29 305
31 мая 2025 в 13:00
Источник: Антон Коляго. Сценарий: Николай Градюшко. Звук: Саша Маниту. Визуал: Максим Тарналицкий
ПОДКАСТ

На выживших пассажирах горели шубы, а помощи пришлось ждать три часа. История крушения Ту-134 под Минском

Источник: Антон Коляго. Сценарий: Николай Градюшко. Звук: Саша Маниту. Визуал: Максим Тарналицкий

В 32 километрах от Минска, в безлюдном месте, куда не ведет ни одна дорога, стоит малоизвестный мемориал. Большой гранитный камень, крест, четыре таблички — на них выбиты десятки имен. Рядом — искореженные фрагменты обшивки самолета. 40 лет назад здесь произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории БССР. 1 февраля 1985 года, ровно через 100 секунд после взлета из аэропорта Минск-2, разбился Ту-134 с 74 пассажирами на борту. Жертвами крушения стали 58 человек. А тем, кому удалось выжить, раненым и обгоревшим, довелось пережить мучительные часы ожидания помощи в холодном лесу. Это второй сезон подкаста «Красный треугольник»«Черный ящик» о крупнейших авиационных катастрофах в истории Беларуси. В новом эпизоде вспоминаем трагедию рейса 7841 (Минск — Ленинград).

Подкаст доступен в Apple Podcasts, «Яндекс Музыке»YouTube Music, CastboxSpotify и на остальных платформах. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые эпизоды.

Далее — сокращенная текстовая версия эпизода подкаста. Целиком историю крушения Ту-134 можно услышать в аудиоформате.

Устаревший аэропорт Минск-1 и проблемный Минск-2

В середине 1970-х годов действующий на территории Минска аэропорт перестал отвечать растущим потребностям в авиаперевозках. К тому же длина его взлетно-посадочной полосы не позволяла эксплуатировать новейшие модели самолетов — Ту-154 и Ил-86.

Строительство нового аэропорта в окрестностях столицы началось в 1977-м, а спустя пять лет был выполнен первый пассажирский рейс. Тогда здесь еще не было ни зала ожидания, ни стоек регистрации. В те годы пассажиров оформляли в старом аэропорту в центре Минска, там же они проходили спецконтроль, а затем садились в «Икарусы» и без остановок ехали за город в новый аэропорт.

В 1983 году появился временный аэровокзал, представлявший собой ангар размером 48 на 50 метров. В здании располагалась зона контроля пассажиров и багажа с пропускной способностью не более 150 человек в час.

Надо сказать, что стройка будущей главной воздушной гавани страны выбивалась из графиков. Слишком крупный для БССР проект испытывал проблемы с финансированием. В довершение ко всему 1 февраля 1985 года грянула авиакатастрофа: едва оторвавшись от полосы, разбился Ту-134.

Самолет Ил-14 на стоянке перед зданием аэропорта Минск-1, 1970-е годы. Фото: архив журнала «Наша история»

6 секунд после взлета — и Ту-134 становится беспомощной махиной

Одним из пассажиров злополучного рейса 7841 был 20-летний пожарный Валерий Яковенко. Вместе с женой он планировал на недельку слетать в Ленинград, погостить у тещи. После регистрации пассажиры пошли к самолету пешком — прямо по летному полю. Места у пары оказались в самом хвосте салона. Жена Валерия устроилась у окна, сам же парень, оказавшись в соседнем кресле, расслабился и попытался вздремнуть.

Тем временем экипаж готовился к вылету. Стюардессы провели инструктаж, пилоты запустили двигатели, включили противообледенительную систему, вырулили на полосу. Все показатели были в норме. Диспетчерская вышка дала разрешение на взлет, и в 7 часов 59 минут и 35 секунд на скорости 290 км/ч лайнер оторвался от земли.

Спустя 6 секунд — хлопок. Отказывает левый двигатель. Самолет кренится вбок, но пилоты его выравнивают. Они сразу запрашивают экстренную посадку. Проходит буквально минута — еще один хлопок — это выходит из строя уже правый двигатель. Ту-134 лишается тяги, превращаясь в беспомощную махину, скользящую в облаках на высоте 240 метров.

Когда лайнер прорывает облака и снижается до 100—120 метров, под ним — только лес. Ни просеки, ни дороги, а скорость — 325 км/ч. Спастись можно лишь чудом. Еще секунда — и крылья начинают ломать верхушки деревьев. Затем — удар о землю.

