«Джей-Зи и Бейонсе танцуют под мою песню. Прикольно!» «Здаровы лось» из Беларуси написал хит и может выиграть «Грэмми»

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий
04 ноября 2015 в 8:00

Антон — простой парень. Еще недавно работал в небольшой фирме по наладке систем вентиляции, играет на барабанах, много времени проводит за компьютером — пишет музыку. А еще в этом году в его жизни может случиться одно очень важное событие, про которое он пока не хочет говорить. «The Weeknd, Марк Ронсон, думаю, Адель не оставят без внимания…» — скромно перечисляет Антон Мацулевич своих конкурентов. Слишком смело? Пожалуй, в самый раз: под песню, которую написал Антон, танцует Бейонсе, так что амбиции у парня в полном порядке. История белоруса, который может стать лауреатом «Грэмми», — в материале Onliner.by.

Читать на Onlíner

Недавно группа Антона IQ48 давала сольный концерт в небольшом баре Bristle. «Здаровыя лосі» — так музыканты зовут себя, рифмуя название коллектива, — отыграли для нескольких десятков минчан, в принципе не пропускающих редких выступлений коллектива. Антон, который в начале октября был среди лауреатов престижной американской премии Bet Hip-Hop Awards и тусовался с топовыми артистами на большой вечеринке в Атланте, говорит, что играть с ребятами ему в кайф.

— Меня радует происходящее, но это не значит, что я должен вычеркнуть все из своей жизни. Это тупо. После того, что произошло, мне не стала меньше нравиться группа IQ48, и мне по-прежнему в кайф играть с пацанами: репетировать с ними, давать концерты. Интересно полабать живую музыку — не только на компьютере, — говорит парень.

Что произошло на самом деле? Музыку, которую написал и выложил в свободном доступе Антон, нашел простой американский парень Fetty Wap. Бит ему понравился, и он написал мелодию — получилась песня Trap Queen об околичностях любви в необъятных американских гетто-кварталах. Она неожиданно для всех стала мультиплатиновой. Количество просмотров клипа на YouTube приближается к 300 миллионам и, кажется, планирует расти и дальше.


— Фетти на тот момент был такой же обычный парень, как и я. Его ребята выложили трек и поняли по количеству прослушиваний, что есть смысл заниматься песней дальше. Они сразу написали мне и предложили оформить документы. На тот момент Trap Queen прослушали полтора миллиона раз. Я еще подумал: «Прикольно, так много прослушиваний». Но потом они мне скинули еще и ссылку на клип: он собрал три миллиона просмотров. И тут я вообще охренел: три ляма! Меня все это, конечно, удивило: ребята могли позвонить, услышать, что я из Беларуси, положить трубку и пропасть. И я бы никому ничего не доказал. А мне написали и сказали: мы сделали песню на твой бит, и она становится популярной. До этого разные чуваки тоже выкладывали всякие видосы с моим битами, но там было в лучшем случае пару тысяч просмотров. Вот тогда я и подумал: реально что-то серьезное намечается, — Антон вспоминает эту историю с улыбкой. Сейчас у парня есть свой менеджер, а все договоры помогает читать юрист: в узкоспециализированном английском сам черт ногу сломит.

Все это удивительное стечение обстоятельств, сделавшее рэпера Fetty Wap одним из главных открытий в американской поп-музыке, а Антона — одним из самых успешных за границей белорусских музыкантов, началось с самодельных барабанов и гитары Formanta. Так проводят время многие подростки: играют в рок-звезд, рвутся на сцену, однако при виде первых сложностей ставят гитару в уголок и отдают предпочтение более приземленным, но и более оплачиваемым занятиям. Антон проявил упорство.

— Двоюродный брат показал программу Fruity Loops, с помощью которой многие пишут музыку. Мне все это было интересно. Как только появился свой компьютер, я засел делать музыку. Сначала это было просто хобби, но лет пять назад я решил, что нужно посвятить этому больше времени: посмотрел на своего младшего брата, который тоже целеустремленно занимался музыкой. Большой ему респект!

Что из этого получилось? Недавно композиция Trap Queen победила в номинации «Песня года» на Bet Hip-Hop Awards. Ее поют на концертах Тейлор Свифт и Эд Ширан, а Джей-Зи и его супруга Бейонсе лихо выплясывают под трек на вечеринке.

— Прикольные ощущения. Что тут сказать? Думаешь: это реально происходит? Бейонсе с Джей-Зи танцуют? Я два года назад написал этот «битос» за день. А они теперь под него танчат…

* * *

Антона, который скрывается под творческим псевдонимом Tony Fadd, пригласили на месяц в Лос-Анджелес — познакомиться и поработать. Никаких требований, просто творческий процесс. Хочется делать — делай.

— Я работал в Лос-Анджелесе с такими же пацанами, как я сам. У них нет понтов, как у нас, когда человек занимает какую-то должность и сразу начинает выпендриваться. Мы, например, с директором ASCAP [American Society of Composers, Authors and Publishers. — Прим. Onliner.by] встречались — веселая девчонка, музло нам поставила, попыталась что-то на пианино побрынькать, поводила нас везде. В общем, там не чувствуешь никаких барьеров.

