5534
28 августа 2025 в 9:36
Автор: Антон Коляго. Фото: Максим Малиновский

Красные дорожки, промокшие фанаты, итальянские страсти: наш репортаж с открытия Венецианского кинофестиваля

Автор: Антон Коляго. Фото: Максим Малиновский

27 августа в Италии открылся 82-й Венецианский кинофестиваль — последний в этом году среди фестивалей «большой тройки» (Берлин — Канны — Венеция) и формально открывающий для кино год следующий. Именно на острове Лидо стараются делать мировые премьеры картин, которые будут бороться за внимание зрителей в наградном сезоне. Поэтому нынешняя конкурсная программа так похожа на сборник greatest hits из будущего: тут и Гильермо дель Торо с Пак Чхан-уком, и Джим Джармуш с Паоло Соррентино, и метящие на «Оскары» Эмма Стоун, Джордж Клуни и Дуэйн Скала Джонсон. Корреспонденты Onlíner прямо из Венеции передают атмосферу первого дня «мостры», ловят в объектив гостей церемонии открытия и рассказывают, ради чего фанаты кино со всего мира плавятся под итальянским солнцем.

За 12 часов до первой красной дорожки: что происходит перед Дворцом кино в день открытия

— Так вы, получается, все время будете проводить на Лидо, — с каким-то даже облегчением в голосе произнесла хозяйка наших апартаментов, узнав, что мы с фотографом приехали не как туристы, а на Венецианский кинофестиваль. Да, смотр (он же «мостра», если на официально-деловой итальянский манер) проходит подальше от каналов и гондол, на пляжном острове в лагуне. Тем лучше для всех: коренные венецианцы, и без того чувствительные к наплыву лишних людей со всего мира, все еще ловят нервный тик от словосочетания «тусовка звезд» — привет молодой чете Безос.

Лидо, впрочем, исторически как нельзя лучше подходит для второго по важности (после Каннского) кинофестиваля мира: остров еще с середины XIX века служил дачно-курортным поселком богемной интеллигенции. Под смотр там выделена отдельная территория Дворца кино — модернистского ансамбля из трех культурных площадок 1936 года постройки. Именно сюда по отдельному каналу водный трамвай вапоретто с раннего утра начинает привозить сонных кинокритиков со всего мира. Спрыгнув на причал, они бегут за глотком эспрессо — и сразу же в очередь у нужного зала.

Palazzo Del Casino действительно когда-то было действующим казино. Сейчас там три кинозала, где проходят открытые показы фильмов основного конкурса и секции Orizzonti, а также спецпоказы сериалов

Кинопоказы стартуют с восьми утра и продолжаются до глубокой ночи. В среднем в день в семи залах показывают около десяти разных фильмов из основного конкурса и параллельных программ. Где-то между: пресс-конференции, фотоколлы, красные дорожки, мастер-классы, VR-экспириенсы и, конечно, закрытые вечеринки.

На каждом фестивале хватает энтузиастов, которые умудряются увидеть больше половины фильмов дневной программы, а в перерывах написать на них рецензии. Каким образом? Ну, в конце августа на Лидо дико жарко, запредельно дорого, а в исторический центр особо не наплаваешься (с учетом ожидания вапоретто весь путь до Венеции может занять около часа), поэтому ничего не остается, кроме как прохлаждаться в кинозалах и потом хвастаться свежайшими впечатлениями от мировых премьер, сидя под кондиционером в пресс-центре.

Роскошный холл третьего этажа Palazzo Del Casino, на время фестиваля переоборудованный под пресс-центр

Стремление одним из первых в мире увидеть будущую классику, лауреатов престижных наград, ну или хотя бы картины, которые в офисах и барах будут обсуждать только через полгода, и толкает журналистов-синефилов проезжать сотни километров, тратить тысячи евро и терпеть десятки часов недосыпов. Иначе никак, все же именно на фестивалях творится история кино: вспомните навскидку любой мировой шедевр — с огромной вероятностью он был в конкурсе какого-нибудь престижного смотра.

Все это, кстати, доступно не только избранным, как можно подумать. На Венецианский кинофестиваль могут попасть и обычные зрители: в этом плане «мостра» демократичнее тех же Канн, которое больше похоже на гламурное сафари, где светские тигры и львицы выгуливают друг друга и новенькие «картье». В кинотеатры на Лидо во время смотра может прийти если не любой, то как минимум самый проворный киноман, который успеет отхватить билет.

Цена вопроса: от €10 за дневные показы лент из второстепенных программ до €50 за вечерние гала-премьеры. Предлагают и платные абонементы для молодежи (до 26 лет) и почетных синефилов (от 65 лет): €40 за проход на все показы в зале с короткими метрами и, например, €1600 — за полный комплект премьер с участием селебрити. Да, посмотреть новый фильм в одном зале с Антонио Бандерасом и Кейт Бланшетт здесь — удовольствие явно для заседающих в верхней части пирамиды Маслоу.

