Охотники за акциями — весьма многочисленная группа покупателей. Легко получая информацию о действующих в магазинах скидках, они ходят исключительно по «красным» ценникам, если необходимо, подстраивая свои вкусы под то, что продается. Для торговли это очень невыгодные клиенты. Но времена сейчас такие, что останавливаться в акционной зоне гипермаркета не зазорно даже тем, кто «в восхитительных штанах». Мы с пристрастием изучили, можно ли собрать месячную корзину, покупая продукты только по акциям. Оказалось, легко.
Читать на OnlínerПрофессионалы под словом «акция» подразумевают комплекс по продвижению товара: правильные места в торговых залах, выделение товара на полке, прилагающиеся или обещанные призы и подарки и, конечно, скидки. Для большинства из нас главную роль играет только последнее.
— Покупатели всегда отлично реагировали на скидки на «маячковые» товары — те, которые они регулярно приобретают и в ценах на которые хорошо ориентируются. Например, бананы, вареная колбаса, яйца или популярный стиральный порошок. На эти товары магазин и поставщик могли давать скидку на грани собственной нулевой прибыли, но за счет общего наполнения покупательской корзины все оставались довольны. Теперь времена изменились. Покупатель растерян, он видит бананы за 30 тыс. и уже не знает, что нормально, а что нет. Я бы не рекомендовала сейчас проводить привычным образом скидки в принципе, — считает Анна Заборонок. Сейчас она работает руководителем ТЦ «Мебельный мегамаркет домашний очаг», но до этого возглавляла проект «На недельку». Кроме того, продолжает вести бизнес-тренинги, поэтому знает, о чем говорит.
С другой стороны, решение оставить магазин без акций и скидок может ударить еще сильнее.
— Люди потеряли ориентацию, это верно. Но они все равно приходят и бегают глазами по полкам в поисках ценников со скидками, — рассказывает маркетолог одной из белорусских сетей. — Они не поймут, почему акции всегда были и вдруг пропали, и думают: пойду-ка в другой магазин.
— А что если развесить «красные» ценники и сделать символическую скидку в 100 рублей? Нам часто присылают такие фото.
— С возмущением, наверное, присылают. По закону на ценнике должны быть указаны старая цена, новая и размер скидки. На щедрое предложение в виде 100 рублей обидятся 9 из 10 покупателей. Тем не менее такое случается. В магазине десятки тысяч товаров, цены меняются каждый день. Бывали ситуации, когда товар на акции становился дороже, чем вчера был по обычной цене. Это значит, что сегодня поставщик привез его по новой: валюта подорожала, и импорт резко стал дороже. Такие ценники — не свидетельство коварства продавца, а отражение экономической ситуации в стране. Но покупатели помнят вчерашнюю цену, смотрят на актуальную акцию и чувствуют себя дураками. И все правы.
В сентябре прошлого года мы собрали корзину для богатых белорусов. Оказалось, что развернуться особенно негде: в месяц хватит 5,5 млн рублей плюс траты на сладости и алкоголь, чтобы элитно питаться.
Теперь давайте соберем корзину по низким ценам на акциях.
Скидки в торговых сетях прописывают не из социальной целесообразности, а с учетом интересов бизнеса. Поэтому сначала будем искать дешевые акционные товары из списка, утвержденного правительством, а потом посмотрим, чего нам не хватило.
Начнем с хлеба. И черный, и белый хлеб есть в акционных предложениях «Алми» и «Евроопта», но в первом случае эта пара обойдется на тысячу дешевле — берем «Пряный» за 6900 рублей и «Венский с кунжутом» за 7900. Еще дешевле (7500 рублей вместо обычных 8900) продается белый «Деревенский» хлеб в «Виталюре», но черного мы там, увы, не нашли.
Самая дешевая мука нашлась в «Рублевском» — всего 11 900 (цена без акции — 17 500) за 2 килограмма продукта из Полоцка.
Акционные макароны есть почти везде. Например, Barilla за 14 900 в той же сети, которая «к дому ближе, цены ниже». Но практичный покупатель поедет в «Евроопт», где пачка «Семейных» (900 граммов) стоит 8500 рублей.
В крупах все больше собственных торговых марок — когда производитель делает партию под конкретную сеть. Некоторые дают СТМ имя сети, другие придумывают иные названия. Покупаем в «Евроопте» рис «Бабушкина кухня» (700 граммов) за 9500 рублей (вместо обычных 12 500). Гречку берем этой же марки и объема, правда, уже за 12 500.
С овсянкой без вариантов: «Новокаша» почти в половине магазинов на акции за 5500 рублей (6900). А вот пшено «Кумушка» на акции только в «Алми», где оно дешевле на 30% — 7500 рублей за 700 граммов драгоценных зерен.
В «Рублевском» нашлась перловка «Панскі гатунак» — всего 5900 за килограмм (обычно на тысячу дороже).
