39 869
04 ноября 2025 в 8:00
Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова

Как я притворился артистом и выступил на сцене перед полной «Минск-Ареной»

Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова

В прошлую субботу «Минск-Арена» была снова забита людьми на выступлении Imperial Orchestra с очередной программой саундтреков из мировой киноклассики. Но чего все эти люди точно не знали, так это того, что наш корреспондент Саша Маниту затесался среди оркестрантов и даже немного позавывал в хоре. Не знаем, заметили ли что-то обычные зрители, но вот Саша, кажется, успел прочувствовать, как выглядит и работает изнутри большое стадионное шоу, и с полными штанами впечатлений принес свои зарисовочки на этот счет.


Что вообще происходит?

Привет, я Саша, и я никогда раньше не пел в хоре. А еще я никогда раньше не выступал на «Минск-Арене», но сегодня очень необычная суббота. Костюмы, кстати, я тоже не носил с выпускного. Рубашку стрельнул у нашего кинокритика, пиджак — у минского дизайнера Артема Топсера — чисто с миру по ниточке. Когда они узнавали, для чего мне нужны их вещи, их глаза, конечно, округлялись. «Ты? На „Минск-Арене“?» Да, технически с этой субботы я смогу выделываться, что встал в один ряд с условными Коржом, ЛСП и Солодухой. С большими-пребольшими оговорками, но если не уточнять, то звучит ой как пафосно, согласитесь.

смартфон, Android, экран 6.57" AMOLED (1080x2372) 120 Гц, Mediatek Dimensity 6400 Max, ОЗУ 12 ГБ, память 256 ГБ, поддержка карт памяти, камера 50 Мп, аккумулятор 7000 мАч, моноблок, влагозащита IP66/IP68/IP69
смартфон, экран 6.7" OLED (1084x2412) 120 Гц, HiSilicon Kirin 8000, ОЗУ 12 ГБ, память 512 ГБ, камера 50 Мп, аккумулятор 5500 мАч, моноблок
смартфон, Android, экран 6.83" AMOLED (1280x2772) 144 Гц, Mediatek Dimensity 9400+, ОЗУ 12 ГБ, память 512 ГБ, камера 50 Мп, аккумулятор 5500 мАч, моноблок, влагозащита IP68

Пустая арена перед концертом работает как завод. Больше сотни моих — кхе-кхе — коллег из оркестра прямо сейчас репетируют на огромной сцене. Помимо музыкантов и хора, тут еще целая труппа танцоров и даже гимнасты на обручах, пугающе внезапно взлетающие метров на десять в воздух. Хожу, впитываю, потираю холодные и потные ладошки, гоняю в голове навязчивую мысль «Что я тут вообще забыл?». Пожалуй, в ваших головах она тоже уже поселилась. Попробую объяснить по порядку.

Как и зачем нас вообще пустили на сцену

С Imperial Orchestra мы подружились ровно два года назад. Тогда сам факт того, что оркестр из 130 классических музыкантов может собрать две полные «Минск-Арены» подряд, казался чем-то из ряда вон: это ж не Сергей Жуков — откуда у народа такая тяга к академическому искусству?

Потом оказалось, что и изнанка этого искусства вам тоже интересна: сотни тысяч просмотров на нашем тексте про коллектив наверняка неслучайны. Спустя пару лет белорусы уже привыкли к регулярным концертам Imperial Orchestra, а некоторые даже стали подшучивать в белорусском народном Threads: «Слушайте, может, ребятам уже вернут наконец паспорта?» Тем не менее послушать саундтреки из любимого кино в исполнении большого симфонического оркестра стабильно приходят тысячи человек. Этот красноречивый факт доказывает: нет, вроде не надоели.

электретный (малый конденсатор), настольный, для стриминга и подкастов, кардиоидная направленность, 50-20000 Гц, разъем подключения USB Type-A, длина кабеля 2 м
электретный (малый конденсатор), настольный, для стриминга и подкастов, кардиоидная направленность, 50-20000 Гц, разъем подключения USB Type-A, длина кабеля 2 м

— Да, мы тоже эти шутки читали и смеялись. Нам очень нравится в Минске, у вас на самом деле классная и благодарная публика. И даже если есть хейтеры, они тоже скорее забавные и добрые, — поясняет вокалист Ваня. Человек скоро выйдет солировать перед ареной, но он «просто Ваня», понимаете? Эх, всем бы стадионным артистам такое скромное эго, как у оркестрантов.

Когда ребята снова позвали нас к себе, стало очевидно, что повторять прошлый текст будет скучно. Ни на что особо не рассчитывая, я закинул идею: «А можно мне выйти с вами на сцену и хотя бы на одну песню сделать вид, что я играю хотя бы на треугольнике?» Почувствовать себя музыкантом на сцене самой большой арены страны и передать эти ощущения в тексте — вот это уже интересно. Переживал, что пошлют подальше, сказав, что это неуважение к высокому искусству, — и будут правы.

«А давайте! Вы петь умеете? Мы вас в хор можем поставить. С вас костюм тотал блэк», — таким был ответ от арт-директора оркестра и пианиста Александра Дулина. Это был на удивление самый легкий кастинг в моей жизни. Следующую неделю я шутил о том, что у меня на носу «Минск-Арена», чаще, чем дышал. А теперь вот я реально стою в гримерке хора, и что-то становится волнительно.

Почему дирижер — это майонез и как петь после двух часов сна за сутки. Знакомимся с хором

— На одну песню — это не страшно, не переживайте. Вот всю программу отыграть, следить за сменами ритма, считать все в голове — это, конечно, напряженное занятие, — подбадривают меня девчонки из хора.

Все открытые, добрые, но уставшие: эту ночь они пережили в автобусе, поспав в среднем по пару часиков каждый. Такова доля гастролирующих артистов: это только в нарезках на MTV гастроли музыкантов выглядят как веселый карнавал — на деле это недосып, рутина, смена городов и тяжелая работа.

— Ни прилечь, ни поспать — приехали все с красными глазами. Пьем кофе, чтобы не уснуть на ходу, а кофе для связок вредно: ни у кого ничего не смыкается. Ой, короче, надеемся, что сейчас уже на прогоне придем в себя.

Я, в отличие от них, спал неплохо, но, думаю, даже будучи перееханными бульдозером, эти хористки споют лучше меня. В гримерке периодически кто-то внезапно начинает повторять свои партии, и каждый раз мне кажется, что это заиграла портативная колонка — настолько чисто и поставленно звучит голос. И это они еще жалуются, что не в форме.

Одна из девушек любезно взялась показать и объяснить мне партитуру, которую мне скоро предстоит с ними петь. Пришлось чуток напрячься и вспомнить опыт игры в детском оркестре.

— Смотри, вот в начале мы поем «О-о-о», потом пауза, потом «А-а-а», потом вот здесь нужно будет топнуть ногой.

Сорри, но я совершенно точно вместо «О-о-о» сделаю «А-а-а» и наверняка топну не там. Постараюсь сделать это как можно более «джентли», чтобы не испортить общей каши. Кстати, стало интересно: а можно ли как-то отмолчаться и поотлынивать в хоре?

— Наша руководитель все услышит. Да и дирижер наверняка тоже. Маэстро умудряется все держать в голове, у него сумасшедшая концентрация.

— А объясните, пожалуйста, как четверокласснику: зачем на отрепетированном десятки раз выступлении нужен дирижер?

— Кто-то однажды сказал на этот счет очень точную фразу: «Оркестр без дирижера — это как салат без майонеза». Без нашего Иосифа мы просто нарезанные ингредиенты. И только он делает нас одним блюдом.

— Красиво… А Иосиф знает, что он… майонез?

Смеемся. Надеюсь, прозвище к маэстро Нурдаеву не прилипнет. Хотя, даже если так, все музыканты уверяют, что у него отличное чувство юмора.

