6724
21 октября 2025 в 8:00
Автор: Таня Машкович. Фото: архив героев; Анастасия Чубенко

Работал воспитателем, а в 40 лет ушел в декрет. Побывали в гостях у «не выходного» папы

Автор: Таня Машкович. Фото: архив героев; Анастасия Чубенко
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

Три года назад в Беларуси появился официальный праздник — День отца. Теперь каждый год 21 октября есть повод дарить футболки и кружки с надписью в духе «Лучшему папе». Праздник — это хорошо, но родительские обязанности все же история повседневная. Герой этого текста Сергей знает об этом не понаслышке: больше года он находится в официальном декрете. «Боевое крещение» мужчина получил еще в первые сутки после рождения сына Темы: ухаживать за новорожденным мама не могла по состоянию здоровья. Так что обязанность сменить первые подгузники, ночь без сна и далее по списку — все достались молодому отцу. Но еще до момента икс на семейном совете родители решили: в декрет уйдет папа. Так в 40 лет белорус оказался в отпуске «по уходу за ребенком».

«Предложение сделал на Эйфелевой башне»

С Сергеем, Аней и маленьким Темой мы встречаемся во второй половине дня. На времени интервью настоял папа. Во-первых, сын успел поспать и пообедать: график важно соблюдать. А во-вторых, с работы как раз вернулась мама Аня. Участие жены в интервью об «отцовском декрете» для героя принципиально важно.

— Папа в декрете не значит, что мама ничего не делает. Ведь это и физически непросто: работать, затем приходить домой, ухаживать за ребенком и проводить с ним время, — рассуждает мужчина. — Да и не был бы папа в отпуске по уходу за ребенком, если бы мама не работала.

Под шум чайника и радостные крики ребенка во время игры в мяч мы говорим о том, как познакомились будущие родители. Это было больше 20 лет назад. Аня и Сергей — одногодки, учились в одном институте, но с разницей в несколько лет.

— На пятом курсе я начал работать в библиотеке нашего института. Понятно, что все студенты проходили через меня, — улыбается Сергей, подбрасывая мячик сыну.

Сперва знакомство было «шапочным», но все изменила общая студенческая поездка в 2012 году.

— Мы начали общаться теснее, — рассказывает Аня. — Как-то мне нужно было уезжать в четыре утра, а Сергей пошел меня провожать. Мне было очень приятно — так и завязались наши отношения.

На тот момент Сергею и Ане было по 28 лет. Оба с улыбкой говорят, что со старта отнеслись к отношениям серьезно.

— Предложение Ане я сделал 1 января в Париже, причем на Эйфелевой башне! Было очень холодно, поэтому сказал все быстро: очень хотелось поскорее спуститься вниз, — смеется Сергей.

— В октябре мы расписались, а в январе обвенчались. Кстати, до сих пор отмечаем оба праздника, — дополняет Аня.

«Год работал в детском саду»

На момент свадьбы героям этого текста было по 29 лет. Тогда вопрос о появлении детей было решено отложить.

— Во-первых, мы снимали проходную комнату, что не очень удобно для молодой семьи. Во-вторых, я окончила аспирантуру и планировала, что скоро буду защищаться. Тогда я уже работала преподавателем, поэтому для меня это было принципиально важно. Думаю, что в тот момент я и психологически не была готова к детям. Отдельное спасибо нашим родителям, на нас никто не давил.

Пока Аня занималась академической работой, Сергей тоже получил необычное предложение: его позвали работать воспитателем в детский сад.

— При нашем институте была воскресная школа — я работал там в театре кукол и занимался с маленькими детьми. Однажды посчитал, что общий педагогический стаж у меня около 15 лет, — рассказывает Сергей. — Как-то узнал, что наши выпускники открывают частный детский сад. Мне предложили работу с младшей группой — детьми 3—4 лет, всего там было примерно 16 человек.

Вопросов или повышенного внимания к воспитателю-мужчине, вспоминает Сергей, не было. И даже больше: дети быстро прониклись к новому работнику. Аня с улыбкой вспоминает, что часто по вечерам воспитанники вовсе не хотели уходить из детского сада.

— С детьми нужно было правильно проводить время. Конечно, у нас были занятия — как все делать правильно, я узнавал из книг или спрашивал у знакомых. Иногда приходилось быть строгим: дети прекрасно чувствуют, когда сделали что-то не то. Да, бывало, я и голос мог повысить. Но в угол никогда не ставил: это как-то примитивно, поэтому придумывал другие «наказания». Если, например, ребенок был слишком активным, я просил его побольше побегать.

Многое, вспоминает Сергей, он старался показать детям через юмор, шутку или игру. Аня тут же подхватывает: мол, а ведь на это тоже нужен талант. И хотя собеседник с ходу вспоминает несколько забавных историй (вроде «выбрасывали в форточку плохое слово, которое ребенок постоянно говорил»), работа воспитателем запомнилась и с другой стороны.

