Прямо сейчас в минском арт-пространстве «Верх» собрались десятки людей, которые без лишнего пафоса или неуместной иронии относятся к такому понятию, как зависимость. Облюбованная столичными хипстерами площадка на сутки стала эпицентром социальной жизни. «Марафон не-зависимости» начался сегодня в 12:00 и продлится вплоть до полудня завтрашнего дня. Готовы посмотреть в глаза настоящим проблемам, узнать неприглядные стороны нашей действительности, выслушать горькие, но правдивые истории? Подключайтесь! Onliner.by ведет прямую трансляцию марафона.
Читать на OnlínerМарафон — это не указ сверху, не вымученная инициатива чиновников, а искренний порыв души тех, кто столкнулся с зависимостью в своей жизни, преодолел ее и хочет помочь другим. Стартовал марафон с эмоционального выступления телеведущей Тамары Лисицкой. Вместо пустых слов о том, как все плохо, она назвала несколько конкретных впечатляющих цифр: «Водка в Беларуси дорожает в 2016 году в пять раз медленнее детских молочных смесей. По данным Всемирной организации здравоохранения, наша страна занимает десятое место в мире по употреблению алкоголя. Только 10,6% белорусов вообще не употребляют алкоголь».
На самом деле зависимость — это не только водка или наркотики. Зависимость от интернета, внешней красоты, кубиков пресса, другого человека в отношениях — все это не менее печально. Да, безусловно, организаторы понимают, что за одни сутки «Марафона не-зависимости» наша страна не излечится от таких проблем. И все-таки круглосуточный марафон — уникальная для Беларуси инициатива, ничего подобного прежде у нас не было. Одно это заслуживает уважения.
UPD.
Дискуссию о зависимости начали те, кто находится на линии огня — представители общественных организаций, которые ежедневно работают с алкоголиками и наркозависимыми. Все они занялись сложным делом не просто так — каждый пережил личную беду. Например, Виталий Пашкевич в течение 12 лет решал собственную проблему с алкоголем. Сегодня ему есть что сказать людям:
«Я подключился к работе центра реабилитации „Анастасис“ в 2010 году и первые два года сталкивался с непробиваемой стеной наших государственных структур. Два раза я записывался на встречу с заместителем премьер-министра по социальной работе Натальей Кочановой, мне обещали, да, вы встретитесь, вам перезвонят, но воз и ныне там. Я не хочу говорить ничего плохого про государственную наркологию, я сам проходил ее 12 лет. Она не работает! — убежден Виталий Пашкевич. — Моя идея — сделать зону трезвости, свободную от продажи алкоголя. Слава богу, председатель Слонимского райисполкома слышит меня. ЛТП — это система наказания, система тюрьмы! А центр реабилитации — это лечение, возвращение в социум. <…> До 26 лет я был мастером спорта, ничто не предвещало беды. Но в 28 лет алкоголь совсем разморил мою жизнь. Мне стала неинтересна работа, неинтересны друзья. Я помню, один корреспондент спросил у меня: „Как понять, алкоголик вы или нет?“ Сейчас я знаю ответ: алкоголик вы в том случае, если вы пьете и вас что-то беспокоит, тревожит».
«На этот счет есть очень точные критерии, — подключилась к разговору представитель общественного объединения „Пробуждение“ Инна Колосовская. — Для этого нужно ответить на четыре вопроса. Вы когда-нибудь хотели уменьшить количество потребляемого алкоголя? Вы слышите упреки от родственников или друзей из-за потребляемого вами алкоголя? Вы когда-нибудь похмелялись? У вас возникало чувство вины за содеянное? Если ответ хотя бы на один из этих вопросов „да“, то вы алкоголик».
«Меня часто спрашивают, что делать, чтобы ребенок не пил, — поддержал тему представитель „Здорового выбора“ Владислав Ковров. — Я так понимаю, что читатели Onliner.by — это в основном люди, у которых уже есть свои дети. Так вот, в первую очередь я обращаюсь именно к вам, родители. Нужно прививать детям культуру естественного удовольствия. Найдите время сводить ребенка на танцы, найдите время похвалить его за это. <…> Что касается взрослых, в 2015 году мы открыли мини-предприятие по изготовлению гипсовых фигурок в Смолевичах. Там работают пять человек с алкогольной зависимостью. Это фактически как психологическая группа для них… На корпоративах у нас только крепкий чай в красивых кружках» [смеется — прим. Onliner.by].
