«Мы, кстати, уже играли в „Минск-Арене“». Как девочки из Кобрина собрали одну из самых модных молодых рок-групп страны

18 755
20 марта 2025 в 8:00
Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова, архив героев

«Мы, кстати, уже играли в „Минск-Арене“». Как девочки из Кобрина собрали одну из самых модных молодых рок-групп страны

Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова, архив героев
Покупайте в приложении Каталог Onlíner и получите шанс выиграть один из трех Samsung Galaxy S25 Series!

Новая белорусская гранж-группа с клевым женским вокалом — звучит как что-то, что растащили с полок еще в девяностые, потому что дефицитное. Но нет, они существуют, и на дворе 2025-й. Пока все спорят, жив ли вообще белорусский рок, девчонки и ребята из Passive Voice тихонечко ездят себе по городам, собирая неплохие залы. Иногда невзначай могут попеть в «Минск-Арене». Иногда у них на концертах слэмятся мужики без маек, а иногда — девочки с блестками на щеках. Иногда они мечтают поехать в тур на большом тур-басе, чтобы их надрывная альтернатива была услышана тысячами «зефирок», хотя еще совсем недавно были детским ВИА из Кобрина, играющим на фестивалях для местных баптистов и пятидесятников. В общем, им есть о чем рассказать. Идем знакомиться.

Саныч из «Одержимости», детский ВИА и концерты для баптистов

Как много альтернативных групп начиналось как детский ВИА? Ну окей, как минимум t.A.T.u. с их бэкграундом ансамбля «Непоседы». Но все же обычно у таких коллективов нет худруков, а их первые репетиции проходят у кого-то дома или на подвальной репточке. У Passive Voice все было не так. Они начались с детского кружка в районном Доме творчества. Однако «не канон» не равно «не тру», не бурчите раньше времени.

— Мы все из Кобрина, занимались в местном районном центре детского творчества у Сан Саныча. Это такой легендарный дядя, которого знают по всей стране: только у него получается группы из подростков собирать, — рассказывает гитарист Юра.

Саныч — персонаж не то чтобы напоминающий Флетчера из «Одержимости», но, судя по рассказам ребят, суровую кобринскую дисциплину в детях он воспитал. И вообще, во всех смыслах стал для них творческим папой, которого они до сих пор вспоминают с теплотой.

— Мы ездили с концертами и выступали на конкурсах вместе еще с девятого класса, в составе группы «Беркут». Почему «Беркут», до сих пор не знаем. Саныч, наверное, считал, что это очень крутая птица. Представь себе смешных девятиклассников, играющих «Воля и разум» «Арии» перед баптистами и пятидесятниками. Вот это были мы. И конкурс тоже такой был, я не шучу. Выиграла тогда песня про то, что «аборты — это плохо», а не мы. Но опыт был веселый. И аппаратура крутая, мы еще не играли на лучшей!

Вокалистка Настя — финалистка детского вокального конкурса «Я могу». Уже в 13 лет пела прямо по телику Oh! Darling «битлов», что тогда казалось ей вершиной артистических амбиций. Басистка Этери — любимая ученица Саныча (потому что самая техничная и выдерживала этюды в самых сумасшедших темпах). Юра — гитарист, прошедший в иерархии все того же Саныча путь от «колхозника» до полного признания заслуг (снова привет фильму «Одержимость). Короче говоря, детский рок-дрим-тим из Кобрина, годами разъезжающий по стране и выигрывающий гран-при фестивалей, за которые дают грамоту и кружку, — вот кем были ребята.

Все могло бы так и закончиться. После подобных кружков группы обычно распадаются, а дети разъезжаются куда попало и благополучно забывают имена друг друга. Но не в этот раз. Юра переехал в Минск первым, поиграл с металлистами и понял, что они «какие-то безответственные, ленивые и бухающие» (добро пожаловать в реалии белорусского метала, Юра). Соскучился по своим девчонкам.

Этери и Настя приехали парой лет позже и тоже быстро осознали, что чего-то важного в их жизни не хватает. Тогда же нашелся барабанщик (которых в группе, забегая вперед, будет еще семь) и детское наивное творчество переросло в полноценную группу Passive Voice. Надрывный вокал Насти, гранжевые гитары — детки больше не детки, и амбиции у них теперь посерьезнее, чем кружка и грамота. Это чувствуется. Поэтому мы и встретились.

