Создатели хитов ночами не спят, пытаются поспеть за нашим циклом. А мы, как Стаханов, пронзили культурный пласт в четверть века толщиной и вырвались на поверхность. Там 2025 год, а значит сегодня последний выпуск «Клипового сознания» в категории «Наши» (в следующее воскресенье будет еще «Импорт»). Здесь мы вспоминаем самые яркие клипы эпохи и дожили до момента, когда Цой (он жив) сойдется врукопашную с Люсей Чеботиной.
Если у нейросети попросить доказательства того, что Цой жив, она тут же выдаст пруф. Шах и мат, свидетели «Икаруса-250».
Приготовьтесь, что в 2025 году вам доведется увидеть возвращение «Кино» и даже новый мультфильм с Цоем.
Культурная жизнь шла своим чередом: одинаковые блогерки с губами кропотливо монетизировали свои певческие таланты. Татуированные артисты, сбившись в артели, окучивали свою часть публики. Она была загнана в угол, выбора не осталось... И тут «Хомай» подкралась незаметно. Все вдруг позабросили блогерок и кинулись слушать песню про волшебную птицу Хомай в исполнении ансамбля из Башкортостана. Да еще на башкирском языке, никогда такого не было.
На этот непредвиденный хит подсели разом Беларусь, Молдова, Украина, Турция, балтийские чарты, Средняя Азия, тюркоязычный мир. Ансамбль принялись звать на телевизионные шоу, песня заполонила TikTok. Позже оформились и некоторые претензии: солистка Адель Шайхитдинова не так произносит слова, поскольку башкирский не ее основной язык и «иди подучи сначала!». Какая знакомая ситуация...
Но сбить градус популярности это уже не могло. Вспоминаем эпос про птицу Хомай — символ света и силы.
На наших глазах умерли симфоническая музыка, джаз, блюз, рок-н-ролл, десятки других жанров, стилей и подстилей. И только попса, которую считали одноразовым развлечением, живее всех живых. Переживет всех критиков с их богатым внутренним миром. Только истинные попсовики способны веками мусолить одну тему, а не выпендриваться, как всякие там рокеры в поисках нового сюжета.
Люся Чеботина верна традициям. В своем клипе огромная певица на еще более огромных каблуках преследует моторизованного кавалера, долго и убедительно объясняя, насколько он ей безразличен и недостоин ее. Кавалер непонятлив, старается увильнуть — но нет, Люся лезет изо всех дыр (успевая попутно рекламировать товары народного потребления). Собственно, это главная идея композиции: убедить мужчину в его никчемности и в виде одолжения придавить огромным каблуком.
Максим Фадеев — это тот самый человек, который в 90-е раскрутил Линду (как продюсер и аранжировщик). Потом он же породил Глюкозу, писал песни и снимал клипы для группы «Серебро», продюсировал звездные «фабрики»... Позже Фадеев преобразовался в другую личность, которую стоит воспринимать отдельно.
Минули века. Откуда-то он узнал про нейросети. Так и появился клип, в котором все персонажи (в том числе сам Фадеев и его очки) сгенерированы. Количество пальцев у героев пока нестабильно, движения слишком отточены... Но автор песни не на шутку воодушевлен: совместно с белорусскими разработчиками совершено невозможное, построена вселенная с цифровыми двойниками, почти неотличимыми от реальных людей! Налицо экономия времени и денег, перед музыкантами открылись безграничные возможности для дешевого самовыражения.
«Искусство — в идеях, а не в инструментах, — считает Фадеев. — Страшно не то, что машины научатся творить. Страшно, если мы начнем видеть в них не кисть, а соперника».
В общем, учитесь правильно формулировать промт.
В 2022 году группа «Кино» собрала себя в кучу и исторгла новый (ну почти) альбом. Фанаты тоже восстали из пыльных контор, некоторое время гудели и кипятились по поводу уместности такого воссоединения — а потом улеглись взад. Ансамбль с голографическим Цоем вполне успешно колесил по концертным площадкам, собирая аншлаги.
И вдруг вдобавок к концертам поперли клипы. Задремавшие было фанаты вновь встрепенулись: кто посмел? Не опорочена ли память? На попраны ли святыни? Нет ли здесь какого-нибудь оскорбления чувств?.. Авторы видеороликов должны были подготовиться к тому, что их будут рассматривать под микроскопом. Знали, на что идут.
Минималистичный мультфильм выполнен с прямо-таки болезненным вниманием к деталям (причем некоторые из них еще нуждаются в расшифровке). Нарисованы часы Casio MQ-24, которые, согласно легенде (на самом деле нет), были на руке у Цоя. Воспроизведена магнитола «Звезда» (такими комплектовался «Москвич-2141», на котором погиб Цой). Даже кассету МК-90, которая появляется в кадре на долю секунды, рисовали как родную.
Но особенно тщательно и жестоко изображено пустое место за микрофоном.
(Позже группа выпустила совершенно другой по стилю, но не менее отбитый клип на песню «Разреши мне». Посмотрите просто вне конкурса.)
Уфа, дремавшая со времен группы «ДДТ», внезапно очнулась. Выше мы показали уфимский ансамбль «Ай Йола», сидящий на башкирском эпосе. Теперь вот внезапный «Бонд с кнопкой» — доказывает, что еще не все там внутри атрофировалось. Что можно хотя бы нестыдно петь про старые ламповые кухни хрущевок, про тамошние разговоры, про банки с консервированными надеждами...
Клип незамысловат, а замысловатость и не требуется: кадры из поездок, студий, с концертов. Исполнение чем-то напоминает по настроению Петра Налича, именно этого нам сейчас не хватает.
Группе повезло, этот трек неконтролируемо выстрелил еще до выхода основного альбома, пошел гулять по соцсетям и радиостанциям. Народ, отвыкший от хорошей музыки, заинтересовался, полез искать другие песни...
Напоминаем, это последний выпуск «Клипового сознания» в номинации «Наши». Самое время сходить по ссылке (ниже) и проголосовать за предыдущие годы.
В следующее воскресенье вспомним импортные хиты 2025-го. Потом подведем итоги.
Захлебнуться в ностальгии можно тут:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by