11 514
11 августа 2025 в 8:00
Автор: Таня Машкович. Фото: Анна Иванова

Королева лаванды. Белоруска уволилась с серьезной позиции и увлеклась грядками — смотрите, что получилось

Автор: Таня Машкович. Фото: Анна Иванова

Недалеко от Барановичей есть деревня с почти французским названием — Тешевле. На этом сходства с Провансом не заканчиваются. Несколько лет назад усилиями Людмилы и Андрея здесь появилось лавандовое поле. Все началось с 500 кустов, а сейчас на большом участке их уже 8000. В этом году поле впервые открыли для гостей, а в минувшую субботу здесь устроили что-то вроде концерта под открытым небом. Музыка, цветущая лаванда (почему для августа это чудо, объясним позже), ажурные зонтики в руках гостей и покачивающиеся на ветру подолы платьев — Моне бы одобрил. Сделали много красивых фото и поговорили с владельцами о мечте, которая постепенно становится реальностью.

Наряды, кружевные зонтики и рассадка прямо на лавандовом поле

Въезд на ферму находится чуть в стороне от деревни. Нам подсказывают, что, как только мы окажемся на нужной дороге, точно не пропустим кусты лаванды. Ориентир, как оказалось, не подвел.

На месте гостей встречает хозяйка лавандового поля, Людмила. Она признается, что волнение от такого наплыва гостей ощущается в воздухе примерно так же, как и запах лаванды. Аромат на участке настолько сильный, что едва не сбивает с ног. А вот буквально в метре до ворот пахнет сеном и сухой полынью — мозгу такая игра ароматов почему-то нравится.

Пока есть время, идем осмотреться. Перед нами то самое поле, ради которого мы ехали полтора часа из Минска. Некоторые гости вечера проделали еще более серьезный путь. Среди кустов лаванды прогуливаются «туристы» из Могилева, Витебска, Бреста, Гродно и даже Швейцарии.

«Ой, ну как хорошо, просто идеально!» — улыбается незнакомка в длинном белоснежном платье.

Большинство гостей идут в сторону белой арки. Установили ее ближе к центру поля, где лаванда цветет активнее всего. Девушки берут в руки ажурные зонтики, позируют на камеру и тут же выкладывают рилс и сторис. Еще бы: такой контент пропадать в архивах телефона не должен.

Гости рассаживаются на мягких пледах прямо посреди поля — скоро стартует лекция об искусстве. Лектор выступает на импровизированной сцене, которую тоже установили прямо среди кустов. Где-то на соседних участках громко кукарекают петухи — получилась настоящая пастораль!

В перерыве между выступлениями музыкантов (играют на виолончели и скрипке), гостям предлагают быстрее достать телефоны. Как раз начинается «золотой час» — время на закате, когда практически нереально сделать неудачное фото. Все тут же подрываются со своих мест и расходятся по участку с телефонами в руках: чуть замешкаешься — и момент упущен.

А мы тем временем идем общаться с Людмилой. Выловить хозяйку «Лавандовой услады» не так просто: каждые несколько минут гости подходят к ней познакомиться, пообщаться или попросить совет по «цветочным» вопросам.

— Четвертое лето, как этот участок наш. Выбирали, ориентируясь на размер: нужен был объем. Нас часто спрашивают, почему мы не хотели, чтобы поблизости было озеро или речка. Дело в проекте, фишка которого — усадьба плюс поле, они должны сочетаться друг с другом. Мы хотим показать другую культуру отдыха, со своей спецификой, — рассказывает женщина.

Сейчас на участке активно ведется строительство. Со временем Людмила с мужем планируют переехать в большой дом, будут и варианты для сдачи в аренду. Словом, планов у владельцев много.

«Дети говорили, что домой пришла не мама, а директор»

Самое время рассказать, как в белорусской деревне под Барановичами появилось лавандовое поле. Началась история с увольнения Людмилы, которая 25 лет проработала антикризисным директором.