К работе никаких требований не было: это же творчество. Если давить в стиле «ты должен сделать пять битов в смену», их качество в любом случае будет страдать. Хочется ведь, чтобы перло! Тебя никто не будет заставлять работать, если ты сам этого не хочешь. С тобой просто не продлят контракт — пожалуйста, всего хорошего. Так в любом деле: если начальник цеха видит, что Семеныч не работает, то ничего хорошего его не ждет.

Начались тусовки, знакомства, интервью. Правда, говорит Антон, вопросы задавали одни и те же: кто ты, откуда, подержи этот журнал в руках, скажи «Tony Fadd специально для…». Объяснять, где находится Беларусь, приходилось при помощи Польши и России. Только один парень из тусовки знал про страну: переписывался с нашей землячкой в Instagram.

— Поставил своему менеджеру русский шансончик: хотел показать, что такое гангста-музыка в Восточной Европе, — смеется Антон. — Включил ему «Владимирский централ». Он только сказал: «Понятно…» Хотя рэп — это же и есть американский блатнячок, только немного о другом. То, что мы видим в клипе Trap Queen, — это реальная житуха пацанов в Атланте. Мы покатались по таким колоритным райончикам: полиция стоит только на въезде и выезде из квартала, а проезжаешь по кварталу — пацаны прямо на улице валят музло, что-то зачитывают, со всех сторон пахнет марихуаной, рядом какая-то фирма устраивает презентацию, чуваки играют в баскетбол, какая-то группа бесплатно раздает свои диски. Страна, конечно, интересная. Там все по-другому: первое время будто в GTA попадаешь, челы с типичным походоном гоняют — у меня был культурный шок.

При этом каждый день в Атланте что-то происходит. Был Bet Hip-Hop Awards — перекрыли целый район, мы еле успели на церемонию из-за пробок. На следующий день начался большой двухдневный фестиваль. И вся эта тусовка не прекращается. А у простых пацанов есть хорошая мотивация: когда парень по соседству, которому раньше не хватало денег, чтобы купить себе хороший бит, становится топовым артистом, это вдохновляет!

* * *

Композиция Trap Queen стала настоящим интернет-хитом. Почему именно она? Антон говорит, что голос у Fetty Wap запоминающийся, стиль свой есть, песня про любовь. И только потом добавляет про себя:

— Многие говорили мне, что я очень грамотно сделал длинное вступление: оно нагнетает, нагнетает, а потом «бьет». Но я бы прямо так не выделял этот бит на фоне остальных. Просто сначала тебе бит очень нравится, но пока ты его доведешь до ума, эта тема тебе надоест. Это музыка: здесь нет лучшего или худшего.

Почему песня так разлетелась? Американцы одержимы интернетом: постоянно сидят в телефонах, обмениваются ссылками. Это реальная зависимость. Однажды мы целый день работали с одним парнем, и он все удивлялся: «Слушай ты за вечер ни разу в телефон не посмотрел. Как ты так можешь?»

Конечно, интернет везде одинаковый. Но как можно сравнивать Беларусь с Америкой? Мы не поем на английском, а те, которые поют, делают это крайне убого. Слышен жуткий акцент, и я не знаю, на что рассчитывают наши «зоркі». Что Timbaland их услышит и решит, что ему нужен такой английский? Конечно, не мне судить, но я этого не понимаю. А еще я не встречал у нас настоящих менеджеров. Важно, чтобы были люди, которые могут показать музыку аудитории. Взять, к примеру, моего менеджера: он с утра открывает телефон, и день напролет у него какие-то звонки, встречи, переговоры — он постоянно в деле. А у нас? Два часа побуду менеджером, а потом поеду два метра плитки положить.

Если Антон попадет в номинанты «Грэмми» (а это, скорее всего, случится), без работы парень не останется. Впрочем, сам Tony Fadd рассудил так: «Предложат переехать — подумаю. О чем пока говорить?» Парень вообще говорит о своем успехе с неохотой. Ну, молчал до поры до времени, потому что сказать было нечего. Даже ребята из группы узнали об истории с Fetty Wap далеко не сразу.

— Рассказал обо всем за две недели до полета в Штаты, — говорит Антон. — Ну а что было раньше говорить? Я сам толком ничего не знал: получу ли визу, полечу ли в Америку. Потом пришел и рассказал ребятам. Пацаны офигели, конечно. Говорят: «Да ну, ты гонишь!» На самом деле ребята были очень рады. Это приятно, потому что друзья познаются не только в беде, но и в радости. Хорошо, когда такими новостями можно поделиться с друзьями.

Кажется, сегодня про песню Trap Queen не знают только на белорусских радиостанциях: она звучит из каждого утюга в США и Европе, но в Беларуси так и не попала в привычный формат. Впрочем, и сама история Антона не совсем форматная, ведь мы, кажется, уже давно привыкли к тому, что так бывает только в кино.

Читайте также:


Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by