«На четвертые роды пошли вдвоем». История пары, которая вместе с 16 лет

12 525
14 октября 2025 в 8:00
Автор: Елена Зуева. Фото: архив героев

«На четвертые роды пошли вдвоем». История пары, которая вместе с 16 лет

Автор: Елена Зуева. Фото: архив героев
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

Наталии Клебановой 42 года. Девять месяцев назад она стала мамой в четвертый раз. Ее муж Сергей, с которым они вместе с 16 лет (ему было 15), был на последних родах жены и перерезал пуповину их четвертому ребенку. «„А я думал, вы там мучитесь“, — сказал мне потом Сергей, — вспоминает тот опыт Наталия. — Дело в том, что муж забыл дома документы и успел вернуться уже к самому процессу, занявшему минут 30, когда все уже было красивенько. Пришел в полной медицинской экипировке, сел рядом — и я его не узнала, подумала, что врач. Но и это короткое время, не считая последующих двух часов в палате, стало очень ценным опытом, который неожиданно для нас самих еще больше сблизил». В канун Дня матери мы поговорили с Наталией о материнстве, о том, как менялась ее жизнь с появлением детей.

«Боялась признаться папе, что у меня есть парень»

Наталия родом из Орши. Ее отец был военным, и на довольно длительное время семья уезжала в Мурманск. В родной город они вернулись в конце девяностых. Наша сегодняшняя героиня была единственным ребенком в семье, что не мешало отцу воспитывать дочь в строгости, хотя и в любви тоже. Поэтому, когда 16-летняя Наталия стала встречаться с парнем, она больше всего переживала, «только бы об этом не узнал папа».

— После переезда я попала в новый класс и какое-то время была такой тихой девочкой, неприметной серой мышкой. Из-за невысокого роста смахивала на ребенка. Но после девятого класса я резко выросла до 170 сантиметров и стала намного увереннее в себе, — вспоминает Наталия.

Со своим парнем, за которого героиня впоследствии и вышла замуж, она познакомилась благодаря сорванному отпуску родителей.

— В то лето (был 1999 год) мы с родителями должны были поехать на машине в отпуск в Коблево (курорт на Черноморском побережье Украины. — Прим. Onlíner). Мне было 16, только сделали паспорт. И там допустили ошибку: вместо «Наталия» написали «Наталья». Мне дали справку, где было указано, что документ переделывается. В общем, на границе нас развернули — справка, естественно, не помогла. Мы вернулись домой в Оршу, и буквально через пару дней я познакомилась с Сергеем, своим будущим мужем.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от НАТАЛИЯ КЛЕБАНОВА️МАМА четырех | Семья, материнство, обзоры (@natali.klebanova)

Ему тогда было 15. Мы вдвоем 1983 года, но он родился в конце декабря — отсюда и разница почти в год. Сергей, правда, скрывал это, говорил, что ему уже 16. Познакомились с ним случайно: он проходил мимо с друзьями, когда я сидела на скамейке неподалеку от дома своей бабушки. Подошел ко мне не он, а другой парень, тот, что был посмелее. Но встречаться мы стали именно с Сергеем, хотя его я какое-то время пыталась сосватать своей подруге, даже не замечая, что ему очень нравлюсь я.

Наталия и Сергей поженились, когда героине было 20 лет. Решение о свадьбе, можно сказать, приняли их родители.

— Мы сколько встречались, столько Сергей говорил: «Мы поженимся». После школы он подался в два вуза — в Минск и в Могилев — и в оба прошел. Но я сказала: уедешь в Минск — расстанемся. Это было не ультимативно, просто расстояние не позволяло бы видеться часто. Сергей выбрал могилевский университет, а я в то время перешла на третий курс педколледжа. Учились, встречались и к теме свадьбы вернулись осенью 2002 года, когда поехали в Браслав на свадьбу к моей подруге. Там я поймала букет невесты. На второй день свадьбы фокус сместился на нас с Сергеем: мне надели фату, и мы настолько вжились в роли жениха и невесты, что на обратном пути завели разговор о собственной свадьбе и прямо в поезде начали составлять список гостей. Хотя на тот момент нам было всего по 18—19 лет, мы нигде не работали, — смеется Наталия.

После этой поездки, признается героиня, встал главный вопрос: как сказать обо всем папе? Родители парня знали, что он встречается с девушкой, и даже были с ней знакомы. А вот со стороны Наталии обо все знала только мама — папа же пребывал в неведении и был уверен, что дочь еще даже косметикой не пользуется.

— Я красилась втихаря в подъезде, а потом «смывалась», чтобы дома поддерживать образ серенькой мышки, — не скрывая улыбки, говорит Наталия. — Помню, папа как-то заметил нас с Сергеем на улице, как мы за ручку шли — дома такой скандал был! Месяц после этого никуда не пускал. Рассказать ему обо всем получилось только через полгода, в марте, когда мама уехала в командировку и мы с папой остались дома одни. Как-то зашел разговор о том, что мои подруги — и одна, и вторая — уже вышли замуж. Тогда же рано женились, говорили, что «в 20 лет уже старая дева». И тут папа слово за слово и говорит: «Ты, наверное, лет в 30 выйдешь замуж, у тебя и парня-то нет». А я говорю: «Почему? Есть!» — и рассказала ему все о Сергее.