— Помню девочку, родители которой были в разводе. У меня до сих пор лежит открытка, которую она для меня сделала и подписала «Папе», — улыбается мужчина. — Еще одну девочку часто приводил в садик папа. Адаптация к детскому садику шла сложно, она много плакала. Но постепенно ко всему привыкла. И тут я узнаю, что ее отец скоропостижно умер. С того момента она начала приходить раньше других детей: наверное, маме нужно было успевать на работу. Мы могли долго сидеть и разговаривать, в том числе о смерти. Мне кажется, что дети 3—4 лет воспринимают это даже спокойнее, чем в более взрослом возрасте. Конечно, говорили на такие темы аккуратно, чтобы не бередить тяжелые воспоминания.

Сергей признается, что морально такая работа прилично выматывает. Хотя сейчас, когда герою уже 40, нередко появляется мысль: а что, если там осталось его призвание? Увы, история с садиком продлилась всего год: из-за смены руководства с работы пришлось уйти.

— Рядом с нашим домом есть детский садик, и иногда я слышу, как ведут себя воспитатели. Они не кричат, но в то же время я замечаю какую-то примитивность в их общении с детьми. Например, взрослые кривляются или говорят «Ну ты же мальчик» или «Ты же девочка». Мне кажется, что лучше быть более естественными.

Думаю, что к Теме я отношусь так же, как и когда-то к моим воспитанникам в садике: когда можешь и баловаться, и обниматься с детьми, но и проявляешь строгость. Кстати, я до сих пор слушаю подкасты о воспитании и разбираю какие-то ситуации в семье. Уже даже готов к ситуациям, с которыми столкнемся лет через 10—15! — смеется Сергей.

«Еще до родов решили, что в декрет пойдет папа»

Артемий появился в семье, когда Анне было 39 лет. По словам женщины, никаких предубеждений или нетактичных вопросов из-за первой беременности в таком возрасте не было.

— Когда меня везли после кесарева, медсестры даже шутили: мол, через два года приходите за девочкой! — вспоминает героиня. — Кстати, роды у нас были партнерскими. Сергей взял сына на руки спустя всего 4 минуты после его рождения. Первые сутки я провела в реанимации — все это время с Темой был муж.

Из подготовки, рассказывают родители, были пройденные курсы по партнерским родам, а еще помог опыт с младенцами друзей и знакомых.

— Конечно, первые ощущения, когда ребенка дают на руки, — это слезы, — честно рассказывает Сергей. — Я попросил медсестру показать, как нужно все делать, задал ей с десяток вопросов! Дальше не стеснялся и тоже спрашивал, если что-то беспокоило. Как-то подошел, а мне сказали, мол, ну да, ребенок икает — это совершенно нормально. Но в целом обошлось без паники.

Если отбросить предрассудки, первые полгода жизни ребенка папе ухаживать за ним проще, чем маме. Элементарно взять младенца на руки, собрать на улицу, уложить в коляску, а затем спустить ее… Ведь папа не рожал — что у него болит? Но получается, что чаще всего это приходится делать маме, а папа выступает скорее как помощник. Хотя именно женщине нужно восстанавливаться, и муж единственный, кто может быть рядом.

— Но ведь кто-то из отцов говорит, что переживает или банально боится сделать что-то не так…

— Ну конечно! Папы же работают на самых разных работах — и не смогут справиться с ребенком? А когда едешь за рулем, разве не страшно? Думаю, что чаще речь идет о давлении общества, причем нередко внутри семьи. Может быть, папа и хотел бы, но ему говорят: «Лучше отдай ребенка маме».

Впервые обо всем этом Сергей задумался еще в роддоме. Он объясняет, что в тот момент, учитывая состояние Ани, столкнулся с выбором: либо доверить уход за малышом медперсоналу, либо справиться самому.

Так вышло, что первые «самостоятельные» сутки после рождения Темы стали настоящим тест-драйвом для молодого отца. Ведь еще до родов Аня и Сергей решили: в декретный отпуск уйдет папа.

— Аня — преподаватель, я же работал в научном отделе Института теологии и в организации, которая занимается темой экологии. Поэтому мне казалось, что я более мобилен в плане поиска работы и подработок. Еще, в отличие от жены, мне проще перестроиться в плане проектной работы. Да и в социальном плане мне кажется важным, чтобы женщина не прерывала карьеру, а могла дальше профессионально развиваться и вместе с тем оставаться мамой.

Между собой будущие родители обсудили финансовую и профессиональную стороны вопроса. При этом каждому предстояло столкнуться с грузом общественного мнения, а также «внутренними» сомнениями. Так, Аня переживала: не будет ли сын любить отца больше, чем ее? Чувство вины, признается собеседница, накатывает до сих пор. Зато знакомые решение пары в основном поддержали, хотя аналогичного опыта пока ни у кого не было.

— На работе на мое решение уйти в декретный отпуск отреагировали спокойно. Может быть, через шутки я все же почувствовал удивление, ведь ситуация необычная, — говорит Сергей. — В семье тоже восприняли нормально, разве что иногда появляется напряжение, когда вопрос упирается в финансовую сторону. Но нас никто не упрекал и никаких «фе» в лицо не высказывал.

