Четырнадцатого октября в Беларуси отмечается День матери, и обычно к этой дате в СМИ публикуют что-то позитивное о счастье материнства. Мы же нашли историю, в которой есть все его оттенки — от первых черно-белых снимков УЗИ, где неожиданно прослеживается тройня, и синих кругов под уставшими глазами до абсолютно одинаковых ванильно-розовых лиц малышек, различить которых могут только родители. Новость о рождении тройняшек так и осталась бы в рамках этой семьи, но вторая беременность гомельчанки Анастасии Писченковой-Шипинской оказалась тем редким случаем, о которых обычно пишут в научных журналах по медицине. До самых родов молодая женщина наблюдалась в известном исследовательском центре имени Кулакова в Москве, где на сроке 33 недель появились на свет три одинаковые девочки: Забава, Ярослава и Василиса. Удивительная и многогранная история материнства — в нашем материале.
Анастасия стала многодетной мамой в 29 лет. Девушка вышла замуж за земляка из Гомеля, переехала жить к нему в Москву, а вскоре почувствовала, что беременна. Это была уже вторая беременность девушки, но по всем параметрам она значительно отличалась от первой.
— В первую беременность у меня тоже был сильный токсикоз, но токсикоз на одного ребенка и на троих — это существенная разница. Первое УЗИ мне сделала известная гомельская врач-гинеколог Светлана Чучваго, и она от руки написала заключение: монохориальная триамниотическая тройня.
— Она вам рассказала, насколько это опасно?
— Мне было так плохо из-за токсикоза, что информация об опасности воспринималась как ветер в камышах, — со смехом в голосе вспоминает тот момент Анастасия.
Если коротко, то монохориальная триамниотическая тройня — это однояйцевые тройняшки с идентичными ДНК. На эту тему можно загуглить несколько научных статей в медицинских журналах, где сказано, что такой вид беременности относится к числу крайне редких, а еще — невероятно опасных из-за высокого риска осложнений.
Когда врачи сталкиваются с такими беременностями, то не очень им радуются, понимая, какие риски создаются как для жизни матери, так и для плодов. Их чувства на первых порах в каком-то смысле совпадают с чувствами родителей, которые неожиданно узнают о тройне и выглядят больше растерянными, нежели счастливыми.
По словам героини, вторая беременность, как и первая, была естественной, без ЭКО, результатом которого может быть многоплодность. Случаев рождения двойни у родственников тоже вроде не было. То есть Анастасия, идя на первое УЗИ, в общем-то, даже не представляла, что ее там ожидает.
— Многоплодные беременности в основном передаются по женской линии. Из ближайшего круга ни двойни, ни тройни ни у кого не было. Знаю только, что у моей прабабушки было 12 детей, но были ли среди них близнецы, уже и спросить не у кого, — говорит многодетная мама. — Поэтому и для нас с мужем, и для близких эта новость стала очень неожиданной.
На момент второй беременности старшей дочке Анастасии было всего полтора годика. Замаячившая перспектива стать в одночасье многодетными родителями слегка пробивала на дрожь. Возможно, именно так и ощущается счастье.
— Мы с Олегом вернулись в Москву, где он работал последние 20 лет, и решили становиться на учет там. Муж хорошо зарабатывает и, естественно, хотел, чтобы я рожала в лакшери-условиях, хотел купить VIP-пакет, — смеется Анастасия. — Тут будет небольшая ремарка: первое заключение УЗИ было написано на очень тонкой бумаге — я такой давно не видела, но она точно не офисная. Естественно, она измялась. И вот я с этой мятой бумагой иду в частную медклинику, чтобы встать на учет. Врач долго вчитывается в заключение и со словами, что за свою практику «никогда не видела монотройню», отказывается меня брать, ссылаясь на большие риски. В итоге нам отказали во всех частных медцентрах, куда мы обращались, — все по той же причине.
Наблюдать беременность белоруски взялись лишь в Национальном медицинском исследовательском центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова в Москве. Учреждение специализируется на репродуктивной теме, в том числе на редких, сложных случаях, как у нашей героини.
— Записаться туда было нереально, — вспоминает Анастасия. — Сначала я попала на прием к Андрею Приходько (доктор медицинских наук, заведующий отделом инновационного развития, специализируется на кесаревом сечении. — Прим. Onlíner). Он готов был взяться наблюдать мою беременность после консультации у Кирилла Костюкова, врача ультразвуковой диагностики и фетального хирурга (тот, кто делает внутриутробные операции. — Прим. Onlíner). И лишь после этого институт поставил к себе на учет.
Приходько и Костюков были единственными врачами, которые меня не пугали и не говорили, что я в тяжелом положении. Я была поражена тем, насколько они хотели меня поддержать. На все вопросы и возражения у них были ответы, они всячески не давали мне приуныть. И это было очень приятно, конечно.
В целом беременность, по словам девушки, проходила сложно. Каждые две недели нужно было делать УЗИ у Костюкова. Живот рос стремительно и к 20-й неделе стал таким, как на 40-й неделе при первой беременности.
— На сроке 20 недель мне сказали меньше двигаться, больше лежать и поставили пессарий (пластиковое или силиконовое кольцо, которое вводится во влагалище для снижения рисков преждевременных родов. — Прим. Onlíner). Ходить было сложно. Мне казалось, что мешает пессарий. Звонила врачу и говорила, что он мне давит и, кажется, вот-вот выпадет. В ответ врач очень удивленным тоном говорил: «Такого не может быть, это маловероятно». Пессарий я увидела только во время кесарева сечения, когда у меня спросили, буду ли я оставлять его на память. Кольцо это было размером с ладонь! И я рассмеялась, представляя, что в реальности оно, конечно, никак не могло выпасть, — смеется героиня.
