«Решилась на ретиноиды». В 33 года белоруска столкнулась с тяжелым акне — вот что ей помогло

2082
05 февраля 2026 в 7:00

«Решилась на ретиноиды». В 33 года белоруска столкнулась с тяжелым акне — вот что ей помогло

Акне — это не всегда подростковая проблема. Даже после 30 лет многие женщины продолжают бороться с прыщами и так называемыми «постакне» — пятнами и рубцами, которые предательски просвечивают даже под толстым слоем тона. В 33 года с сильнейшими воспалениями на лице столкнулась Елена Джамале. Как практикующий врач, она признает только доказательную медицину, поэтому не занималась самолечением и сразу же обратилась к специалистам. О том, что помогло ей привести кожу в идеальное состояние, белоруска рассказала Onlíner.

«Мне назначали много всего лишнего»

До 33 лет, рассказывает Елена, у нее не было серьезных проблем с качеством кожи. В разное время цикла могли появляться точечные воспаления, но они быстро проходили. Несколько лет назад внезапно все изменилось: нижняя часть лица полностью покрылась прыщами.

— Точную причину я до сих пор не знаю, возможно, тут сработало комбо. Во-первых, это была эпоха ковида, и тогда мы все носили маски на работе. Тогда же я сходила на массаж лица, и мастер сделала мне его на креме с масляной основной. Буквально через пару дней у меня проявились закрытые комедоны, высыпания активизировались. Через месяц я поехала на море и купила там себе на месте неудачный солнцезащитный крем, по приезде ситуация усугубилась. Я думаю, все это стало триггерами к запуску болезни, ситуация ухудшалась.

Фото сделаны уже после начала лечения ретиноидами

Когда я поняла, что мой обычный домашний уход не работает, я сразу же начала решать проблему со специалистами. Сначала записалась на онлайн-консультацию с врачом-косметологом, потом пошла на очный прием к дерматологу. Все это были неудачные истории. Мне назначали много всего лишнего, откровенно ненужного, и никакого эффекта от такого лечения не было.

Например, мне выписали направление на демодекс — подкожного клеща. Как я уже потом поняла, он живет на коже у всех, и его роль в дерматологии зачастую переоценена. Также мне рекомендовали обследоваться на паразитов, обязательно сдать кровь на женские половые гормоны, хотя каких-то реальных оснований для этого не было, это только повышает уровень расходов. Наружное лечение в виде чисток лица, разные кремы от прыщей, сыворотки и мази не помогали, и через три месяца все стало еще хуже. 

Также я пробовала отказываться от сладкого, от «молочки», хотя всю жизнь ее ем. Тогда я поняла, что надо разбираться самой и менять подход.

«Решилась на прием ретиноидов»

Елена сама работает врачом, но по другому профилю — она гинеколог. Понимая, что деньги на лечение тратятся, а эффекта нет, она сама стала изучать вопрос акне и решилась на «тяжелую артиллерию» в виде системных ретиноидов. Это препараты, производные витамина А, которые принимаются внутрь для лечения кожных заболеваний. Они действуют на клеточном уровне, уменьшая размер сальных желез и подавляя выработку себума, что, собственно, и вызывает прыщи. Эффективность в лечении акне у системных ретиноидов высокая — до 95%.

Важный момент: такие препараты можно принимать только под контролем врача, потому что побочные эффекты встречаются довольно часто. А еще в этот период нельзя планировать беременность, поскольку ретиноиды имеют тератогенный эффект (могут влиять на развитие плода). Мы писали об этом большой материал.

Елена начала прием препаратов под контролем опытного дерматолога, которого нашла после нескольких неудачных попыток.

— К тому моменту я уже несколько месяцев пробовала работать с кожей наружными лечебными средствами, в том числе наружными ретиноидами, но безрезультатно. Поэтому было решено принимать «системные ретиноиды» — это препараты, которые принимаются внутрь. Начала я прием в декабре, а уже в январе состояние моей кожи стало улучшаться. Из важного — ответственное отношение к контрацепции в этот период. Также обязательно оцениваются показатели крови, а правильная дозировка рассчитывается врачом.

Считается, что курс должен длиться минимум 6 месяцев, в идеале — год. У меня получилось около полугода. Я не смогла пройти курс до конца, потому что где-то к апрелю у меня появились боли в тазобедренных суставах, это один из побочных эффектов приема этих препаратов. Несмотря на незавершенный курс, рецидива в моем случае не случилось — акне больше не возвращались. 

Елена заканчивает курс системных ретиноидов. На месте воспалений остались постакне

Дополнительно мне каждые месяц-два меняли домашний уход. При этом я не чистила печень, не гоняла паразитов, не сдавала кровь на гормоны, не лечила демодекс, не занималась чистками лица и не принимала никакие специальные витамины и препараты для кожи. Я делала только то, что имеет доказанную эффективность.

«После лечения кожа все еще выглядела плохо»

Справиться с воспалениями — это лишь половина успеха, ведь на месте акне часто остаются рубцы и пятна, которые создают эффект неровности кожи. Следы от акне, сухость, первые морщины — со всеми этими проблемами белоруска обратилась уже не к дерматологу, а к врачу-косметологу.

— Она составила мне план, что надо делать — конкретно по пунктам. Сначала, поскольку была выраженная сухость кожи, мы ее уплотнили и увлажнили с помощью биоревитализации. Это процедура, когда в кожу вводят препараты на основе гиалуроновой кислоты. На обезвоженной коже после ретиноидов эффект был пострясающий, я не могла нарадоваться. Сейчас повторяю процедуру каждые 3—6 месяцев для увлажненности, хорошего тонуса и разглаживания мелких морщин.

