«Думал, буду дальнобойщиком, а стал программистом». Как учителя меняют судьбы своих учеников

1673
06 октября 2024 в 8:00
Автор: Дарья Коско. Фото: архив Onlíner (фото носит иллюстративный характер), архив героев

«Думал, буду дальнобойщиком, а стал программистом». Как учителя меняют судьбы своих учеников

Автор: Дарья Коско. Фото: архив Onlíner (фото носит иллюстративный характер), архив героев

Бывших учеников не бывает. По крайней мере, так утверждают многие учителя с большим опытом и определенно большим сердцем. Даже через десятки лет они отлично припоминают и забавные шалости, и блестяще выполненные задания. Сегодня в Беларуси отмечается День учителя. Мы решили поговорить с теми, кто давно попрощался с тетрадками и учебниками, но продолжает регулярно вспоминать своих педагогов. Ниже — истории наших читателей об учителях, которые серьезно повлияли на их жизнь, а в некоторых случаях даже предопределили ее ход.

Возможно, в этом тексте слово «спасибо» повторится рекордное число раз. А некоторые фразы покажутся довольно патетическими, но есть редкие темы, в которых можно себе это позволить. Тем более День учителя — только раз в году. И нет, мы не плачем: просто ностальгия в глаз попала.

«Взял за руку и отвел к директору писать заявление на поступление в 10-й класс»

Спустя годы после окончания школы Виолетта уверена: без вмешательства учителя биологии ее жизнь могла бы сложиться совсем не так хорошо.

— Хочу рассказать о своем учителе биологии Владимире Семеновиче Шарибченко. Он работал в Чаусской средней школе №2. Учитель с большой буквы, человек с огромным сердцем, по-настоящему любящий детей. Благодаря его небезразличию моя жизнь сложилась удачно. Несмотря на то что прошло уже более 30 лет, я всегда с теплотой и любовью вспоминаю Владимира Семеновича.

После девяти классов я ушла из школы и уехала в другой город, далеко от дома. В середине сентября я приехала в родной город за какими-то вещами и пришла в школу повидаться с одноклассниками. В коридоре встретила Владимира Семеновича. Он стал расспрашивать, где я и как. Я рассказала, что устроилась на работу на швейную фабрику (в те годы это было возможно в таком возрасте), мне дали место в общежитии, и я поступила в вечернюю школу. Казалось бы, все неплохо. Но Владимир Семенович, выслушав меня, взял за руку и отвел к директору писать заявление на поступление в 10-й класс.

Он тогда ничего не объяснял. Уже во взрослой жизни я поняла, что он не мог остаться равнодушным, понимая, как ребенку в 14 лет тяжело одному в чужом городе. Позже меня ждала вполне успешная карьера. И я считаю, что все так сложилось благодаря Владимиру Семеновичу! Спасибо ему огромное за его любовь к детям. Он самый лучший и самый настоящий учитель в мире.

«Фирменная фраза „Листочек, ручка — на первую парту“»

Андрея увлечение историей в школьные годы привело не к поступлению на исторический факультет, а к куда более неожиданным последствиям — созданию семьи. И, как он сам пошутил во время одной из встреч выпускников, благодаря учителю истории у него теперь есть сын. Но обо всем по порядку.

— Я хочу рассказать про Валерия Святославовича Глинку, который преподавал у меня историю в гимназии №2 города Бреста. На самом деле ему очень благодарна вся наша параллель. Со всей школы он собрал тех людей, которых посчитал наиболее заинтересованными, в клуб «Что? Где? Когда?». На тот момент у нас ничего подобного не было. И даже несмотря на то что мы учились в гимназии, это вывело нас на абсолютно новый уровень и познания, и интересных событий в жизни. Наш лучший результат — второе место на республиканских соревнованиях.

Но для меня это в первую очередь очень личная история. Потому что благодаря этому клубу я познакомился со своей будущей женой. Белорусская Лига интеллектуальных команд — БЛИК — организовывала поездку в лагерь специально для любителей «Что? Где? Когда?». Со стороны это может показаться скучным, но мы играли каждый день — и просто балдели от этого. Все ждали поездку круглый год! 

Там я и встретился с будущей женой: мне было 17, ей — 16. После мы долгое время дружили. Продолжили общаться и тогда, когда оба переехали в Минск и поступили в БГУ. А сейчас нашему сыну 13 лет. И, кстати, он тоже начал играть в «Что? Где? Когда?», пока на уровне школы.