К 33-й неделе беременности Анастасия стала весить 100 килограммов (изначально было 50). Девушка признается, что в тот момент на себе почувствовала, каково это — когда человека накрывает старость.
— Болели и отекали ноги, я чувствовала сильную одышку. Поэтому в день родов, когда смогла набрать полную грудь воздуха, почувствовала себя счастливым человеком.
Естественные роды при многоплодной беременности — опасная вещь, и в основном, чтобы исключить риски, все решается путем планового кесарева сечения. Еще одно существенное отличие такой беременности от обычных — на сроке от 32 недель она считается доношенной.
Кесарево сечение Анастасии сделали 31 мая 2023 года, когда она была на 33-й неделе. За час до этого, по словам девушки, в этом же зале родила тройняшек-мальчиков молодая женщина из Сочи. Ее в научный центр Кулакова доставили на вертолете.
— Научный центр планово снимал роды на фотокамеру, и у меня на память остались прекрасные снимки самого процесса. Все заняло минут 20. У нас родились три девочки весом 1710, 1730 и 1840 граммов, что считается нормальным для многоплодной беременности.
Малышек назвали Забавой, Ярославой и Василисой. Отличать их действительно сложно: все, кажется, на одно лицо. В семье есть еще 3-летняя Ева, и у нее, по признанию мамы, каким-то удивительным образом получается распознавать, где какая из сестричек.
— Хотя, бывает, мы сами можем их путать, — со смехом говорит Анастасия. — С лица тройняшки действительно одинаковые, но у них выражения, характеры разные. Сейчас девочкам по полтора года, они уже говорят, и по голосу понятно, кто есть кто. Старшая, Евочка, допустим, сильно ко мне привязана и хочет, чтобы я с ней постоянно сидела рядом. Забава, Ярочка и Василиса уже какое-то время могут играть вместе, взаимодействовать между собой. Правда, я уже записалась на курсы, но еще не посмотрела, что делать, если дети кусаются. Даже Еву стали кусать. Конечно, объясняю им, что надо жалеть друг дружку, гладить по голове. Показываю это на куклах. Вообще, стараюсь по максимуму вовлекать детей в свою повседневную жизнь.
— То есть во всем справляетесь сама.
— Поначалу пыталась. Через девять месяцев после рождения тройняшек нам удалось найти няню, и она, признаюсь, меня сильно разгружает. Даже иногда удается поработать. Когда ее нет, все очень сложно, но я выстроила систему, при которой удается как-то справляться со всеми своими девчонками. Если возникает проблема, стараемся с мужем сразу ее решить и себя разгрузить. Например, мы продали квартиру и переехали в дом в Подмосковье, потому что в доме растить детей проще: как минимум в нем нет лифта и не надо спускать коляску. Их у нас было несколько вариантов, но самым удачным оказался 2+1, когда на улице их можно прицепить друг к другу. Сейчас дети подросли и вместе с коляской весят килограммов 50. Справляться с прогулками очень помогает няня — она, скажем, более крепкая женщина, чем я.
С появлением тройняшек в семье существенно выросли расходы, но одновременно с этим у родителей неожиданно обнаружился творческий потенциал. Насмотревшись роликов в YouTube, Анастасия с Олегом возвели у себя во дворе детскую площадку. А чтобы меньше времени тратить на поиск новой одежды, многодетная мама освоила крашение вещей в стиральной машине.
— Бодики, простыни, футболки после перекраски выглядят как новые, — замечает героиня. — Муж, смеясь, сказал, что я просто текстильная фабрика! Я и правда так увлеклась, что перекрасила, кажется, все, что можно было.
— За время декрета вы успели написать две книги. Как это возможно?
— Первый год многодетного материнства был очень сложным: животики, зубки, кормления, купания, крики, монотонные дни… Каждый этап был тяжелым. Мы с мужем только два года вместе, а ощущение такое, что прошли вместе полжизни. Вот волосы недавно впервые покрасила, чтобы седина была не видна. Придумала еще лайфхак: заплетать косы, чтобы не ходить с пучком. Есть разные виды кос, держатся 7—10 дней, как маникюр. Хожу в салон и заплетаюсь. Чтобы принять ванну, нужно поставить это в график, — улыбается Анастасия.
Профессиональная деятельность Анастасии связана с журналистикой и пиаром. Став мамой, она решила погрузиться еще и в издательскую сферу.
— Как редактор стала сотрудничать с несколькими издательствами и заодно написала эти книги. Первая задумывалась как сказки-истории для размышления детей и взрослых. Давно хотела ее написать (книга вышла под названием «Сказочные истории для размышлений всей семьей». — Прим. Onlíner). Вторая — «Обычные люди» — появилась благодаря конкурсу от сайта «Литрес» на самую жуткую историю. Нет, это была не моя беременность, — улыбается многодетная мама. — За основу взяла одну из своих репортерских публикаций и отрефлексировала ее — получилась история о равнодушии и помощи друг другу.
— Кажется, вы всесторонне счастливый человек.
— Я и правда чувствую себя счастливой, но время от времени, как и в целом все люди. Самое сложное в таком материнстве и родительстве — это сохранить во всей этой безумно-загруженной жизни адекватные романтические отношения. За год мы с мужем только два раза сходили на свидание, но вопреки всему стараемся исправить ситуацию: вместе смотрим по вечерам сериалы, а после работы хотя бы час уделяем друг другу внимание. В субботний график внесли правило — несмотря на погоду и состояние, выбираться куда-то вместе. Съездить куда-то, сходить в магазин, посмотреть на закат — именно за счет этих простых вещей я и чувствую в себе силы находить счастье в монотонных домашних делах.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by