11 953
17 декабря 2024 в 9:00
Автор: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич
Спецпроект

«Работаю на высоте до 184 метров, зарабатываю от 3,5 тысячи рублей. Счастлив». Знакомьтесь с крутым крановщиком

Автор: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич

В декабре население Беларуси охватывает масштабная эпидемия: всем срочно нужно подвести итоги года. Лучше всего в инстаграме. И желательно превзойти остальных. Вы удивитесь, но настоящие супергерои ходят рядом и не трубят о своих успехах. Один из них — Вадим Сенькевич, 35-летний машинист башенного крана и человек с отличным чувством юмора. Cпецпроект «Крутой со всех сторон» вместе с HONOR X9c продолжается.

Мы встречаемся прямо на стройке, и Вадим ведет нас к своему желтому «красавчику» — новенькому крану китайского производства. Грузоподъемность 12 тонн, высота 35 метров — это вам не шуточки.

— Я работаю крановщиком с 20 лет, когда поступил в училище.

Моя максимальная высота была на предыдущем объекте, в «Минск-Мире», — 184 метра. Даже страшновато! Там только дорога вверх, на башенный кран, занимала минут 30.

В конце концов, инстинкт самосохранения никто не отменял, — усмехается Вадим. — Конечно, мы, крановщики, высоты боимся чуть меньше других, потому и работаем. Но чтоб сказать «совсем не боимся» — ну, это не так. Страх высоты у каждого человека должен быть. Потому что работа очень ответственная, с определенными рисками. Под тобой толпы людей ходят — и они не следят за краном, это все контролировать должен ты.

Самое страшное — это когда при больших порывах ветра стрелу качает вправо-влево, может даже раскрутить. Кран шатается, но ты к этому привыкаешь, воспринимаешь как рабочие моменты — и не более того. На прошлой стройке на высоте 84 метра, когда кран стоял на максимальный вылет и еще не был «пристегнут» к зданию, я брал груз, и он очень сильно наклонялся. Это было, мягко говоря, непросто. Идешь на смену и смотришь, как гак летает на ветру… Самый сложный объект. Но я не жалею, что поучаствовал. Даже рад! Когда мы еще в Минске что-то такое высокое построим?

На 180 метрах даже была заметна смена климата: до половины лестницы поднимаешься — кран сухой, а дальше — весь в инее. 

Здесь, на нынешнем объекте, на 35 метрах, по сравнению с прошлой стройкой, я отдыхаю. Релаксирую. Тут уже ничего сверхъестественного.

Вадим пытается показать свою профессию чем-то обыденным и несложным, сравнивает пульт управления в кабине с джойстиками в приставке, а легкость, с которой он поднимает груз весом в несколько тонн, объясняет опытом и «набитой рукой». Но нет-нет, да и проскальзывает в разговоре реальная цена этого труда: «Зимой весь кран во льду, и лестница во льду, ноги скользят, нужно очень крепко держаться руками»; «у нас даже в расчетном листе есть графа „за особые условия труда“».

— Крановщики каждые два года проходят медкомиссию — и нужно, чтобы тебя допустили по состоянию здоровья. Ко мне никогда вопросов не было. Не знаю, может я выиграл в генетической лотерее и мне досталась особая выносливость? Хотя у нас в управлении все мужики — крепкие. И есть даже девушки-крановщицы! 

Пять минут по лестнице — и вот ты на вершине башенного крана, смотришь на панораму Минска: лес, домики, чуть заиндевевшие дороги… С непривычки трудно дышать, словно пробежал стометровку. Обледеневшие холодные поручни, сильный ветер гуляет по стреле, и стараешься ходить с такой осторожностью, словно под ногами лед. Но внутри кабины тепло и — не поверите — уютно. Вадим даже поставил здесь аромапалочки.

В какой-то момент справляешься со страхом и даже получаешь удовольствие от происходящего: ты один на высоте, человек, покоривший природу. Вот оно, счастье.

— На самом деле, за столько лет одиночество становится проблемой. Сидишь в кабине один постоянно. В рацию особенно не поговоришь. Вот и пришлось завести TikTok, — усмехается Вадим.

— Часто спрашивают, как решаю вопрос с едой. Здесь все просто. Иногда я не спускаюсь вниз на обед, а ем ссобойку прямо в кабине. Я уже привык к высоте. Ну а как люди на 25-м этаже живут? Здесь то же самое.

