31 096
30 декабря 2024 в 8:00
Автор: Таня Машкович. Фото: Максим Малиновский, Анна Иванова

«„Щелкунчик“ — это гениальное произведение». Закулисье самого ожидаемого балета года

Автор: Таня Машкович. Фото: Максим Малиновский, Анна Иванова

В большом репетиционном зале два человека: юная балерина Настя стоит на сцене высотой несколько метров, из зала на нее смотрит педагог-репетитор. Завтра у девушки важная премьера: она впервые танцует Машу в балете «Щелкунчик». Мы едва ли ошибемся, если назовем эту постановку самой ожидаемой у белорусского зрителя, во всяком случае зимой. Билеты разлетаются еще в начале осени, а стартуют спектакли в середине ноября. Именно этот балет ассоциируется с главными зимними праздниками. Показываем, как создается магия и что происходит по ту сторону сцены.

Предисловие

Худо-бедно с историей «Щелкунчика» знакомы многие. Поэтому не станем тратить буквы на подробный пересказ сюжета, а лишь кратко напомним суть.

Мастер кукол Дроссельмейер показывает крестнице Маше несколько игрушек и предлагает ей выбрать одну в подарок. К удивлению мастера, Маша выбирает нескладного, но забавного Щелкунчика. С куклой девочка не расстается, а крестный решает проверить, насколько настоящие чувства испытывает Маша.

Самое яркое действие разворачивается во сне Маши: вместе со Щелкунчиком ей предстоит победить Мышиного короля. Внезапно (как и положено в волшебном мире) Щелкунчик оказывается Принцем, а Маша становится Принцессой. Но «жили они долго и счастливо» обрывается, когда Маша просыпается — все случившееся было лишь сном. А Щелкунчик так и остается лишь забавной игрушкой.

Балет «Щелкунчик» идет на сцене Большого театра Беларуси с 1982 года, а с 2020-го показывают немного обновленную версию. Как нам позже расскажут в театре, основа осталась «той самой» — это хореография Валентина Елизарьева. И конечно, музыка Петра Чайковского — мотивы из «Щелкунчика» угадает даже самый далекий от искусства человек.

— Казалось бы, «детская» тематика, но артисту в «Щелкунчике» важны искренность и профессиональная чистота, — заметит один из педагогов-репетиторов в день спектакля.

В этом году в белорусском Большом «Щелкунчика» впервые показали 13 ноября. В афише на декабрь указаны восемь спектаклей (последний — 31 декабря). Но билетов в кассах, конечно, давно нет.

— Можно сказать, что в октябре уже оставались считаные билеты на балет «Щелкунчик», — рассказали в театре. — В последующие месяцы можно было только мониторить афишу и следить, не сдал ли кто-нибудь заветный билетик. Потому что счастливчики есть: кто-то по разным причинам сдает билет, но его тут же покупают. Есть зрители, которые следят за продажей билетов. Прямо в несколько минут — раз! — и билета (казалось, который только-только сдали, вернули в продажу) уже нет.

Мы же в нашем репортаже решили показать то, что не увидят даже обладатели заветных билетов: побывали на репетиции и увидели, что остается за бархатным занавесом главной сцены.

Акт первый. Новая Маша

Заходим в просторный зал, расположенный в недрах Большого театра. Здесь нет кулис, а зрительских мест совсем мало. В центре сцены роль Маши репетирует балерина Анастасия Ярмош (для своих просто Ася). Из-за высоты сцены (что-то около двух метров) и стойки на пуантах девушка кажется необыкновенно высокой. Но стоит Насте спуститься в зал, и перед нами 17-летняя девушка — маленькая, хрупкая, будто балерина из музыкальной шкатулки.

Сделаем небольшое, но интересное отступление. В мир балета Настю практически за руку привела бабушка — здесь, в театре, она работала костюмером. Поэтому многие постановки Ася видела, как и мы сегодня, из-за кулис. А в 4 года девочку отвели на занятия к белорусской балерине Марине Вежновец. Дальше учеба, спектакли, конкурсы — и вот мы здесь.

В афише «Щелкунчика» 18 декабря Ася указана в роли Маши, а в скобках важное примечание: «Первое исполнение». Для девушки это в принципе первая ведущая роль в карьере. О том, что такое может случиться в этом сезоне, Асе заранее намекнули педагоги.

— Свои имя и фамилию я увидела в «выписке» месяца за два до спектакля. Это были восторг и гордость за проделанную работу. Волнение, конечно, присутствует, но желание станцевать намного больше. Даже какие-то страхи ошибиться отходят на второй план, настолько мне нравится партия. Думаю, что сейчас роль Маши мне наиболее близка — история девочки, которая взрослеет через сказку.