Мы тогда хорошо поговорили с ним по душам, и я, честно говоря, была удивлена его реакции. Он спросил: «Так что, вы хотите жениться?» Я сказала, что да. На что папа, еще больше удивив, сказал, что «надо бы познакомиться с его родителями».

После разговора с отцом Наталия пошла искать телефон-автомат, чтобы позвонить Сергею в Могилев и рассказать, что они женятся, хотя парень, несмотря на многократные обсуждения будущей свадьбы, предложение еще не сделал.

— Звоню и говорю: «Мы летом будем жениться!» Сергей был в шоке, он никак не ожидал, что мой папа разрешит, — смеется Наталия. — Вскоре его родители пришли к нам в гости на обед, на следующий день уже к ним в гости пошли мои родители. В общем, нам сказали идти подавать документы. Мы с Сергеем переглянулись и вскоре действительно подали заявление в загс.

По словам героини, у них с Сергеем на тот момент не было понимания, как они будут жить вместе. Все хлопоты по организации свадьбы взяли на себя родители с обеих сторон, они же первое время оплачивали молодоженам аренду квартиры.

— Главное условие, которое нам поставили тогда родители, — это не заводить детей, пока не доучимся. Поженились мы в июле 2003 года и в свадебное путешествие поехали в Коблево вместе с моими родителями. На свадьбу нам подарили кухонный комбайн, чайный сервиз и немного денег, потому что гостями в основном были наши друзья-студенты. Этих денег нам хватило на первые три месяца совместной жизни.

Первую неделю после свадьбы мы прожили в Орше, в квартире бабушки, которая на это время специально съехала. Помню, утром просыпаемся и внезапно узнаем, что никто из нас не умеет готовить. В общем, началось время открытий. Я, например, лишь незадолго до свадьбы узнала, что мой муж, оказывается, в школе был отличником. Меня это, помню, удивило: когда успевает, если днями напролет со мной?

«Когда были еще подростками, нам нагадали четверых детей»

Наталии был 21 год, когда у них с Сергеем родился первенец. На тот момент ее муж учился на четвертом курсе университета, а сама героиня успела попробовать себя в бизнесе (открыла ИП), но через четыре месяца из-за жуткого токсикоза палатку с женской одеждой в буквальном смысле пришлось свернуть.

— Не то чтобы мы тогда планировали ребенка. Просто как-то зашел разговор о том, что мама Сергея забеременела только через девять лет после брака, и мы решили, что хотя бы пробовать будем, чтобы не пришлось столько ждать, — не без смеха вспоминает ту ситуацию Наталия. — И первая попытка оказалась удачной — весной 2005 года у нас родился сын.

Когда Наталия и Сергей обсуждали планы на будущее, всегда говорили о детях во множественном числе, но какой-то оптимальной цифры, сколько их должно быть, у них поначалу не было. Сами они, к слову, воспитывались не в многодетных семьях. Наталия вспоминает случай в тему:

— Нам было лет по 18, когда мы узнали о гадалке, к которой стали ходить все в Орше. Мы с Сергеем тоже пошли к ней — скорее по приколу. И она нам нагадала, что мы поженимся и у нас будет четверо детей.

— И как он тогда отреагировал?

— Сергей, помню, заулыбался и говорит: «Ну, класс». Он такой семейный, все семейные ценности у нас из его семьи. Например, буквально через два дня после нашего знакомства он пригласил меня к себе в гости, познакомил с сестрой и мамой. Мы с его родителями каждый день играли в карты, его мама все время меня подкармливала, «потому что худенькая». У меня тоже хорошая семья, папа и мама не в разводе, но у них (и это было сразу заметно) были какая-то теплота и забота по отношению к друг другу. Например, когда мама Сергея уходила на работу, он провожал ее до двери, целовал в щеку. Межу его мамой и папой чувствовалась нежность. И меня это зацепило, мне тоже захотелось такого. В принципе, все так и вышло.

Когда их первенцу было полтора года, Сергея распределили в Витебск. Со временем туда переехали из Орши обе семьи наших героев. Там, уже в Витебске, пара стала родителями во второй раз: в 2008 году у них родилась дочь.

— Я шучу, что она спасла отца от армии, поскольку дочка родилась, когда Сергею оставался год «пригодности» к службе. Правда, со второй беременностью была целая эпопея: мне по ошибке чуть не сделали «чистку», когда я попала в больницу с кровотечением. Там меня прокапали, все остановили, но УЗИ показало, что плод якобы не развивается, замер. По моей просьбе процедуру повторили еще дважды, каждую с интервалом в три дня — УЗИ показывало все то же, и мне назначили операцию. Я отказывалась верить, потому что токсикоз сохранялся, и накануне попросила мужа принести мне куртку, чтобы сходить в соседнюю клинику на платное УЗИ. Оно показало, что с беременностью все в порядке. Я взяла этот листочек, без ссор и ругани показала в больнице, и меня выписали домой. Оказалось, на ранних сроках такое бывает. В ноябре 2008 года я родила дочку.