Дальше врач назначила мне курс IPL-терапии, или фотоомоложение (воздействие широкополосным импульсным светом). В первый год после лечения акне я сделала 4—5 сеансов с интервалом 4 недели. Процедура очень хорошо сработала на постакне — я видела ощутимый результат и теперь считаю ее одной из самых эффективных. Конечно же, одна процедура не сможет разрушить пигмент, нужен курс. Еще один важный момент: делать фотоомоложение рекомендуется осенью-зимой, когда нет активного солнца.

Когда Елена закончила первый курс фотоомоложения, результат был уже неплохой: под BB-кремом следы от акне стали почти незаметны. Но белоруска продолжила работать с косметологом, чтобы довести кожу до идеала.

— Поскольку после летнего сезона пигментация в области постакне может снова проявляться, каждую осень и зиму я теперь повторяю фотоомоложение — это поддерживающая терапия. По-прежнему делаю биоревитализацию несколько раз в год, а также колю ботулотоксин от морщин. Это не связано с постакне и пигментацией, это уже антивозрастная процедура. Мы с косметологом смотрим на потребности кожи в текущий момент. Ботулотоксин я колю раз в 6—9 месяцев, чтобы лицо сохраняло мимику, но не было морщин.

Не так давно Елена также попробовала микроигольчатый RF-лифтинг — это когда специальной насадкой на коже делают множественные проколы, разогревая ткани.

— Процедура мне тоже очень понравилась: работает на тонус кожи, на тургор, ее плотность. И, что очень важно для меня, она имеет доказанный эффект. Суть в том, что эти иголочки проникают в дерму и стимулируют выработку нового коллагена, разрушая при этом старый. За счет этого идет обновление кожи.

— А есть какие-то процедуры, которые вы как врач подвергаете сомнению?

— Есть, и я их себе не делаю. Например, массаж лица — на него многие возлагают надежды, верят, что он уберет морщины без ботокса, но для меня это сомнительно. Массаж — это скорее про то, как убрать отек, порелаксировать, отдохнуть. С этой позиции — окей, но серьезных противовозрастных изменений от него ждать не стоит.

Также я не пробовала всякие микротоки и ультазвук: не жду от этих процедур особого эффекта. Фейс-фитнес — тоже из этой области, не думаю, что эта история реально работает, хотя сейчас продается много обучающих курсов.

Так изменилась кожа Елены за несколько лет работы с дерматологом и косметологом

— Вы считали, сколько денег потратили на лечение акне и восстановление?

— В период, когда я принимала препараты с ретиноидами, у меня уходило по $200—300 в месяц. Это лекарства, постоянно меняющийся домашний уход, стоимость консультаций и т. д. Косметологические процедуры тоже стоили дорого. Биоревитализация в среднем стоит 500 рублей, фотомоложение — 200—300, все это выходит недешево, но эффект точно есть. 

«Акне — это болезнь, а любую болезнь нужно лечить»

Почему акне могут атаковать женщину в возрасте после 30 лет и как с этим бороться, мы решили прояснить у врача-дерматолога Светланы Якубовский.

— Акне, как хроническое кожное заболевание, может возникнуть в любом возрасте. У взрослых мы так и называем угревую болезнь — Acne tardа — «позднее акне». Чаще всего высыпания возникают в области щек, а также нижней трети лица и шеи и проявляются в виде комедонов, пустул и более глубоких, зачастую болезненных, крупных папул. Они могут долгое время «не созревать» и не проходить — так описывают свое состояние пациентки.

Светлана Якубовская

К сожалению, не всегда при развитии заболевания в этом возрасте можно установить одну четкую причину. Иногда этому может способствовать какой-то гормональный дисбаланс, прием лекарственных препаратов, неправильный уход за кожей, например, упор на более плотные текстуры средств. Иногда причиной может стать отдых в жарком и очень влажном климате. Смена рациона питания и переход на большее количество сладостей, фастфуда тоже может стать причиной.

Чаще всего с таким состоянием сталкиваются девушки и женщины, у которых уже было акне в подростковом периоде. Но бывают и ситуации, когда в подростковом периоде были совсем минимальные высыпания или их вообще не было, но во взрослом возрасте они возникают. Как правило, обладательницы поздних акне — это девушки и женщины с комбинированной или жирной кожей.

Лечение поэтапное: наружные активы, антибиотики, системные ретиноиды

— Как лечить поздние акне? Если есть возможность, нужно в первую очередь убрать либо снизить максимально провоцирующий фактор. Далее мы анализируем уход за кожей и составляем его грамотно в зависимости от типа кожи и количества высыпаний, а также назначаем лечебные препараты. Как я всегда говорю, акне — это болезнь, а любую болезнь надо лечить.

Из лечебных компонентов могут быть полезны наружные ретиноиды, бензоил пероксид, местные антибактериальные препараты, азелаиновая кислота. Очень важно четко составить схему применения этих активов. Первая оценка результата проводится спустя 2,5—3 месяца.

Когда высыпаний довольно много и мы видим, что ничего не помогает, можем рекомендовать к наружному лечению добавлять антибиотики внутрь. Если и такая терапия не срабатывает, высыпания крупные, оставляют рубцовые изменения, то можно рекомендовать прием системных ретиноидов. Мы рассчитываем дозу препарата, которую пациент будет принимать каждый день и, конечно же, общую курсовую дозу. И здесь тоже надо набраться терпения, потому что иногда курс лечения составляет более полугода.

Безусловно, при угревой болезни мы рекомендуем обращать внимание на количество потребляемых сладостей и фастфуда, но не всегда питание может усиливать проявление акне. Чистки идут исключительно в помощь при терапии акне, так как сама по себе эта процедура не лечит угревую болезнь.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by