Откуда у людей выносливость? И как наш организм справляется со сверхнагрузками и экстремальными условиями? Отвечает Павел Малашевич, врач спортивной медицины:

— На самом деле, человек имеет очень древние и мощные механизмы адаптации и смог заселить Землю от Крайнего Севера до пустыни. Разум помог ему без шерсти, панциря и жабр выжить в самых разнообразных условиях внешней среды.

Естественно, стойкость и выносливость формировались в эволюции, и слабые просто не выживали. Но сейчас, в гораздо более комфортных условиях, наш ограничитель — это, в первую очередь, психика. В древности, чтобы выжить, не требовалось много мотивировать себя: ты просто понимал, что сразу погибнешь. А сейчас необходимо себя мотивировать. Исследования показали, что каждый человек имеет в 1,5—2,5 раза больше возможностей энергетического обеспечения мышц, чем показывает в тестах физической нагрузки до отказа.

Чтобы улучшить свою выносливость, стоит соблюдать три простых правила. 

Первое — адекватно оценить состояние здоровья. Если нужно, с помощью врача спортивной медицины. Второе — нагрузку нужно увеличивать постепенно и чередовать силовые, циклические и координационные упражнения. Третье правило вы знаете и без меня — отказаться от вредных привычек и не забывать о здоровом питании. 

Что касается экстремальных нагрузок в профессии крановщика, здесь важно, во-первых, иметь допуск по состоянию здоровья к работе на высоте. Во-вторых, проходить инструктаж по технике безопасности как положено. И, в третьих, любить свою работу! В сети есть масса роликов даже от женщин-крановщиков, где они показывают интереснейшие виды из кабины крана. В строительстве хороший крановщик — настоящая рабочая элита, между прочим.

Считать себя элитой Вадим Сенькевич отказывается. Но это не мешает ему находить поводы для радости.

Я рассуждаю так: нужно быть смелым, не бояться вызовов, которые готовит жизнь, — говорит Вадим. — Вызовы — это всегда интересно. Скучно, когда все идет гладко и банально. Я по натуре человек веселый. И на диване мне скучно лежать, а кому-то — кайфово. Мне важнее оглянуться назад и сказать: «Ого, вот это мы сделали! Вот это стройка была!» Я всегда за движение. Моя жена работает медсестрой в экстренном отделении Больницы скорой медицинской помощи. Травмы, аварии, операции, кровь… У меня на работе ромашки по сравнению с тем, с чем сталкивается она. Вот там я бы не выдержал.

— Вас можно назвать счастливым человеком?

Да. Я уже добился в жизни всего, чего хотел. Семья, две дочки, красавица-жена, квартира, машина, живы родители и тесть с тещей, здоровы братья и сестры… Я счастливый человек. И, слушайте, пусть это кому-то покажется пафосным, но мы же в «Управлении механизации №79» дома для людей строим. Это очень важно — чувствовать в жизни, что ты делаешь что-то полезное. Между прочим, у нас самое большое управление башенных кранов в Беларуси! И команда у нас классная, вот без лести. Люди толковые, умелые, да еще и человечные. Ну а зарплаты? В золоте мы, крановщики, не купаемся, на новых «Мерседесах» не ездим. Зарплата зависит от высоты и грузоподъемности крана, отработанных часов. В среднем получаем более 3,5 тысячи рублей в месяц. На жизнь хватает. Но человек такое существо — всегда хочется большего, — смеется Вадим.

Идеальный смартфон для активного образа жизни существует!

Новый HONOR X9cвыдержит любые испытания — от экстремальных походов и марафонов до ежедневной работы в сложных условиях.

HONOR X9c — чемпион по выносливости. Его мощная батарея на 6600 мА·ч держит заряд до трех дней — чтобы всегда оставаться на связи. А ультрапрочный корпус защитит от ударов и царапин. Яркий AMOLED-экран, высокая производительность и передовые технологии для защиты на 360 градусов позволят наслаждаться любимым делом, не думая о сохранности смартфона. Благодаря стильному дизайну HONOR X9c станет не только функциональным помощником, но и модным аксессуаром.

HONOR X9c— крутой со всех сторон!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ЭФСИБИ БЕЛ», УНП 193185741.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by