Обломки упавшего Ту-134. Фото: Bureau d’Archives des Accidents Aéronautiques

Спасение из-под огня и три часа ожидания помощи в заснеженном лесу

Выживший после падения самолета Валерий Яковенко рассказывал, что происходило в салоне после взлета и крушения. По его словам, сразу после взлета погас свет, включились тусклые пожарные лампы. Началась тряска, крики, паника. С верхних полок летели сумки, чемоданы, свертки. Потом случился удар. Валерия отбросило на впереди стоящее кресло, он ударился лбом и потерял сознание. Когда очнулся, увидел едкий дым и огонь. Попытался встать, но тут же куда-то провалился.

Оказалось, при столкновении с землей фюзеляж раскололся. Заднюю его часть оторвало, а переднюю развернуло поперек. Валерий упал в образовавшуюся дыру. В это время передняя часть самолета уже горела — вытекшее из баков топливо вспыхнуло мгновенно. Пожарный залез обратно в салон и принялся искать жену. Она была жива, только ноги были зажаты переломанными креслами.

Схватив супругу за плечи, Валерий буквально вырвал ее из западни, а затем бросил вниз — понимал, что не разобьется: снега в лесу было по пояс. Хотел сразу прыгнуть следом, но увидел в последнем ряду перепуганную девушку. Вытащил и ее. Затем доволок до спасительной дыры стонавшего под обломками мужчину. Оглянувшись в последний раз, Валерий заметил еще одного живого пассажира — взял его и вместе с ним выпал из самолета.

Ждать спасателей в сыром лесу пришлось долго — диспетчеры не знали, где именно упал Ту-134. Выжившие наломали хвойных веток, сделали настилы и укладывали на них тяжело раненых. Люди грелись у догорающих обломков самолета, всматривались в небо в надежде услышать гул вертолета. Наконец, спустя три с лишним часа появились милиционер и человек в летной телогрейке. За ними подошли спасатели и врачи.

«На бегающих в панике людях горели шубы»

Тем же рейсом летела 19-летняя Ирина Королева — та самая девушка, которую спас Валерий. Перед посадкой Ирина встретила знакомых и уже в салоне кто-то из них предложил ей пересесть поближе к ним, в хвост самолета, где нашлось одно свободное место. Вероятно, это решение и спасло ей жизнь.

Своими воспоминаниями о катастрофе делился и второй пилот Михаил Хаустов, которому также повезло остаться в живых. На высоте 100 метров, когда держаться за штурвал из-за тряски было уже практически невозможно, он вжался в сиденье, сгруппировался — а потом наступила тишина. Михаил полез наверх и увидел бегающих в панике людей. На некоторых горели шубы. Пилот свалился с фюзеляжа в снег и после этого запомнил только единственную чью-то фразу: «Оттащите его!»

Михаил также вспоминал, что тем рейсом в качестве пассажиров летели еще двое летчиков. При ударе о землю мужчин отбросило в туалет — именно это, по словам Хаустова, и спасло им жизнь: они не попали в эпицентр пожара и не получили серьезных травм. Позже оба активно помогали другим пассажирам выбираться из искореженного фюзеляжа.

Среди тех, кто выжил, была и бортпроводница Наталья Бондаренко. Кто-то из пассажиров вытащил ее через щель, которая образовалась между кабиной пилота и салоном. Девушка серьезно пострадала — половина тела была обожжена.

Таблички с именами погибших пассажиров на мемориале, расположенном в окрестностях деревни Нежевка

Ответственность за катастрофу никто не понес

Катастрофа унесла жизни 58 человек — 55 пассажиров и троих членов экипажа: бортмеханика, штурмана и бортпроводника. Останки последнего даже не смогли обнаружить. Выжили 19 пассажиров, стюардесса и оба пилота.

При первичном осмотре обломков специалисты обнаружили полное разрушение обоих двигателей: компрессоры и турбины были разорваны. Все указывало на помпаж — резкое нарушение воздушного потока в двигателях, приводящее к их разрушению. Причиной стал лед.

Однако в Белорусском управлении гражданской авиации настаивали: противообледенительные мероприятия были проведены в полном объеме. Следовательно, причина — в недостаточной надежности двигателей. В КБ Туполева же утверждали, что самолет был обработан ненадлежащим образом, из-за чего лед попал внутрь двигателей.

Следствие продлилось почти четыре года, после чего было выдано заключение, что определить причину попадания льда в двигатели не представляется возможным — ввиду значительных разрушений. Ответственность за катастрофу никто не понес.

Слушайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by