14 июля 2024 в 8:00
Автор: Саша Маниту

Почему сейчас все перепевают попсу нулевых и в этом нет ничего плохого

Автор: Саша Маниту

Все новое — хорошо забытое старое. Все хорошо забытое старое отлично умножается на ностальгию, ложится на новую аранжировку и успешно перепродается — это вам легко могут подтвердить представители музыкальных лейблов. Тренд на переделывание попсы нулевых современными исполнителями слишком заметен, чтобы пройти мимо и не отрефлексировать. Даже на предстоящем летнем фестивале Festiwow на стадионе «Динамо» сразу несколько хэдлайнеров засверкали за счет переделки чужого хита эпохи кнопочных телефонов. Что же такого было в попсе нулевых и почему она до сих пор кормит уже новых звезд? Рассказываем, почему это далеко не всегда плохо.

Поп-артисты нулевых гораздо круче, смелее и оригинальнее, чем вы думали

Поп-культуру нулевых заочно принято ругать за безвкусицу. Вот говоришь вслух «попса нулевых», и в первую очередь перед глазами возникают образы Ксении Собчак времен «Блондинки в шоколаде» и молодого Тимати, одетого в одну бейсболку, вставляющего в речь кринжевые англицизмы через слово. Первая косила под Перис Хилтон, второй — под рэпера. И там и там заимствование выходило карикатурным, что они признали много позже, когда наняли стилиста.

Подобные примеры пошловатого ремейка слишком сильно врезаются в мозг, занимая все пространство воспоминаний о прекрасной эпохе. А меж тем давайте посмотрим на это время объективно. В нем было много уникальных и прекрасных явлений. Не зря нулевые снова входят в моду. Особенно в музыке.

Вспомните хотя бы, как группа t.A.T.u разрывала мировые чарты и собирала стадионы по всему миру, от Америки до Японии. В какой-то момент группа стала настолько популярной, что на втором альбоме на бас-гитаре у них играл сам Стинг. То есть натурально: две девочки сделали из дедушки Стинга басиста, а он был и не против. Да, пусть на одну песню, но все равно — вы понимаете уровень? Причем дело не в деньгах: Стинг сам не раз признавался, что является фанатом первого альбома группы.

И, справедливости ради, даже сейчас их музыка звучит классно. Вы давно слушали t.A.T.u? Местами это звучит как The Prodigy с двумя школьницами на вокале: брейк-бит и гитары даже сейчас отлично звучат в связке.

А чего стоит один образ певца Шуры: беззубый дядя с сумасшедшим взглядом скачет по сцене огромного зала и поет: «У реки два берега-а-а». Это настолько фриковато, что даже притягательно в своей свободе.

Группа Die Antwoord придет и сделает конвенционально уродливое красивым только спустя 10 лет. Может быть, в 90-х в ЮАР каким-то образом телек Ninja словил трансляцию концерта Шуры?

А помните Витаса — это вообще что было такое? Если его и можно было назвать заимствованием, то только на синюю инопланетянку из фильма «Пятый элемент». Мои родители в свое время были так впечатлены клипом на песню «Opera №2», что реально верили: у парня есть жабры, и это они позволяют ему брать такие высокие ноты.

Прямо сейчас, если вы не знали, Витас все еще является мировой интернет-звездой, а комментарии под его клипами преимущественно англоязычные. Мой любимый:

Мэрайя Кэри: «Я могу брать самые высокие ноты!».
Витас: «Подержи мой самовар».

В общем, не зря человеку китайцы памятник еще при жизни поставили.

А Глюк'oZa? Нарисованная певица, существующая только в интернете. Со своим лором, персонажами и вселенной. Хм, ладно, тут отчетливо слышится привет группе Gorillaz. Но, если погуглить, легко уточняешь, что появились они с разницей всего в пару лет, и это вряд ли прямое копирование западного шаблона. Просто когда-то Макс Фадеев все же был поп-гением.

Из вышесказанного выводим тезис: поп-проекты нулевых были сумасшедшими, оригинальными и прогрессивными. Не все — был и полнейший кринж. Но бриллианты-трендсеттеры прошли проверку временем и вызывают удивление даже сегодня. Просто тогда никто толком не знал, как делать все правильно, и поэтому делали наугад, от руки, но смело и без рамок. И по итогу у бешеных нулевых есть чему поучиться и современным артистам. Что они и делают.

Поп-песни нулевых гораздо глубже, чем вы думали

Немаловажную роль тут играли тексты, которые даже в самых популярных песнях нулевых часто оказывались на удивление хорошими. Не то чтобы прямо Пулитцеровскую премию за такое давать, но вы вслушивались когда-нибудь в лирику группы Hi-Fi, к примеру?

Нам не дано с тобой понять,
Чему так радуется ветер
И почему от доброты
Бывают так жестоки дети,
Зачем кому-то умирать,
Чтобы он нами был замечен.
Так много разных «почему»
Оставил Бог на этом свете.

И все это под простейший танцевальный бит. Песни нулевых обожали скрывать интеллект под простейшими, иногда топорными клубными аранжировками. А теперь откройте любой текст песни из топа чартов и осознайте, что сейчас все с точностью до наоборот. Качественную музыку писать научились, а тексты — как будто разучились.

Этому есть объяснение: звездами 2020-х часто становятся самоучки, научившиеся писать биты дома за компом. И это восхитительно: благодаря доступности оборудования и всеобщему пиратству в СНГ выросло мощное поколение продюсеров мирового уровня. Именно мирового: тот же Imanbek из казахского железнодорожника превратился в обладателя «Грэмми» и миллионера всего за год.

Но вот текстами в поп-музыке заморачиваться у нас стали куда меньше. Раньше их писали отдельные, умеющие люди (если у исполнителя это не получалось). Сегодня тексты часто накидывают сами артисты: в последнюю очередь по принципу «лишь бы не мешало качаться». «Зачем мне эти ваши умные тексты, если главное — передать эмоцию», — говорил как-то в интервью фронтмен «Пошлой Молли» Кирилл Бледный. Кстати, его карьера тоже началась когда-то с ремикса на трек группы Reflex из тех самых нулевых — помним же, да?

И вот с одной стороны он прав: гениальные поп-аранжировки и мелодии плюс тексты восьмиклассника — это уже фирменный почерк ПМ, и все вроде работает. Но с другой стороны это все равно, что сказать: «Зачем мне правая рука, если у меня есть левая». Ведь хороший текст умножает эмоции от песни как минимум на два, делает их многограннее и интереснее.

Вернемся за примером в нулевые. Чтобы далеко не бегать, возьмем того же Митю Фомина. Вот Митя радостно танцует в золотистом костюме под типичный клубняк, а из его рта доносится: «Я очень болен, я почти умираю, А ты где-то там и ничего не узнаешь, И я боюсь, что потерял тебя». Как будто кого-то держат в плену прямо внутри Мити, и он рвется наружу. Этот когнитивный диссонанс и добавляет глубины, как ни крути.

Несовпадение звучания с достаточно рефлексионной и неглупой лирикой роднит тех же Hi-Fi с культовым французским артистом Stromae. Этот тоже любил в попсовую аранжировку запрятать текст про рак, СПИД, безотцовщину, депрессию и так далее.

Ну и как тут, скажите, можно удержаться и не положить слова Hi-Fi на минорную гармонию? Вот Андрей Токарев год назад не удержался. Итог — 19 миллионов просмотров только на YouTube.

Подобную фишку провернул с культовым треком группы «Инфинити» модный ныне рокер Глеб Викторов из «Три дня дождя». Когда-то эта песня была главным рингтоном на кнопочных мобилках девочек с района.

Сегодня уже дочери этих девочек рыдают в три ручья под рок-ремейк «Где ты» от Глеба. Ну, или смеются над видео с тем самым «Тебе что, не нравится мой вокал» — кому как. В любом случае песня сменила ключ и снова зажила. И, вероятно, ее вы сможете услышать на Festiwow вживую.

И подобных примеров неисчерпаемое количество. Та же «Люби меня, люби», музыку к которой, на секундочку, сочинил клавишник «Агаты Кристи» Александр Козлов, заиграла новыми красками, когда ее перепела в миноре еще молодая и еще глупенькая певица Гречка. Ну и спасибо ей, что совершенно глупые куплеты «Отпетых мошенников» были переписаны на что-то более-менее сносное, уже под стать гениальному припеву.

Можно также вспомнить певицу МакSим. Во-первых, ее и так регулярно каверят тысячи мужских голосов, фанаты московского «Спартака» на стадионах. Но сейчас мы даже не об этом. Помните милую песенку «Ветром стать»? Если вслушаться, то становится очевидно, что она скрывает в себе неподдельную драму. В куплете Марина Максимова поет: «Когда я умру, я стану ветром. Когда ты умрешь, ты станешь солнцем», а в припеве: «Только ты не будь пока солнцем, слышишь, я буду петь тебе песни с крыши — осталось ветром лишь стать». И снова под милейшую, попсовую аранжировку. Это вообще законно?

И опять же неудивительно, что кто-то взял да и положил уже МакSим на минорную гитарную аранжировку Linkin Park, заработав пару лишних миллионов просмотров. Просилось само.

В общем, тексты в попсе нулевых были круче, и нет ничего плохого в том, что современные исполнители возвращаются к ним за вдохновением. Современные артисты лучше понимают в стиле и своими ремиксами позволяют и без того классным песням обрести новое качественное звучание и снова быть услышанными.

Ну а то, что что попса нулевых как ничто другое умела заедать в голове, это и так все знают. Простые мелодии, разложенные на 4 аккорда въедались в мозг моментально. И если схема уже рабочая, почему не привнести в нее что-то свое и не выпустить снова? Таким образом рождаются уже целые династии ремиксов.

Когда-то группа «Винтаж» взяла семпл из песни «Беги от меня» гениальной и очень прогрессивной для своего времени поп-группы «Гости из будущего» и превратила его в песню «Ева». Это буквальное признание солистке «Гостей» Еве Польне в обожании и подражании.

Прошли годы, «Винтаж» сам стал культовой группой с кучей хитов, а Анна Плетнева все еще не постарела ни на день. И вот откуда ни возьмись появляется рэпер ТРАВМА. Один фонк-ремикс на старую песню «Плохая девочка» — и «Винтаж» снова в топе прослушиваний.

Еще один оммаж Еве Польне — суперхитовый ремикс очень стильной и талантливой группы «Моя Мишель» на песню «Зима в сердце», который вы не могли не слышать за прошедшие пару лет. Вот вам возможность сравнить с оригиналом.

Есть мнение, что ремейк при всей культовости неприкасаемой Евы Польны звучит даже интереснее. Впрочем, сама Ева уже дала ребятам свое благословение и признала крутость их работы, выступив с Таней Ткачук на одной сцене.

Короче говоря, каверы на песни нулевых — это, безусловно, рабочий способ сыграть на ностальгии и набрать популярности благодаря другому артисту. Но это совершенно не плохо в том случае, когда ремейк сделан с любовью и только улучшает оригинал. Очень часто это идет на пользу и донору песни, и ее молодому, так сказать, реципиенту. А в самих нулевых в поисках вдохновения можно копаться еще очень долго. Не стоит недооценивать это восхитительное, безумное и свободное время.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by