Давно не виделись: как развивались истории молодых бизнесменов — героев статей Onliner.by

Автор: Александр Владыко
03 февраля 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Какие бы волны ни раскачивали белорусскую экономику, среди нас всегда было много молодых и талантливых бизнесменов с идеями. В любые времена выпускники школ и студенты пытались доказать свое право на успех. Про некоторых из них мы писали. Те статьи полны максимализма и молодежного задора. Под ними хочется оставить единственный комментарий: молодцы, что пытаются. Но дальше мы читаем свежие новости, а успехи и неудачи вчерашних героев уходят в тень. Мы собрали пять историй о том, как сложились дела героев наших статей прошлых лет. Возможно, их советы помогут новичкам.

Читать на Onlíner

«Кофемашина» Романа и Павла: хотели создать сеть, но потом разошлись

Было. В 2013 году молодые ребята Роман и Павел, едва разменяв третий десяток лет, независимо друг от друга придумали заниматься кофейным бизнесом на колесах: купили по автомобилю, оборудовали кофемашинами и в отсутствие законодательной среды пытались наладить продажи горячего напитка на улицах. Однажды они встретились в исполкоме и решили объединить усилия, положив начало сети Smile Coffee.

«Пока что нам разрешили торговать в трех точках Минска, но расположенных в не самых лучших для этого бизнеса местах. Обещают, что после эксперимента на нас город примет решение. Мечтаем довести количество автомобилей хотя бы до десятка», — говорили ребята.




Стало два года спустя. Оба молодых предпринимателя сначала приняли у города три предложенных места. Но остановились на них ненадолго.

— По факту все места были для нашего бизнеса никакие, и мы ничего не заработали. После этого в исполкоме сказали, что другие площадки будут продаваться на аукционах. Мы поучаствовали в 5—6 из них, но нигде не стали победителями: места продавались по 150—200 млн рублей — на тот момент космические для нашего бизнеса суммы, — вспоминает Роман. — За такие деньги город продавал право аренды на весь год, кроме зимнего периода. Как раз в это время активизировались еще желающие открыть кофейню на колесах. У многих даже не было машины, но они вступали в аукцион и побеждали.

Упершись в финансовую стену, Павел и Роман проявили предпринимательскую гибкость, которой так не хватает крупному бизнесу, и решили сменить тактику.

— Раз стационарные места на улицах так дороги, то мы сами поедем к покупателю, — объясняет Павел. — Мы решили выходить на торговые центры и массовые мероприятия. Стояли возле «Скалы», «Риги», в «Ждановичах». Ездили в «Силичи». Честно? Заработанных денег хватало.


В прошлом году Павел и Роман разошлись. Говорят, что близкими друзьями они не стали, а как партнеры начали смотреть на развитие бизнеса по-разному. Так как у каждого было по машине, на них и разъехались.

— Никаких обид нет, ситуация банальна и проста: не смогли прийти к компромиссу. Может, повезло, что компания маленькая и делить было нечего, совместных активов не нажили. Теперь у меня новый партнер, с которым мы управляем уже тремя машинами, — говорит Роман. Его новая компания называется Coffee Wanted.

Роман остается в кофейно-мобильном бизнесе, но настроение у него очень осторожное.

— Помогает заработать то, что за годы практики поняли некоторую специфику. Но в этом году настроение не очень: погода не зимняя. Сам сегмент не стал конкурентнее, но и большой перспективы не вижу: многие подходят, видят цену от 20 тыс. до 45 тыс. за порцию кофе и уходят. Не самый актуальный бизнес для сложного периода времени. Верните меня на два года назад — не начинал бы.



Павел совсем недавно продал свой кофемобиль вместе с юрлицом и всеми секретами, поэтому настроен иначе.

— После того как мы с Романом разошлись, я пару месяцев поработал самостоятельно. Могу сказать, что кофе пили, пьют и будут пить. Сейчас многие жалуются, но я не могу сказать, что мое дело сильно страдало. Тем более мы смогли наладить работу с поставщиками кофе белорусской обжарки — девальвация рубля ударила не так сильно.

