20 августа 2024 в 10:00
Автор: Вероника Уласевич. Фото: архив героев. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Живешь жизнь либо бесконечно трешь полы». Лайфхаки от белорусок, которые любят порядок, но не убиваются с уборкой

Автор: Вероника Уласевич. Фото: архив героев. Иллюстрации: Максим Тарналицкий

Когда Инна подсчитала, что семьдесят процентов ее времени уходит на уборку и готовку, она выработала три кита порядка и с тех пор их придерживается. Анна живет с мужем, ребенком и собакой в общежитии и практикует постоянное расхламление, старается по чуть-чуть убирать в будни, чтобы выходные провести с семьей. Любовь не гладит постельное белье и не покупает вещи, которые мнутся, передаривает ненужные подарки и выбирает вертикальное хранение во всем — от одежды в шкафу до фарша в морозилке. Вместе с Dreame мы собрали истории хозяюшек, которые подходят к уборке нестандартно, и попросили их поделиться лайфхаками.

«Живешь красивую жизнь либо бесконечно трешь фасады»

Когда у Инны Омельяненко родился третий ребенок из четырех, она заметила, что к вечеру очень сильно устает. Подсчитала, что большая часть времени уходит на уборку и готовку, и очень расстроилась. 

— Тогда, шесть лет назад, я стала искать варианты помочь себе и прочла книгу Мари Кондо «Магическая уборка». Это стало отправной точкой в большом пути, когда я начала все упрощать и внедрять в жизнь разные методы уборки и порядка, — рассказывает женщина.

Больше всего хозяйку выматывала готовка. Все ее дети едят разную еду: один предпочитает вареные яйца, второму нравится омлет, а третьему подавай яичницу. Плюс ко всему Инна сама фанатела от чистоты, бесконечно протирала поверхности и мыла полы. Все это очень утомляло:

— Здесь важно выключать перфекционизм. Либо ты живешь красивую яркую жизнь, либо бесконечно трешь фасады и полы. Можно выработать золотую систему, но ни в коем случае не бросайтесь в крайности. 

Со временем хозяйка обнаружила, что у беспорядка три причины:

1. Непонимание собственной психологии: кому-то удобно все убрать за час, кто-то растянет уборку на неделю, каждому — своя система, все индивидуально.

2. Захламленное пространство.

3. Неудобная мебель.

- Если мы продумаем и сделаем пространство квартиры под себя и будем удобно хранить вещи, то станем тратить гораздо меньше времени на уборку. Нужно задать себе вопросы: что я делаю в этой комнате, что мне здесь для этого нужно, как удобнее хранить вещи. Не ориентироваться на советы мамы или подруги, а делать так, как удобнее вам самим.

Система порядка, которую выработала для себя Инна, чем-то напоминает американскую модель Flylady (система ненапряжной уборки по чуть-чуть, но каждый день). Смысл ее в том, чтобы делить квартиру на зоны, не пытаться убрать сразу все и тратить на уборку не больше пятнадцати минут в день. Генеральные «чистки» при такой системе не нужны, а выходные остаются для отдыха. 

— Я всегда стараюсь минутные дела — помыть чашку или застелить постель — делать сразу. Если, к примеру, приготовила еду и забрызгала жиром плиту, то тут же убираюсь. Отмыть плиту со въевшейся грязью через неделю гораздо сложнее и дольше по времени.

Плюс делю квартиру на четыре зоны и каждой из них посвящаю больше внимания на протяжении недели. Первая неделя — кухня, вторая — санузлы и коридоры, третья — детские, четвертая — гостиные. Так по пятнадцать минут в день хорошенько привожу в порядок каждую комнату. Маленькими шажками иду по кругу, и жилище постоянно поддерживается в хорошем состоянии.

На кухне Инна старается проводить немного времени. Два раза в неделю она готовит много блюд сразу, чтобы хватало надолго. В целом если у женщины большая загрузка по работе, то некоторые домашние обязанности она делегирует другим домочадцам. Дом организован так, что даже четырехлетка может самостоятельно разгрузить посудомойку. 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ, ПОРЯДОК В ДОМЕ (@tut.pro.yut)

Со временем Инна выработала три кита (или принципа) порядка.

1. Регулярное расхламление: если в доме много лишних вещей, то уборка не поможет.

2. Систематизация: важно определить удобное место для каждой вещи.

3. Оптимизация: планируем уборку, не откладываем и все возвращаем на свои места.

