Плохие новости с фронта, где белорусская промышленность сражается с самой собой и внешними обстоятельствами, приходят все чаще: четырехдневки, остановки конвейеров, возмущения работников, которые привыкли проводить рабочее время в одном темпе, а от них теперь требуют большего. Похожие проблемы накрыли и одного из крупных белорусских производителей белья и одежды — «Купалинку». Предприятие пригласило журналистов в Солигорск, чтобы показать, что сейчас происходит в цехах, и рассказать о шансах на светлое будущее. Увиденное оставило больше вопросов, чем ответов, и утвердило во мнении: государство — менеджер в бизнесе так себе.
Читать на OnlínerИстория любой компании — череда взлетов и падений. Проблема в том, что для белорусских госпредприятий эти перемены приняли абсолютно неуправляемый, объективный характер: рухнул российский рубль — экспорт в одну большую страну остановился, провалился белорусский — взлет, потекла валюта на родину.
Поэтому, возможно, «Купалинка» еще и переживет свой расцвет. Тем более у фабрики относительно новый директор — молодая и приятная в общении Татьяна Ярота. Она не стесняется учиться опыту у частных компаний-конкурентов, но, строя планы, кажется, не может скрыть свое понимание: «есть особые обстоятельства».
По итогам прошлого года «Купалинка» получила совершенно плохие цифры — миллиардные убытки. Учитывая, что это не дотационный транспорт или ЖКХ, а лишь один из игроков очень конкурентного рынка, вопрос о целесообразности сохранения такой бизнес-модели невольно всплывает сам собой.
— Сейчас главная задача — минимизировать убытки и выйти хотя бы в небольшой плюс по итогам года. Для этого нам нужно резать издержки и повышать эффективность труда. Пока мы стали меньше на 70 человек, до конца года нужно еще минус 100. Итого будет около 800 сотрудников, включая столовую, общежитие и так далее.
При этом директор уточняет, что смягчить этот процесс позволяет «естественная убыль» — когда сотрудники уходят на пенсию (средний возраст работников предприятия — уверенно за 40) или просто меняют место работы (зарплата не держит). В таких условиях оптимизация штата происходит в виде отказа от найма новых специалистов.
Пока же — зарплата 3—4 млн рублей, примерно на 17 млрд товара на складах и логистических центрах и еще около 12 млрд задолженности от торговли.
Симметрично по обе стороны от парадного входа в здание «Купалинки» расположены фирменный магазин и служба продаж, на которой написано «Маркетинг». Популярная практика хоть для фабрики одежды, хоть для сырзавода: маркетологи штампуют накладные, готовятся к выставкам и отвечают на звонки рекламных агентов — к решениям глобальных вопросов их допускают редко.
В результате на вопрос о том, для кого все это кроится, шьется и поставляется в магазин, отвечают одинаково: для всех. Немного для молодежи, чуть-чуть для детей, часть для мужчин и остальное для женщин. Единственное, что уточняют конкретнее, — «Купалинка» работает в среднем ценовом сегменте: низкую цену восточных соседей и партнеров никогда не перебить, а в высокой — очень большие торговые издержки, дефицит сил и знаний.
Возможно, мы были не до конца внимательны, но количество моделей, которые генерируют дизайнеры, так и осталось не совсем понятным: то ли 750 моделей в год, то ли по 25—40 в месяц. В любом случае нагрузка на дизайнеров (а их здесь принято называть творческими людьми) высокая. Отходить от этой практики не намерены.
— Стоит нам сократить количество коллекций и частоту их появления — звонят из магазинов и спрашивают, почему нет нового, почему пропало то и это, — объясняет Татьяна Ярота.
— Вы в курсе, что больше всего жалоб относительно белорусской одежды — на дизайн, — задаю неприятный вопрос тем, кто, по мнению наших читателей, «проваливает» свой этап.