Респекты от гитариста «Пошлой Молли», «зефирки» и сломанные носы

Лично мое знакомство с Passive Voice началось с обаятельно-дурацкого трека «Игнат». Лирическая героиня зачем-то дает имена всем предметам в квартире и устраивает перекличку. Вазон Роман, кружка Таня и чемодан Олег на месте. А вот своевольный коньяк Игнат куда-то пропал, вызывая у девушки легкую истерику в стиле «улыбаемся и машем», как у пингвинов из «Мадагаскара».

Ирония на грани потекшей крыши, шутка, у которой что-то болит, — красиво. Знавали мы одного парня, который так умел.

— Да, между собой мы этот трек называем «Кладбище самолетов». Кроме прочих, Стрыкало на нас, конечно, повлиял. Тем страннее осознавать, что нашу музыку с недавних пор сводит Костя Пыжов — белорусский гитарист Валентина Стрыкало и «Пошлой Молли». Иногда он даже хвалит нас: после последнего трека сказал, что теперь мы звучим как взрослая группа, — рассказывает Настя.

— А вообще, у нас широкий спектр артистов в плеере. Можно начать день Ланой Дель Рей, а закончить Максом Коржом и не обломаться ни на секундочку.

— Passive Voice — это страдательный залог в английском. В жизни вы не похожи на тех, кто особенно страдает. А вот в песнях — есть моментик.

Выбор покупателей
акустическая, вестерн, правосторонняя, 6 струн, 20 ладов, мензура 25.3", dreadnought, ель/махагони (красное дерево)
электрогитара, правосторонняя, 6 струн, 24 лада, мензура 25.5", superstrat, меранти/меранти
электроакустическая, вестерн, правосторонняя, 6 струн, 20 ладов, мензура 25.3", dreadnought, ель/махагони (красное дерево)

— Ну, творчество — это всегда рефлексия. У каждого из нас достаточно проблем, которые можно превратить в песню. Я помню, как только начинала свои писать тексты, ничего еще толком не умела и даже не знала, с чего начать. Подошла к подруге и сказала: «Алина, я себя не понимаю. Откуда мне понять, как песни писать?» А она говорит: «Вот с этой строчки и начни!» Но с печальными песнями надо знать меру: они иногда начинают сбываться. Нас это однажды так напугало, что мы специально написали песню «Классно будет» — пусть лучше она сбывается.

Ребята пишут не самую попсовую музыку, с достаточным количеством благородной «грязи». Но при этом, вопреки стереотипам жанра, они почти не ругаются матом, много времени проводят вместе, решают проблемы на общих собраниях, дотошно планируют дальнейшие шаги в структурированном специальном чатике. Какие-то они все слишком психологически проработанные и дружные для альтернативного рока. На таких психологи бы разорились.

— Ну а что, разве лучше торчать и быть картинно несчастными? Знавали мы такие группы — чаще всего они играют отвратительно. Мы так не хотим, мы ответственные альтушки, — говорит Юра, и крыть это нечем.

— Мы вообще не боимся быть милыми. На концертах наш менеджер всем желающим (особенно новеньким) обильно посыпает щеки глиттером, да и сама я люблю выступать с блестками на лице. Фаны даже называют нас «зефирки». Это пошло еще с тех пор, как мы выступали на фестивале в Гомеле, и наши поклонники приехали на одном автобусе с фанатами наших друзей-панков из группы «Бронепаровоз». Автобус вроде один, но пассажиры совсем разные. Одни в кожанках, в черном и с пивком, а другие — наши милахи. Не автобус, а комната Даши и Маши из «Папиных дочек»! Олечка, наш стилист, выходит из клуба, видит это и кричит: «Зефирки-и-и». Так и прижилось.

Зефирки зефирками, а раздать рок-н-роллу, тем не менее, могут. Ребята вспоминают, как в подвальном андеграундном клубе в Гродно смогли раскачать толпу огромных бритоголовых мужиков, которые поначалу были не очень тепло настроены к молодой группе.

— Играем себе что-то, и вдруг один из этих шкафов кричит: «Давайте метал, че вы как это!» Ну, я думаю: окей, будет тебе метал. Играем «Нажаль», которая у нас живьем тяжелее всего звучит, и тут смотрю: сначала плечиком задергали, потом под сцену подошли. К концу песни начался мош. Потом какие-то парни стали радостно подкидывать к потолку своего друга, который, как оказалось, праздновал день рождения. А потолки в том подвале не то чтобы высокие. Короче говоря, они не рассчитали, и парень впечатался носом — аж кровавый след остался на бетоне. Но недавно мы его снова на нашем концерте видели — был здоровый и счастливый, вроде все ровно срослось, — шутит Юра.