О самом учителе Андрей вспоминает как о строгом, но справедливом:

— На историю всегда все приходили подготовленными. Его фирменная фраза на случай, если ты себя плохо вел, — «Листочек, ручка — на первую парту». За поведение плохие оценки он никогда не ставил, но если ты решил забаловать — пожалуйста, покажи свои знания. Как человек, который вел игру «Что? Где? Когда?», он не задавал вопросы чисто по параграфу, а давал возможность порассуждать. 

Кстати, Андрей с женой до сих пор сохранили страсть к сложным вопросам, только на смену клубу знатоков пришли интеллектуальные квизы.

«Поздним вечером устроили ритуал прощания с плохими словами»

Елена закончила школу 25 лет назад, но и сейчас 11 А (образца 1999 года) школы №90 города Минска продолжает регулярно встречаться друг с другом и со своим классным руководителем.

— С 5-го по 11-й класс нашим классным руководителем была Ирина Антоновна Некрашевич. Класс у нас был сильный, но очень непростой, намаялась с нами наша любимая Ирина Антоновна. Всякое бывало: из школы сбегали, уроки срывали, шкодничали... Но до сих пор на встречах выпускников вспоминаем, как мы устроили прощание со сквернословием. 

Был это класс 6-й, учились во вторую смену. За окном — глубокая осень. Оставшись всем классом после уроков, мы написали на листочках кто какие знал плохие словечки, листочки собрали в железное ведро, погасили свет и зажгли эти бумажки. Ирина Антоновна произносила заклинание, и мы всем классом поклялись больше никогда не использовать эти слова. Очень мы были впечатлены, и правда долгое время в нашем классе обходилось без сквернословия.

Ирина Антоновна очень нас сплотила, всегда была к нам внимательна, научила нас доброму, мы ее очень ценим! Класс ежегодно поздравляет нашу ИА с Днем учителя и днем рождения. Мы ее очень любим и желаем ей здоровья!

«У нас никогда не возникало сомнений: мы точно гении!» 

Тем, кто на уроках алгебры предпочитал считать не примеры, а минуты до конца урока, будет непросто понять следующую историю. В ней Наталья с восторгом рассказывает о том, как влюбилась в математику и кто помог этому чувству окрепнуть.

— К тому, что математика станет любовью всей моей жизни, приложили руки сразу несколько педагогов. И каждому из них хочется сказать огромное спасибо, чего я почему-то никогда не делала. Вообще-то, сказать спасибо мне хочется абсолютно всем учителям, которые встречались на моем пути (училась Наталья в Житковичах. — Прим. Onlíner). Только спустя без малого 20 лет после окончания школы я поняла, какие ценные уроки в масштабах жизни дал каждый из них.

Моим первым «взрослым» учителем по предмету сразу после начальной школы стала Ефимия Михайловна Якубчик. Она показала, что у математики нет границ, а за пределами школьного учебника есть целая жизнь: прекрасная, точная и удивительная. Вспоминаю себя на дополнительных уроках (мы ходили туда добровольно!), сидящей за партой в учительской комнатке — своеобразной пристройке к классному помещению. Со мной буквально пара мальчишек, и мы решаем задачи. 

С таким энтузиазмом в моей жизни не делалось больше ничего!

Наверное, современным детям сложно понять, как такое возможно. Без гаджетов, электронной доски, цветных маркеров и других «улучшайзеров». А возможно это было только благодаря учителю. Ефимия Михайловна настолько грамотно подходила к психологическому аспекту образования, что у нас никогда не возникало сомнений: мы точно гении! А значит, надо бы не подвести.

Нам хотелось решать еще и еще, наперегонки, кто раньше сообразит… А эти разочарования от непонятных и сложных задач! А потом такие приятные моменты, когда «дошло». По дороге домой хотелось рассказать каждому встречному, как решается очередной математический ребус. Спасибо, Ефимия Михайловна, что вы были в моей жизни! Спасибо за ваши силы, вложенные в наше развитие, и вашу бесконечную мудрость.

— Хочу рассказать еще об одном учителе, который выпускал меня из стен школы (уже другой) в большой мир. Это Елена Викторовна Занько, человек с большим сердцем и горящими глазами. За несколько лет работы в нашем классе Елена Викторовна стала другом и терпеливым компаньоном на моем нелегком пути обретения уверенности в своих силах. И, конечно, она была наставником при освоении сложных математических задач, местами олимпиадного уровня. Спасибо, Елена Викторовна, за уроки математики и за ту взрослую версию меня образца 2006 года. Она не боялась претворять мечты в реальность.

