В медицине есть такое понятие — «индекс Перля». Он показывает, столько женщин из ста забеременеют в течение года, используя тот или иной способ контрацепции. Например, в случае с презервативом — это 2%, а для прерванного полового акта — уже 4%. Разумеется, при правильном, идеальном, безупречном использовании. Но сухие цифры не отражают реальные судьбы людей. Беременность может оказаться тем самым случаем, который изменит жизнь вне зависимости от того, известно вам об индексе Перля или нет. Читайте откровенные истории в совместном спецпроекте с Betera.
Светлана, психолог из Минска, уже не представляет свою жизнь без сына. Но когда-то давно все начиналось иначе.
— Я стала мамой первый раз случайно. Это было в 2000 году. Тогда я заканчивала отделение декоративно-прикладного искусства в училище, собиралась заниматься художественной графикой и дизайном (так, кстати, потом и вышло). Мой будущий муж заканчивал институт, писал диплом. Я тоже готовилась поступать в высшее.
Поэтому мы вообще не думали ни о каких детях. Ничего подобного не ожидали. Считали «безопасные» дни и искренне верили, что это лучший способ контрацепции. Да-да, не смейтесь. В конце девяностых были «чудесные» народные способы: промывание лимонной кислотой или разведенным уксусом, календарный метод… Лимонкой мы, слава богу, не пользовались. А гормональные контрацептивы только-только появились на рынке, и женщины их не принимали, смотрели на таблетки с опаской. В общем, сексуальной грамотности у нас не было никакой. Оглядываясь назад, понимаю, что эти дни были вовсе не «безопасными», наоборот. А тогда мы оказались очень удивлены.
Мне было 25 лет — вообще-то, родители уже давно ждали внука. По тем временам это поздняя беременность. А я все оттягивала… Когда случилась задержка, я пришла к гинекологу, но врач отправила меня домой: «Вы не беременны». Прошло еще несколько недель, прежде чем стало ясно: я все-таки жду ребенка.
Глядя на тест с двумя полосками, я подумала: это судьба! Прежде у меня были отношения длиной в пять лет, мы тоже предохранялись с помощью «безопасных» дней, но беременность не наступала. А тут случайно все произошло. Значит, этот ребенок захотел прийти. Значит, так нужно было, повторяла я. Мыслей о прерывании у меня даже не возникало. Я очень хорошо отнеслась к новости о беременности.
Мы поженились, было непросто. Помню, как помогала мужу дописывать диплом и параллельно доделывала свой. Лежала на сохранении. На выпускной экзамен в июне пришла уже на восьмом месяце беременности. Искоса поглядывая на мой живот, преподаватели поставили мне 4 и отпустили, даже не спрашивая, что было достаточно смешно. Ведь я круглая отличница, училась на одни пятерки (тогда была 5-балльная система) и хорошо подготовилась к экзаменам.
В июле у нас родился прекрасный здоровый мальчик.
Мечты об институте пришлось поставить на паузу. Но через год после родов я все равно поступила, перевелась на заочку, вышла на работу. Было достаточно тяжело финансово. Муж как молодой специалист получал в месяц $10, потом $20… Памперсов в начале нулевых еще не было. Мы мыли пеленки и подкладывали тряпочки. В детскую поликлинику приходилось ездить в другой конец города. Помню, утром по субботам я вместе с сыном ездила в институт сдавать зачеты досрочно, потом — сразу на работу, а вечером — еще что-то придумывала дома… Было весело.
Наш брак не продлился и трех лет.
Но, знаете, есть женщины, которых внезапное материнство сбивает с ног, а меня это мотивировало — как Катерину Тихомирову в фильме «Москва слезам не верит». Ребенок стимулирует тебя учиться и зарабатывать. Да, непросто, но появляется смысл: ради чего все это?.. До рождения сына мы с мужем как творческие люди вели такой «богемный» образ жизни. Асоциальный. Не стремились зарабатывать. А потом появилась необходимость больше заботиться о себе и о ребенке. Так что случайная беременность позитивно отразилась на моей судьбе. Это точно.
Я десять лет проработала в художественной графике и дизайне. Затем стала мамой во второй раз, получила еще одно высшее образование — и сейчас я психолог, гештальттерапевт. Снова беременная училась, сдавала экзамены — и не считаю, что это невозможно.
Сыну уже 25 лет. Он замечательный, умный, симпатичный, интересный. И это меня очень радует! Живет отдельно со своей девушкой, совсем взрослый. Закончил институт, работает бариста, получает второе высшее, записался в книжный клуб, ходит на концерты — живет полной жизнью, как и должен человек в его возрасте. У нас прекрасные отношения. Сын — это большая любовь, которая занимает место в моем сердце. И я счастлива, что он у меня родился.
Кстати, когда наш мальчик появился на свет, мои родители очень обрадовались: «Ура, первый внук! Наконец-то!» А вот родители бывшего мужа отреагировали иначе: «Как так можно! Диплом на носу, учеба… Зачем сейчас ребенок? Это лишнее». Но поскольку я не планировала никаких прерываний и отмен, им пришлось смириться. Потом они были очень рады и полюбили малыша. Сейчас у них это единственный внук (и единственный сын у бывшего мужа). Отношения прекрасные. Отец помогает сыну, бабушка с дедушкой ждут встречи с внуком. Так тоже бывает. То, что изначально воспринимается как нежеланное событие, с течением времени становится источником радости.
Трудно сказать, случай ли определяет появление детей в семье или осознанное решение человека. Думаю, когда дети хотят родиться, то наступает беременность. Если пришла пора, то все произойдет. Даже если в моменте кажется, что это совсем не вовремя.
Бизнесвумен Екатерина (все имена изменены по просьбе героини. — Прим. Onlíner) рассказывает историю, которую практически можно назвать медицинским чудом. Впрочем, читайте и делайте выводы сами.
— У меня два ребенка, и оба раза я не планировала становиться матерью. Это все случай.
Сына родила в 22. Причем тогда казалось, что я уже предпенсионного возраста. В 19 думала, что останусь старой девой, замуж никто не возьмет. Я прямо реально в это верила. Первый брак потому и случился, что я забеременела. И куда уже денешься?… У нас с подругами с 14 лет не было ни дня без кафе, ресторанов, тусовок. Но с момента беременности все как отрезало. Словно кто-то переключил программу. Меня даже не тянуло к развлечениям. Я, наверное, гиперответственная мамаша.
В декрет я ушла после училища. И только когда сыну исполнилось четыре года, поступила в университет. В 26 лет. Сама подготовилась, без репетиторов, и прошла по конкурсу на «Международную экономику». Начала работать, когда сыну исполнилось 5 лет. Но не надо думать, что это была красивая жизнь, в которой муж меня обеспечивал. Просто я рачительная хозяйка. Мы жили в общаге, у мужа зарплата была примерно $50. И мама мне давала еще $50 в месяц. На это и жили.
Шли годы. Рос сын. Мы с первым мужем развелись. Я работала главным бухгалтером. Но всегда мечтала о собственном бизнесе. Мой второй брак с Женей, наверное, во многом случился благодаря этому общему желанию. К тому моменту мне было 35 лет. И по отдельности нам не хватало смелости. Но вместе, опираясь друг на друга, мы решились начать бизнес. Одна я бы так и не осмелилась. А тут пришел Женя: «Давай!» Денег ноль у обоих, но упертости — навалом.
Постепенно вместе с нашими отношениями рос и бизнес, который стал достаточно крупным по минским меркам. Казалось, жизнь удалась: у меня от первого брака взрослый сын, у Жени — трое мальчишек. Мои «священные» мамские обязанности: приготовить поесть, найти репетиторов и — самое главное! — поговорить. Об общем ребенке мы и не думали. Мне исполнился 41 год, мужу — 42, ну какие дети в таком возрасте?
Вторую свою беременность я считаю божественным случаем. Чудом. На протяжении пяти лет я пользовалась гормональной спиралью для контрацепции. Но срок действия закончился, ее удалили. Спустя короткое время я решила поставить новую спираль, но во время процедуры в кабинете у гинеколога мне стало плохо, я потеряла сознание. Всех перепугала! Врач, конечно, не стала продолжать. Так я вернулась домой без спирали.
А буквально через несколько дней забеременела. Мы предохранялись методом ППА (прерванного полового акта). К тому же думали, что после удаления спирали невозможно забеременеть еще несколько месяцев. Как видите, с сексуальной грамотностью бывают вопросики и в 40+.
И еще два удивительных момента. Во-первых, я тогда ходила в терапию. Помню, на одной сессии психолог посмотрела на меня, улыбаясь, и сказала: «А может, вам с Женей ребенка завести?» — «Ты что, с ума сошла! Какого ребенка в нашем возрасте!» Потом я обсудила эту идею с мужем. Вроде бы в шутку, не всерьез. Женя ничего не сказал, посмотрел на меня как на городскую сумасшедшую — и на этом разговор прекратился.
Во-вторых, мать нашего близкого друга возглавляла монастырь. Мы случайно оказались у нее. Я вообще-то не очень религиозна. Но настоятельница позвала нас в кабинет, а потом — раз! — и благословила. Для меня это все было так удивительно.
В один из дней в самом конце декабря муж вдруг посмотрел на меня и сказал: «Ты беременна. Я чувствую, запах изменился». Я побежала в аптеку за тестом, но тот ничего не показал. Хотя была задержка. Тест сработал позже. Ровно в новогоднюю ночь, 31 декабря 2015-го, мы узнали, что я беременна.
Я и Женя были в шоке. Не понимали, как изменится наша жизнь. С утра до вечера крутились как белки в колесе. Были напуганы. Но самое тяжелое — это реакция моих родителей. Они приняли новость в штыки. Почему-то беременность и роды в 42 года казались им абсолютным позором. Горем. Прямо стыдом неимоверным! Мол, я опозорила семью. То ли им было стыдно перед соседями, то ли перед кем-то еще… Мы два года вообще не разговаривали. Несколько лет ушло на то, чтобы восстановить отношения.
Сама беременность прошла отлично, я пробегала все 9 месяцев. Даже не думала о каких-то проблемах со здоровьем у «позднородящих». Дочка родилась с помощью кесарева сечения, как и сын. В этот раз мне делали не общий наркоз, а лишь эпидуральную анестезию. Я была в сознании. Помню, как тело тряслось от страха. Когда дочка родилась, в самую первую секунду, я не слышала, чтобы она плакала. Это было прямо мгновение ужаса. Но потом раздалось негромкое: «А-а-а» — и я выдохнула. Малышка родилась в 2016-м, когда мне было 42. Но это не помешало мне кормить ее грудью до года и девяти месяцев.
В итоге наша жизнь действительно изменилась. В лучшую сторону! Наша дочь — это божье чудо. Человек, которого я так сильно люблю. А сколько любви мы получаем от нее!.. Она до сих пор ходит и говорит: «Вы самые лучшие родители в мире». В пять лет все стены в доме изрисовала сердечками. Как только научилась писать, стала выводить фразы: «Мама, я тебя люблю», «Папа, я тебя люблю». Мы с мужем начнем о ней говорить — и в глазах слезы радости. Блин, это такое счастье!
Для меня дети — это самое большое счастье в мире. Я не могу представить себя чайлдфри.
Но, чтобы уравновесить картинку, скажу: ребенок после сорока — это капец как тяжело. Сил объективно меньше. Хотя сколько людей, столько историй. У меня такая порода: я, сестра, мама — все сильные женщины. Хотя ни один ребенок не дался мне просто. С сыном я весила 39 килограмм, когда кормила грудью. А он был пухлый, веселый малыш. Я просто такая мама: забываю про себя, когда рядом дети. Но если старшего я растила практически одна, то здесь были муж и няня. И все равно дочка до 4 лет просыпалась каждую ночь. Каждую! Она до сих пор иногда прибегает ко мне в спальню: «Мама, можно с тобой?» Ну конечно можно.
Тяжелых моментов хватает. Например, в три года у дочери началось заикание, хотя она рано начала говорить — в два уже разговаривала целыми предложениями, спрягала глаголы. Старший сын в три года умел произнести только «мама», «баба» и еще пару слов. Перед школой ему ставили чуть ли не «задержку развития», потому что он не мог понять, что на советском рисунке изображен трамвай… А сейчас он управляет командой в крупной российской IT-компании. Это я к тому, что нет одинаковых детей. Не имеет смысла прогнозировать будущее. И нельзя сравнивать детей — даже внутри одной семьи.
Сейчас мне 51 год, а месячные до сих пор идут исправно, как часы. Недавно дочка сказала: «Мама, я сестричку хочу!» Я смеюсь и думаю: поговорить, что ли, с Женей?
В итоге незапланированное появление дочери стало для нас с мужем счастьем. Иногда я думаю, что если бы не нашла себя в бизнесе, то рожала бы еще детей. Родительство меня наполняет. Хотя истощающих моментов и усталости тоже хватает. Иногда думаешь: «Куда бы деться? Дайте мне 5 минут свободного мозга!» Но когда они все спят в кроватках: «Боже, какая прелесть!»
Дети — это огромный труд. Правда. Совсем не розовые пони. Но большие шаги складываются из ежедневных маленьких усилий — это справедливо и в бизнесе, и в изучении иностранных языков, и в воспитании ребенка.
Я не знаю, случай управляет появлением детей или сам человек. Но уж если ты ввязался в родительство, то обязан дать ребенку любовь, вырастить. И уже не важно, чего ты хотел в этой жизни и какие у тебя были планы.
На игровой платформе Betera доступно около 6 тыс. онлайн-развлечений, а также свыше 50 спортивных дисциплин — это рекордные показатели на белорусском рынке. Клиенты получают доступ не только к играм, но и к геймификации, тематическим сторис, прогнозам экспертов и новостям из мира спорта.
Присоединяйся и играй на высоте!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by