Особого обряда посвящения в коллектив мне не устраивали, но приятно удивило, как легко найти общий язык с хористками. Все живые, простые, милые — через 15 минут девушки, у каждой из которых есть свой сольный проект, уже присылали свои песни с просьбой «только не сейчас, а дома послушайте, а то неловко как-то». Есть инди, есть поп-рок — разве что в причастности к рэпу никто не признался. Скинуть вам послушать не смогу, извините. Но мне понравилось.

«Вообще, у нас хор состоит из студентов академии Ларисы Долиной. Каждый — отдельная творческая единица, эстрадный вокалист. А я их педагог», — так я понял, кто на следующие несколько часов будет моим непосредственным начальником. Мария сидит, не особо отсвечивая и не перетягивая внимание, но кажется самой сконцентрированной. Если дирижер — это генерал, то она как минимум командир хоровой дивизии. Это ответственно. Так что ее выражение лица в стиле «Мне этот мир абсолютно понятен» полностью оправданно.

Мария — боец опытный: в 4 года сама впервые встала в хор, в 23 стала им руководить. Работала и с детским коллективом, и со взрослым, выступала в огромном количестве разных залов. С удивлением узнал от нее, что, к примеру, с точки зрения звука самый плохой из них — это Кремлевский дворец.

— Да, к сожалению, там все рассчитано только на выступления под фанеру. Это только фантик красивый. Здесь, у вас в «Арене», работать гораздо приятнее, к примеру.

Ладно, погуляем еще немного по коридорам и гримеркам и попристаем к другим новоиспеченным коллегам.

Как устроить слэм под симфонический оркестр и другие истории оркестрантов

«Раз, два, раз! Со-си-соч-на-я! Сар-де-леч-на-я! Добрый вечер, М-М-Минск!» — теперь вы знаете, как некогда официальный голос Marvel в России, который объявляет номера Imperial Orchestra, разминает связки. Только что прошел финальный прогон программы. Наблюдать за всем этим в нескольких метрах от сцены (а иногда и имея возможность на нее залезать) — возможность уникальная. Даже самые дорогие сегодняшние билеты ценой в 335 рублей не дадут таких опций.

Репетировать мои «А-а-а», «О-о-о» и пару притопов ногой в открывающей песне мне долго не надо, поэтому мы потратили время, проинспектировав душевую хоккеистов, и даже полежали на массажных столах с дырками для лиц. Вот тут я выгляжу как Эйс Вентура при попытке вылезти из носорога, например. Представил, что дедушка Тиль Линдеманн из Rammstein баловался в бэкстейдже «Минск-Арены» подобным образом. Это показалось вполне вероятным.

Тем временем у оркестра наступает, вероятно, самая неприятная часть вечера — те самые полчаса до выхода. Обычно все проводят их в коридоре, жуя печеньки и волнуясь. Потому что ничего другого, кроме как томительно ждать, уже и не остается.

— Честно говоря, каждый раз до выхода волнуюсь, сколько бы лет ни прошло. Когда играешь, ты уже отдаешься зрителю, ты в музыке, а вот до выхода — сплошные нервы, — рассказывает Виталий Погосян.

Виталий — одна из самых ярких звезд оркестра. Как минимум из-за его редкого инструмента — дудука. Дудуки делают всего два мастера в Армении, и один из них — близкий друг Виталия. Подобных инструментов у него, как оказалось, 20 штук, и все совершенно разные по звучанию. Делаем комплимент его шикарному наряду в стиле Аладдина, а он смеется и рассказывает, что на самом деле он выходит на саундтреке к «Гладиатору». Ну хоть так отвлекли человека от предконцертного нервяка.

— Белый лист? Да, бывало… Раз — и ничего не помнишь. Чаще всего слова находятся в последний момент, но бывает, что приходится пропеть пару строчек и на воображаемом английском. Обычно то, что что-то пошло не так, можно заметить только по полным ужаса глазам — в остальном стараешься держать марку и не спалиться. Но вообще, с публикой нужно быть искренним. Я уж лучше скажу: «Друзья, представляете, слова забыл!» — и улыбнусь, чем попытаюсь соврать. Лажать тоже надо уверенно! — а это был туториал от уже знакомого нам солиста Вани.

— Самый запоминающийся концерт? Я все не могу забыть, как мы играли программу «Короля и шута» в Минске и на первой же песне в зале начался слэм. Под симфонический оркестр. Белорусы, конечно, легенды…

А вот и дирижер. Не будем спрашивать, знает ли он, что он майонез для салата. Но вот одна вещь интересует искренне.

— Вас в оркестре все любят и называют добрым и чутким. А как у вас получается быть котом Леопольдом и при этом управлять таким огромным коллективом? Разве дирижер не должен быть психопатом, как в «Одержимости»?

— Потому что надо жить дру-у-ужно. На самом деле, время авторитарных дирижеров давно прошло. Необязательно быть жестоким Тосканини и прочими всякими… Муссолини, чтобы тебя слушали. Но нужно держать баланс. Быть эмпатичным, понимающим, но не позволять лишнего и поддерживать дисциплину.

— Сегодня у вас оркестре точно кое-кто будет лажать и халтурить: это буду я. Если бы я был вашим музыкантом и у меня правда была своя партия, вы бы услышали, что что-то не так?

— Конечно, я же дирижирую наизусть и смотрю прямо в лица. От меня не скроешься. Но вам сегодня можно, так и быть. Удачи!

беспроводные наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), портативные, съёмный аудиокабель, Bluetooth 5.0, 20-20000 Гц, быстрая зарядка, время работы 30 ч, активное шумоподавление
Onlíner рекомендует
беспроводные наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), портативные, съёмный аудиокабель, Bluetooth 5.2, 4-40000 Гц, быстрая зарядка, время работы 40 ч, кабель 1.2 м, активное шумоподавление
беспроводные наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), портативные, Bluetooth 5.0, быстрая зарядка, время работы 20 ч, активное шумоподавление

Надеюсь, что у меня не будет своего микрофона… Мария толкает воодушевляющую речь перед хором — я затесался обратно к коллегам и вдохновенно слушаю.

— Никто не должен знать, тяжело нам или нет, как комфортабельно мы ехали и сколько мы спали. Мы артисты и профессионалы. Хочу, чтобы вы показали, что вы лучшие. Я понимаю, что вы лучшие, даже когда на вас ору, поверьте. У вас у всех есть талант и мозги, раз вы оказались здесь. Давайте выйдем и отдадимся залу.

Ну все, вот теперь точно началось.

Как ощущается самая большая сцена страны

Последним поднимаюсь на огромную сцену посреди арены. В эту субботу она была не полная, и «проплешины» кое-где имелись, но тысяч десять, пожалуй, все-таки собралось. Страшно ли? Знаете, на удивление нет. И не только потому, что от моих вокализов сегодня ничего толком не зависит.

Дело в том, что оркестр так огромен, что сам по себе ощущается как маленький зал внутри большого зала. Вы как 300 спартанцев — и пусть вас окружили, пусть вы в меньшинстве, но дать бой вы готовы. Когда оркестранты в коридоре рассказывали про «чувство большой семьи», я думал, что это больше поза и красивые слова для прессы. Творческий коллектив на 170 постоянно гастролирующих друг с другом людей — да они наверняка готовы глаза друг другу выцарапать. Но в такие моменты понимаешь, откуда берется эта семейность, пусть ты и приемный и всего на одну песню.

Звучит саундтрек из фильма «Величайший шоумен» — в моем случае это иронично, конечно. Девушки из хора уверенно выдают свои вокализы. Как и предполагалось, свои «А-а-а» и «О-о-о» я выдал не идеально и не везде, но суть была не в них. Я старался запомнить ощущения.

Onlíner рекомендует
воспроизведение с USB, питание от сети, BT 4.0
Onlíner рекомендует
номинальная мощность 100 Вт, воспроизведение с USB, питание от сети и аккумулятора, BT 5.1, AUX, влагозащита IPX4, время работы: 6 ч.
номинальная мощность 100 Вт, воспроизведение с USB, питание от сети и аккумулятора, BT 4.2, AUX, время работы: 12 ч.

И знаете что? Ринго как-то сказал: «Вот вы знаете The Beatles как приятных молодых людей, а я вижу только три задницы». Согласен полностью, только у меня задниц было 170. Вся красота шоу была направлена на зрителя. Но я все равно ощущал трепет: мне дали так близко посмотреть на его изнанку. Это был живой организм, где каждый был важен. Сердцем был дирижер, и я впервые вблизи увидел, с какой эмоциональной отдачей он работает и что это не просто «махать палочкой». Его «вживание» в музыку каждым резким и истеричным или мягким и плавным жестом передается другим «органам». Мы с хором, допустим, были почками. Тогда я — определенно камешком в них. Но все равно я был счастлив быть причастным.

Мне, в отличие от других музыкантов, не пришлось высчитывать цифры в голове, чтобы не сбиться и не запутаться в партитуре. Поэтому я мог разглядывать людей. Вот девочка лет семи с открытым ртом и запрокинутой головой смотрит на все происходящее, иногда восторженно пиная папу в коленку. Вот девушка увлеченно пытается объяснить что-то парню на ухо — возможно, сюжет фильма. Он решительно ничего не понимает, но с блаженной улыбкой обнимает ее, та успокаивается в объятиях, замолкает и растворяется в музыке. Красиво. Надеюсь, хотя бы какие-то из этих мелочей оркестранты успевают уловить, катаясь из города в город.

Даже аплодисменты и крики на арене доходят с небольшой задержкой. Ты видишь, что ладоши уже бьются, а звук еще не долетел, — это так странно. В целом происходящее воспринималось как мультик: это не может быть настоящим. Я стою в хоре на «Минск-Арене», передо мной танцоры в красных кителях, а над башкой сейчас взлетят гимнастки — слушайте, у меня точно горячечный бред. И только «А-а-а» от девушек из хора по левую руку возвращает в сознание. Кстати, от их усталости следа и вправду будто бы не осталось.

Под сценой сидел ряд сконцентрированных мужчин перед мониторами — режиссировали трансляцию, выкрикивая в микрофоны номера нужных камер, администраторы носились туда-сюда. Их работу, а также работу еще десятков людей вне сцены никто не увидит совсем, но там тоже свой мир. За секунду понимаешь, сколько усилий стоит то, чтобы прямо сейчас кто-то сидел и расслабленно смотрел шоу на трибуне. Это беспокойный муравейник, который буквально умрет, если перестанет быть беспокойным муравейником.

Четыре минуты первой песни, которые были выделены мне, подошли к концу. Главное, что я успел вынести за них, — это уважение. Я будто увидел кухню мишленовского ресторана изнутри, и это совсем не то же самое, что просто съесть их блюдо, оставить чаевые и уйти домой.

Я-то думал, что обману «Минск-Арену», побалуюсь и пойду домой. Мое участие в процессе было чисто номинальным, я был уверен, что моего присутствия даже никто не заметил. Каково же было мое удивление, когда, сойдя со сцены, я увидел в директе сразу несколько фото от моих подписчиков, находившихся на трибунах. Как они вообще умудрились что-то разглядеть? Неужели на сцене ты подобен препарату под микроскопом?

Сойдя со сцены, я молча сел в зал и смотрел на происходящее с витринной стороны — так проще и привычно красивее. Кажется, я никогда больше не буду иронизировать над высокими ценами на билеты на концерты. Одним глазком глянуть на изнанку артистов со сцены для этого хватило. Они все это заслуживают — спасибо за урок. Всем «А-а-а» и «О-о-о», друзья.

воспроизведение с USB/microSD, питание от аккумулятора, BT, AUX
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
номинальная мощность 18 Вт, питание от сети и аккумулятора, BT 5.0, Wi-Fi
Onlíner рекомендует
номинальная мощность 45 Вт, питание от аккумулятора, BT 5.4, AUX, влагозащита IP68, время работы: 28 ч.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by