Собственное жилье у пары появилось ближе к 30 годам. Примерно в этот же период, в 2014 году, у Наталии и Сергея родился третий ребенок. Героиня признается, что «третьего родила за минуту и чуть ли не в лифте». Так же стремительно к семье прикрепился и статус многодетности.

— Я была на опыте, но затянула: позволила себе немного поспать дома во время схваток. Проснулась уже с потугами. Хорошо, что мы живем рядом с роддомом, — смеется Наталия. — Успели только туда зайти и подняться в лифте в родзал, как я родила. Мне даже не успели ни КТГ, ничего прицепить. Это были самые быстрые и самые легкие роды. Помню только, как плюхнули ребенка на живот и сказали: «А приходите к нам еще!»

«На четвертого ребенка меня вдохновила врач-гинеколог»

В то время Наталии был уже 31 год, и ей казалось, что третьего рожает уже поздно. Героиня представляла, как поведет ребенка в первый класс, когда ей будет уже под 40, и решила, что на третьем «можно уже и остановиться».

— Плюс ко всему мы стали многодетными, и поначалу меня даже это слово смущало. Стыдно, что ли, было. Но когда люди вокруг стали восхищаться нашей семьей, мне стало это нравиться, что мы «такая классная пара и у нас такие замечательные дети». А муж, наоборот, всем гордо говорил: «Я папа троих!» Мне же поначалу было так неловко, что приходилось даже где-то оправдываться, почему мы родили третьего.

Может создаться впечатление, что Наталия переходила из декрета в декрет и, кроме материнства, больше ничего не видела. Это не так. В промежутках между рождением детей она сначала работала воспитателем в детском саду, а после, в ковидные времена, освоила блогинг. По словам героини, она помогла сыну развить YouTube-канал до более чем миллиона подписчиков, а затем занялась своими проектами: снимала обзоры магазинов, завела личный блог о семье.

Четвертого ребенка в планах семьи не было почти 10 лет, хотя вопрос периодически поднимался. Инициатором была Наталия.

— Сергей в этом вопросе был нейтрален, а мне хотелось, чтобы он захотел еще детей, поэтому я не настаивала. Переломным стал момент, когда мне было 39. Как-то на приеме врач-гинеколог сказала, что у меня прекрасное состояние репродуктивной системы и что я «из тех мам, кто должен рожать». Можно сказать, что она мне этой фразой жетон забросила. Я ей: «Ну да, троих родила, и все хорошо и быстро. Если честно, хотела бы еще и четвертого, но уже возраст — скоро 40!» А она мне: «Знаете, сколько сейчас приходит мамочек 40 и 40+? Это раньше боялись, а теперь это уже норма». И я так вдохновилась ее словами, что загорелась четвертым ребенком! Помню, боялась затянуть, потому что раньше, в 31 год, казалось, что уже поздно. Сергей, услышав мои доводы, сдался.

На этот раз выносить беременность у героини получилось лишь со второй попытки. Наталия признается, что, если бы не неприятный момент с анализом (был повышен один из параметров, который, как позже выяснилось, ни на что не влиял), четвертая беременность была самой легкой по ощущениям. В конце декабря 2024 года, за несколько месяцев до своего 42-летия, Наталия родила дочь. Малышка стала четвертым ребенком в семье.

— Эти роды у нас с Сергеем были партнерскими, хотя поначалу он и отнекивался. Мы договорились так: если ему будет некомфортно, он сможет в любой момент выйти. Правда, когда пришло время рожать, все чуть не сорвалось: мы так спешили в роддом, что Сергей забыл дома справку, позволяющую ему присутствовать на родах. Он успел вернуться уже к самому процессу, который занял минут 30, когда все было уже красивенько. Пришел в полной медицинской экипировке (костюм, шапочка, маска, бахилы), сел рядом — и я его не узнала, подумала, что врач. Мы сфоткались для моего блога и сняли видео, после чего муж сказал мне: «А я думал, вы там мучитесь», — чем, конечно, повеселил. А если серьезно, отмечу, что даже это непродолжительное время стало очень ценным опытом, который неожиданно для нас самих еще больше сблизил.

Старшим детям наших героев сейчас 20, 16 и 11 лет, а малышке всего 9 месяцев. Будучи четырежды мамой, Наталия не построила какой-то карьеры, закрыла ИП и, возможно, еще чего-то там не успела, чтобы вписаться в некую модель успешности. Но у нее со старта были другие цели и ценности:

— Моя жизнь наполнена смыслом и большой любовью. Четвертое материнство дало мне ощущение полного, законченного пазла. Я наконец-то не просто «справляюсь», а наслаждаюсь каждой секундой, потому что знаю: это тот самый фундамент, на котором стоит самое важное — наша семья. Я вижу, как с появлением малыша старшие дети стали добрее, муж — нежнее, а наш дом — еще уютнее. И это лучшее подтверждение тому, что наши главные семейные ценности — любовь, поддержка и умение радоваться простому — живут и крепнут. Это самое осознанное и кайфовое материнство, потому что для меня это и есть настоящая, полноценная жизнь.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by