Чемпионат Европы окончен — все, конец праздников на «Динамо». Несколько недель подряд минчане могли бесплатно приходить на главный стадион страны, падать прямо на мягкий газон и смотреть футбол на огромных экранах. Это было как-то по-особенному тепло и атмосферно даже для тех, кто раньше футбол не любил вовсе. Поэтому мы не могли пропустить этот феномен и пришли на финал Англия — Испания в компании хорошо известного вам «того самого салатового британца» Уилла. Чтобы в последний раз за лето кайфануть от большого футбола и узнать, насколько по-разному болеют у нас и в стране, которая этот футбол изобрела.
Ах, Англия, Англия — ну как всегда… Самое время создать альтернативный чемпионат Европы в футбольном симуляторе, чтобы вынести всех, и хотя бы так посмотреть, как англичане поднимут какой-то кубок со времен 1966 года. Хотя бы в игре. Примерно этим я и занимался с 11 лет, когда сборная страны, придумавшей футбол, раз за разом проигрывала. Заученный ритуал самоутешения для болельщика самой неудачливой национальной команды в истории.
— А я знал, что так будет, это классика… У меня всю неделю сердце было не на месте. Как всегда: лучшие игроки, финал, но мы ничего не выигрываем.
Уилла вы уже знаете. Это тот самый говорящий на русском британец, захвативший ваш TikTok. Со времен нашего интервью он стал еще большей звездой в Минске: пройти с ним пять шагов без фото с фанатами — нереально.
Так уж вышло, что мы подружились и каждую игру сборной Англии смотрели вместе на «Динамо». Болеть за Англию больно: играли так себе и, по-хорошему, отлетать должны были еще от словаков на групповой стадии — но Джуд Беллингем думал иначе, забив через себя на последней минуте. Потом, в дополнительное, как-то вывезли. Именно так, инфаркт за инфарктом, мы все-таки дожили до финала.
— Я болею за Англию с того самого 1966 года, мне уже ничего не страшно, — сказал нам колоритный мужчина-денди в шляпе, с зонтиком, в старой-престарой форме сборной туманного (простите за клише) Альбиона.
С другой стороны, проигрывать в финалах — это уже тоже клише в случае с Англией. Но да ладно, начнем сначала.
— На стадионе прямо сейчас, по нашей статистике, находится более 7 тысяч человек, — объявляет голос диктора.
Ого — а казалось, что даже больше. Все поле «Динамо» устлано болельщиками, практически исключая из видимости редкие плевки зеленого. Везде люди: либо белые, либо красно-желтые, либо в гражданском.
Этим летом минчане, даже далекие от футбола, привыкли регулярно ходить «на футбик на „Динамо”» — это уже прижилось в качестве традиции, разбавляющей душные июльские вечера. Сегодня финал и вроде как праздник и кульминация, но прощаться с ней даже как-то грустно. Впечатлений и ярких знакомств от «динамовских» вечеров осталось слишком много.
На четвертьфинале со Швейцарией мы с Уиллом встретили шеф-повара из Гродно, который бесплатно накормил нас пиццей и долго рассказывал, что он спит всего по три часа в сутки, но полон энергии благодаря медитациям. Примерно тогда же нам повстречался парень из Южной Кореи, разговаривающий на белорусском. В тот момент на секунду у Уилла появилось на лице выражение в стиле «он еще и так может - вау, respect!».
— Слушай, да лучше бы это вообще не заканчивалось никогда. Даже зимой сюда ходить готов был бы, — отвечает мне случайный сосед по полю, лежа на котором, мы смотрим финал. У парня лицо, разрисованное в цвета сборной Испании, но он из Борисова, так что делить нам нечего. Тут все дружелюбные — все семь тысяч. Люди в майках сборных-соперников могут сидеть рядом, травить шутки и делиться одним пивом. Вот два друга разрисовали физиономии флагами стран-соперниц и вроде не спешат бить друг другу лица. Правда, как-то слегка картинно замерли для фото: как тут не вспомнить мемы про English or Spanish?