На «репетиционной» сцене Ася повторяет отточенные движения — Машу она репетирует по шесть дней в неделю. Около двух часов — сольные партии, но, помимо этого, нужно посмотреть репетиции других артистов, прикинуть, где будешь стоять во время их танца, запомнить, когда бежать менять костюм и все в таком духе. Настя говорит, что репетиции даются легко — все из-за любви к танцу.

— На твой взгляд, чем эта постановка «Щелкунчика» выделяется среди других?

— Мне кажется, виртуозностью исполнения высоких поддержек, которые выглядят очень и очень сложными. Я бы сказала, что есть необычные повороты, вращения, движения, которые будто отличны от классики. Мне наш балет очень нравится!

Акт второй. Репетиция в «зеркалах»

Свои роли в «Щелкунчике» артисты репетируют параллельно: ведущие работают над партиями соло или вместе, а где-то в залах с зеркалами в пол танцуют другие действующие герои. Нам объясняют, что генеральные прогоны, когда весь балет репетируют от начала и до конца полным составом, необходимы для премьерных спектаклей.

Пока Настя-Маша репетирует свою партию, в соседнем зале танцует пара «игрушек». Артисты репетируют под пристальным взглядом Ирины Еромкиной — народной артистки, ведущей солистки театра и педагога-репетитора. В Большом Ирина танцует более 25 лет. В сравнении с остальными важными ролями Машу Ирина танцевала больше всего. Признается, что каждый раз старалась придать героине что-то особенное: более игривое настроение или бантики в прическе.

В последний раз зрители видели Ирину в этой роли два года назад. Однажды во время спектакля у нее случилась травма, и тогда балерина решила, что стоит поберечь организм, и отказалась от сложных ролей. В «Щелкунчике», который мы посмотрим на следующий день, Ирина тоже танцует — у нее роль Персидской куклы (спойлер: это невероятно красиво!).

— Каждый артист обязательно переживет момент, когда он уже не будет исполнять в спектакле какие-то роли. Я давно готовилась морально, поэтому не попала в это состояние внезапно. Но я счастлива: у меня была полноценная творческая жизнь со всеми ролями, о которых можно мечтать! — улыбается Ирина.

Помимо собственной роли, Ирина работает с молодыми артистами, которые тоже завтра выйдут на сцену. Это и есть задача педагога-репетитора: увидеть, посоветовать, подсказать. Несколько раз перед нами танцует пара игрушек — быстрая музыка, уверенные движения и тяжелое дыхание после. Ирина внимательно наблюдает за каждым их движением.

Перерыв, и спустя час мы снова возвращаемся на репетицию, но уже в третьем зале. Теперь очередь репетировать партии Маши с Дроссельмейером и Принцем. В роли мастера кукол — Владимир Руда, а Принцем уже во второй раз в этом сезоне будет Денис Шпак (сможете потом глянуть в афише — вдруг на сцене вы увидите именно этот состав, когда придете посмотреть «Щелкунчика»).

Артисты и педагог-репетитор Татьяна Ершова (народная артистка, балерина, которая также танцевала и Машу) практически не обращают на нас внимания. Все сосредоточены на репетиции, и даже щелчки камеры остаются без внимания: завтра спектакль, есть дела поважнее.

Слева направо: Татьяна Ершова, Анастасия (Маша), Владимир (Дроссельмейер), Денис (Принц)

Периодически слышатся слова на французском — это те самые названия элементов, поддержек и чего-то еще. Не пытаемся изображать понимание — для нас танец сливается в одно действо. Даже без грима, но уже в костюмах артисты внезапно кажутся недосягаемыми: телом чувствуешь грань между ними и нами, зрителями.

Артисты обсуждают с педагогом, как лучше сделать сложнейшие движения. Пуанты громко стучат по глянцевому полу. Стоит утихнуть музыке Чайковского, раздающейся из динамика, как зал наполняется тяжелыми вздохами.

— Слушайте, ничего, неплохо! — говорит Татьяна.

— Может, ниже?

Дальше напоминание Асе не зажимать руки в кулаках, всем — держать высоко спину, а голову, наоборот, «освободить». И напутствие: точность по-прежнему важна. Здесь нет оваций после идеального фуэте (не подумайте, мы сориентировались только по озвученному педагогом термину), но эмоции артисты «держат» такими, будто перед ними не собственное отражение, а заполненный зал.

— Когда репетируешь в зале, это совсем другие ощущения, нежели танцевать на сцене. Зал маленький, ты понимаешь, где должен быть зритель, привыкаешь к пространству. На сцене же оно увеличивается мгновенно! Выходишь, и первая минута нужна на адаптацию: ты маленький, а сцена огромная, — объясняет Принц Денис. — Мне нравится эта роль, потому что в ней есть что делать. Здесь тоже классика, но есть элементы серьезных поддержек — практически трюковых, при этом после них партнершу нужно еще и аккуратно поставить.

— Не страшно?

— Страха точно нет. Просто делаешь то, что должен. В этот раз у меня новая партнерша, поэтому ответственности чувствую даже больше, чем когда танцевал эту роль в первый раз 22 ноября. Уверен, что все будет хорошо, ведь репетировать мы начали буквально через два-три дня после того спектакля.

Каждая репетиция — это 45 минут. Учить роль начинаем по маленьким фрагментам и постепенно двигаемся по всему спектаклю. А дальше две недели репетируем все от начала до конца.

Знаю, что на спектакли приходят постоянные зрители, которые уже знают, в какой момент будет тяжелая поддержка, они аплодируют на пару секунд раньше. Моя жена работает администратором в нашем театре, и бывает, что я даже спрашиваю у нее после премьеры: мол, жена, а мне хоть хлопали? Конечно, это приятно, — улыбается артист.

В спектаклях всегда заявлен конкретный состав, который может меняться в зависимости от дня. Например, завтра Денис танцует одну из главных ролей — Принца, а через три дня он же будет в «Щелкунчике» Французской куклой. Решение, кто есть кто, принимает главный балетмейстер.

— Невозможно одному артисту танцевать все и всегда, чувствовать себя незаменимым, — рассуждает Денис. — Думаю, что Принц у всех практически одинаковый, но у кого-то он может быть чуть более улыбчивым или мягким. Когда я смотрел запись своего первого Принца, подумал: какой же я робкий! Надеюсь, что дальше мой Принц будет чуть более экспрессивным.

Акт третий. День икс

В день спектакля мы приезжаем за три часа до его начала. К этому моменту репетиции уже завершены. В коридорах театра никто не бегает впопыхах и не ругается из-за потерянных шпилек для волос или булавок для нарядов. Все вокруг кажутся даже слишком спокойными. В коридорах на специальных стойках развешаны костюмы, которые совсем скоро засияют в лучах софитов.

Идем смотреть, как накладывают грим. Настя (она же сегодня Маша) практически «собрана». Вблизи ее лицо кажется совсем кукольным, но нужно понимать: на сцене, в свете софитов все будет совсем иначе. У сцены, напоминают нам, есть свои особенности, там даже костюмы выглядят ярче и сияют по-особенному.

С девушками и парнями гримеры работают по отдельности. В женской гримерке заплетаются косы и завиваются локоны, а лака выливается столько, что его аромат чувствуется даже в коридоре. О чем говорят гримеры? О разном: например, в какой-то момент обсуждают одну из постановок «Щелкунчика». В ней волосы у артисток уложены настолько необычно, что и не ясно, парик это или свое, природное.

Одним из рекордсменов по длительности наложения грима будет Дроссельмейер. Сегодня это роль ведущего мастера сцены Владимира Руды. Впервые эту партию он танцевал еще 31 декабря 2022 года. В этом сезоне в роли кукольного мастера он будет уже в четвертый раз.

— Помню, когда впервые увидел «Щелкунчика», захотел танцевать именно Дроссельмейера. Он появляется в самом начале и практически до конца спектакля не уходит со сцены, будто ведет эту сказку. Помню, когда танцевал первый раз и делал какие-то движения на сцене, меня даже немного потряхивало, но с каждым движением становилось полегче. Честно, я всегда немного волнуюсь, — с улыбкой признается артист. — Однако с каждым спектаклем ты привносишь в роль что-то новое.

А теперь следите за руками: Владимиру 28 лет, но по сюжету он должен быть на несколько десятков лет старше своей крестницы Маши. Между артистами разница в возрасте всего 10 лет, а значит, грим должен сгладить (на деле — совсем наоборот) этот момент. Владимир садится в кресло, и работа тут же начинается: на визуальное преображение в Дроссельмейера уйдет около получаса, а всего гримеру Яне нужно успеть подготовить семь артистов.

Замечаем, что на стенах нет референсов. Нам объясняют, что тонкости обычно проговариваются с артистом, а «техническое задание» дают художники и постановщики. Ну а дальше решает опыт.

— Вову я гримирую около семи лет и уже могу работать по памяти. Сперва делаю ровный тон, затем высветление и затемнение, контуринг. Вову нужно немного состарить — сделаем это наложением теней, но нужно, чтобы все смотрелось естественно. У каждого человека есть свои особенности внешности. Например, у Вовы немного низкие надбровные дуги — брови нужно «поднимать» повыше, — не отрываясь от процесса, объясняет Яна. — Когда работаешь с парнями, важно правильно подчеркнуть их мужественность.

Финальный штрих — парик. После грима все артисты уйдут переодеваться и настраиваться на исполнение роли.

Акт четвертый. По ту сторону сцены

До спектакля примерно час. По большому залу с рядами мягких красных кресел гуляют те, кто пришел на экскурсию по театру. Здесь же, с высоты сцены нам хорошо видна оркестровая яма. Пока там только пара музыкантов, но уже в 19:00 здесь будет 70 человек.

А пока разговариваем с дирижером Большого театра Николаем Колядко — именно он сегодня заправляет музыкальной составляющей. С улыбкой признается, что в этот вечер испытывает волнение определенного рода: когда знаешь, как звучит идеал, но понимаешь, что он недостижим.

— Вы знаете, что в этот день (мы были в театре 18 декабря. — Прим. Onlíner) в 1892 году состоялась премьера балета «Щелкунчик» в Мариинском театре? Это гениальное произведение Чайковского, как он обращается с нотами, невозможно объяснить словами! Можно много красивого сказать о сюжете: прощание с юностью и детскими мечтами, в то же время первая любовь для Маши и Принца… При внешней простоте это очень сложное произведение для оркестра, нужно вытащить эти разные планы. Есть такая красивая фраза: «Музыка заключается не в нотах, а между ними».

За кулисами появляется все больше артистов: в основном это куклы в ярких костюмах и гриме. Занавес уже опущен, свои места в зале занимают первые зрители. Настя в образе Маши повторяет движения, а метрах в десяти от нее совсем скоро пройдет экспресс-репетиция у «мышей». Ими командует пока не Король, а народный артист и педагог-репетитор Константин Кузнецов. Он, к слову, не раз танцевал и Принца, и Дроссельмейера. Тем временем до начала спектакля всего 15 минут.

— Мы еще на репетиции поняли, что нужно чуть больше времени, и попросили артистов прийти пораньше. Произошла замена некоторых исполнителей из-за болезни, и нужно всех «развести», чтобы они понимали, куда бежать. Это такие производственные мелочи, к которым никогда не бываешь готов на сто процентов, — улыбается педагог-репетитор.

Константин уверяет, что волнения у него нет. Объясняет, что уже за день до спектакля от педагога ничего не зависит. При этом репетиций, уверяет собеседник, много не бывает: нельзя выучить роль один раз и дальше полгода ничего не делать.

— У нас спектакль сегодня и послезавтра. А значит, уже завтра будем репетировать этот же балет.

Спрашиваем у Константина, есть ли какой-то командный ритуал перед началом. Он улыбается и отвечает, что нет, тут совсем не как в спорте. А вот личные «штучки-дрючки», с улыбкой говорит он, есть, и их лучше держать в секрете. Ну, мало ли.

— Все, удачи! — командует педагог после короткой репетиции.

Наконец звучит третий звонок. На небольшом телевизоре за кулисами показывают зал: он полон зрителей. Пора.

Артисты разминаются или повторяют движения, считая шепотом: «Раз, два, три». «Не пытайся помнить все. Первые пять движений, а дальше подхватишь», — слышно в толпе.

Многие, закончив танцевать свою партию, забегают за кулисы и тут же сами становятся зрителями. Особое внимание на Машу, которая танцует в паре с Дроссельмейером.

За кулисами мы пересекаемся с Денисом, хотя в гриме, костюме и парике в нем быстрее узнается Принц.

Из зала не слышно, как постукивают пуанты или как артисты за кулисами едва успевают перевести дух, глотнуть воды и снова выбежать под софиты.

Конечно, со сцены детали выглядят невероятно: правильный грим, блеск страз и зачарованные глаза зрителей (ни одного свободного места!). Но за кулисами ты будто меняешь картинку с 3D на 5D — когда видишь чуть больше деталей.

Акт заключительный. Занавес

Маше пора просыпаться. Из красивого платья с диадемой на голове Настя молниеносно прямо за сценой в свете фонариков переодевается — из принцессы она снова становится девочкой в пижаме.

Секунда, чтобы прыгнуть в кровать, гаснет свет, и ее быстро выкатывают на сцену. Сказка закончена — все происходящее было только сном.

Балет же заканчивается овациями зала. Артистам на сцене дарят цветы, все улыбаются и кланяются. Через несколько минут тяжелый бархатный занавес опускается. За ним остаются объятия и поздравления.

Восторгам из зала вторят шуруповерты: декорации тут же разбирают, сцену готовят к следующему спектаклю. Сегодня все уже свершилось. Но скоро наступит завтра, а с ним — другая история.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by