Июль 1969-го, 25-я годовщина освобождения Беларуси. На 21-м километре Московского шоссе открывается монумент, поражающий своими масштабами, — огромный холм, увенчанный кольцом и четырьмя штыками, — «Курган Славы», символ эпохи. Сегодня, в День независимости Беларуси, мы вспоминаем историю создания этого мемориала. Съездили в Смолевичский район и записали воспоминания местных жителей о том, как рос курган, чем помогали обычные люди, и услышали интересную историю о Фиделе Кастро, который поднимался к обелиску не по ступенькам, а по траве.
Массовое возведение монументов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, началось в 1960-х. Один из таких памятников решили установить на подъезде к Минску со стороны райцентра Смолевичи, у деревни Слобода. Именно здесь летом 1944 года во время наступательной операции «Багратион» в окружение попала крупная группировка немецких войск.
Благодаря этому успеху советским войскам удалось 3 июля освободить Минск, а 28-го — последний областной центр республики, Брест. Согласно постановлению ЦК КПБ, монумент должен был ознаменовать победоносное завершение Белорусской операции в 1944-м.
В конкурсе, который прошел в сжатые сроки в 1967 году, победил эскиз от творческого коллектива известного скульптора Андрея Бембеля. В работе над проектом вместе с ним участвовали его ученик Анатолий Артимович и архитектор Олег Стахович. После правок и доработок мемориал приобрел знакомый всем облик: на высоком холме размещалось кольцо с изображением бойцов, а над ним — четыре штыка. Эти шпили символизируют четыре фронта, освободивших Беларусь (1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский).
Насыпать курган стали еще задолго до установки самого монумента. В сентябре 1966 года у Слободы провели торжественный митинг, установили памятный знак и бросили первую горсть земли. Свидетелями тех событий стали жители соседних деревень.
Некоторые из населенных пунктов практически превратились в коттеджные поселки, но и среди новостроя еще есть старенькие жилые домики с видом на «Курган Славы». В небольшой деревне Сосновка мы встретили местную жительницу. Строительство комплекса Нине Арсентьевне запомнилось в первую очередь большим количеством рабочих и людей, которые привозили к будущему кургану землю из разных регионов Беларуси.
— Это же нужно было такую огромную насыпь сделать! Вот так много людей для этого и понадобилось. Помогать строителям отправляли даже детей из школы. Что они делали? Да чем могли, тем и помогали. Землю носили, поправляли ее. Вот это я помню, — говорит женщина. — Но старожилов уже мало в живых осталось, и лишь немногие помнят о тех событиях.
Тамара Савицкая сейчас живет в трехэтажной панельке в Слободе, а раньше ее дом находился напротив кургана — примерно на том месте, где лежит дорога на аэропорт.
— На месте кургана прежде были холмы с низинами. Как мне рассказывала свекровь, рядом шли серьезные бои, и вся площадь была усеяна трупами солдат. Она потом говорила: «Это счастье, что мы еще живы остались: хата находилась возле самого эпицентра боев, — присев на лавочку у подъезда, рассказывает Тамара Александровна. — После войны в этом районе появились памятники Ленину и Сталину, но потом их убрали. А о том, что будут строить что-то более масштабное, нам сразу и не говорили.
Ну а потом начали приезжать люди и жменьками насыпать курган. Нужно было видеть, сколько их было — тысячи! Автобусов — видимо-невидимо.
Таким образом люди насыпали холм, а затем уже приехали рабочие, землю начали возить самосвалами. Монумент на сам курган поднимал кран. Кто-то жил в вагончиках (у них там была своя столовая), а кого-то мы принимали у себя. Помню, что точно были рабочие из Крупок. Мы долго с ними общались, но вот даже не знаю, живы ли они до сих пор.
Строительство «Курганы Славы» считалось делом всенародным. Землю привозили солдаты, ветераны, женщины, потерявшие во время войны мужей. Житель Жодино Сергей вспоминает, что к кургану приезжала его бабушка Нина Ивончик.