Самые яростные фанаты (а вместе с ними коллекционеры и перекупщики автографов) вынуждены идти на жертвы. Вот, например, лагерь, который перед красной дорожкой разбили поклонники Эммы Стоун больше чем за сутки до назначенного появления актрисы.

А первые зонты и листки с надписями типа «Не занимать» появились там же еще 26 августа, накануне официального открытия фестиваля. Еще караулить знаменитостей принято на выходе с пресс-конференций. Папарацци часто целым днями заседают под люксовым отелем Excelsior — тем самым, из романа «Смерть в Венеции» Томаса Манна. Надеемся, на 30-градусной жаре обходится без таких же заголовков в местной прессе.

В день старта кинофестиваля глаза пока что слепят не звезды, а разве что белоснежные мраморные ступеньки Palazzo del Casino. Чьи-то лица и имена лишь мелькают на развешанных повсюду эксклюзивных постерах — сами их обладатели пока что лишь делают укладки и разглаживают стрелки перед вечерней церемонией открытия. О ней чуть дальше, а пока немного истории.

Прадед всех фестивалей

Венецианский кинофестиваль зародился и до сих пор проводится в рамках местной биеннале искусств. Первый смотр под названием Esposizione d'Arte Cinematografica прошел в 1932 году по инициативе бизнесмена Джузеппе Вольпи (в его честь называется актерская награда — Кубок Вольпи).

Сам формат кинофестиваля — когда в одном месте представляют новые картины и выдают призы лучшим авторам — на тот момент был уникальным. Никакой публичной системы кинонаград не существовало, даже появившийся в 1929-м «Оскар» еще был чисто цеховой инициативой. Так что именно «мостру» все справедливо считают прадедушкой всех фестивалей и премий в области кино.

93 года назад кинофестиваль провели там же, на Лидо, только на террасе Excelsior. Конкурса с экспертным жюри как такового не было: лучшие фильмы просто выбрали сами зрители. Открыл историю «мостры» оскароносный «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Рубена Мамуляна, а приз за режиссуру вручили советскому постановщику Николаю Экку за «Путевку в жизнь».

В 1934-м фестиваль стал ежегодным, тогда же появилась конкурсная программа и награда за лучший фильм, пафосно названная в честь Бенито Муссолини. Дуче смотру во всем покровительствовал, вовсю используя его как выгодную площадку для продвижения пропагандистского контента фашистской Италии и союзников. Скандал после победы «Олимпии» Лени Рифеншталь подтолкнет французов к созданию оппозиционного «мостре» Каннского кинофестиваля. А фестивали 1940, 1941 и 1942 годов уже сами итальянцы вычеркнут из истории как позорные.

Но это будет потом, пока же после второго фестиваля публика гудит по более богемному поводу: в одном из фильмов программы актриса и будущая создательница Wi-Fi Хэди Ламарр появилась полностью голой — вся киноиндустрия, а вместе с ней и папа Пий XI, в шоке.

После войны Венецианский кинофестиваль стал открывать миру азиатское кино: «Золотого льва» (такой сделали главную награду — по образу маскота Венеции) в 1951-м, например, получил легендарный «Расемон» Акиры Куросавы. В шестидесятых — чествовал французскую и британскую «новые волны», носил на руках молодых соотечественников-новаторов — Пазолини и Бертолуччи, первым отметил гений Тарковского.

В 1968-м французские протестующие сорвали Каннский кинофестиваль. Чтобы не допустить такого же у себя, итальянские чиновники спешно принялись реорганизовывать особенно не менявшиеся с фашистских времен принципы «мостры». Как итог: на следующие 12 лет фестиваль практически впал в спячку. В одни годы смотр проводили без конкурса, в другие — игнорировали вообще.

Интересующий всех светский шик и блеск пришел в девяностые. Фестиваль взял курс на молодежь и голливудское кино, а на Лидо почти что прописались все тогдашние герои светских хроник: Брюс Уиллис, Мел Гибсон, Николь Кидман, Дензел Вашингтон, Кевин Костнер. «Золотых львов» за карьерные достижения выдали Роберту Де Ниро, Дастину Хоффману и Аль Пачино.

Кто и с чем приехал в Венецию в этом году: монстры Франкенштейна, заговоры пришельцев, «Помилование» Соррентино

В принципе, все то же самое продолжается и сейчас. За последние 15 лет американские фильмы выигрывали главный приз шесть раз — чаще, чем какие-либо другие. Четыре из них — «Джокер», «Форма воды», «Земля кочевников», «Бедные-несчастные» — через пару месяцев становились победителями или фронтраннерами «Оскара». Из-за этого Венецию многие иронично называют репетицией самой народной кинопремии мира. Фестиваль чисто календарно — очень удобный старт для наградной кампании, поэтому потенциальные хиты все стараются везти именно на Лидо, чтобы к концу года они банально не успели забыться.

Что по ним в этот раз? Самая ожидаемая, пожалуй, премьера конкурса — «Бугония», новая работа Йоргоса Лантимоса и его музы Эммы Стоун, любимчиков «мостры». Абсурдистский сай-фай про теории заговора об инопланетянах — третий проект грека в Венеции. Предыдущие два — «Фаворитка» и «Бедные-несчастные» — уезжали с охапкой наград. Наверняка не обойдется без каких-нибудь «львов» и сейчас — если тандем вдруг не выдохся в своем стахановском режиме (это четвертый совместный фильм Лантимоса и Стоун за четыре года).