— Расхламление подразумевает «просев» всех вещей через условное «сито». Очевидный хлам сразу выбрасываем. Затем спрашиваем, какие эмоции нам приносит та или иная вещь, зачем она нам нужна, есть ли для нее место в доме. Место подбираем по принципу удобства. Понятно, что, если хотим поухаживать за руками перед сном, мы не пойдем за кремом в ванную - его стоит хранить у кровати.

Еще помогает уборка на ходу и чек-листы. Нужно отвлечься от работы, а у меня как раз неделя кухни? Быстро помою холодильник или засыплю средство для очистки в посудомойку. А благодаря спискам мы знаем, что в начале месяца нужно заменить зубные щетки и почистить чайник. 

Инна признается, что такая система уборки позволяет меньше времени тратить на перекладывание вещей с места на место и порядок в целом. И, как результат, больше драгоценных минут удается выделить на себя и семью. 


Партнер проекта — бренд Dreame

Вертикальный пылесос Dreame Z30 с мощностью всасывания 310 аВт и фильтром HEPA (H14) улавливает 99,99% мелких частиц размером до 0,1 мкм. Прочный аккумуляторный блок позволяет выполнять уборку в беспроводном режиме на протяжении 90 минут. Пылесос оснащен интеллектуальными датчиками, системой регулировки, сменными щетками с технологией CelesTectTM для обнаружения плохо различимой пыли, а также специальной насадкой для эффективного удаления линяющей шерсти домашних животных.

вертикальный 2-в-1, аккумулятор, потребление: 855 Вт, регулировка мощности, турбощетка, док-станция без зарядки, шум 89 дБ
влажная уборка, фирменное приложение, мощность 65 Вт, сила всасывания 12000 Па, пылесборник 0.3 л, с турбощеткой, навигация: контактный бампер, лидар, камера TOF (3D), датчики перепада высоты, лазерные датчики препятствий, план нескольких этажей, база самоочистки

«Ребенок и собака наводят свои порядки»

Четыре года назад Анна Титенкова переехала с мужем из Витебской области в деревню Лесковка под Минском. Супругу предложили работу в столице и выделили общежитие. 

Сначала семья жила в комнате на десять «квадратов». Затем родилась дочка, их переселили в более просторное помещение — двухкомнатную квартиру с кухней и санузлом.

— Переезды научили нас правильно хранить вещи и поддерживать порядок в доме, — рассказывает 25-летняя девушка. Сейчас она в декрете с годовалой малышкой, в свободное время занимается своим блогом. — Да, места раньше не хватало, и сейчас его немного, зато мы экономим на аренде и платим за «коммуналку» всего 30 долларов в месяц.

Анна смеется, что ребенок и собака, конечно, добавляют поводов для незапланированной уборки: пылесосить приходится постоянно, иногда по несколько раз в день. 

@annyshka.ti Артикул: 212953612 #уборкадома#лайфхакиуборки♬ [Do not disturb your voice] Heartwarming BGM(983631) - Kids Sound

Метод поддержания порядка нашей героини напоминает систему «анонимных лентяек» (когда порядок важнее чистоты, дом постоянно расхламляется, а к поддержанию порядка в доме привлекаются все члены семьи).

Самое важное место Анна обозначила для расхламления: какие-то вещи отдает, какие-то выбрасывает, а остальные перекладывает на более удобное место. Плюс ко всему старается привлекать к уборке домашних.

— Родители мужа убирают дом по классической схеме — в выходные. Изначально супруг предлагал делать так и нам. Но в нашем случае схема оказалась нерабочей, потому что ребенок и собака наводят свои порядки и к концу недели квартиру можно просто не узнать.

Анна старается распределить рутинные домашние задачи на всю неделю и каждый день уделять немного времени какой-то конкретной из них, чтобы потом не тратить выходные на генеральную уборку: «Если сегодня я поливаю цветы и мою пол, то завтра постираю и протру пыль. Так все домашние обязанности равномерно распределяются по неделе и тревожность по поводу уборки уходит».

Сегодня, к примеру, Анна забросила вещи в стирку и развесила их сушить. А еще — сходила в магазин за контейнерами, которые помогут организовать пространство на кухне. Туда девушка пересыпает крупы и макароны. Это очень полезный лайфхак для мам в декрете, дети которых любят открывать тумбочки и выбрасывать оттуда все подряд. 

Также девушка ведет календарь (он висит прямо на холодильнике), где записывает, что и в какой день нужно сделать по дому. Это разгружает мозг и помогает сконцентрироваться на важном. Так, на поддержание чистоты уходит не больше тридцати минут в день.

Хозяйка не отказывается от помощи, если супруг предлагает пропылесосить или помыть полы в выходные. Также учит уборке дочку, хоть ей чуть больше года: девочка уже помогает забрасывать вещи в стиралку и повторяет за мамой, когда та протирает пыль.