— Я не умею сидеть и ничего не делать. А если у меня нет идей и планов, к которым нужно бежать, то и вовсе начинается депрессия! — с улыбкой рассказывает женщина. — Возможно, поэтому я так долго проработала в этой сфере, но в какой-то момент все же выгорела. Помню, как не спала по ночам, постоянно о чем-то переживала, даже дети говорили, что домой пришла не мама, а директор. Около года муж советовал мне уволиться, говорил, что я исчерпала свой потенциал.

Дачный участок у семьи был уже тогда, но выключаться из «рабочего» режима не получалось. К слову, много лет Людмила живет в самом центре Барановичей и какой-то особой любви к деревенской жизни никогда не испытывала. А когда в детстве родители просили помочь с картошкой на участке, это вызывало скорее сопротивление.

— Поэтому еще в молодости решила: я и посадки — да никогда! Но, наверное, пришел тот самый момент, — смеется собеседница.

Приняв решение уволиться, Людмила задумалась, чем сможет заниматься дальше. Дети уже выросли, так что времени было достаточно. В какой-то момент женщина начала собирать букеты — просто так, для себя. Муж тут же подметил: можно пойти поучиться у профессионалов. Так Людмила оказалась в международной школе флористики в Минске, которую и нашел Андрей.

— После окончания учебы я открыла свой цветочный магазин в Барановичах — на это хватило денег из личных сбережений. На самом деле, все, что у нас есть, сделано при поддержке мужа.

Цветочный бизнес действует и сегодня. В магазине работают несколько флористов, иногда Людмила проводит мастер-классы. Среди трендов, подмечает собеседница, природная тематика, а вот от «букетов-пельменей» покупатели все чаще отказываются. Адекватный ценник за достойный букет, по мнению Людмилы, — это 150 рублей.

— Я вижу, что сейчас люди готовы платить за красивую сборку. Создавая букет, флорист тоже должен получить эстетическое удовольствие.

Рядом с нами как раз стоит букет из магазина Людмилы, собранный флористами из ее команды. Просим оценить, насколько ожидание соответствует исполнению. Владелица с улыбкой ставит уверенную восьмерку, отметив старания.

«Лаванда в августе — это как снег в мае!»

Но главная мечта появилась неожиданно. Еще десять лет назад Людмила как-то сказала мужу, мол, «выйду на пенсию и займусь лавандой». Тогда вдохновением стали три кустика, посаженные на дачном участке. Спустя время сказанное когда-то в шутку сформировалось в четкий план. Сперва сюда, в Тешевле, привезли 500 лавандовых кустов — они обошлись примерно в $2 тыс. и были куплены в Гродно.

— Сложность была в том, что в земле на нашем участке рос топинамбур. Нам даже соседи говорили, что вывести его не получится, ведь даже если остается хотя бы миллиметр, то он вырастет снова. Но у нас все же получилось с ним справиться, — с гордостью подмечает хозяйка.

Из тех самых 500 первых кустов Людмила и Андрей вырастили все то, что теперь растет на участке. А это, по подсчетам хозяев, 8000 кустов лаванды.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Lavandavaya_uslada (@lavandavaya_uslada)

— Ухаживать за растениями мы учились методом проб и ошибок. Нам везло: ни один кустик не погиб! Но в этом году из-за майских морозов полторы недели температура на поле держалась в районе −6 градусов. Из-за этого мы все же потеряли около десяти кустиков. Хотя из-за долгого «пробуждения» лаванды думали, что погибло все поле.

— Знаю, что белорусские фермеры жгли костры, чтобы спасти урожай…

— Если бы температура была до −2, то костры могли как-то помочь. А так нет. Можно было укрыть поле, но с таким размером это подразумевает серьезные вложения.

Вообще, цветение лаванды в августе — это чудо. Людмила рассказывает, что обычно поле цветет примерно с 20 июня и по 15 июля. В этом году расписание изменилось из-за тех самых майских морозов.

— Так что 9 августа на лавандовом поле — это как снег в мае! Вообще, лаванда — декоративное растение, поэтому после цветения листья не осыпаются. Кустики стоят целую зиму, но на них будто появляется седина. Осыпаются листья только тогда, когда появляются новые.

Если присмотреться к рядам лаванды, то между кустами растет обычная трава. Ее, поясняет Людмила, специально не выращивали. Газон удалось привести в такой вид стараниями Андрея, который в последние три года косит участок каждые три дня.