Педагоги и школы в моей жизни менялись, но любовь к предмету пронеслась стрелой, задев не только школьные годы, но и университет. Сегодня с большим удовольствием я занимаюсь математикой с дочкой, вижу азарт в ее глазах, вижу те самые яркие эмоции, которыми когда-то была наполнена сама. Наверное, семена любви к предмету, посеянные моими учителями, взошли и дали урожай, чтобы сегодня я могла поделиться им с новым поколением любителей математики.

«До 9-го класса думал, что буду дальнобойщиком» 

История Алексея тоже об учителе математики. Но без таких ярких образов: краткая и емкая.

— До 9-го класса я думал, что буду работать дальнобойщиком, потому что даже не собирался поступать в университет. А потом у нас появился учитель математики, который повысил мой уровень настолько, что я мог получить высший балл на вступительном экзамене в любой вуз без особых волнений. У меня была абсолютная уверенность в знаниях по математике. В итоге я поступил в нархоз на экономическую кибернетику и теперь я программист. За это огромное спасибо ему — Владимиру Кирилловичу Мартысюку из средней школы №168 города Минска.

«Если бы не та десятка, кем бы я сейчас была?»

Для Анастасии самым важным педагогом в жизни стал учитель биологии. И с нами она решила поделиться теми словами, которые, увы, уже не может сказать ему лично.

— Я училась в школе №9 города Молодечно. Биологию у нас вел Семен Семенович Чернецкий, человек с огромным сердцем и бесконечной любовью к своему делу. Он настолько интересно преподносил материал, что биология быстро стала моим любимым предметом. Когда мы начали учить анатомию, он вызвал меня отвечать строение скелета, а потом поставил 10 и написал в дневнике «Молодец». Это и стало моей огромнейшей мотивацией и отправной точкой в дальнейшую жизнь.

Я увлеклась биологией еще больше, выигрывала школьные олимпиады, ходила на районные. Уже тогда поняла, что хочу связать свою жизнь с медициной. Одновременно мне хотелось стать преподавателем. Семен Семенович стал для меня примером человека, который всего себя отдает работе, стремится донести знания как можно проще, влюбляет в свой предмет через мотивацию и гуманистическую педагогику. Я отлично сдала ЦТ по биологии: мне хватило тех знаний, которые давал нам учитель, к репетиторам обращаться не пришлось.

В итоге я поступила на бюджет в Гродненский медицинский университет. К сожалению, когда я училась на первом курсе, Семен Семенович ушел из жизни. На прощание с ним пришли его бывшие ученики разных лет выпуска, коллеги, было много людей, в жизни которых он также оставил свой след.

Я стала врачом, а затем и преподавателем, как мечтала когда-то в школе. Так и осталась жить и работать в Гродно, у меня своя семья, ребенок, дом… Но я часто думаю, что если бы не та десятка за ответ по анатомии, не та мотивация учить биологию усердней, кем бы я сейчас была?

«В тот момент я понял, что не ничтожество и смогу чего-то достичь»

Наш следующий герой решил рассказать об учителе истории Олеге Юрьевиче Уварове, который работал в средней школе №10 города Гомеля. В школьные годы подростку пришлось столкнуться со сложными отношениями с одноклассниками, поэтому поддержка педагога была для него особенно важна.

— Этот человек был квинтэссенцией правильного учителя. Всегда приветствовал свое мнение при изложении учениками исторических фактов. Был хоть и суровым, но очень справедливым. Руководствовался в своем отношении к ученикам только тем, насколько они действительно учат и знают свой предмет, а также умеют рассуждать о неоднозначных исторических фактах.

С ним я смог полюбить историю. И хотя учиться и работать я пошел в экономический сегмент, но даже там мне это иногда помогало. К примеру, в университете я не готовился к парам по истории вообще, так как еще в школе старался узнавать как можно больше обо всем, что мы проходили.

И самое главное: он помог мне поверить в себя. Сложно иметь адекватную самооценку, когда тебя травят каждый день, но однажды он поднял меня перед всем классом и сказал: «Вы единственный из всех тут знаете историю». В тот момент я понял, что я тоже человек, а не ничтожество, что могу чего-то достичь. Я очень благодарен ему за это, ведь эта вера с тех самых пор помогает мне на всем жизненном пути, как в карьере, так и в социальной жизни.

К сожалению, я не знаю, как за эти годы сложилась его жизнь: не мог себя заставить даже просто на встречу выпускников прийти. Но искренне надеюсь, что у него все хорошо. Такие люди, как он — настоящие, правильные учителя, — заслуживают достойной жизни.