— К вещам мы относимся очень просто. Если покупаем бытовую технику, то старую либо выбрасываем, либо кому-то отдаем. Недавно так было с чайником. Точно так же и с детскими вещами: я состою в разных группах, где мамочки что-то отдают друг другу за спасибо, обмениваются вещами. 

Анна уверена, что ее метод уборки помогает разгрузить выходные и высвободить время на семью, что очень ценно. Признается, что домашняя ежедневная рутина ее не засасывает, наоборот, вовремя выполненные задачи не накапливаются и не давят на тебя. 

«Система порядка создается под конкретного человека с его запросами»

42-летняя Любовь Дингалева долгое время работала помощником руководителя в частной компании, еще раньше — научным сотрудником. Но все это стало неактуальным после двух декретов.

— У меня дома никогда не было бардака. Люблю оптимизировать, упрощать, придумывать нестандартные решения. Многие люди привыкают жить в том, что есть, но я не из таких. Не смогла бы  и года жить с неудобной кухней, поэтому вызвала мебельщика, заплатила и переделала шкафчики под себя.

Уже восемь лет подряд женщина профессионально занимается организацией пространства и последние три года проектирует мебель. Уверена, что правильно организованное пространство экономит человеку примерно 40% свободного времени.

Любовь четко разделяет понятия: уборка и порядок для нее — совершенно разные вещи.

С уборкой ей помогает помощница по дому. Она приходит раз в две-три недели и тщательно моет полы, поверхности, сантехнику, шкафчики. В промежутках между визитами помощницы женщина раз в день запускает моющий робот-пылесос.

— В вопросах порядка я «топлю» за максимальное упрощение жизни. Не глажу постельное белье и не покупаю вещи, которые мнутся. В целом стараюсь не хранить вещи, которыми не пользуемся. У меня нет проблем с передариванием подарков или пристраиваем ненужных вещей.

Первый и второй раз родственники и знакомые подарят что-то на свой вкус, а на следующий раз спросят, что мне действительно необходимо. 

Из любимых лайфхаков для хозяек Любовь выделяет вертикальное хранение вещей. По ее мнению, привычные горизонтальные стопки в шкафу не жизнеспособны — это как минимум неудобно. Стопки быстро рассыпаются, и приходится наводить порядок чуть ли не каждую неделю:

— В стопках классно хранить только постельное белье, джинсы и свитера. Майки и все остальное стоит либо раскладывать в специальные органайзеры для шкафов, либо вешать, осваивать вертикальное хранение. Полку выдвигаешь, а там аккуратные «конвертики», вещи сложены в ряд, стопка будто стоит боком, ребром, она не рассыпается, ты постоянно знаешь, где и какая вещь лежит.

Точно так же Любовь хранит и продукты в морозильной камере. Чаще всего хозяюшки не знают, как все туда поместить. Наша героиня предлагает положить фарш в пакет и разровнять его до максимально плоского квадрата. Затем поставить в морозильник вертикально. Так же поступать с пельменями, кабачками, ягодами, грибами или чем-то еще. 

— Все продукты в морозилке можно поставить на ребро, и это значительно экономит место. На большую полку можно поставить контейнеры и разделить пространство. Все это классно сразу подписывать, чтобы продукты не терялись.

В холодильнике Любовь также предлагает поставить контейнеры, где можно положить остатки продуктов на сегодня-завтра по категориям: молочка, копчености, сыры, овощи, фрукты и прочее.

— Основная задумка любой системы — избавиться от неактуальных вещей и найти подходящее место тем, которыми мы пользуемся. И тогда будет счастье у каждой хозяйки, поверьте. Из личного опыта рекомендую: если в доме появляется что-то новое, то что-то старое — а лучше сразу три штуки чего-то старого — нужно убрать (выбросить или отдать). Тогда в доме всегда будет легко дышать. 


Партнер проекта — бренд Dreame

Dreame X40 Ultra Complete сочетает в себе современные автоматические функции для упрощения уборки. Технология SideReachTM позволяет добираться до обычно недоступных мест, в то время как технология MopExtendTM RoboSwing гарантирует тщательное мытье пола, а датчик RGB обеспечивает интеллектуальное определение уровня загрязнения. При автоматической очистке поддона и швабр применяется горячая вода температурой 70 °C для облегчения удаления грязи. Внушительная мощность всасывания 12 000 Па помогает собирать шерсть домашних питомцев и убирать загрязнения за меньшее количество проходов.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО "АйТи Дистрибуция", УНП 192275365.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро