Мы продолжаем цикл про самые необычные и концептуальные бары Беларуси. Сегодня побываем в гостях у ребят из гомельского бара «Парадная». Самый сок в том, что когда-то это и вправду был обычный «падик». Но уже почти пять лет тут место притяжения тех, кто знает, что такое настоящий душевный дайв-бар. Ну, или не знают, но по крайней мере «жестко чувствуют». Погнали, вход тут без домофона.
Это настолько очаровательное в своей отбитости место, что я толком и не знаю, с чего начинать его описывать. Во-первых, тут реально мало места — всего 10 квадратных метров. Но это не минус — это концепция. Бар не просто так называется «Парадная»: мы находимся буквально в проходном подъезде жилого дома на центральной улице города. Зашел — уперся в стойку. Все, стой и жди лифт. А лифт тут, кстати, тоже есть, это не прикол. Это туалет. Ладно, отдельный разговор. Отложим на попозже.
— Когда мы только открывали бар, отталкивались от маленького помещения. Сначала хотели сделать вагон-купе. Поставить полки, столики и туалет, который надо смывать ногой, даже связались с местным вагоноремонтным заводом. Но в итоге не выгорело, — вспоминает владелец бара Никита.
Его друг, арт-директор Женя, подхватывает:
— Да, потом подумали еще раз и поняли, что не надо ничего изобретать. Где подростки нулевых впервые попробовали пиво? Может, это не совсем правильно, но да, все-таки в подъезде. А мы как раз в подъезде — давайте дожимать!
Так, собственно, подъезд в самом центре Гомеля начал превращаться в то, чем должен был быть изначально. На стенах появились граффити от гомельского художника Игната RazOk — автора огромных граффити-муралов на многоэтажках по всей Беларуси. За свою работу он взял символические 200 рублей, которые в итоге оставил в баре в один из ближайших вечеров. А баллоны с краской ребятам вовсе бесплатно принес кто-то из постоянников. Вот они, плюсы иметь дружное барное комьюнити.
Среди надписей художника много пасхалок — от «Шалом, пацаны» до бросающейся в глаза надписи «Я/Мы Павел Техник» у входа — в принципе, все то, что реально могли написать на подъездных стенах. Возможно, только не так стилево.
— Паша Техник, кстати, почетный посетитель нашего бара. Просто он об этом пока не знает, — шутит Никита.
— Потом мы решили, что посетителям можно давать маркер, чтобы они тоже оставляли свои надписи: подъезд же. Вот одна из первых: «Яша, сын, возьми темного» и дата — это наш друг Стас оставил послание своему сыну на совершеннолетие. Мол, когда ему исполнится 18 (примерно через 10 лет) и он будет у нас в гостях — пусть вспомнит про папу.
Где ходить в туалет в подъезде? Мы никогда так сами не делали, нам друг рассказывал, но да, правильно: в лифте. И это, наверное, самая необычная уборная в баре, что можно встретить Беларуси.
— Через третьи руки договорись с лифтером и забрали обшивку от старого лифта. Она все равно после замены на новые кабины никому не нужна. Получилось урвать ту самую, даже с кнопками, уже немного обожженными — все как надо.
— Их пытались поджигать дальше?
— Первые недели пытались — я всех выгонял, чтобы не борзели!
— А застревал у вас тут в «лифте» кто-нибудь за это время?
— Ой, да всякое бывало. Самое прикольное — странный флешмоб по бросанию монеток в унитаз, чтобы вернуться. Они тяжелые и оставались лежать на дне после смывания.
Все эти креативные локальные приколы сделали «Парадную» местной гомельской легендой. И то, что задумывалось как «препати-бар», куда люди забегают на две минуты, чтобы выпить по шотику и продолжить ночь, превратилось в место, откуда никто не хочет уходить. Иногда сюда даже звонят заранее, чтобы «забронировать место на постоять снаружи», когда внутри уже все битком. Что неудивительно, ведь максимум, который удавалось собрать в помещении, учитывая место на втором этаже и на лестнице, — 55 человек. И это при условии, что людей было как селедок в бочке. Невлезшие умудрялись танцевать у входа. Говорят, есть даже видео.
— Мы стараемся уделять внимание мелочам и создавать легенду бара для постоянных гостей. У постоянников, например, есть свои именные пивные кружки, из которых, кроме них, никто не имеет права пить. Если человек перестает к нам ходить, он может забрать ее домой. А вон над головой, видишь, кеды висят? Это кеды Китайца. К нам как-то захаживал парень, который был переводчиком с китайского, и имел девушку и в Гомеле, и в Москве. И второй он говорил, что едет работать в Китай, а сам тусил с первой у нас. Дело его, конечно… Но его кеды, которые он тут оставил, теперь тоже один из важных артефактов бара.
Этой весной «Парадная» отпразднует свое пятилетие, и нет сомнений, что, даже если на улице будет серьезный минус, бар снова забьется. Средняя продолжительность жизни бара, несмотря на любые вложения, примерно три года от пика до угасания. Именно концептуальность и вовлеченность ребят позволяют этому месту жить дальше — тут без сомнений.
— Была даже идея пронумеровать плитки на полу и продавать их. Вот те, что у бара, — топ-плитки. И те, что у туалета, — шутит Женя.
— Тут на барном меню в роли Жени и Нади из «Иронии судьбы», кстати, я с нашим постоянником Славой, — рассказывает милая бармен Настя (она же Креветка). Вот, собственно, главные герои:
Креветкой бармена могут звать только близкие друзья (ну, или гости, которые это заслужили). А «фотожабами» на меню, которые меняются каждый сезон, а также всей идеальной бюрократией, дотошности которой удивились даже проверяющие инстанции, занимается жена Никиты Настя. Которая по совместительству училась с Женей в одной школе. Воистину family business.