«Не было такой темы, в которой мы бы не разобрались»

У Полины в семье сложилась настоящая преемственность поколений: ее сыновья учатся в той же школе, откуда она сама выпустилась 20 лет назад. Речь о средней школе №209 города Минска.

— В 2001 году в школе организовали физико-математический класс, куда я и попала. Там занятия у меня начал вести учитель математики и физики Владимир Александрович Пенязь. Помню, как он организовывал работу на уроках таким образом, чтобы все ученики максимально втягивались в урок, успевали понять и разобраться в новом материале. Мы много занимались по дополнительным учебным материалам.

Перед уроками учитель проводил факультативы. Мы могли прийти в школу пораньше и, к примеру, обсудить вопросы, которые возникли при выполнении домашней работы. После уроков мы также часто оставались на факультативы. Интегралы, логарифмы, тригонометрия, теория пределов, стереометрия — не было такой темы, в которой мы бы не разобрались.

Итогом такого подхода со стороны учителя стало практически стопроцентное поступление в вузы учеников класса. Я, к примеру, при поступлении в БНТУ набрала на тестировании более 90 баллов и по физике, и по математике (полностью без репетиторов) — и смогла учиться именно там, где хотела. Как мама школьников, я понимаю, насколько мне повезло. Вспоминаю об учителе с благодарностью и уважением.

«Научил всегда смотреть вперед и делать добро»

Наша последняя героиня поделилась одновременно и своей болью, и большой благодарностью:

— Хотела бы рассказать о лучшем учителе истории. Его, увы, уже нет в живых, но он был для меня словно родной дедушка. Звали его Иван Петрович Кундик. Он работал в школе №148 города Минска, именно благодаря ему я полюбила историю: не только всемирную, но и нашу родную историю Беларуси. Я очень благодарна за то, что он еще в 5-м классе научил меня всегда смотреть вперед и делать добро. Сильно скучаю по нему и так хотела бы после окончания школы прийти и поговорить с ним, но, к сожалению, уже не смогу.

Истории мы собирали разными способами: кто-то присылал их напрямую, а кто-то — через анонимную форму, и не все называли имена своих педагогов. В некоторых рассказах были описаны конкретные случаи, а в некоторых содержались просто слова благодарности. Приведем еще несколько цитат. И присоединимся к общему посылу: большое спасибо!

«В конце 8-го класса моя учительница по русскому языку предложила мне готовиться к олимпиаде, которая проходит в 9—11-х классах. В процессе подготовки я осознала свою любовь к языку и в целом к писательству. Я определилась, куда хочу поступать: больше нигде себя не видела, и это было лучшим решением на тот момент. Можно сказать, она открыла во мне мою истинную суперсилу, которую я чувствую в себе уже который год — умение хорошо писать и копаться в тонкостях русского языка».

«Именно благодаря ее требовательности, настойчивости, справедливости и вниманию я побеждал на школьных олимпиадах, поступил в университет и связал свою жизнь с этой удивительной наукой — историей. И ведь действительно: без труда этого прекрасного человека я не узнал бы много нового, не стал бы отличником в универе, не раскрыл бы некоторые свои потенциалы. И сегодня, спустя несколько лет после выпуска, мы поддерживаем связь и обмениваемся новостями».

«Людмила Иосифовна была обычным учителем, как и все другие. Но это пока на нее смотрели глаза шести- или семиклассника… Да, были оригинальные уроки, нетривиальные задания, сочинения на темы не из программы, но заставляющие заглянуть за рамки, попробовать раскинуть мысли шире. Как жаль, что осознает это уже студент, а ценность понимает взрослый человек… Время, чтобы впитать больше, уже не вернуть, но то наследие, к счастью, не растрачено. Людмила Иосифовна, еще долго после школы данные вами знания помогали в жизни, в разных ситуациях, и я всегда вспоминаю вас с теплотой и благодарностью. Выросло деревце!»

«Из школьных учителей особенно запомнился преподаватель английского — Александр Львович. Ему тогда было в районе 32—34 лет, он вел английский примерно с 8-го класса и до выпуска. Учитель составлял уроки, в которых учеба совмещалась со всякими забавными историями, довольно неформальными разговорами, но при этом суть темы сохранялась. Выпускной экзамен по английскому, к слову, я сдал на 9/10, в университете — на 10/10. Если говорить об образе современного учителя, то в первую очередь вспоминается именно он».

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by