Еще один камбэк триумфатора «мостры»: Гильермо дель Торо привез на фестиваль снятого для Netflix «Франкенштейна» (стриминг, кстати, тоже жалуют в Венеции, в отличие от Канн). Символично, что в смотре 1931 года тоже участвовала экранизация романа Мэри Шелли с Борисом Карлоффом. Свою версию дель Торо снимал на натуре и с практическими спецэффектами, без «зеленки». В главных ролях — Оскар Айзек и Кристоф Вальц, а самого монстра сыграл Джейкоб Элорди, красавчик из сериала «Эйфория».

Очень ждут и самую звездную премьеру 82-го фестиваля — «Джея Келли» от соавтора «Барби» Ноа Баумбака. В роуд-муви про стареющего актера и его менеджера блистают Джордж Клуни, Адам Сэндлер, Лора Дерн, Грета Гервиг, Патрик Уилсон, Райли Кио и Эмили Мортимер.

После шести лет молчания в кино через Венецию вернется Джим Джармуш. Новые работы покажут режиссер «Олдбоя» Пак Чхан-ук, автор мемных «Претендентов» Лука Гуаданьино (говорят, с чуть ли не лучшей игрой Джулии Робертс), оскароносные София Коппола («Трудности перевода») и Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури»). Свой первый серьезный драматический перформанс покажет Дуэйн Джонсон — тоже здесь, уже через пару дней.

А открывала фестиваль драма «Помилование» — новая лента Паоло Соррентино, самого итальянского из всех современных итальянских режиссеров. На красную дорожку перед показом и церемонию открытия, кроме команды фильма, вышли и многие другие представители голивудского и европейского бомонда.

Пожалуй, больше всего внимания на дорожке было приковано к Кейт Бланшетт. Актриса сыграла главную роль в одном из конкурсных фильмов — трагикомедии «Отец, мать, сестра, брат» Джима Джармуша
52-летняя супермодель Хайди Клум пришла на красную дорожку с 21-летней дочерью Лени
Как всегда эффектный выход Тильды Суинтон. Звезда «Комнаты по соседству» Педро Альмодовара, прошлогоднего триумфатора Венеции, представляет на фестивале экспериментальный док «Ломаный английский»
Модель Барбара Палвин
Итальянская певица Rose Villain
Председатель жюри основного конкурса, режиссер Александр Пэйн
Фрэнсис Форд Коппола и Вернер Херцог. Режиссер «Крестного отца» вручал коллеге почетного «Золотого льва» за вклад в кинематограф

Сам Соррентино недавно стал героем сплетен: ему, 55-летнему и женатому, приписали роман с малоизвестной 27-летней моделью Челесте Далла Порте, которая из массовки попала сразу на главную роль в «Партенопе», его предыдущем (и чуть ли не худшем, по мнению критиков) фильме. Далла Порте слухи отвергает, Соррентино не комментирует, да и вообще здесь об этом как будто бы говорить не принято: режиссера, который в 2001-м начинал карьеру в Венеции, видимо, слишком уважают, чтобы лезть хоть и в сильно заметные, но все же трусы.

Хотя тема измены — далеко не последняя в «Помиловании». Тони Сервилло играет выдуманного президента Италии, которому осталось пару дней до пенсии. Он обдумывает последние важные решения (разрешение эвтаназии и помилование двух убийц), много курит, слушает рэп и скорбит об умершей жене — в то же время не может ей простить интрижку 40-летней давности.

Тони Сервилло поработал с Паоло Соррентино уже в седьмой раз

«Помилование» — довольно сдержанная и меланхоличная, чисто кабинетная картина, полная рефлексий о старении и смерти, принятии и прощении. Как всегда у Соррентино, не без эстетских рапидов и хулиганских приколов в духе магического реализма: здесь папа римский носит седые дреды, а в почетном карауле служит робопес. В общем, поклонникам «Молодого папы» и «Великой красоты» должно понравиться.

Мы будем держать вас в курсе событий 82-го Венецианского фестиваля — главное кинособытие сезона продлится до 6 сентября.

Редакция Onlíner благодарит Посольство Италии в Беларуси за помощь в организации поездки на Венецианский кинофестиваль. 

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by


Реклама
Samsung Galaxy Z Fold7 уже в МТС

В МТС можно приобрести складной смартфон Samsung Galaxy Z Fold7 с ИИ и камерой 200 Мп. Новинка сочетает премиальный дизайн и высокую производительность. Смартфон адаптируется под любые сценарии: от работы с документами до просмотра контента и съемки профессиональных фото. Встроенные ИИ-инструменты анализируют контекст и помогают управлять смартфоном.

Samsung Galaxy Z Fold7 доступен в МТС в рассрочку до 24 месяцев без переплат и без первого платежа, а также в кредит банка-партнера.