О своей беде — ситуации с наркозависимостью — кратко рассказала руководитель общества «Матери против наркотиков» Ирина Лукьянович:
«Мы одни из первых подняли в Беларуси проблему наркопотребления. Сейчас у нас уже 22 отделения по всей стране. Конечно, проблему нужно решать, в первую очередь, в семье. Мы учим детей, как сказать „нет“, не испытывая чувства вины. Самое эффективное „нет“ — это сказанное вслух без всяких оправданий. Твердо, не убегая и не оправдываясь перед человеком. <...> Мы выживаем за счет пожертвований. Пребывание в месяц у нас стоит $100 в эквиваленте, но это просто деньги за питание, которые дают родители, а сама реабилитация — бесплатная», — объяснила Ирина.
«Честно скажу, что я не собиралась сидеть на пресс-конференции и отвечать на вопросы. Но все-таки я здесь. Почему? Для того, чтобы не только говорить о проблемах, но еще эти проблемы решить, — говорит организатор марафона, представитель общественного объединения „Звено“ Татьяна Яворская. — Есть конкретные предложения, которые мы предлагаем обсудить представителям МВД, Минобразования, депутатского корпуса. Эти предложения действительно могут изменить ситуацию в стране. Я лично занималась приглашением представителей власти на сегодняшнюю дискуссию. Например, Министерство труда и социальной защиты не считает это своей проблемой. Мы прошли несколько кругов ада по телефонным номерам в Министерстве образования, но никто так и не вышел на связь. Депутаты Светлана Шилова и Дмитрий Шевцов тоже никак не заинтересовались обсуждением этих проблем. Только МВД собирается прийти и обсудить с нами те предложения, которые были сделаны. Что мы предлагаем? Например, ввести ограничение на доступ к алкоголю в ночное время, еще — запретить продажу алкоголя и пива возле детских и школьных учреждений в радиусе 200 метров. Все инициативы висят в разделе „Открытое обращение“ на сайте marafon.onliner.by».
Чувствуется, что представители общественных организаций действительно разозлились на безответственное молчание чиновников. Татьяна Яворская пообещала, что в течение ближайших 24 часов она будет прямо в студии звонить белорусским депутатам и работникам министерств. Откажут ли они в помощи в прямом эфире? Следите за развитием событий вместе с Onliner.by.
UPD.
К дискуссии подключились представители госструктур — МВД, Минобразования и РНПЦ психического здоровья. План заключался в том, что разговор за одним столом поможет общественным организациям и государственным работникам услышать друг друга. Увы, пока что ситуация не меняется. С проблемой зависимости все справляются разрозненно, не всегда прислушиваясь к мнению друг друга.
«Я вам сейчас покажу, что такое социальное партнерство, когда оно реально существует. В Польше оно заключается в том, что более 200 реабилитационных наркологических центров по всей стране финансируются государством, но управляют ими общественные организации. Государство оплачивает аренду, выделяет зарплату сотрудникам. Вот что такое социальное партнерство! — привел реальный пример заведующий 21-м наркологическим отделением РНПЦ психического здоровья Владимир Иванов. — Вообще, велосипед изобретать не надо. Во-первых, нужен возрастной ценз — покупка алкоголя и табака только с 21 года. Во-вторых, повышение акцизов на эти товары. Плюс грамотное информирование населения с самого раннего возраста, чуть ли не с детского сада. Мы не можем изъять эти вещества из нашей жизни полностью. Значит, мы должны объяснять детям, как жить в мире, наполненном этими веществами».
«Все эти предложения уже не первый год муссируются в нашем обществе. МВД всегда поддерживало и будет поддерживать такие инициативы. Но законодательной властью органы внутренних дел не обладают. Это вопрос к органам местной власти. Мы работаем с теми лицами, которые совершают преступления. Наша деятельность более специфическая, более узкая. Говорить, что только МВД что-то делает, а все остальные стоят в стороне — это неправильно. Заинтересовано бороться с этими проблемами не только Министерство внутренних дел. <…> По моему мнению, у нас огромный потенциал государственных медицинских учреждений. Зачем ломать эту систему? Почему именно общественные объединения должны этим заниматься?» — задался вопросом заместитель начальника управления профилактики МВД Сергей Красуцкий.
«По моим ощущениям, как человека, который работает с больными, благодаря МВД ситуация со спайсами и героином действительно улучшилась. А вот что касается огромного потенциала государственных медицинских учреждений… Поймите, реабилитация — это не медицинское дело! Врач там не нужен! Нужен социальный работник. Мы более десяти лет говорим о том, что Совет министров должен принять положение о реабилитационном центре. Этот документ не могут принять Минздрав и МВД. Почему мы более десяти лет об этом говорим, а положение до сих пор не принято, я не знаю!» — констатировал представитель РНПЦ психического здоровья Владимир Иванов.
«С учетом распространения спайсов в Беларуси был принят Декрет №6, который позволил радикально изменить ситуацию. Профилактика организована, и она достаточно эффективная. Но дополнительные ресурсы в виде общественных организаций не помешают. МВД делает свою работу активно и качественно. <…> Нужна ли нам помощь? Да, нам нужна помощь. Сообщите нам фамилии тех, кто поставляет наркотики на территорию Беларуси», — обратился к слушателям марафона сотрудник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Андрей Солодовников.
