Прошлой осенью простой инженер из Орши почти два месяца исследовал Японию. На поездку он потратил около $1500, причем половина этой суммы ушла на авиабилеты. Неужели в супертехнологичной Японии можно отдыхать настолько бюджетно? Если вы не готовы брать с собой велосипед, палатку и спальник, то вряд ли. Игорь умеет путешествовать аскетично: он почти не пользовался общественным транспортом, не ходил в кафе и рестораны, не покупал билеты на популярные достопримечательности. При этом остался очень доволен, ведь прокатился на велике через всю страну и увидел ее изнутри. Рассказываем о необычном путешествии.
Игорю 34 года, он живет в Орше и работает инженером-системотехником на железной дороге. До 2023 года из Беларуси дальше России никуда не выезжал. Не было и всех этих поездок на лоукостерах «по Европам» — исключительно велотуризм.
И вот представьте: с такими вводными несколько лет назад парень решает, что ему срочно нужно в Японию. Почему именно туда? Оказывается, Игорь еще шесть лет назад начал учить японский язык «просто из любопытства». Решил узнать, что это за «загадочный язык такой» и реально ли вообще его освоить. Учился по материалам из YouTube — и в какой-то момент, конечно же, захотел применить полученные знания на практике.
— Сама по себе Япония тоже была мне очень интересна, — рассуждает Игорь. — Страна с необычной культурой, где современные технологии каким-то удивительным образом умудряются сочетаться с давними традициями и одно другому не мешает. Огромное количество интересностей на единицу площади — скучно точно не будет. И, наверное, я не ошибусь, если скажу, что это одна из самых безопасных стран. У вас не украдут кошелек в метро, не ограбят в темном переулке, не обсчитают в магазине.
В общем, у поездки в Японию есть только один минус — ее стоимость. Но тут Игорю помог опыт в велотуризме. Он решил путешествовать так, как умеет: на велике, с палаткой, максимально бюджетно.
— У меня более десяти лет опыта велопоходов — как коротких (на пару-тройку дней недалеко от дома), так и дальних, например из Беларуси в Мурманскую область. Велосипед дает независимость, полную свободу перемещений. Можно добраться туда, куда не ходит общественный транспорт, и не подстраиваться под расписание, остановиться в любой момент в любом месте, которое покажется интересным, по пути заскочить в магазин или отдохнуть в парке. Не нужно таскать в руках или на плечах чемоданы и рюкзаки — намного удобнее возить все, погрузив на багажник.
Палатка — это тоже комфорт для меня. Не нужно искать и резервировать отели, не нужно никуда спешить. В палатке я чувствую себя как дома: это моя жилплощадь, и я никому ничего не должен, не говоря уже об экономии денег.
Идею поездки в Японию Игорь вынашивал несколько лет — и в 2023 году провел в этой стране месяц. В 2024-м он повторил необычный опыт — только катался по стране уже 50 дней, а не 30. Говорит, что ему так сильно понравилось в первый раз, что захотелось взять максимально длинный отпуск и объездить все без спешки.
Многие думают, что очень сложно получить визу в Японию: якобы пускают туда не всех, «нужно приглашение». Мы уже рассказывали, что в Минске работает посольство Японии, очередей туда нет, и за оформление визы денег никто не берет. Основной нюанс — в сумме на счету. Напрямую в посольстве об этом никто не скажет, но в идеале показать, что у вас есть около $150 на сутки пребывания в Японии. Игорь запрашивал визу на 90 дней и 50 дней пребывания (это подтверждалось билетами). Сумму на счету предоставил из расчета выше (около $7500), но столько, конечно же, не потратил.
— Визы действительно бесплатные, но для меня с учетом того, что я живу в Орше, было удобнее воспользоваться услугами агентства. Потратил на это 250 рублей. Документы были готовы быстро, буквально в течение недели.
В первый раз Игорь летел из Москвы, во второй — из Минска. Сейчас как раз появились удобные рейсы авиакомпании Air China: можно купить билеты в Токио со стыковкой в Пекине и вылетать прямо из нашего аэропорта.
— Когда туда летел, стыковка была 4 часа, обратно — 14. В целом, считаю, это довольно удобно, не надо ехать в Москву. Кроме того, с правилами по провозу багажа у Air China все хорошо. Они позволяют возить велосипеды без доплаты за крупногабаритный багаж и по каждому билету разрешают провозить аж две единицы багажа по 23 килограмма. Для меня это было важно. За билет в обе стороны я заплатил что-то около $700.
Все это добро Игорь распределил на два багажных места — и уложился в 18 и 20 килограммов. В аэропорту белоруса выручили тележки, а сразу по прилете на парковке он собрал велосипед и чувствовал себя комфортно без груза на плечах.