Концерт в «Минск-Арене», слэм из голых мужиков, восемь барабанщиков и тур-бас

За свою недолгую карьеру ребята уже успели неплохо покататься по стране, собирая вполне приличные для сегодняшней белорусской независимой музыки залы от 150 человек в регионах. В Минске играли в модных «Модуле» и «Пролетариате» — там уже приходило сотни три. Но самое анекдотичное, что в жизни Passive Voice уже была «Минск-Арена», о чем, считай, вскользь упомянула Настя.

— О, да, круто же звучит: мы играли в «Минск-Арене»! Правда, в холле, но это уже детали, — смеется девушка.

— Вообще, это правда. Мы играли на большом корпоративе ЕРАМ и разогревали Монатика. Нас позвали туда после конкурса. Так что технически заголовки есть из чего лепить.

— Я сделаю из этого заголовок, я клянусь!

Все ржут, атмосфера позитивненькая. Искренний и по-хорошему детский подход ребят ко всему на свете располагает к себе, им хочется помогать. Собственно, это чувствую не только я. У Passive Voice в команде есть милейший бесплатный менеджер Рома — муж сестры гитариста Юры. Добрейший парень с усами как у Дали и удивительной способностью решать все проблемы, а в основной жизни занимающийся починкой тракторов.

Есть бесплатный стилист (собственно, сама сестра Юры). Есть даже креативный директор и продюсер (разумеется, тоже пока бесплатные), которые помогают снимать и придумывать всякие промовидео и акции для лучшей продажи билетов.

В этом дружном и трудолюбивом улье всегда были проблемы только с одной позицией: барабанщики у ребят менялись чаще, чем выходили песни.

— У нас их было семь — и девочки, и мальчики. Кто-то походил идеально, но уходил сам, кого-то приходилось «увольнять» — это реально было похоже на проклятье. И вот только с Даником мы наконец нашли то, что искали.

Его кучерявое величество Даник — самый опытный и профессиональный музыкант в группе. За свою карьеру он успел даже съездить в тур по США на 43 концерта с одним из предыдущих проектов. Этим в Passive Voice пока не может похвастаться никто другой. Но зато он вроде и в холле «Минск-Арены» не играл никогда. Надо просто знать, чем крыть.

— Они нашли меня на конкурсе барабанщиков, куда я даже идти не хотел, если честно. Познакомились, сыграли пару репетиций, и я понял, что с ними уютно. Я много где играл, хоть я еще не старый. Но ребята возвращают в меня какой-то юношеский запал: «Вот, надо работать, мы обязательно стрельнем!» Это то, по чему я очень соскучился. Я сам начинаю этим заряжаться и верить.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Passive Voice | PV (@passivevoice.pv)

— Самое забавное, что накануне нашей встречи мы запилили рилс о том, что ищем барабанщика. Мы буквально нарисовали кучерявого человечка, который нас обнимает на фотках. И это была копия Даника. Ну судьба!

С Даником ребята отыграли свой самый большой концерт в легендарном «Реакторе» — очень символично: в День всех влюбленных. Было все: и милота от «зефирок» с блестками на лице, и слэм от парней без маек в центре зала. Наверное, в этом и заключается суперсила группы: оставаться нежными и уязвимыми, играя при этом агрессивную и эмоциональную музыку.

Разговор подходил к концу, когда ребята вслух размечтались о том, как однажды снимут большой тур-бас и поедут на гастроли. Сразу начали обдумывать детали: «Так, ну, девочкам отдельное пространство нужно, пацанам отдельное, и душа лучше два, конечно… А ругаться не начнем? Не, не начнем!» Не бабки со стримингов, не рок-стар-лайфстайл, а автобус с душем и шторками, понимаете? Любить их стоит хотя бы за правильную и романтичную мотивацию.

В мае у Passive Voice выходит первый полноценный EP на семь треков, над которым они работают уже несколько месяцев. Скоро будет сниматься и первый клип. Они молоды и наивны, как и их музыка. Им еще есть куда расти, учиться выражать себя, но уже сейчас в том, что они делают, чувствуются сила и живость. Как батарейка на спине у плюшевого зайца из рекламы: вот хочется верить, что они, как заводные, все-таки зайдут туда, куда направляются. При этом не потеряв этого детского и наивного запала внутри. Кто знает, возможно, тогда будут и тур-басы, и холл «Минск-Арены» сменится полноценным залом с пятнадцатью тысячами «зефирок», поющими в унисон «страдательному залогу».

полочная, 2 колонки, фронтальная, 2-полосная, Bluetooth
комплект акустики, 2-полосная, рекомендуемое усиление 20-120 Вт

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by