О двух ушедших годах Павел не жалеет.

— Риск был, как и в каждом деле, но он оправдался. Мне везло с людьми, в том числе и с Романом. Сейчас работаю над новым проектом в сфере торговли.


Роман из Моргов: альтернативная форма жизни


Было. В мае 2014 года мы побывали в гостях у 24-летнего Романа в глухой деревне Морги. Туда герой переехал из Москвы, где оставил перспективный бизнес. Говорил, что понял бессмысленность гонки за деньгами. Зато увидел настоящую цель — найти альтернативу привычному для городского человека укладу жизни, жить на земле, в природной среде, в комфорте, сохраняя свободу действий и свободу перемещения.

Планов у семьи Романа было столько, что без помощи никогда не одолеть:

— Сначала мы привлекали наемных работников. Не вариант! Пришли к тому, что к проекту надо привлекать людей, которые хотят жить на земле. Недавно на поселение приехала первая семья из Солигорска. Это наши соратники. Муж будет заниматься посадкой растений, курировать закладку питомника, жена возьмет под контроль поварское дело, реализацию на продажу молочной продукции. По моим подсчетам, для обеспечения всего проекта на 300 гектаров нужно пять семей.




Стало почти два года спустя. Роман счастлив и продолжает фонтанировать идеями.

— Хозяйству уже пятый год. Получается, что я нашел свое дело, которое мне по душе. Правда, не сформулировал пока, что именно мне по душе, — смеется Роман. — Некоторые люди занимаются только туристами или, например, овцеводством, а у нас много всего.

Пять семей для создания коммуны семье Мельниченко найти не удалось. Та семья, что приехала, изменила свои планы и теперь живет в нескольких километрах.

— Мы взаимодействуем с ними, может, еще придем к чему, — рассуждает Роман. — В 2014-м увлеклись приемом туристов, но при этом мало что успели сделать из запланированного, поэтому в прошлом году изменили стратегию.

Наш герой разместил на двух мировых площадках объявление о приеме волонтеров по экологическому направлению. И люди поехали: работа в обмен на жилье, еду и чистый воздух.


Сколько сейчас земли в хозяйстве Романа, сам он сказать не готов: много находится в процессе регистрации. Но и «зоопарк», и количество предлагаемых услуг удивляют.

— Подросли собаки — в выходные участвовали на соревнованиях по гонкам в упряжках… Да многое сделали. Но мне хочется больше и больше, и потенциал эффективности уже созданного заставляет улучшать и переделывать снова. Сейчас закладываем питомник с дикорастущими и садовыми деревьями. Развиваем альтернативную энергетику: заканчиваем работу над ветряком в форме лепестков роз. У него очень высокий КПД, такие работают только в Европе. Нужно построить еще несколько легких домов, экологическую систему канализации, доделать подземную баню, которая будет топиться по-черному. Чтобы люди больше знали о нас и понимали, стали снимать видео в своем блоге.





Нам, как и самому Роману, по-прежнему сложно оценить масштабы его идей. Все похоже на историю о Робинзоне Крузо: натуральное хозяйство на базе совмещения современных знаний с экологией. Инвестора Роман нашел — и не одного. Но отказался: говорит, что не нравятся те результаты, которые получаются при коммерциализации идеи.

— Я рад, что пошел этой дорогой, оптимизма у меня не поубавилось. Наоборот, самые тяжелые этапы позади. Теперь есть больше понимания, обратной связи — оттого и скорость выше.