К работе Аня вернулась, когда Артему было 5 месяцев. Но тут нужно сделать ремарку: в течение этого времени она периодически приходила в институт на важные мероприятия — например, на защиту магистерских диссертаций своих студентов.

— Единственный «технический» вопрос, который предстояло решить, — это как соблюдать режим кормления. В этом нам очень помогла консультант по ГВ, которая посоветовала определенную схему. И она до сих пор работает! Для меня это был очень важный момент, — объясняет Аня.

«Я авторитарный папа»

Обычный будний день семьи начинается стандартно: первым просыпается Тема. Дальше все зависит от расписания Ани: запланированы пары на утро или на вторую половину дня.

— Мы с женой идем пить кофе, параллельно я готовлю кашу. Затем мы едим, и Аня уходит на работу. Честно говоря, я такой авторитарный папа — в том смысле, что одному справляться с ребенком проще. Еще один момент — график: мне удобнее, когда все по времени. Пока Тема спит (около двух с половиной часов), я готовлю — предпочитаю, чтобы еда была свежая. После дневного сна мы просыпаемся, делаем процедуры, кушаем и ждем маму.

Самый простой вопрос для меня — чем занять ребенка. Нужно просто собраться и выйти на улицу — там он всегда найдет развлечение. Коляску, кстати, я выбирал «под себя» — она у нас вездеход: так интереснее кататься по всяким дорогам и грязям, — смеется отец.

На детской площадке рядом с домом Сергей с Темой проводят от силы пару дней в неделю. Первое время, с улыбкой говорит мужчина, соседские мамы удивлялись папе во дворе, да еще и в будний день. Сейчас отец с сыном чаще уезжают гулять куда-нибудь поближе к природе — как минимум в большие парки. Так Сергей старается прививать ребенку любовь к окружающей среде и экологии. К слову, малыш уже справляется с деликатным вопросом и самостоятельно относит грязный подгузник в мусорку.

— Как-то разговорился в парке с мамой двойни: обсуждали партнерские роды, уход за двумя детьми, сон, кормление… Словом, болтали как две мамы, — смеется Сергей. — Но случалось, что я что-то рассказывал, а в ответ мне говорили одно слово — и все.

— А папы?

— Их нет! Особенно в будние дни. По субботам я часто вижу, как папы высыпают на площадку, и про себя подмечаю, что это отец Златы, а это — Вани, — улыбается Сергей. — Общение сложно наладить еще и потому, что по выходным мы уезжаем в деревню. Но не могу сказать, что переживаю, просто было бы интересно обсудить с другим отцом какие-то внутрисемейные вопросы и ситуации.

Несмотря на постоянные активности и готовность к семейной жизни, «бытовуха» дает о себе знать. Готовка, уборка, прогулки — папа в декрете устает не меньше мамы в аналогичной обстановке.

— Еще когда Аня писала диссертацию, я закрывал многие «хозяйственные» вопросы — мне это нравится. Но когда живешь в таком ритме несколько месяцев подряд, ты взрываешься.

— Это называется «не держать удар», — тут же дополняет Аня.

В нерабочее время родительские обязанности супруги стараются делить поровну: вместе ездят в поликлинику, гоняют по выходным в деревню и совместно проводят вечера. Так что «качественно», уверяет Сергей, они оба проводят с сыном одинаковое количество времени.

— На самом деле, декрет — это очень классный период в жизни, когда ты можешь находиться рядом с ребенком. Ведь таким маленьким он уже не будет, а если появятся другие дети, это будет уже их детство. Хотя есть и страх, что сын поверит: его папа может все. И вдруг окажется, что в чем-то я поведу себя не так, как он ждет.

Услышав слово «папа», Тема тут же указывает пальчиком в сторону Сергея. А затем показывает уже на Аню и четко произносит «мама». Через минуту мальчик ловко карабкается на колени к папе и просит вместе с ним попрыгать на фитболе. Спустя минут десять Сергей отпускает сына, чем быстро его расстраивает. Кажется, нам пора закругляться.

— После выхода из отпуска по уходу за ребенком планирую вернуться на работу. При этом без проблем пошел бы и во второй декрет, но параллельно искал бы подработки. Кто-то может сказать, что надо заниматься серьезными делами. Но что может быть важнее, чем заниматься воспитанием своего ребенка? — рассуждает Сергей. — Думаю, что все зависит от приоритетов в жизни, причем это касается и мамы, и папы. В нашей семье, уверен, мы все сделали правильно.

Кстати, для отцов и тех, кто планирует ими стать, открыт бесплатный онлайн-курс. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси и команда Mama Pro Papa Pro собрали самые важные темы — от планирования беременности до первых трех лет жизни малыша.

Это первый в Беларуси курс такого формата, полностью ориентированный именно на мужчин. В коротких видео врачи и психологи отвечают на самые частые вопросы пап и делятся полезными материалами.

Чтобы посмотреть курс, установите бесплатное приложение Mama Pro Papa Pro и перейдите на вкладку «Мы ждем ребенка» — «Для папы».

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by