Видно, что художников вопрос задевает. Кто-то говорит, что наш дизайн тоже активно учится и перенимает западные тенденции, кто-то — что часто произведенное сильно отличается от нарисованного и так далее. Ну а в целом: «Мы все понимаем, но…»
В одном из комментариев к нашему недавнему походу на ярмарку легпрома со стилистом один производитель одежды пристыдил нас: мол, все такие умные рассуждать о модных трендах — попробуйте сделайте модное по нормальной цене, чтобы продавалось. Справедливость такого тезиса оцените сами.
Дизайнеры «Купалинки» — красивые и умные люди. На каком этапе пропадает задор и одежда превращается в такую, что самой яркой характеристикой становится «натуральность тканей», заехавшему на несколько часов сказать сложно. Может, оно жизнеспособно: на алтарь моды и так уже многие положили головы, а обычные трусы и простая майка нужны каждый день. Была бы цена адекватной.
В месяц «Купалинка» перерабатывает в одежду 40—50 тонн полотна, из них до 10 тонн — собственного производства.
В вязальном цеху стоит специфический запах ниток, хлопка. Из десятков катушек современная машина-паук ткет полотно. Выглядит это здорово. Но модернизация прошла таким образом, что пропал этап покраски и отделки полотна. Поэтому приходится везти ткани к партнерам-конкурентам, что не лучшим образом сказывается на цене. Стоимость турецкого, узбекского полотна получается еще более привлекательной. Поэтому развивать это направление директор не планирует: суметь бы гармонизировать объемы производства и продаж.
Раскрой полотна ведется по лекалам. Можно это делать на машине — такой же современный комплекс работает на нескольких белорусских предприятиях. Но иногда, например в случае с рисунком в полоску, выгоднее получается резать вручную.
Швейный цех сейчас работает четыре дня в неделю в одну смену. Почему? Ниже о ситуации на складе. Процесс пошива едва ли чем-то оригинально отличается: собирают, пришивают, проверяют, упаковывают. Говорят, что в промышленном производстве возможен 1% брака, поэтому требуется, чтобы он не вышел за пределы цеха.
Глобальной модернизации предприятию не нужно — только частичное обновление, как и любой компании. На стене висит телевизор. Он подсказывает, в каком настроении должны работать хороший сотрудник и тот, который отстает от хорошего.
Склад готовой продукции у «Купалинки» небольшой, но сумел вместить белья на сумму около 17 млрд рублей. Это месячный запас.
— В принципе, в рамках нормы, — рассуждает директор. — Другой вопрос, что сейчас любая заморозка денег особенно некстати.
Цены в России после девальвации упали настолько, что торговать там белорусам стало решительно невыгодно. Как и в случае с калининградскими телевизорами, местных и юрких производителей наши подозревают в уходе от налогов и использовании серых схем. От этого цена у них на 20% ниже при схожем качестве и тех же турецких тканях.
В итоге конкуренция на белорусском рынке выросла. Татьяне Яроте приходится решать проблемы, совмещая государственный подход с бизнесом. Например, подсказать «ЦУМу» идею организовать дополнительную секцию для выкладки продукции. Как госкомпания — госкомпании. С «ЦУМом» договориться директор смогла, а вот загрузить индивидуальных предпринимателей своей продукцией — пока нет. Те не готовы приравнять свои интересы к государственным.
Напомним, что с 1 января следующего года, когда все импортные остатки одежды без сертификатов и документов будут распроданы, ИП обратят свои взгляды на нашу легкую промышленность. Таков стратегический план. Пока же на них большой надежды нет, хотя объявление о готовности к сотрудничеству висит на главной странице сайта «Купалинки».
— В начале года у нас было заключено около сотни партнерских соглашений с ИП. Потом их число выросло до 140 — все ждали, что вступит в силу указ №222. После того как было разрешено торговать остатками до 1 января следующего года, рост прекратился, отношения с ИП снова приняли вялотекущий характер. Мы не можем дать им ту рентабельность, к которой они привыкли. Но работать с ними, конечно, хотели бы.
Напоследок директор поблагодарила журналистов за визит и выразила надежду на эффективное донесение информации о «Купалинке» до читателей: планы есть, коллектив профессиональный, перспективы налицо. Если какой-то десяток статей на самом деле поможет — значит, проблемы белорусского легпрома не стоят и выеденного яйца.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by