенаправленно, то лучше ехать в аутлет. Самый большой в стране — Fashion Arena — находится на окраине города, в районе Прага-10. Нетипичное решение, обычно такие шопинг-деревни выносят подальше от мегаполисов.

В «Арене моды» более 100 магазинов с обувью, одеждой, бижутерией. Здесь можно найти джинсы Levi’s почти по американской цене — €50 за пару. По обуви сравнивать сложнее. В июле сладких скидок и спецпредложений не было, а в Италии пара New Balance оказалась дешевле почти на €30.

Другие цены:

В будний день народу в аутлете не очень много. Нет толкотни, покупатели не трутся друг о друга. Периодически мы слышим русскую речь. Работает «столовка» с чешской едой по бросовым ценам.


— Для чехов любимая тема — пообсуждать, как все подорожало, — рассказывает пражский белорус Кирилл. — Даже молодые ребята собираются за бокалом пива и начинают говорить о ценах. Они умеют считать деньги, поэтому планируют покупки на сезон скидок. Распродажи в Чехии — честные, сбрасывают на самом деле. Здесь очень любят дарить подарки, при этом подарок на Рождество, как правило, будет более значительным, чем на день рождения. Маме — не меньше мобильника! Обычное дело — взять кредит, чтобы в декабре одарить подарками всю родню. Под это в торговле все и заточено — скидки, распродажи и прочее.

Чехи, по словам Кирилла, любят погоняться за марками и часто ездят за модными вещами в аутлеты возле Вены, в Дрезден, в Ингольштадт. Много дешевых ТЦ расположены на границе с Германией. Там же и бордели. Чехи ездят за покупками, немцы и австрийцы — развлечься. Все довольны. Среди местных принято заказывать одежду в интернет-моллах, для этого создана необходимая инфраструктура. И очень развиты сетевые аукционы, где после праздников выставляют многочисленные подарки, оказавшиеся ненужными.

Из локальных брендов востребованы Pietro Filipi, Blazek (та самая альтернатива итальянским костюмам), обувь Bata, популярная и в наших краях. Кто побогаче, предпочитает одежду от чешских дизайнеров. В секторе спортивной одежды все вообще замечательно. Alpine Pro, Nord Blanc, Kilpi популярны и имеют хорошую репутацию не только в Европе, но и в США, Канаде. То есть чешские предприятия каким-то невероятным образом не были смыты глобализацией и крупными игроками мирового уровня, а смогли найти свою нишу.

Трамваи Tatra, карандаши Koh-i-Noor, богемское стекло, люстры, посуда из хрусталя — многие из «фишек» — символов ЧССР все еще востребованы и популярны

— Чехи любят свое. Но не потому, что их просит любить государство, а потому, что промышленность дает хорошее качество в разных отраслях, — говорят пражские белорусы. — Любопытная деталь: здесь очень неоднозначное отношение к польским товарам. Скорее даже пренебрежительное. Долгое время считалось, что ничего хорошего в Польше не производят: ни продукты, ни одежду. «Палево», в общем. Чем-то это похоже на отношение наших людей к товарам из РФ. Впрочем, сейчас оно немного меняется.

Один из самых известных у нас чешских брендов

— Когда занимались ремонтом бара, почти все, что покупали в крупных сетевых магазинах для строительства, было чешское. Причем по хорошим ценам. Иногда демпингуют поляки, но на рынок это сильно не влияет, — уточняет герой нашей прошлой публикации Кирилл.

Основные торговые сети, если говорить о продуктах, не чешские: Lidl, Kaufland, Tesco. А вот собственные продукты на прилавках выделяют — ярлыками, бирками, наклейками. «Настоящая чешская говядина» — это аргумент для покупателей, чтобы проявить свой «патриотизм». Потому что гарантированно будет вкусно. Пускай и недешево.


По словам Кирилла, однозначно заявить, что в Чехии все дешевле, чем в Беларуси, нельзя. Это не так. Если здесь не экономить, покупать более качественное, то и выйдет дороже:

— Но всегда есть дешевая альтернатива более дорогому продукту. Как и во многих других странах, торговые сети проводят акции. Вполне нормально подписаться на «газетки» и ездить за грудинкой в один магазин, а за говядиной в другой. Если ты хочешь сэкономить, у тебя это получится.


Ниже приведено сравнение цен в двух магазинах: пражском и минском. Некоторые «базовые» продукты в Чехии дороже, чем у нас, пускай и не фатально. Но и средняя зарплата (напомним, что-то около $1200 в Праге) иная. Именно поэтому большинство эмигрантов в беседе с нами говорили, что после переезда статья «Еда» в смете месячных расходов стала играть куда меньшую роль.

Товар/магазин Tesco (Прага, Чехия) «Гиппо» (Минск, Беларусь)
Молоко (1,5%, 1 л) 0,70 0,98
Яйца (1 дес.) 2,15 1,25
Картофель (1 кг) 1,04 (мытый, фасованный) 0,58
Лук (1 кг) 1,10 0,78
Помидоры черри (1 кг) 4,30 8,99
Бананы (1 кг) 2,40 2,49
Лимоны (1 кг) 6,24 8,99
Яблоки (1 кг) 2,00 1,49
Морковь (1 кг) 0,95 0,99
Свекла (1 кг) 1,10 0,64
Шампиньоны 3,70 5,99
Свиная лопатка (1 кг) 5,60 7,59
Свиная вырезка (1 кг) 17,40 (стейки) 12,99
Свиная шея (1 кг) 11,00 9,89
Говядина (1 кг) 18,10 (стейки) 13,49 (длинная мышца)
Куриное филе (1 кг) 8,00 6,92
Куриная тушка (1 кг) 4,80 3,73
Сырокопченая колбаса (1 кг) 18,00 16,00
Лосось 27,90 30,89
Спагетти (500 г) 2,10 2,29
Подсолнечное масло (1 л) 2,13 2,64
Оливковое масло (1 л) 6,04 13,04
Мука (1 кг) 1,00 0,88
Длиннозерный рис (0,8 кг) 2,40 1,98
Чай Lipton (пакетики, 20 шт.) 4,00 3,10
Томатный сок (1 л) 1,76 2,01
Популярный итальянский вермут (1 л) 16,99 21,99
Пиво (лагер, местное, 0,5 л) 1,20 1,29
Чипсы Pringles (165 г) 5,06 6,13
Туалетная бумага (трехслойная, ароматизированная, 8 рулонов) 3,20 7,36; 3,68 (СТМ магазина)
Стиральный порошок Persil 20,00 (5 кг) 22,38 (4,5 кг)
Зубная паста Colgate Total (100 мл) 5,60 4,74

* Цены в таблице приведены в рублях по актуальному курсу НБРБ. В расчет не брались собственные торговые марки магазинов: и в Чехии, и в Беларуси такие товары дешевле конкурентов на полках, но это повод для отдельного анализа. Сравнение по мясным продуктам, которые и утяжеляют любой магазинный чек, все еще видится не совсем корректным. К примеру, то, что в Беларуси продают как говядину, в большинстве зарубежных торговых сетей на прилавке просто не встретишь. Соответственно, их аккуратно упакованные стейки гораздо дороже нашей «длиннейшей мышцы». И в этом случае не жалко переплатить.

Поездка состоялась благодаря поддержке туристической компании «Аэротрэвел». Следите за новыми выпусками!


Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by