Чехи покупают чешское, но в этом, кажется, нет политики, лозунгов и высоких слов. Мужчинам не стыдно взять местный, а не итальянский костюм, туфли Bata к нему, сесть за руль Skoda, повесить дома люстру Elite Bohemia. Почти любая мелочь в хозмаге вроде молотка или мотка изоленты будет иметь чешский аналог, утверждают местные жители. В стране, оторвавшейся от Советского Союза, не развалили промышленность и сохранили ее авторитет. Onliner.by продолжает чешский цикл рассказом о пражском шопинге и традиционным сравнением цен у них и у нас.
Для наших Прага никогда не была дорогим городом. Но ехать сюда за покупками специально? Смысл сомнительный, ведь бывает и дешевле, и выбор богаче — в крупных итальянских или немецких аутлетах, например. Исключительно за «шмотками» — лучше уж в Милан. Если же добавить шопинг к прогулкам по узким пражским улочкам, разбавить магазинную рутину дегустацией пива с вепревым коленом и прочими местными вкусностями, то по дешевизне и разнообразию такой программы город лучше в Европе вряд ли найдешь.
При этом надо понимать: Прага не то место, где можно расслабиться на 100%. В интернете тысяча и одна статья о том, как весело и задорно местные обменники дурят доверчивых туристов. Статьям много лет, но они все еще актуальны. Схемы простые и банальные: берут неожиданную комиссию, считают по невыгодному курсу (мол, хороший курс на табло — для операций с суммами свыше €1000, а реальный — из головы).
Пару лет назад по соцсетям гуляли фотографии: под видом крон уличные менялы подсовывали клиентам купюры других стран, в том числе и белорусские.
— Немного порядок с обменниками сейчас навели, — рассказывают белорусы, которые живут в Праге. — В центре есть пункты с хорошей репутацией, которые точно не обманут. Но если у вас нет знакомых из местных жителей, которые могут подсказать такой надежный обменник, лучше расплачиваться карточкой или в евро.
Итак, деньги в кармане. Если карман пухлый, то вам на улицу Парижскую — местную via Monte Napoleone, с элитными бутиками не для простых смертных, дамами в безукоризненных нарядах и кавалерами им под стать. Rolex, Brioni, Hermes, Dolce & Gabbana и прочие Louis Vuitton стреляют своими ценами между глаз — но это так везде и давно не трогает. Эта улица — не для обычных чехов с их средней зарплатой в $1200, не для туристов из бедных и гордых государств, а для русских, китайцев, арабов. Гулять здесь интересно, так как соцсоревнование на лучшую витрину побуждает бутики применять фантазию и мастерство.
От Вацлавской площади до площади Республики тянется улица На Пршикопе — центр бюджетного шопинга. Здесь есть Zara, Mango, Benetton, Lacoste, H&M и все стандартные для любого европейского города марки.
Цены? В июле, в начале сезона скидок, вполне ничего, но и не «ах».
Чуть дальше от центра меньше народу и есть крупные ТЦ классического вида и начинки. Недорого по традиции в Tesco.
Но если закупаться вдумчиво, целенаправленно, то лучше ехать в аутлет. Самый большой в стране — Fashion Arena — находится на окраине города, в районе Прага-10. Нетипичное решение, обычно такие шопинг-деревни выносят подальше от мегаполисов.
В «Арене моды» более 100 магазинов с обувью, одеждой, бижутерией. Здесь можно найти джинсы Levi’s почти по американской цене — €50 за пару. По обуви сравнивать сложнее. В июле сладких скидок и спецпредложений не было, а в Италии пара New Balance оказалась дешевле почти на €30.
Другие цены:
В будний день народу в аутлете не очень много. Нет толкотни, покупатели не трутся друг о друга. Периодически мы слышим русскую речь. Работает «столовка» с чешской едой по бросовым ценам.
— Для чехов любимая тема — пообсуждать, как все подорожало, — рассказывает пражский белорус Кирилл. — Даже молодые ребята собираются за бокалом пива и начинают говорить о ценах. Они умеют считать деньги, поэтому планируют покупки на сезон скидок. Распродажи в Чехии — честные, сбрасывают на самом деле. Здесь очень любят дарить подарки, при этом подарок на Рождество, как правило, будет более значительным, чем на день рождения. Маме — не меньше мобильника! Обычное дело — взять кредит, чтобы в декабре одарить подарками всю родню. Под это в торговле все и заточено — скидки, распродажи и прочее.
Чехи, по словам Кирилла, любят погоняться за марками и часто ездят за модными вещами в аутлеты возле Вены, в Дрезден, в Ингольштадт. Много дешевых ТЦ расположены на границе с Германией. Там же и бордели. Чехи ездят за покупками, немцы и австрийцы — развлечься. Все довольны. Среди местных принято заказывать одежду в интернет-моллах, для этого создана необходимая инфраструктура. И очень развиты сетевые аукционы, где после праздников выставляют многочисленные подарки, оказавшиеся ненужными.
Из локальных брендов востребованы Pietro Filipi, Blazek (та самая альтернатива итальянским костюмам), обувь Bata, популярная и в наших краях. Кто побогаче, предпочитает одежду от чешских дизайнеров. В секторе спортивной одежды все вообще замечательно. Alpine Pro, Nord Blanc, Kilpi популярны и имеют хорошую репутацию не только в Европе, но и в США, Канаде. То есть чешские предприятия каким-то невероятным образом не были смыты глобализацией и крупными игроками мирового уровня, а смогли найти свою нишу.
