Пока вы спали, главное событие года уже произошло. Четыре нуля испарились, новые деньги уже шелестят в банкоматах и обменниках. Путем рано просыпающегося белоруса мы отправились на их поиски. О том, как мы получали и тратили первые деноминированные рубли, читайте в нашем репортаже.
Читать на OnlínerВ 5 утра на вокзале пусто, только уборочные машины да редкие пассажиры. Возле обменников никого. Заходим. Уставшая кассирша сортирует новые деньги, которые появились здесь еще раньше (и даже монетки, которые нам сегодня официально не обещали).
Меняем $125. По новому курсу это всего-то 250 рублей. Кассирша дает одну купюру в 5 рублей, три монеты, а оставшуюся сумму выдает банкнотами по 10 и 20 рублей.
— Новенькие, чистенькие, их еще никто не трогал, без микробов, — шутит кассирша.
Новые деньги жгут карман — их надо срочно начинать тратить.
— О, евро тяжелее, — говорит таксист, рассматривая новенькие двухрублевочки. — А деньги какие, ужас! Скользкие и пахнут как-то странно.
И правда, у новых белорусских денег довольно специфический запах. А еще они скользят и хрустят.
— Но сдачу я вам пока старыми дам, — предупреждает таксист. — Нашими родными старыми.
В переходе вокзала мигает автомат с кофе, какая-то женщина ждет, пока наполнится стаканчик. Пытаемся купить кофе, но автомат монеты пока не принимает.
— Не берет, — сонно констатирует женщина.
— Ой, а вы не подскажете, сколько это? — протягиваю ей двухрублевые монеты.
— Это, гм, — задумывается женщина, разглядывая желтенькие монетки. — Девушка, это у вас 2 тысячи. Ведь три ноля отбрасывают. Так вот эта монета — 2 тысячи старыми. У вас сейчас в руке 4 тысячи. Но этот автомат с новыми купюрами не работает.
(Еще раз — будьте сегодня внимательны и ни в коем случае не тормозите!)
Остаюсь без кофе. Что ж, попытаем счастья с новыми деньгами в продуктовой точке на вокзале.
— Молодой человек, я что-то не поняла, сколько это денег? — спрашиваю у парня с рюкзаком в очереди.
— 40 тысяч, — без запинки отвечает он.
Прошу у продавца воду и жвачку.
— 9800, — называет она старую стоимость.
— Этого хватит? — протягиваю ей две двухрублевки.
— Ой, это у вас 8 копеек. Нет, — смутилась продавец.
— Хватит-хватит, — закричали из толпы. — Один рубль — это ж 10 тысяч.
Продавец полезла сверяться с таблицей.
— Да, это 98 копеек, хватит, — согласилась она и выдала сдачу.
У железнодорожных касс утром хорошо и прохладно. Может быть, нам сгонять в Могилев? А почему бы и нет! (на самом деле нет — просто надо тратить деньги).
— Вы старыми или новыми будете рассчитываться? — спрашивает прогрессивный кассир.
— Новыми!
— О, у вас уже новые деньги! — сразу двое пассажиров подходят ко мне. — А дайте посмотреть!
— Как будто пластиковые, скользкие какие-то, — делятся первым впечатлением они. — На евро похожи и пахнут как-то странно (ну, простите), знаете.
— С вас 12 рублей 80 копеек, — говорит кассир и забирает мою двадцатку. И сдачу выдает старыми.
— А новые где? — разочарованно протягивает очередь.
— Вот когда нанесете нам новых, тогда и будем давать, — кассиры в своем репертуаре.
В «МакДональдсе», куда мы пришли за первыми рублевыми бургерами, на нашу новую десятку сбежались все менеджеры и продавцы.
— Смотри, нужно проверить подлинность, — показывает менеджер продавцу, как светить деньги в ультрафиолете.
— Ой, а покажите нам, — просим с фотографом. Кассир разворачивает аппарат. Оказывается, на новых деньгах в ультрафиолете светится только один квадратик.
— Шуршат странно, — прислушивается кассир.
— С вас 8 рублей 30 копеек, или 83 тысячи, — говорит кассир и дает нам новый чек. Сдачу здесь выдают по-прежнему старыми. — В обед будут новые деньги, тогда всю сдачу будем выдавать новыми.
Подсаживаемся к скучающим ребятам. Третьекурсники-экономисты Миша, Саша и Света коротают время до сдачи практики.
— Ждем вот девяти часов, — говорят парни из Брестской области (узнаем, что Саша из Столинского района, а Миша из Лунинецкого).
— Вы уже видели новые деньги?
— Ой, нет, покажите. У нас дома так все вчера бегали снимали деньги, — говорит Саша. — Карточки обнуляли. Бегали, истерили, что пропадут деньги, все 8 миллионов. Для нас это много.
— А что, прикольные, — щупают новые банкноты студенты. — На евро очень похожи, даже шелестят так же.
— А монеты — копия евро, — говорит Света. — Прям точно-точно такие. Очень прикольно, что у нас теперь свои монетки.
— Что будете делать с новыми деньгами, если вдруг сегодня получите?
— Повезем домой, чтобы родителям показать. У нас же непонятно, когда будут.
В магазине «Комвак» на Кирова — огромные очереди: люди покупают ссобойки на работу. Мы берем кефир за 45 копеек. Ну и как будто перепутали монеты и дали одну двухрублевку, а другую — в 2 евро. Кассир зависает.
— У вас три рубля здесь, правильно, как мне вас рассчитать? — волнуется женщина и зовет администратора.
— Ну, это три рубля, как сдачу давать? — склоняются над монетами они. В кассе, как мы видим, только старые купюры. Очередь покупателей вырастает молниеносно.
— Никак не выходит же. Нету новых денег. А мы обязаны ведь [на самом деле не обязаны — прим. Onliner.by].
—Это вообще наша монета? — берет одна из кассирш белорусский рубль.
— Вроде наша, — переговариваются в магазине.
Стоим пять минут, 10. Очередь не движется,
— Ладно, — не выдерживает фотограф и достает старые купюры.
А теперь идем избавляться от старых денег. Это можно сделать в кассах Нацбанка на Толстого, 6.
Еще вчера регулятор предупреждал, что старые купюры можно будет обменять на новые уже с 10 утра.
Говорим возле ворот, что пришли менять деньги. И нас пропускают. В фойе уже очередь из человек 6—7.
— Мы вендингом занимаемся, монеты нужны для перепрограммирования, — говорят трое мужчин.
— Я вот коллекционер, — говорит рыжеволосая дама. — У нас есть клуб во Дворце железнодорожников, там мы каждую среду и воскресенье собираемся.
— Так а что вы будете делать с монетами-то?
— Я приду, распакую пакет, разложу их, надену перчаточки и выберу лучшие. Потом рассмотрю и положу в альбом, — с упоением рассказывает дама. А возле кассы какая-то женщина упаковывает пакеты монет в две увесистые сумки.
Она отходит, к кассе приглашают нас.
— Идите-идите, всего хорошего, — машет рукой дама с рыжими волосами.
— Итак, девушка, что меняем? — спрашивает кассир.
Мы специально взяли 7 миллионов, чтобы купить купюру в 500 и 200 рублей.
Но их в банке не оказалось.
— Нет пока. Звоните. Как только наберется достаточное количество заявок, их подвезут. Вы же сами подумайте, это пачка в 100 купюр. Это 500 миллионов рублей. Зачем, чтобы они у нас валялись?
Нам выдают купюры в 100 и 50 рублей. Красными копейками насыпают рубль — 10 старых тысяч.
Двушками меняют пять сиреневых тысяч.
— Ой, монеты очень липнут, считать тяжело, — жалуется кассир.
Полчаса мы разбираемся с новыми деньгами. И вот увесистый кошелек готов. Копейки, рубли и банкноты — почти весь номинальный ряд.
Но мыслей найти самую крупную купюру в 500 рублей мы не оставили. После очередного звонка в Нацбанк выяснилось, что пятисотку в кассы таки завезли!
— Мы закрываемся в 15:00, вам нужно поторопиться, — объясняют в Нацбанке. На часах 14:30. В банке мы оказываемся в 14:50. Нас едва пропускают, но все же две купюры мы все-таки обмениваем.
Гештальт завершен, как говорится. Потратить все за день, конечно, не удалось. Теперь остался единственный вопрос: где хранить столько налички?
* * *
Напомним, обслуживать карточки банки перестали 30 июня с 22:00—23:00. По информации Национального банка, уже к 9 утра банкоматы всех банков должны работать. А вот новые деньги можно будет снять далеко не во всех из них.
Купюры образца 2009 года, как мы помним, привезли только в каждый третий банкомат страны. Единственным банком, который заявил, что 1 июля попробует загрузить новыми деньгами все свои банкоматы (а их больше тысячи), был «Беларусбанк».
— Это сложная и амбициозная задача, но мы постараемся выполнить ее, — отметили в пресс-службе банка. Однако карточки и банкоматы «Беларусбанка» начнут работать с 8 утра.
Правда, несколько банков все же решили стартануть раньше и загрузить банкоматы новыми деньгами до указанного Нацбанком срока. Это «Банк Москва-Минск» и «БелВЭБ». Они собирались запустить работу карточек с 6 утра и обещали, что с этого времени в банкоматах уже можно будет снять новые деньги.
С 7 утра запустить операции по карточкам и работу банкоматов с новыми деньгами собрался и «Альфа-Банк». А уже с 8 часов начнут подтягиваться и другие банки.
Лайфхаки в день «Д»
Сегодня нам всем предстоит тяжелый день: карточки могут не срабатывать и списывать странные суммы, нули на балансе могут и вовсе не отобразиться. Какие критичные ситуации могут возникнуть и что при этом делать?
У меня со счета пропали деньги. Куда звонить?
Если утром вы проверили баланс и не обнаружили на карте денег или увидели абракадабру, не спешите паниковать. Банки предупреждали, что 1 июля в системах возможны сбои. Просто выдохните и попробуйте еще раз.
Если абракадабра повторяется и вы уже переживаете, позвоните в кол-центр своего банка. Но помните, что во многих банках заблокировать карт-счет в первый день будет невозможно по техническим причинам.
В крайнем случае можно позвонить в контакт-центр Национального банка. Получить необходимые консультации можно будет по телефону в Минске 306-00-02 с 9:00 до 17:00 как в пятницу, 1 июля, так и в выходные дни — 2 и 3 июля 2016 года.
До какого времени будут проблемы с карточками?
Пока большинство банков прогнозируют сбои в системе до 4 июля включительно. Планируется, что к 10 утра все карточки начнут работу. А вот интернет-банкинг, мобильный банкинг и другие сервисы запустятся гораздо позже. И, скорее всего, в первые дни они будут давать сбои.
А если у меня срок оплаты кредита 1, 2 или 3 июля, что делать?
Многие банки разрешают своим клиентам осуществить такие платежи 4 июля без пени. Уточните, что предлагает ваш банк.
Где можно снять новые деньги? А монеты?
Адреса банкоматов с новыми деньгами есть на сайте вашего банка. Заходите, смотрите и после 10:00 идите снимать хрустящие рубли. Также поменять старые деньги на новые можно будет в кассах Национального банка по адресу ул. Толстого, 6.
— Мы начнем обмен примерно в 10 утра, — объяснили кассиры по телефону.
Но вообще-то, бежать сломя голову, чтобы поменять деньги, не нужно. Старые купюры будут иметь хождение вместе с новыми до конца года. А с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года включительно их можно будет менять в Национальном банке, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Беларуси.
С 1 января 2020 года по 31 декабря 2021-го включительно старые деньги на новые можно будет обменять только в Национальном банке. Недействительными старые деньги будут считаться с января 2022 года.
Можно ли покупать продукты старыми и новыми деньгами или нужно давать сумму только в новых деньгах?
Можно. Конечно, для продавцов и вас самих это будет довольно сложно. Но и старые, и новые деньги признаются равными средствами расчета. Как мы уже писали, для того чтобы не путаться в деньгах, можно скачать на смартфон приложение «Деноминация» или купить специальные стереокарточки. К слову, ценники в магазинах будут оставаться с двумя ценами еще полгода, поэтому привыкать будет не так сложно.
Что делать, если не хотят рассчитывать карточкой? А если на новые купюры смотрят подозрительно и отказываются брать?
Никто не имеет права отказывать вам в услуге из-за страха перед деноминацией. Если вам отказывают, можете жаловаться в Минторг. Список телефонов — здесь.
Но если ситуация не принципиальная и вы можете рассчитаться старыми наличными деньгами, сделайте это. Постарайтесь отнестись к этому спокойно. В случае с карточкой магазины и продавцы боятся быть виноватыми в сбоях, которые могут произойти в банковской системе. С новыми деньгами все еще сложнее: купюры, как и монеты, до сих пор никто не видел. И отличить подлинную банкноту от фальшивой пока очень сложно.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by