Молодые предприниматели, которые оставили учебу, чтобы к 22 годам стать миллионерами


Было. Егор Залецкий и Иван Сухамера успели разочароваться в высшем белорусском образовании уже на первом курсе и бросили это дело после второго семестра. 20-летние парни рассказывали, что современная экономика и бизнес меняются так быстро, что предлагаемые вузом знания уже устарели: «Университеты учат работать, а не зарабатывать, так что этот вариант не для нас». Обычно таких посчитали бы пижонами и зазнайками, если бы к своим годам ребята на заработали сумм, о которых большинство белорусов слышат при объявлении размеров джек-потов любимых лотерей.

— «Кликми» обязательно станет трендом. Это работает по всему миру начиная от Китая и заканчивая США, — объяснял Егор суть нового дела — интерактивные планшеты в сиденьях такси. — Мы ведем переговоры с иностранными инвесторами, и в случае успешного запуска в Минске коллеги по акселератору предложили нам открыть филиал в Каире. В планах — продавать франшизу по СНГ и Среднему Востоку. Будем и там крутить интерактивную рекламу на планшетах в такси. Это станет только одной частью будущего холдинга.

Стало полтора года спустя. Егор сейчас живет в Нью-Йорке, Иван — в Варшаве.

— Если честно, миллионером к 22 годам стать пока не совсем получилось. Хотя стремления не убавилось, — рассказывает Егор. — Недавно, кстати, попалась на глаза статья про нас: сейчас бы чуть снизил градус максимализма, но в целом… По поводу университетов считаю так же: мало пользы. Я не учился в Европе, Америке, поэтому не могу говорить за все образование в целом. Но что половина Кремниевой долины построена людьми без диплома — это факт.


Иван сейчас учится в Варшавском университете высшей психологии.

— Мое мнение осталось прежним: критическое большинство белорусских вузов не соответствуют мировому уровню (БГУ, БГУИР, БНТУ — скорее исключения, чем правило). Министерству образования есть над чем работать. Приведу пример: на многих занятиях в европейских университетах естественно обсуждать трендовые мировые новости, в белорусских же вузах упор делается на старую, зачастую вовсе неактуальную теорию. Вы можете бросить в меня камень, но мое мнение таково: нашу родину не вывести на мировую арену без помощи квалифицированных специалистов с зарубежным образованием и знанием нескольких иностранных языков. Даже если все сказанное мной утопично, скажу, что утопия — это то, чего на самом деле нет, но не то, чего не может быть.


Проект с «Кликми» у ребят не вышел.

— К сожалению, в настоящее время законодательная база нашей родины пока не готова к открытию данного высокотехнологичного проекта, — рассказал о причинах Иван.

После этого Иван уехал в Европу, а Егор остался в Минске. Ребята перестали быть партнерами, оставшись друзьями.

Последний год Егор занимался CPA-маркетингом — генерировал полезный трафик.

— Начал разработку собственной CPA-сети. Но потом хорошие времена вместе с курсом российского рубля сменились плохими.

Сейчас я нахожусь в Нью-Йорке. Скажу откровенно, что ехал всего лишь поглазеть, хотя и имел пару предложений по работе. Но когда попал в город, ощутил его ритм, увидел открывающиеся возможности, отношение людей друг к другу, менталитет, то появилось желание ознакомиться с рядом интересных идей, которые могут быть применимы для Беларуси.

Если это кого-то поддержит: я не отказался бы ни от одного дня из последних полутора лет. Но и советов по бизнесу у меня нет. Если вы ищете новые способы заработать, то вы уже на правильном пути.


Иван уверенно заявляет: цели остались прежними.

— Для миллиона время еще не пришло. Сила денег несколько переоценена. Если миллион — это самоцель, то можно украсть его и сесть с этим миллионом в тюрьму. Сейчас я в деле, которое приносит удовлетворение и стабильный доход, позволяющий не думать о деньгах. С прекрасной интернациональной командой специалистов мы разрабатываем технологию для рынка Virtual Reality.


Планы просты: построить дело, создать семью, принять непосредственное участие в продвижении белорусских технологий на мировой рынок. Если нужно научиться чему-то, то можно и наемным поработать, вопрос лишь в собственной оценке целесообразности такого шага.