— Чехи любят свое. Но не потому, что их просит любить государство, а потому, что промышленность дает хорошее качество в разных отраслях, — говорят пражские белорусы. — Любопытная деталь: здесь очень неоднозначное отношение к польским товарам. Скорее даже пренебрежительное. Долгое время считалось, что ничего хорошего в Польше не производят: ни продукты, ни одежду. «Палево», в общем. Чем-то это похоже на отношение наших людей к товарам из РФ. Впрочем, сейчас оно немного меняется.
— Когда занимались ремонтом бара, почти все, что покупали в крупных сетевых магазинах для строительства, было чешское. Причем по хорошим ценам. Иногда демпингуют поляки, но на рынок это сильно не влияет, — уточняет герой нашей прошлой публикации Кирилл.
Основные торговые сети, если говорить о продуктах, не чешские: Lidl, Kaufland, Tesco. А вот собственные продукты на прилавках выделяют — ярлыками, бирками, наклейками. «Настоящая чешская говядина» — это аргумент для покупателей, чтобы проявить свой «патриотизм». Потому что гарантированно будет вкусно. Пускай и недешево.
По словам Кирилла, однозначно заявить, что в Чехии все дешевле, чем в Беларуси, нельзя. Это не так. Если здесь не экономить, покупать более качественное, то и выйдет дороже:
— Но всегда есть дешевая альтернатива более дорогому продукту. Как и во многих других странах, торговые сети проводят акции. Вполне нормально подписаться на «газетки» и ездить за грудинкой в один магазин, а за говядиной в другой. Если ты хочешь сэкономить, у тебя это получится.
Ниже приведено сравнение цен в двух магазинах: пражском и минском. Некоторые «базовые» продукты в Чехии дороже, чем у нас, пускай и не фатально. Но и средняя зарплата (напомним, что-то около $1200 в Праге) иная. Именно поэтому большинство эмигрантов в беседе с нами говорили, что после переезда статья «Еда» в смете месячных расходов стала играть куда меньшую роль.
Товар/магазин | Tesco (Прага, Чехия) | «Гиппо» (Минск, Беларусь) |
Молоко (1,5%, 1 л) | 0,70 | 0,98 |
Яйца (1 дес.) | 2,15 | 1,25 |
Картофель (1 кг) | 1,04 (мытый, фасованный) | 0,58 |
Лук (1 кг) | 1,10 | 0,78 |
Помидоры черри (1 кг) | 4,30 | 8,99 |
Бананы (1 кг) | 2,40 | 2,49 |
Лимоны (1 кг) | 6,24 | 8,99 |
Яблоки (1 кг) | 2,00 | 1,49 |
Морковь (1 кг) | 0,95 | 0,99 |
Свекла (1 кг) | 1,10 | 0,64 |
Шампиньоны | 3,70 | 5,99 |
Свиная лопатка (1 кг) | 5,60 | 7,59 |
Свиная вырезка (1 кг) | 17,40 (стейки) | 12,99 |
Свиная шея (1 кг) | 11,00 | 9,89 |
Говядина (1 кг) | 18,10 (стейки) | 13,49 (длинная мышца) |
Куриное филе (1 кг) | 8,00 | 6,92 |
Куриная тушка (1 кг) | 4,80 | 3,73 |
Сырокопченая колбаса (1 кг) | 18,00 | 16,00 |
Лосось | 27,90 | 30,89 |
Спагетти (500 г) | 2,10 | 2,29 |
Подсолнечное масло (1 л) | 2,13 | 2,64 |
Оливковое масло (1 л) | 6,04 | 13,04 |
Мука (1 кг) | 1,00 | 0,88 |
Длиннозерный рис (0,8 кг) | 2,40 | 1,98 |
Чай Lipton (пакетики, 20 шт.) | 4,00 | 3,10 |
Томатный сок (1 л) | 1,76 | 2,01 |
Популярный итальянский вермут (1 л) | 16,99 | 21,99 |
Пиво (лагер, местное, 0,5 л) | 1,20 | 1,29 |
Чипсы Pringles (165 г) | 5,06 | 6,13 |
Туалетная бумага (трехслойная, ароматизированная, 8 рулонов) | 3,20 | 7,36; 3,68 (СТМ магазина) |
Стиральный порошок Persil | 20,00 (5 кг) | 22,38 (4,5 кг) |
Зубная паста Colgate Total (100 мл) | 5,60 | 4,74 |
* Цены в таблице приведены в рублях по актуальному курсу НБРБ. В расчет не брались собственные торговые марки магазинов: и в Чехии, и в Беларуси такие товары дешевле конкурентов на полках, но это повод для отдельного анализа. Сравнение по мясным продуктам, которые и утяжеляют любой магазинный чек, все еще видится не совсем корректным. К примеру, то, что в Беларуси продают как говядину, в большинстве зарубежных торговых сетей на прилавке просто не встретишь. Соответственно, их аккуратно упакованные стейки гораздо дороже нашей «длиннейшей мышцы». И в этом случае не жалко переплатить.
Поездка состоялась благодаря поддержке туристической компании «Аэротрэвел». Следите за новыми выпусками!
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by