Климат в Японии довольно капризный — туристам бывает непросто выбрать удачные даты для поездки. Обычно все стремятся попасть на цветение сакуры в марте, но, насколько известно Игорю, в это время года в Центральной Японии может быть холодновато.
— Я бы сказал, что самое комфортное время — это середина апреля — май, когда уже достаточно тепло, но еще не начался сезон дождей. В июне погода пасмурная, сыро, очень большая влажность. Потом начинается адская жара до 35 градусов, и без кондиционера там тоже делать нечего. Продолжается это где-то до конца сентября. Следующий период для приятной поездки — это октябрь или начало ноября, позже уже становится прохладно. Кстати, в этом году в конце октября мне удалось увидеть цветущую сакуру, причем неоднократно.
Вот так выглядел маршрут Игоря осенью 2024 года. Большое путешествие по плану начиналось с Токио. Правда, на одну ночь парню все же пришлось остаться в аэропорту: на улице была сплошная стена дождя, и крутить педали в такую погоду не захотелось.
На велосипеде в общей сложности он проехал по стране 2895 километров (!). Из крупных городов посмотрел Токио, Киото, Осаку. В основном старался двигаться вдоль побережья по равнинной местности (в горах на велосипеде особенно не разгуляешься). Из крайней на маршруте точки — города Китакюсю — Игорь взял билет на паром и вернулся в Токио. Стоил паром недешево — почти 500 рублей на белорусские деньги.
Вообще, транспорт — это ощутимая статья расходов для туристов в Японии. Как вы уже знаете, Игорь на этом неплохо сэкономил.
Основной статьей расходов «на месте» для парня была еда. Продукты в магазинах стоят в два-три раза дороже, чем в Беларуси. И все равно Игорь потратил относительно немного — около 1500 белорусских рублей почти за два месяца.
Итого — $1448 на поездку продолжительностью 50 дней.
По кафе Игорь не ходил, в основном питался готовой магазинной едой или полуфабрикатами.
— В местных супермаркетах продают свежеприготовленные обеды в пластиковой упаковке, а также наборы суши, сашими и другие изобретения японской кулинарии, большей части которых я даже не знаю. А на то, что не успели распродать за день, вечером перед закрытием наклеивают специальные скидочные стикеры. Начинают с 10—20%, по прошествии времени скидка доходит до 50%. Местные тоже умеют считать деньги и разбирают по скидкам все достаточно быстро, поэтому важно оказаться в нужное время в нужном месте.
Сет суши по акции обходился Игорю в 5—10 рублей. Также он часто перекусывал мюсли с молоком, печеньем, заваривал рамен.
— Отдельно хочу отметить сеть бюджетных супермаркетов Gyomu Super. Цены на продукты здесь одни из самых низких, которые только можно найти в Японии. Микроволновки для разогрева доступны на выходе. Для продуктов, которые требуют более тщательного приготовления, например гедза (аналог наших пельменей), и для заваривания чая я использовал портативную газовую горелку, — делится лайфхаками по экономии Игорь.
Другие бытовые вопросы тоже не вызывали трудностей. Для стирки Игорь пользовался сервисами Coin Laundry — они распространены повсеместно, полностью автоматизированы и работают круглосуточно. В $2—3 вполне можно уложиться со стиркой.
Бесплатный душ, по словам Игоря, можно найти в городских спорткомплексах и на стадионах. Путешественник просто подходил на ресепшен и спрашивал, можно ли заглянуть в душ помыться, — ни разу не услышал отказа. Также белоруса очень выручали горячие источники и общественные бани (как и Исландия, Япония известная своей вулканической активностью, и местные этим активно пользуются). Стоимость посещения таких бань — $2,5—5. Иногда приходилось пользоваться и холодным душем на пляже.
— Еще я часто заглядывал в так называемые интернет-кафе или манга-кафе. Самый дешевый вариант посещения на 30 минут попадался мне за 210 иен ($1,3). За полчаса можно успеть поставить на зарядку технику, помыться в душе (шампунь обычно в наличии, полотенце свое), выпить пару-тройку чашек кофе, чая или еще каких-нибудь бесплатных напитков по принципу номи хоудай («пей сколько сможешь»).
Вообще, интересно, как можно почти два месяца путешествовать без возможности заряжать технику в отеле? Игорь объясняет: под каждым кустом розетку действительно не найти, поэтому электронику он заряжал при любой удобной возможности. И, конечно, пользовался пауэрбанком.