Кстати, в качестве альтернативы траве на лавандовых полях еще используют пленку или сено. Но все упирается в эстетику, да и босиком, поясняет Людмила, по таким рядам не побегать.

На этом моменте нашего разговора к Людмиле подходит одна из посетительниц усадьбы и просит профессиональную консультацию. Женщина интересуется, можно ли вырастить кустик лаванды на подоконнике или хотя бы на балконе. Увы, никак, растет лаванда только на улице. Так что остается либо искать ближайшие поля, либо поставить дома вазу с сухоцветами.

«Желающие попасть сюда обрывали нам телефоны»

Несмотря на размеры владений, на участке по-прежнему ежедневно работают только Людмила и Андрей. Стройка, уход за газоном, прополка и стрижка кустов лаванды — здесь всегда найдется чем заняться. При этом у каждого остается и «основная» работа, так что лавандовыми владениями пара занимается по вечерам. Выходных же, признается собеседница, у них практически не бывает.

— В прошлом году у нас все поле было фиолетовым, цвел каждый куст! Мы сюда приезжали и видели, что вся дорога на подъезде уставлена машинами: люди смотрели, ходили рядом и дышали ароматам лаванды. Еще нам обрывали телефоны с вопросами, как сюда попасть. Но открыть поле для посещения в прошлом году категорически против был муж. Ему хотелось сперва создать здесь необходимые условия для комфортного отдыха. Ведь девушки привозят с собой наряды на фотосессии — а где им переодеться? Сейчас все, что вы видите здесь, сделано своими руками.

С этого лета попасть на лавандовое поле в Тишелье можно любому желающему. Особенно актуально это для тех, кто мечтает устроить фотосессию в стиле а-ля Прованс. Признаться, мы тоже не удержались сделать пару-тройку снимков.

Что по ценам? Стоимость посещения, рассказывает Людмила, 20 рублей. Формально это прайс за час, но нас уверяют: еще никого отсюда не выгоняли.

Несколько раз владельцы даже устраивали дни «открытых дверей» — попасть на лавандовое поле можно было бесплатно. Уже тогда ради фото в фиолетовом «море» многие приезжали издалека. Часто на такие мероприятия заглядывают и местные — в знак благодарности многие приносили домашние яйца, малину или еще что-нибудь со своего подворья.

— А еще люди нас благодарили, говорили, что деревня начала затухать, здесь не хватало движения. Теперь же об этих местах узнают многие.

Но что делать с таким количеством цветущей лаванды, кроме как смотреть на нее, фотографировать и вдыхать? На самом деле рассказывают нам, вариантов много. Помимо очевидных способов вроде создания саше и букетов из сухоцветов, владельцы начали делать еще и гидролат. Это косметическое средство на основе эфирного масла, которое (как говорят) замедляет процессы старения кожи и устраняет воспаления.

Еще один неожиданный способ использования лаванды — приготовление варенья. Внешне оно скорее напоминает сироп и явно придется по вкусу сладкоежкам. Что же отчетливо чувствуется, так это аромат настоящей лаванды.

— Рецепт варенья мы держим в секрете. Но могу сказать, что делаем его из нашей лаванды, — улыбается Людмила.

Что же будет дальше? Постепенно на поле, рассказывает владелица, планируют высадить еще и кусты лавандина. Он не только по названию похож на лаванду, но и едва отличим внешне. И все же различия есть: кусты лавандина шире в диаметре, стебли — выше, а мутовка (часть, где расположены цветы) длиннее. Поэтому и поля, засаженные лавандином, нередко ошибочно называют лавандовыми. Ароматы двух растений, объясняют нам, схожи настолько, что обычный человек разницы и не заметит. Зато из лавандина можно получить больше эфирного масла. Людмила рассказывает, что несколько десятков кустов уже ждут своего часа в теплице.

— У нас еще очень много планов: хотим, например, сделать фотозону, организовать здесь конкурсы работ флористов. Изначально лавандовое поле было идеей, а теперь стало мечтой, к которой мы идем.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by