По алкоголю тут необходимый минимум, хотя среди него иногда бывают довольно дорогие бутылки двадцатиоднолетнего виски.
— Концепция маленького бара еще подразумевает, что хочешь не хочешь, а придется знакомиться с тем, кто рядом. Круть-верть — и все, новые друзья. У нас тут так встретились и поженились пять пар: Громыки, Орлы, художник Трактор, который рисовал нам в бар вот эти картины, кстати. Причем он сначала нарисовал, а потом привел свою будущую жену на первое свидание к нам. Так, кто еще… Цыгане. Молчиковы… Да всех не упомнишь. Вроде одни уже даже развестись успели.
Поднимаемся наверх по крутой лестнице. Изначально ее не было в помещении: ребята разобрали гипсокартонный потолок и обнаружили, что места хватает на второй этаж. Вширь расти тут некуда — решили вверх.
Наверху расположены восемь стульев, два из которых — автомобильные кресла. На этом сидячие места — все (если не считать маленькой лавки на троих внизу). Второй этаж — чил-зона. Здесь обычно никакого хардкора не происходит: в углу стоят настолки, можно даже поиграть в приставку на старом, но рабочем пузатом телевизоре. На небольшом столике можно разложить свою еду. Да, можно, ребята не против. В таком маленьком баре все равно тупо негде разместить кухню. Стены расписаны приветами от всех университетов города. На стене висит большая шляпа, которую, правда, лучше не надевать. Потому что… Ну, в общем, лучше не надевать — если что, спросите у ребят, они сами расскажут.
Женя протягивает маркер. Оставляю на стенке свой тег. Почему-то ощущается как обряд инициации: теперь, когда я навандалил, я в «Падике» точно свой.
— А на лампах у нас написаны названия районов Гомеля. Вот Волотова, вот Центр. Сложно разобрать, понимаю, это каллиграфия от нашего знакомого художника. Он же расписывал стойки внизу и вверху.
Вместе с женой Никиты Настей пытаемся расшифровать эту арабскую вязь. О, мило: «Парадная — твой дом, и если ты в нем, то прими его правила, но не забывай, что ты в гостях». Ну мяу. Садимся на места (гы, вот и полная посадка) и продолжаем общаться:
— Так кто же к вам ходит, ребят? Кто ваши гости?
— На самом деле, публика максимально разношерстная. Есть замдекана нашего городского университета. Есть долларовые миллионеры. Есть простые сварщики. Есть ирландец, который остался жить в Гомеле. Какой-то общей формулы нет.
Те, кто понимает прикол, те остаются. Это обычно люди с черным юмором. Те, кто умеют смеяться над собой. Так или иначе, мы, кажется, входим в список мест, куда нужно обязательно привести друга из другого города. К нам часто приводят людей из других городов и стран, чтобы сказать: во, смотри, у нас и такое есть!
С черным юмором и самоиронией у ребят самих все в порядке. Женя, угорая в процессе, вспоминает про единственный негативный отзыв в истории заведения.
— У нас несколько лет назад завелась местная инстаблогерша, которая занималась обзорами на заведения. К нам она так и не зашла: постояла у двери и написала в отзыве, что тут «какая-то бомжатня». Мы поржали и репостнули с подписью «Есть пять копеек?». И тут наши постоянники за нас вступились. Начался флешмоб #ябомж: люди массово писали посты в стиле «Как приятно прийти с друзьями погреться в „Парадную“». Даже канал в «инсте» сделали отдельный, что-то вроде «Бомжи Гомеля» называется. Короче, эта история только всех сплотила.
Ребята погрузились в ностальгию и стали вспоминать, как арендовали это помещение, имея «на кармане» всего $100, которые сразу ушли на залог. Как отмечали всей командой то, что появился свет. Как за три часа до открытия еще были все в пыли и в мусоре, досверливая и допиливая.
— С помещением было столько мороки, на самом деле. Вот интересный момент: нам нужно было поменять трубы в канализации. А тут внизу под домом бомбоубежище. Сверлили 18 метров алмазным напылением. Это очень дорого.
— Если бы вы знали, сколько сюда придется вложить и чего это будет стоить, вы бы все равно открыли «Парадную»?
Ребята синхронно тяжело выдохнули.
— Уф-ф-ф…
— Вот это сложный вопрос, конечно…
— После $20 тыс. мы перестали считать, сколько сюда вложили. Сложно ответить. Если бы передо мной положили все эти деньги и сказали, мол, забирай, но отдай бар… Нет, наверное, все-таки, не отдал бы. Слишком много всего было тут. Что-то, что когда-то начиналось, как в сериале «Как я встретил вашу маму», типа «Нам нужно открыть свой бар!» — теперь часть наших жизней. Такое не продается.
Ну и вопрос, который дарит этому тексту офигенный заголовок. С переездом «Рок-н-рольщика» он становится риторическим, но все же его надо задать:
— Ребят, «Парадная» — реально самый маленький бар в Беларуси?
— Сейчас, скорее всего, да. Чтобы именно полноценный бар, а не рюмочная, чтобы со своим туалетом — да. Во всяком случае еще меньше 10 «квадратов» нам ничего не попадалось.
На том и порешили. А дальше еще долго говорили про «грязный, черный, гуталиновый рэп» — типичный для этих стен разговор. Но это уже не для каждых ушей. Очередной пятничный вечер в «Парадной» скоро начнется — к Креветке уже заглянули первые посетители и тоже начали читать надписи на стенах, тихонько угорая в процессе. Все-таки пусть маленькая, но душа у этого места есть, и это прекрасно.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by