Зачем даже в плюсовую погоду люди выходят на едва схватившийся лед на водоемах — загадка Жака Фреско. А они выходят. И потом появляются новости, к примеру, о шести утонувших за одни выходные. К сожалению, запретить кому-то делать глупости мы не можем. Но можем по крайней мере на своем примере показать, как выбираться из проруби, если вы все-таки в нее провалились, и описать, что чувствует человек, тонущий в ледяной воде. Короче говоря, мы решили уйти под лед под присмотром ОСВОДа. Вот что у нас (не) вышло.
Озеро Вяча недалеко от Минска. Температура — классические «каля нуля», ледяная корочка у берегов толщиной сантиметра 4, что для замерзших водоемов эквивалентно крепости картофельных чипсов. Норма, если что, от 7 сантиметров. Меня зовут Саша, и я не то чтобы майор из песни Егора Летова, но лед под моими ногами уже заставил меня поскользнуться. Хрусь — и, слегка ударившись головой, я проваливаюсь в приятную декабрьскую водичку. И вот тут начинается экшен.
— Давай-давай! Аккуратно выныривай и ложись животом на лед, а потом медленно ползи или откатывайся боком туда, где покрепче, — командует водолаз-спасатель Юрий Лысаков.
Делаю все по инструкции. Но какое же разочарование испытываешь, когда, уже выбравшись из воды, снова слышишь предательский хруст и отчаливаешь на новом куске льдины подальше от суши.
«Пусть мама услышит, пусть мама приде-е-ет…» — в голове тут же раздается песенка Мамонтенка. А еще всплывают шутки про «Титаник». Почему Роза не подвинулась и не уступила любимому место на двери? Потому что Джек должен быть холодным!
Ладно, на самом деле, я бы очень вряд ли сейчас шутил, не будь на мне специального водолазного гидрокостюма и спасательного жилета. Именно в таком снаряжении водолазы ОСВОДа ходят по водоемам. Именно ходят — это важно, мне уже пояснили. В лучших случаях они ходят, чтобы убрать мусор и облагородить водную территорию, в худшем — чтобы достать чье-то утопленное тело.
— Главное, не паникуем!
Легко вам сказать, Юрий. Я, конечно, осознаю, что в таком снаряжении и под присмотром всей спасательной станции мои шансы утонуть стремятся к нулю, но все же по шею в холодной воде оказываешься не каждый день, и не паниковать тут трудно. Первые несколько секунд после очередного проваливания барахтаюсь напуганным песиком. Потом несколько раз глубоко вдыхаю-выдыхаю, чтобы успокоиться, и начинаю действовать.
Вынырнуть на лед, лечь на живот, занять как можно бо́льшую площадь, чтобы не опираться всем весом на одну точку на в хрупком льду. А теперь ползе… ну что, опять?
Да, я снова в воде со здоровенным куском льда в руках и съехавшей, как у сельского жиголо, со лба шапкой. Ловлю себя на мысли: будь на мне мой большой пуховик и прочая зимняя «гражданская» одежда, вероятно, она бы вся промокла и поволокла меня на дно. К тому же гидрокостюм непромокаем, а значит, я не чувствую и десятой части холода, которую испытал бы случайный утопающий. Шок от холода и страх за свою жизнь с гораздо большей вероятностью превратили бы меня в бешеный поплавок.
— О, давай! Молодец! Ползи по-пластунски! А теперь откатывайся колбаской в сторону!
На третий раз выбраться все же получилось. Пора бы уже: ледяная вода начала неплохо так заливаться внутрь, через рукава гидрокостюма. По идее, так быть не должно, но так уж вышло, что по комплекции я поменьше, чем средний спасатель ОСВОДа, и резинки прилегали не очень плотно. Выбравшись на твердую поверхность, я пополз в сторону более крепкого льда. Определить его можно интуитивно: чем светлее и непрозрачнее, чем лучше. Если что-то вообще видно сквозь лед и проплывающие караси помахивают вам плавником, немедленно (на самом деле, лучше медленно) покиньте этот участок.
— Ну что, а теперь еще пару-тройку раз для хороших кадров, — говорит наша фотограф Аня.
Чего не сделаешь ради искусства — пришлось еще несколько раз провалиться на бис. В последние разы было уже даже весело: лежал в проруби, как в джакузи, дрыгал ножками, закинув голову к небу. Главное, не думать, что, если бы не этот костюм и спасатели рядом, я бы эти ножки мог откинуть.
Осводовцы пытаются вытащить меня из костюма. Голова вылазит из резинового ворота с громким звуком «шпоньк». Из перчаток выливается по стакану воды.
— В этом костюме ни в коем случае нельзя ссориться с другом. Потому что открывается он сзади, и сам из него ты не вылезешь, — шутит Юрий.
Пока мы гоняем чаи и отогреваемся, мне коротко рассказывают, чем вообще занимается ОСВОД.
ОСВОД — это общество спасения на водах. Однако, кроме собственно спасения утопающих и профилактических работ, у организации есть множество других функций.
— Если утопили машину, этим тоже занимаются водолазы ОСВОДа. Было у нас такое пару раз. Один уходил от погони милиции и слетел в воду, другой просто не справился с управлением. Иногда водолазов даже вызывают платно для поисков утонувшего телефона, — рассказывает Юрий.
— А вообще, мы ответственны за все происшествия, связанные с водой в принципе. Например, люди довольно часто тонут в собственных ванных — это тоже ОСВОД. Был даже случай, когда мужчина с 4,9 промилле алкоголя в крови умудрился утонуть в луже, и этим тоже занимались мы, — рассказывает официальный представитель организации Екатерина Михалева.