— Очень выручали небольшие магазинчики конбини (от англ. convenience store — удобный магазин. — Прим. Onlíner), расположенные в японских городах повсеместно. Но подойдут и любые супермаркеты, на стенах которых снаружи зачастую установлены розетки. Иногда в тех же конбини я находил оборудованные розетками столики, где можно отдохнуть, пообедать и совершенно на законных основаниях зарядить свою технику. Брал с собой и солнечную панель для зарядки электроники, иногда она оказывалась полезной.
Связь в Японии недешевая: безлимит на 30 дней стоит около $44. Игорь покупал себе в аэропорту сразу две сим-карты объемом 35 ГБ и заплатил за них $65.
Из технических моментов, кажется, все. Хотя… мы же еще не рассказали, где белорус находил место для палатки в такой цивилизованной стране, как Япония.
— В крупных городах, таких как Токио, далеко не везде найдется подходящее место для палатки. Обычно это были общественные парки. Но вообще где только не приходилось мне ночевать за время поездки: на берегу реки, озера, моря, в горах, в лесу, на спортплощадке, под мостом в городе, на велопарковке, на территории синтоистского храма, в беседке в городском парке, возле кладбища, за мусорными баками и между лестничными пролетами.
Все это не помешало туристу насладиться красотами страны — наоборот, Игорь увидел ее с разных сторон. Мы попросили белоруса еще раз пересмотреть фото из поездки и рассказать, что показалось ему непривычным, странным и интересным в Японии.
— Первое, что бросается в глаза, — это непривычный рельеф, пейзажи, городская застройка, незнакомая растительность и тому подобное. Правда, когда уже находишься в стране не первый раз и путешествуешь на велосипеде далеко не первый день, начинаешь ко всему привыкать. Яркие ощущения первого дня («Вау, куда я попал!») сменяются на решение текущих задач по пути. Все становится уже привычным, как на дачу к себе попал, — признается Игорь.
И тем не менее японские города запоминаются, особенно такие районы Токио, как Сибуя, Акихабара, Харадзюку, Синдзюку.
— Про них уже из каждого утюга рассказано много чего, повторю в двух словах: модная молодежная культура, тусовки разных неформалов, артистов, музыкантов, ночная жизнь, культура аниме, электроники, видеоигр и так далее — на это однозначно стоит посмотреть хотя бы раз.
Буддистские и синтоистские храмы, парки, сады — их много, они повсеместно, богатые и не очень, большие и маленькие (и даже очень маленькие). Если это не туристические места, то чаще всего очень тихие, там не всегда удастся встретить живого человека… Достаточно интересно побродить по таким местам, особенно с непривычки.
Многих белорусов удивит также поведение водителей на дорогах — оно резко отличается от того, к чему мы привыкли.
— Никто не спешит, не пытается побыстрее пролезть, проскочить. Не лезут обгонять вплотную, обгоняют только с максимально возможным боковым интервалом, а если считают его недостаточным, так и будут плестись за велосипедистом, ожидая максимально безопасного момента. Чтобы не задерживать движение, я даже старался почаще останавливаться, прижиматься к ограждению, давая возможность проехать незаметно подкравшейся сзади колонне миниатюрных гибридных автомобилей.
Мне даже BMW дорогу уступали. Это что-то новенькое!
Игорь почти не пользовался железнодорожным транспортом, но его разнообразие впечатляет: от обычных пригородных электричек и дизель-поездов до высокоскоростных «синкансенов».
— Сомневаюсь, что найдется человек, который хотя бы раз своими глазами видел все виды японского подвижного состава. Для меня, как человека, по профессии имеющего отношение к железной дороге, вся эта тема представляет немалый интерес.
Еще одно забавное наблюдение — очереди. Японцы любят в них постоять (и умеют делать это правильно).
— Если они ждут автобуса на остановке, то уже заранее выстроены в четкую колонну вдоль тротуара таким образом, чтобы не создавать толпу, не мешать проходу и проезду пешеходов и велосипедистов. И в таком же порядке они будут заходить в транспорт, никто не попытается вщемиться сбоку. Если японцы ждут в длинной очереди на кассе в магазине, никто не будет стоять на перекрестке между рядами.
Очень понравилось, как пенсионеры (и не только) по всей Японии регулярно, как по команде, каждое утро массово выходят в парки на утреннюю зарядку. Традиция так называемого радио тайсо (утренняя зарядка, транслируемая по радио) берет начало еще с 1920-х и актуальна по настоящее время. На некоторых предприятиях это даже является обязательным для сотрудников в начале рабочего дня.
Что еще удивило… Ах да, здоровенные карпы, спокойно плавающие почти в любой речке-ручейке! Видеть такое в наших реалиях я не привык, вот уж действительно разрыв шаблона. Хоть я ранее и видел что-то подобное на фото и видео о Японии, но все равно впечатляет. Местные этих карпов не ловят, так как считают грязной рыбой, не очень пригодной для употребления в пищу.
Какие места обязательны для посещения туристами? Отвечая на этот вопрос, белорус делает оговорку о том, что все индивидуально и ему в принципе не нравятся общепризнанные достопримечательности, которые зачастую могут выглядеть искусственно. Но если все же составлять список самых красивых мест из увиденного, для Игоря он будет выглядеть так.
— Гора Фудзи видна почти с любого открытого места, если позволяет погода. Здесь же проходит часть национального веломаршрута Pacific Cycling Road — вдоль побережья Тихого океана, по пути пляжи и парки в достаточном количестве. Полуостров Идзу с одноименным городом — очень красивое место. Также я выделил бы живописную деревушку Уцуноя, где находится старинный тоннель времен правления императора Мэйдзи.
— И там же национальный круговой веломаршрут вокруг озера с велодорожками. Много красивых пейзажей, оборудованных мест для отдыха, сервисов для путешественников.
— Главный храм Инари — одна из топовых достопримечательностей всей Японии. Объект впечатляет своими масштабами и атмосферой, но посещать его лучше рано утром (помню, кто-то советовал даже ночью), так как место весьма популярное, и в другое время ступить будет негде.
Замок Фусими и прилегающий к нему парк — на удивление тихое место в таком туристическом городе, как Киото. Любителям отдохнуть подальше от толп туристов однозначно могу рекомендовать.
Вообще, Киото просто напичкан достопримечательностями, и было бы неправильно пытаться вырвать оттуда одно-два самых важных. Каждое интересно по-своему, на все нужно время. Мне лично очень понравился музей железнодорожной техники.
— Он растянулся на 70 километров между городами Имабари и Ономити, проходит через семь подвесных мостов внушительных размеров и шесть промежуточных островов. Шикарные морские пейзажи с островами, скалами, мостами различных конфигураций… Велоинфраструктура прекрасная, места для отдыха в изобилии.
— Можно подняться к смотровой площадке на вершине кратера на высоте около 1200 метров. Вулкан активный и периодически может подкидывать неожиданности в виде небольших извержений или выбросов вулканических газов, так что периодически доступ к нему ограничивают по соображениям безопасности.
В такой сложной поездке не могло обойтись без внезапных неприятностей. Велосипед имеет привычку ломаться — вот почему Игорь берет с собой комплект инструментов (несколько запасных спиц, камера, ремкомплект для камер, насос).
— В крайнем походе мне пришлось ремонтироваться дважды. В первый день я заменил спицу в заднем колесе, поломку которой обнаружил сразу после прибытия в Японию. А вторая поломка оказалась более серьезной: треснул обод заднего колеса. В этот день я находился в городке Оцу, что недалеко от Киото. Пришлось искать замену. Ни в Оцу, ни в Киото ничего подходящего для меня в наличии не оказалось. Самое лучшее, что мне смогли предложить, — это заказать деталь и ждать доставки еще два дня. Хорошо, что в Киото есть достаточно мест для посещения, чтобы занять себя на день-другой. Новый обод в сборе со спицами и втулкой обошелся в 8000 иен (около 180 белорусских рублей). Заменить получилось самостоятельно, так что на сервисных услугах сэкономил.
А в остальном Япония показалась Игорю очень удобной в плане путешествий страной. Кажется, что любую проблему здесь можно моментально решить.
— Здесь есть все и почти везде: инфраструктура, транспорт, сервисы, торговые объекты. Дороги — это вообще песня. Нужно еще хорошо постараться, чтобы найти разбитый асфальт. Асфальтированы даже узенькие дорожки среди полей в сельской местности. В большинстве общественных парков найдется бесплатный чистый и ухоженный туалет. Еще в парках обычно есть источник хоть и водопроводной, но качественной, пригодной для питья воды.
Сами по себе японцы — люди очень приветливые, говорит Игорь. Они всегда помогут, если об этом попросишь, при этом сохраняют дистанцию и не будут задавать лишних вопросов по своей инициативе.
— В среднем в Японии местное население не говорит на английском. Исключение составляют те, кто сам путешествует за границу, или любители иностранных языков, но таких меньшинство даже в столице. Для решения большинства задач мне хватало моего уровня японского, в крайнем случае на помощь приходили словарь, интернет или элементарные жесты.
О планах на третью поездку в Японию Игорь говорит пока сдержанно: нужно поднакопить дни отпуска и немного денег. Но вывод из этой истории очевиден: вопреки стереотипам, эту страну можно посмотреть бюджетно.
Напоследок покажем еще несколько фотографий такой далекой и красивой Японии. Видеоверсию последней поездки белоруса можно посмотреть здесь.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by