Карта «Впрок» дает 25% скидки на помидоры в ProStore — приходи и покупай по 29 900. Из регламентированных овощей нашлась еще морковь (5500 за килограмм) и зелень (6500 за 40 граммов) в «Рублевском». Бобовые, картошку, капусту, свеклу и огурцы на акциях мы не нашли. В категорию «Другие овощи» подойдут пекинская капуста в «Гиппо» за 18 900 рублей (для держателей карты «Асоба», остальные заплатят 19 900) и сельдерей в ProStore за 33 900 (стоил 39 900).
За консервированными овощами истинный охотник за скидками отправится в «Соседи», где на полках ждут кукуруза с горошком под собственной торговой маркой сети «Умный выбор» — 8900 вместо 10 900. Здесь же берем консервированные помидоры с огурцами, которые на скидке стоят 16 900.
После этого возвращаемся в «Рублевский» за растительным маслом (17 900) и в «Виталюр» за сливочным (12 500 за пачку вместо 13 900).
В «Алми» покупаем молочные продукты: литр молока за 8000 (обычно 8600), 400 граммов сметаны за 10 700 (без скидки — 12 800) и килограмм сыра «Российский» за 66 900 (вместо 100 400). Все, кроме творога и йогурта, потому что в «Виталюре» пачка творога стоит всего 7500 (8700), а в «Евроопт» завезли «Альпенгурт» по 2700 за 100-граммовую баночку (3500).
Маргарина и яиц в акциях не нашлось — придется покупать по обычным ценам.
Выбор колбасных изделий огромен. Можно найти и за 150 тыс., и как мы: в «Рублевском» колбаса от «Белатмита» под названием «В горошек» продается по 19 900 (26 200) за 380 граммов.
Но в свою корзину мы кладем еще лучший вариант. Колбаса с прямым и дерзким названием «Для гостей» стоит чуть дороже — 21 900 (27 400) за 560 граммов.
Акций с натуральным мясом и скидками мы не нашли. Можно ли в строку «Свинина» записать грудинку из «Соседей» за 59 900 (64 700)?
А вот птицы завались. С такими ценами на мясо птица давно стала национальной едой, а производители колбасы настолько виртуозны, что не каждый покупатель теперь отличит курицу от свинины или говядины. Самый дешевый окорочок оказался под названием «Ясные зори» за 32 900 (а было 46 200) — так на нашей карте акций появился «Белмаркет».
Акционные цены на рыбу ожидаемо хороши в «Виталюре» — кладем в корзину мойву за 19 900 (на тысячу дешевле обычного) и консервную банку с селедкой: обычно она стоит 19 900, а тут на 5 тыс. дешевле.
С фруктами непросто: почти в каждой сети что-то есть, но везде фрукты разные. В целом дешевле находим в ProStore: мандарин и помело за 22 900, а также апельсины всего за 19 900. Скидка уверяет, что обычно эти фрукты стоят 27 900, 29 900 и 28 900 рублей соответственно. Выгода налицо.
Почти в каждой сети есть акция на сок: или на «Добрый», или на «Сочный». Оба производителя давно делают пачки «а-ля литр», где 950 миллилитров. И стоит это 9900. А в «Евроопте» продается березовый по 6900. Сок же? Написано, что сок.
Завершаем поход в «Алми», кладя в корзину 50-граммовую пачку чая «Золотая чаша» за 9300 (11 400) и 150-граммовую пачку фиников за 8900 (11900) — это наши сухофрукты.
На акциях еще в избытке колы, чипсов и шоколада, но нашей корзине все это (по крайней мере официально) не нужно. А вот соли и сахара на акциях мы не нашли: с группой социально значимых товаров магазинам сложно быть гибкими.
И что у нас получилось? Добавив среднегодовые цены на так и не найденные картофель, маргарин, соль и прочее, мы определили цену выживания — 969 тыс. в месяц. Вместо алкоголя — кефир, вместо конфет — сахар и сухофрукты. Очень аскетичный список, основу которого, судя по всему, составляет хлеб (согласно списку правительства, мужику положено 107 килограммов ржаного хлеба — закон есть закон). Из минимального потребительского бюджета у нас остается почти 600 тыс. на обязательные платежи. Уверены, что при желании можно сэкономить на еде существеннее, потратив деньги более эффективно.
Если не гоняться за акциями, а просто покупать вышеуказанные продукты по нормальным ценам, то продуктовый бюджет обойдется примерно на 10% дороже — в 1 млн 62 тыс. рублей.
Возвращаясь к ценам: если бы не нужно было выбирать самое дешевое, то субъективно самыми крупными показались скидки в «Рублевском» и ProStore. 30% здесь — обычное дело.
— Когда я вижу скидку на продукт в размере 30—40%, то в голову невольно приходит мысль о больших переплатах в обычные дни, — интересуюсь у Анны Заборонок.
— На самом деле, чтобы получить такую скидку, магазин и поставщик поровну сводят свою прибыль почти до нуля. Но всем это не объяснишь. Поэтому правильные магазины просто иначе преподносят большие скидки. Например: у нас товар продается по старому курсу — мы заморозили цены. Там намного больше доверия, верно?
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by