— Получив международный опыт, что думаете о белорусском бизнес-климате как месте для старта?

— Мои результаты пока далеки от достижений множества людей, но я уверен, что успеха в бизнесе можно добиться в любой стране. Кризис может быть только в умах людей — и это главная проблема. Мы живем в эпоху глобальной коммуникации: никогда прежде человек не имел доступа к столь огромному хранилищу информации, никогда прежде не было возможно так легко общаться с другими людьми в любых частях света.

«Работайте 25 часов в сутки, и все получится»

В середине 2013 года 22-летний предприниматель Антон советовал читателям не бояться работы и новых дел.


— После окончания колледжа я примерно год проработал в банке и, несмотря на отличный коллектив и приличную для выпускника зарплату, чувствовал, что это не то. Хотелось заняться чем-то своим. Идея с рекламой в чехлах для маршруток — это не просто внезапно свалившееся на голову озарение. До этого были придуманы и опробованы десятки других, менее успешных начинаний. После того как стало ясно, что идея с чехлами будет иметь коммерческий успех, я подал в патентное бюро заявку на получение патента на полезную модель и только после этого вплотную начал реализовывать ее.

Спустя два с половиной года. Антон рассказывает:

— Бизнес продал полтора года назад. Считаю, что успешно. Строить все с нуля было интересно. А когда пик оказался достигнут, стало не так увлекательно, дело устоялось. К тому же предложили неплохие условия. Теперь занимаюсь продажей рекламы и маркетингом в Silver Screen. Никаких переживаний по поводу смены собственного дела на новую работу не испытываю. Сотрудничаю с прогрессивной и интересной компанией. Мой доход, как и прежде, напрямую зависит от результатов проделанной работы.

Минчане открыли суши-бар в Жодино, где нет конкурентов

Было. Полтора года назад двое 23-летних минчан решили не изобретать велосипед, а открыли в Жодино то, чего там не было, — суши-бар. Потом они расширили географию и стали возить суши в соседние Смолевичи и Борисов.

— 80% людей работают на БелАЗе, и наши заказы напрямую зависят от того, выдали сотрудникам зарплату, аванс или премию либо нет. С момента открытия у нас был один день, когда заказов не было вообще: задержали выплату. А потом я посмотрел, какие города есть в 20 километрах от Жодино — Борисов и те самые Смолевичи, — рассказывал один из учредителей Антон.



Стало. Бизнес выжил, но переехал.

— В сентябре прошлого года мы переехали в Борисов: этот город крупнее Жодино, к тому же подвернулся хороший вариант с размещением. У нас партнерские отношения с кафе «Привал» — на их территории и кухне мы делаем суши для гостей и доставки, — рассказал партнер Антона Никита, он же главный суши-мастер.


Антон и Никита работают вдвоем. Они не очень охотно говорят о набитых шишках.

— Из-за неопытности в Жодино доверили поддерживать бизнес человеку со стороны, решив взять небольшую передышку. А нас подвели. Поэтому всем начинающим бизнесменам я очень советую: всегда контролируйте свое дело, даже если доверяетесь, казалось бы, близким людям. Это бизнес.

Важно, что при этом Никита не говорит о разочаровании в бизнесе с партнерами.

— Вдвоем легче, потому что владелец бизнеса должен хотя бы по чуть-чуть разбираться в каждой теме. На это может не хватить времени. Если бы не было небольшой осечки, мы бы увереннее вышли на прибыль, а так потеряли время и деньги. Но даже ошибки — это наш бесценный опыт. Лучше всего набить шишки в начале: потери невелики. Кризис? Не преувеличиваем его значение. Страна же не умирает от голода. А когда у нас было все хорошо? Всегда надо подстраиваться. Наоборот, из-за падения цен на недвижимость теперь мы видим реальные варианты наконец выбраться со своим продуктом в Минск.



Читайте также:


Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by