— Looking back on when we first met/I cannot escape and I cannot forget…
Уилл наконец-то сделал фото со всеми многочисленными фанатами и затянул классическую английскую кричалку про тренера сборной Гарета Саутгейта. Первые строчки вы уже прочли, а последние гласят нечто вроде: «Саутгейт — ты лучший, ты все еще меня возбуждаешь. Футбол возвращается домой». За время Евро я выучил ее наизусть. Вот пруфы с полуфинала:
@willeggerton_new спасибо всем, кто подошел сфоткаться!!! #футбол#евро#стадион#весело♬ оригинальный звук - willeggerton_new
— Вообще, конечно, странно, что у вас смотрят футбол так тихо. У нас даже в пабе было бы громче — тут все какие-то скромные и вежливые слишком, — подмечает наш британский друг
Это да. С другой стороны — первый тайм закончился без голов, чего тут кричать. А вот начало второго резко повергло в депрессию одну половину стадиона и заставило пошуметь другую: забил нападающий Испании Нико Уильямс. Сосед-испанец из Борисова взвизгнул. Дяденька с зонтиком, болеющий за Англию с 1966-го, лишь слегка нахмурил брови. Человек знает, что такое боль, уже много десятков лет — его не так сложно пробить. Если он, конечно, не пошутил про свой стаж изначально.
Дети с футбольным мячом на беговой дорожке прервались на полсекунды: хлопнули ладонью об ладонь, буркнули что-то в стиле «Жалко Биллингема»и продолжили играть. С некоторыми из них мы знакомы еще с полуфинала: буквально несколько дней назад тоже гоняли с ними мяч на «Динамо и я пару раз позорно пропустил «в домик».
Кто-то из соседей любезно предлагает нам свой пледик. Мило и очень кстати: трава на стадионе мокрая и холодная. Но хорошо, что сегодня все в принципе не отменилось, учитывая, что вечером происходило с погодой в Гомельской области. Чуть поодаль за Англию активно покрикивают пара чернокожих парней-студентов в футболках сборной (вроде бы) Камеруна. Выбор странный, но в конце концов колонизаторами Камеруна были французы, так что потопить за их принципиальных соперников по Столетней войне выглядит логичным.
— Знаешь, кстати, почему англичане, когда хотят кого-то послать, показывают не средний палец, а вот так?
Уилл складывает пальцы в перевернутый знак «пис». В британских СМИ такое бы заблюрили, и мы тоже не станем показывать, чтобы не отставать от коллег. Хотя, как оказалось, за жестом стоит вполне интересная и аргументированная история.
— Во время Столетней войны французы отрезали английским лучникам два этих пальца на руках, чтобы те больше не могли стрелять. С тех пор мы как будто показываем: «Смотри, эти два пальца у меня на месте — иди давай отсюда!»
Урок истории был увлекателен, но сразу померк в сравнении с внезапным голом Коула Палмера. Снова ничья, снова пятую точку Саутгейта ударом из-за штрафной спасает Палмер — единственное светлое пятно горячо любимого мною «Челси» и один из самых одаренных молодых игроков своего поколения. В полуфинале Коул, выпущенный побегать на 20 минут, соорудил из ничего гол Уоткинса, затащивший англичан в финал. Сейчас забил сам. Уилл орет и прыгает — с ним еще полстадиона. Совпадение или закономерность, но те, кто топит за англичан, оказались громче тех, кто сегодня за Испанию. То же самое ощущали и наши корреспонденты, ездившие этим летом на чемпионат Европы лично.
— Ну вот и почему бы не выпускать этого пацана сразу в старте? Саутгейт трус! Он боится креативных игроков, которые рискуют, — раздаются размышления фанов Англии по левую руку от нас. За этот месяц мимолетных разговоров о футбольной тактике на «Динамо» у меня произошло больше, чем за год. Хотелось поддержать разговор, но разгоряченный Уилл радостно начал трясти меня за голову.
— Дэ-э-эм, а ты представь, что сейчас в пабах по всей Англии происходит, — говорит парень.