Ирина Лукьянович, председатель организации «Матери против наркотиков», с надеждой обратилась к сотрудникам МВД: «Мы не оставляем надежду на то, что в нашем государстве появится закон, который позволит людям, страдающим наркозависимостью и не совершившим тяжкое преступление, решить корень проблемы. То есть преступление — это не причина. Причина кроется в зависимости. Мы хотим дать тем людям, которые находятся под следствием или осуждены за нетяжкие преступления, возможность отсрочить наказание или вообще отменить его, поехать на реабилитацию. <…> Люди просто не образованы. Они не понимают, как вести себя с зависимыми людьми. Хотя бы общее понимание об этом стоит включить в школьную программу».
Честно рассказала о существующей проблеме и представитель Министерства образования — преподаватель РИВШ, психолог Виктория Хриптович: «Проблема зависимости очень актуальна для Министерства образования. Но я слабо верю, что она разрешится положительным образом. У нас на тысячу школьников порой приходится один психолог. Два человека в школе — психолог и социальный работник — не могут охватить все параллели, все классы. Хотелось бы, чтобы появился отдельный специалист, который займется только этим направлением [профилактикой зависимости. — Прим. Onliner.by]».
Представитель «Пробуждения» Валентина Турлюк красочно описала еще одну проблему, мешающую предпринимать активные действия, — это бедственное положение общественных организаций. Самая большая головная боль и источник затрат — аренда помещений. Как выяснилось, это очень сложно — добиться льготного коэффициента арендной ставки.
«У нас сейчас коэффициент — 0,5, он действует до августа. Над нашей организацией опять повис дамоклов меч о существовании или не существовании. Потому что очень большие суммы идут на оплату помещения. Из-за финансовых проблем уже прекратила свое существование группа для созависимых», — призналась Валентина Турлюк.
Она дала серьезный совет белорусам. «Пожалуйста, родители, которые готовят выпускной бал: не ставьте спиртное на стол своим детям! Это именно мы, взрослые, допустили разгул психоактивных веществ в 90-е годы. Запрет на продажу алкоголя в ночное время нужно обязательно восстановить», — убеждена представительница «Пробуждения».
UPD.
В непростых жизненных ситуациях, когда из-за зависимости рушится целый мир, люди ищут спасение не только общепринятыми способами. Одних спасает вера, других — редкие методики. Журналист и ведущий Илья Малиновский поговорил с гостями «Марафона не-зависимости» о нетрадиционных медодах исцеления.
Представители программы «Реформация», бывшие наркоманы Елена Котельникова и Алексей Амельченя, не стесняются показывать свои лица. За плечами у них уже много лет свободной от наркотиков жизни, и выбор этих людей может вдохновить многих.
«Когда я был зависим, то испробовал все способы лечения, от традиционных до мифических. Но в какой-то момент я понял, что есть что-то, кроме человека. Что-то высшее. В тот момент я четко увидел свою разрушенную жизнь. Я решил искать путь. Люди, через которых действовал Бог, открыли мне, что есть только один путь для спасения человека — путь, который положил Бог. Божье слово проверено годами, тысячелетиями», — считает Алексей Амельченя.
«Я бывшая зависимая. Сейчас я уже 13 лет как свободна от наркотиков. Наша программа — это духовная реабилитация. Врачи, госструктуры — это прекрасно. Но нельзя вылечить человека, не исцелив ему душу, — убеждена Елена Котельникова. — Мы обращаемся к Библии, к Священному Писанию, и это на самом деле работает. Первый шаг — это признание своего бессилия и обращения к Богу. Даже министр здравоохранения России сказал в эфире РТР: „Наркоманам может помочь только Бог“. И это правда. <…> Программа нашей реабилитации по времени занимает полтора года. За помещение мы платим из своих карманов, все это на добрых началах, чтобы помочь как можно большему количеству несчастных, страдающих людей. Принцип десятого шага: ты сам исцелился — и помогаешь другим людям. Живешь не только для себя».
У круглого стола «Марафона не-зависимости» представителей программы «Реформация» сменили врач первой категории, автор метода ПМР-стимуляции Александр Авин и руководитель республиканского общественного объединения «Трезвенность-Оптималист» Валентин Толкачев.
«У меня самого зависимостей не было. Многие мои коллеги считают, что это неприемлемо для врача — выпивать или курить. Как пациент может доверять прокуренному, багровому от пьянок врачу? — рассуждает Александр Авин. — Я сторонник того, чтобы алкоголь заканчивали продавать в девять-десять часов вечера. Да, это не панацея. Матерый алкоголик найдет себе выпивку. Но нам же важнее думать о молодых людях, которые погуляли, а потом уже поздно: пора расходиться на учебу, на работу. Во всем мире доказано, что алкоголизация населения уменьшается, если спиртное не продается после 22:00».