Это она позвала нас сегодня тонуть, и именно с ней мы чаще всего списываемся по поводу утонувших во время новостных дежурств. И вы вряд ли найдете более позитивного человека, каждый день работающего со статистикой по утоплению.
— Самый сложный сезон, разумеется, летний. Из нас даже в отпуск летом никто не ходит: некогда. На той же Цнянке в сезон на пляже в один день может собраться 8 тыс. человек, и за всеми надо уследить.
Поворачиваюсь к водолазу и решаю немного помучить его обывательскими вопросами.
— Юрий, а вы когда в последний раз спасали человека?
— Помню, приехал на отдых с семьей на озеро, вне работы. Основная смена спасателей была на выезде. Я смотрю: на середине водоема чья-то голова барахтается. Ну, мы с приятелем сразу поплыли спасать. А человек был пьяный, залез глубоко и просто уже не знал, куда плыть. Вытащили, довезли на лодке до берега — и он тут же выпрыгнул и убежал от нас. Ни «спасибо», ни «добрый вечер».
— Правда, что утопающие часто инстинктивно бьют спасателей и сами пытаются их утопить?
— Да, особенно если в неадекватном состоянии. Набрасываются, брыкаются — ну, это рефлексы, природа, что с ними поделаешь. Тут важно подплыть, освободиться от захватов и привести человека в чувство. Иногда нужно и по лицу ударить, знаете…
Главный совет от спасателя: не умеешь плавать — не лезь на глубину. А если умеешь, тоже не лезь. По его словам, не счесть числа таких мастеров спорта, которых потом вытаскивали с середины озер и рек. Юрий признается, что и сам однажды на море увлекся и отплыл слишком далеко — только спокойствие и самообладание помогли вернуться обратно. Так что лучше спокойно и вдоль берега.
— А вы дружите со спасенными?
— Чаще всего им не до нас. Был как-то случай: спасли дедушку, который провалился под лед и повис на собственном большом рюкзаке. Это ему очень помогло: позволило 10 минут продержаться до прихода помощи. Вытащили, отвезли в больницу. Через пару недель он нам звонит: «Ох, ребята, спасибо вам большое, жизнь спасли! А как там лед, кстати? Я сегодня по рыбку хотел сходить».
Зимние рыбаки, конечно, ребята удивительные. Трудно представить, что желание рыбки может быть сильнее здравого смысла, но, похоже, так оно и есть. На улице даже не минус, лед под ногами вовсю хрустит, и тем не менее даже при нас ребята нашли рыболовную леску в еле подмерзшей лунке. Говорят, что «ставки» со снастями снимают на Вяче регулярно.
— Был показательный случай: пошли с коллегой в рейд по рыбакам. А он еще покрупнее меня и шел сзади. Увидели дедушку, идем к нему, и тут коллега проваливается под лед. Нагляднее примера не найти. Дед сразу сказал «Да ну нафиг!», свернул снасти и засобирался домой.
Екатерина рассказывает про самые странные случаи гибели под юрисдикцией ОСВОДа. Когда слышишь истории, как человек решил сплавиться на самодельной лодке из пенопласта или велосипедист у озера споткнулся о корень и ударился головой о бобровую хатку, то понимаешь, что дело премии Дарвина еще долго будет актуально.
— Много бывает и жуткого. Недавний случай: на Дроздах молодые парни, 1998 и 2002 годов рождения, праздновали корпоратив. Зачем-то вышли на лед покурить. Прошли 80 метров в направлении острова, провалились и не выжили. Таких пьяных смертей уйма, и всех бесконечно жаль. Глупость может стоить дорого.
Мы снова на льду, но только на другом пляже и на гораздо более крепко подмерзшем участке. На этот раз туториал по утоплению и спасению показывают лично Екатерина и Юрий. Лед на этом участке приближается к нормальной отметке толщины, проломить его специально одной Екатерине было сложновато. Но как только к ней подошел Юрий, произошла вот такая красота:
Куда нагляднее может быть? Послушайте специалистов: дождитесь морозов и не выходите на лед, пока не получите официальное разрешение. Компания ребят, жаривших шашлыки недалеко от берега, кажется, все поняла.
— Не-не, мы не полезем, мы все поняли. Мы тут, на бережку отдохнем, с собакой поиграем.
Для спасения на льду осводовцы используют специальную спасательную доску. Принцип тот же: увеличить площадь и распределить нагрузку на хрупком льду. Обычно ее толкают в направлении тонущего, но в случае чего она и проплыть сможет.
Ребята моделируют спасательную операцию. Екатерина спасена, все в порядке. А потом еще раз и еще. Затем финальная фотка на льду в позе того самого легендарного моржа из мема.
Юрий же предлагает все новые и новые способы провалиться и спастись. Кажется, ему так нравится его работа, что он выполнял бы ее даже бесплатно.
— Еще есть полезная штука для рыбаков — спасательные штыри. Многие носят их в рукавах на веревке, как варежки. Если провалился, такими можно впиваться в лед и помогать себе вылезти. Ну и без спасательного жилета выходить не стоит, только его нужно обязательно застегивать между ног паховой лямкой. В противном случае он пулей улетит вверх, как-только человек провалится в воду.
Ребята предлагают устроить мне водолазное крещение и окунуть под воду с аквалангом, но это уже как-нибудь в другой раз. Все же простые рыбаки погружаются под лед чаще всего не в акваланге и не интереса ради. А чтобы этого не произошло, резюмируем простые правила поведения на льду:
В общем-то, все. Надеюсь, сегодня мы топились не зря и были полезными. Берегите себя. А мы пошли греться и пить чай.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by