Поводов для счастья сейчас у него сразу несколько. Во-первых: его сборная пока что спаслась и сравняла — а значит, концовка будет огненной. А во-вторых: только что фанатка Уилла подарила ему два пакета так горячо любимой им сгущенки. А значит, даже если все сегодня закончится не так, как хотелось бы, по крайней мере можно будет подсластить пилюлю. В прошлый раз, кстати, девочка специально испекла для нашего британского друга синнабоны, чтобы вручить их во время матча. Было мило.
— Vamos! Vamos!
Закричали какие-то парни в красных футболках. Классический выкрик испанских болельщиков. Но, к сожалению, эти «испанцы» тоже оказались местными. Настоящие мне за время Евро на «Динамо» так и не попались, хотя я старался искать. Чего не скажешь о британцах — но тут отдельная история.
После просмотра полуфинала с голландцами мы с Уиллом встретили недалеко от «Динамо» девушку по имени Скарлетт. Она просто проходила мимо и крикнула «Go, England!», увидев флаг на Уилле. Мимолетной фразы хватило, чтобы понять: это реально британка.
— Не, ну правда — я за секунду все понял. Такой акцент не подделать, — поясняет парень.
Уже через пару часов Уилл и Скарлетт пели на двоих гимн Великобритании, приложив руки к сердцу. И не забывая поменять «куинн» и «кинг» в тексте, несмотря на многолетнюю выучку. Как оказалось, Скарлетт и вправду родилась и выросла в Лондоне. Ее отец — британец, а мама из Логойска. И да, русский она тоже знает в совершенстве. В этом мы еще раз убедились, когда она, смеясь, трехэтажно обложила нас в ответ на спетую нами классическую фанатскую кричалку про ее любимый клуб «Тоттенхэм»:
— What do we think of Tottenham? (Sh*t!) What do we think of sh*t? (Tottenham!)
Финал мы должны были смотреть все вместе, но у Скар сегодня что-то не получилось. И нет, точно не обиделась на шутку про «Тоттенхэм» (гимн ребята счастливо пели после нее). В общем-то, я к чему веду: если бы не «Динамо» и не футбол на нем — каков шанс, что два знающих русский британца встретились бы в центре Минска? Не утруждайтесь — это риторический вопрос. Так что спасибо А-Fest еще и за такие истории.
— Оу но-о-оу, мэн, ну не-е-ет!
Пока я был занят лирическим отступлением, испанцы воткнули второй мяч. За четыре минуты до конца основного времени. Видеоповторы не спасли — офсайда не было. Хотя так могло показаться. Вот эмоции болельщиков Англии в тот момент, когда им казалось, что гол будет отменен, и после того, как эта надежда обломалась.
А вот отцу и сыну, судя по всему, топящим за Испанию, наоборот, все понравилось.
Что ж, Англия снова уезжает домой ни с чем. Испанцы на экранах примеряют на себя медали и прыгают в разноцветных конфетти с кубком европейских чемпионов. Мы же слегка растроенно покидаем стадион. Люди подходят к Уиллу и сочувствующе обнимают, обещая, что «чемпионат мира через два года твои ну точно возьмут».
— Блин, это моя мечта — просто увидеть, как они поднимают кубок. Надеюсь, я доживу. Ладно, пойдем — если что, я не в депрессии. В конце концов мы снова были в финале. Да, надежда умерла, мое сердце разбито, но это было весело, — резюмирует Уилл, пока капли его аэрогрима стекают со щек на еще недавно чистую футболку проигравшей сборной. Как говорится, я не плачу, это просто минская жара.
Где-то впереди громко поют песни ребята в майках «Реал Мадрид» — сегодня праздник на их улице. А нам надо концентрироваться на хорошем. Первое: последняя еврофутбольная ночь на «Динамо» прошла офигенно, даже несмотря на результат. Второе — у нас есть два пакета рогачевской сгущенки. Ну и третье: «Тоттенхэм» все еще sh*t.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by
• Ищите товары, воспользовавшись фильтром Minipay, в разделах Каталога.
• Оформляйте рассрочку онлайн за считанные секунды прямо в корзине.
• Вносите оплату за заказ мини-платежами начиная со следующего месяца или погасите досрочно в приложении INSNC «Альфа Банка».
• Акция с рассрочкой Minipay на 5 месяцев действует до 26 июля.