О своем методе лечения алкоголиков, десятки которых каждый день проходят через руки Александра Авина, врач говорит лаконично. К чему здесь пространные разговоры? Нужно приступать к действиям.
«В чем состоит мой метод? Во-первых, нужно определить уровень зависимости. После этого начинается лечение. Оно комплексное — и физиологическое, и психологическое. Я нейрофизиолог, я занимаюсь нейрофизиологическими аспектами депрессий, зависимостей. Ведь если человек не будет принимать эти вещества — наркотики и алкоголь, то он впадет в глубокую депрессию. Нужно с этим работать на всех уровнях так, чтобы человек в итоге чувствовал себя комфортно и спокойно смотрел на алкоголь и наркотики, чувствовал свободу от них», — поясняет медик.
«Человек имеет право упасть, но он обязан подняться. В любой методике человек должен прежде всего желать. Когда человек приходит на мою группу, я спрашиваю: „Мужик, чего ты притопал?“ — „Ну, я бы хотел…“ — „Кто ты? Куда идешь? Какая твоя мечта?“ — спрашиваю я. Вот в этом вся суть. Нужно знать, в чем ваша мечта и куда вы стремитесь, — убежден представитель объединения „Трезвенность-Оптималист“ Валентин Толкачев. — Уже около 40 лет я абсолютно трезвый, и в этом мне помог великий человек Геннадий Шичко. Я дал ему слово, и с первого июля 1979 года я абсолютно трезвый человек. Наше объединение продолжает дело Геннадия Андреевича, мы издаем учебники. Это важно — быть в среде единомышленников, а не получить укол от нарколога, а потом возвращаться к своим пьющим друзьям. <…> Я всегда говорю студентам на публичных выступлениях: хочешь стать дебилом — отравись немножко пивом. Вот какая проблема! Алкоголь разрушает мозги. В состоянии опьянения у человека интеллект опускается до уровня животного. Я не понимаю, почему у нас отменили ночные запреты на алкоголь. Это ведь было очень действенное решение. Нам нужна трезвая молодежь, а для этого нужны трезвые учителя, трезвые врачи. К сожалению, таких учителей — кот наплакал. А ведь молодежи нужны примеры — яркие, сочные. Кто будет кормить пенсионеров, если запьет молодежь? „Как вы хотите требовать от детей трезвости, если сами пьете и курите?“ — говорю я родителям во время публичных выступлений. Только личный пример может изменить ситуацию!»
«Марафон не-зависимости» продолжается. Впереди — живые истории анонимных алкоголиков и весьма интересный эксперимент с добровольцем. Известный столичный тусовщик, медийная персона Андрей Коровайко согласился выпить водки в прямом эфире. Рядом с Андреем будет сидеть врач хоккейного клуба «Динамо» и постоянно замерять состояние «подопытного». Каждые 30 минут в прямом эфире ведущие будут отслеживать самочувствие добровольца. «Сколько именно водки выпьет Андрей, я не знаю, — улыбается организатор марафона Татьяна Яворская. — Следите за необычным экспериментом на нашем сайте и на официальном YouTube-канале Onliner.by».
А мы напоминаем, что марафон будет длиться еще много часов, вплоть до 12:00 27 мая. Александр Кулинкович расскажет о связи творчества и нейростимуляторов, приглашенные эксперты поговорят о зависимости в еде и о трудоголизме, на вопросы о спорте ответят бесспорные герои 2015 года — футбольная команда «Крумкачы», а Анна Бонд поговорит с сексологом о любовной и сексуальной зависимости. Следите за трансляцией Onliner.by!
«Марафон не-зависимости» завершился 27 мая в 12:00. Дискуссии, которые длились целые сутки и даже самой глубокой ночью, закончились. Но ведь этот уникальный проект создавался не с целью «немножко поговорить». Самое главное — конкретные предложения общественных организаций. Все инициативы, включая введение запрета на торговлю алкоголем в ночное время, применение коэффициента 0,1 для аренды реабилитационных центров, запрет на продажу крепкого алкоголя и пива в радиусе 200 метров от школ, опубликованы в разделе «Открытое обращение» на сайте marafon.onliner.by.
Уставшие от 24-часового напряжения, но довольные серьезной проделанной работой, организаторы комментируют итоги марафона так: «Вчера мы разослали всем депутатам наши предложения. Сегодня перезвонили два депутата. Также к предложениям присоединились общественные объединения из Бреста и Полоцка. Марафон на этом не заканчивается — мы продолжаем работать для того, чтобы наступили системные изменения!»
Читайте также: