Выставка легкой промышленности, проходящая в Минске на улице Янки Купалы, должна вроде как показать передовой отечественный уровень. Напомним, что многие предприятия едва скрывают недовольство тем, что предприниматели отказываются работать с ними. А предпринимателям пока намекают: начинайте работать с отечественным. Поэтому мы отправились на выставку вместе с консультантом по стилю Наталией Лапиной как на рынок будущего, где нет ни китайских курток, ни польской обуви — одно сплошное белорусское. И не порадовались за потомков.
На выставке многолюдно. В основном за счет родителей — десятки детей и подростков в это время на втором этаже комплекса работали моделями на показе новых коллекций одежды. Дети хороши в силу своего возраста — одень их хоть в «горох», хоть в «огурцы». Зрители-родители не сдерживали милых улыбок.
Но дети вырастут и с большой долей вероятности отправятся на закупки в Вильнюс или Белосток. Или нет? Обращаем внимание на новые коллекции для взрослых.
На выставке традиционно можно проходить мимо четверти участников — тех, кто соревнуется в каком-то неофициальном конкурсе «Повесь побольше». Одежда у них висит плотно, плечико к плечику. Такая выкладка давно не встречается даже на дешевых рынках — только в классических универсамах. Чтобы что-то рассмотреть, нужно выдернуть вещь из плотного ряда. Согласитесь, для этого нужно быть очень лояльным к производителю.
Заходим в обувной павильон «Марко».
— Взгляд упал на эту пару, — Наталия берет в руки цветастые туфли на толстом каблуке. — Это актуальный в сезоне цветочный принт и форма каблука. В коллекции D&G есть похожие, только цветы там подороже, рельефные. У нас обошлись принтом, и на том спасибо. Вот только подозреваю, что колодка эта делается уже годами, и не мы пришли за модой, а мода ненадолго заглянула к нам.
А вот это очень хорошо — металлический рельеф на каблуке. 715 тысяч? Обычная цена.
Рядом стоят мокасины.
— Мокасины — классическая удобная модель обуви. Зачем нужно было делать художественную перфорацию и вешать «богатые» украшения?
По соседству — стенд «Белвеста».
— В основном мы видим здесь практичные туфли «на века», даже в новой коллекции. Но можно найти и актуальные пары. Вот, например, модные ботинки, которые этим летом мы увидим на многих.
— Неплохой вариант пары с модным острым носом и «мягким» блеском. Только не носите их на парад — это casual на каждый день, — советует Наталия. — Как и грубые ботинки на толстой рельефной подошве.
— Хотите совсем просто объясню, в чем проблема нашего легпрома? В мире ты либо условный Chanel, либо условная Zara. Первые делают моду, вторые — быстро ее адаптируют, делая доступной. Так вот наши пытаются быть «Шанелью» — делать что-то крепкое, надежное и одновременно модное. Такое по зубам единицам.
Мы можем подойти к любому стенду и увидеть, что больше половины коллекции — ни о чем. Такую одежду можно было купить 10 лет назад и можно будет приобрести еще через 10 своим внукам: крепко, с дырками, чтобы не потели ноги, кожано и обязательно натурально — мы же страна настоящей колбасы, молока. И прочее у нас должно соответствовать.
Подходим к следующему стенду. На вешалке висит платье модного желтого оттенка, на манекене надет цвет «коралл/лосось», который был актуален несколько лет назад.
— Я понимаю, — говорит консультант производителя, — но вы бы знали, как продается этот цвет. Всем тетечкам нужно.
Наталия согласна с представителем компании:
— Несколько лет назад я пошла работать в магазин Mango — увидеть этот мир изнутри, пообщаться с покупателями, помочь им с выбором. После этого четко поняла реалии наших продаж одежды: есть модные тренды, а есть бестселлеры. В моде могут быть любые цвета, но больше всего продавалась серая одежда.
Платье-рубашка — модно и актуально. Только начинаем рассматривать, подходит консультант и вежливо, но настойчиво просит не фотографировать, потому что директор будет недоволен. Вот такая выставка. Вот оно, платье.
— Стоит около 1 млн рублей. Для одного сезона это много, — считает Наталия.
Неожиданно натыкаемся на новую милицейскую форму.
— Мужские кожушки — не очень, а женская хороша. По моде попали в цвет, милитари стиль, почти что идеальное платье-рубашка актуального оттенка. Если оторвать погоны и шевроны, то можно носить на гражданке и быть не последней модницей города. Всего 285 тысяч.
Говорят, что дизайнеры «Галантэи» посетили все модные выставки и вернулись с идеями к сезону.
— Мне кажется, они поскромничали. Цветные принты в большей или меньшей степени актуальны перед каждым летом. Я на всех показах видела тонны бахромы на сумках — здесь только кисточка на одной модели. Вот типичная сумка «Галантэи».
Вроде ничего плохого, но, как всегда, вопросы в деталях: ручки великоваты и слишком яркая, желтая фурнитура.
На следующем стенде снова одежда.
— Издалека — оk. Подходишь ближе — появляются вопросы. Вот, например, типичный принт D&G, умело скопированный. Но подхожу и вижу «богатые пуговицы». Или эта имитация карманов — зачем? Непонятно. Иван Айплатов точно нарисовал свою миссию на «Элеме» — «бороться с пуговицами».
— Чего я совершенно не увидела на выставке? Обычной casual одежды, за которой все едут за границу. У нас почему-то или спортивная, или совсем деловая и торжественная одежда: костюмы, богатые платья… На каждый день сложно найти. Льняные сарафаны? Да, натурально и «дышит», но в них, мягко говоря, не все хотят ходить. Где удобные брючки, простые рубашки, однотонные пуловеры, деним, платья свободного кроя? При этом без сумасшедшего декора. В общем, не хватает «малость» — самого популярного ежедневного гардероба любого нормального горожанина.
К сожалению, на полках отсутствует быстрая мода — знаете, такая под настроение, актуальная, недорогая, но броская.
Из модного не увидела в принципе белого цвета, который просто на пике этой весной-летом: белое кружево, платья, костюмы. Не увидела ни милитари, ни боховещей: сумки с бахромой, свободные длинные платья и сарафаны, рубашки-разлетайки. Для этого наши натуральные ткани отлично бы подошли. Мы нашли только одно платье и льняную рубашку с орнаментом на выставке. И то случайно, уверена, в точку попали.
Одеваться модно у нас можно, но сложно и дорого. Во-первых, надо разбираться в трендах и выискивать нужные вещи в горах одежды, как жемчужины. Во-вторых, быть готовыми к тому, что эта вещь будет стоить дороже, чем аналогичная в европейском масс-маркете. Масс-маркет изначально шьет эту вещь как модную на один сезон и потому недорогую. А наши делают вещь на века, случайно попадая в актуальный тренд. Поэтому и цена будет «на века».
В целом, я огорчена. Это не показатель белорусского уровня легкой промышленности, и будет жаль, если многие будут судить по выставке о белорусском производстве одежды и обуви. Очевидно, что здесь собраны все крупные и известные компании. В то же время у нас уже есть много небольших фабрик, которые успешно и давно шьют для российского рынка и лишь «крошки» оставляют на родине. У них получается отлично адаптировать моду. Я о фабриках Lakbi, Burvin, Nelva, Gallant Touch, «Ачоса» и еще много таких. Ради интереса зашла только что на сайт одной из названных компаний — там сразу нашла с десяток актуальных вещей как на подбор. Так что давайте все-таки так: выставка отдельно, а уровень всей промышленности — отдельно.