— После войны домой не вернулся ее муж, Трофим Качан. Он воевал в одном из партизанских отрядов на территории Минской области. Всю оставшуюся жизнь бабушка прожила одна. А когда узнала про строительство «Кургана Славы», вместе со знакомыми повезла ведро с землей. Для нее это событие имело важное значение.
Как рассказал Onlíner экс-заместитель гендиректора завода БЕЛАЗ Михаил Пузанкевич, для желающих на автозаводе, по решению директора Николая Деревянко, организовывали ежедневные автобусные рейсы к кургану.
— Каждый день работники ездили к Слободе и, как говорили у нас, насыпали его шапками. Откуда брали землю? Из карьеров, расположенных на территории Смолевичского района. Но участвовал в этом, разумеется, не только БЕЛАЗ. К этой кампании тогда подключилась вся Беларусь.
Носили землю на курган не только взрослые, но и дети. Жительница деревни Мостище Евгения Абметко рассказала нам, что землю к монументу ведрами приносили ее бабушка и дедушка. На тот момент они учились в шестом классе местной школы.
Местный колхоз имени Орджоникидзе тоже подключили к работам. Люди сторожили строительную технику, сажали деревья, засевали курган травой, а затем каждый год его обкашивали. В домашнем архиве у Тамары Александровны сохранилась черно-белая фотография: на снимке видно, как косцы отдыхают после рабочего дня.
— Я тоже участвовала: муж клепал косу, а я вместе с мужиками косила. А что делать было? Лезли с ручными косами аж до самого верха, — улыбается женщина. — Мы держали скотину, поэтому часть сена забирали себе. Коров тогда хватало, многие жители Слободы по две держали.
Официально «Курган Славы» открыли 5 июля 1969 года. Воспоминания о том времени оставила Ольга Бембель-Дедок, жена руководителя проекта мемориала: «Шли дожди, цемент монтировался сырой, краска смывалась. Андрей говорит: „Огромные краны поднимают кольцо, а ему надо было еще сохнуть дней семь. И вот размышляю: поставят или рухнет? И стою под ним, думаю, уж все равно: упадет, так прямо на мою голову“. Но все обошлось. Второго числа Андрей повез меня посмотреть. Курган великолепен!»
На открытии присутствовало все партийное руководство БССР, в том числе Петр Машеров, который лично курировал в Беларуси строительство масштабных монументов.
Кстати, знали ли вы, что изначально курган начали сооружать с другой стороны трассы, а затем перенесли на нынешнее место? Это была инициатива Петра Машерова. Архитектор Юрий Градов рассказывал, как уже в процессе стройки Петр Миронович счел расположение кургана неудачным. И действительно, на подъезде к Минску холм выглядел так, будто сползал к шоссе. К тому времени рабочие уже насыпали приличную гору, но за несколько дней землю удалось переместить.
В дальнейшем Машеров постоянно приезжал на «Курган Славы», сопровождая зарубежных гостей. Тамара Савицкая жила рядом, поэтому нередко приходила посмотреть на приезжих. Больше всего ее впечатлил лидер Кубы Фидель Кастро. Команданте прилетел в Минск в июле 1972 года. Встретили его помпезно, прокатив по центральным улицам города на «Чайке» с открытым верхом. Из Минска Кастро привезли в Хатынь, а затем к «Кургану Славы». Здесь и произошла история, о которой не рассказывали в газетах.
— Когда мы услышали, что Фидель приезжает, сразу бросили свои дела и побежали к кургану. Помню, что он подходил к каждому пришедшему и здоровался. И ведь не было у него охраны, он ничего не боялся, — вспоминает Тамара Савицкая. — Одет он был по-простому, в берцах. И когда все собрались подняться на курган, он решил пойти не по ступенькам, а просто по траве. Так же и спустился. У них же на Кубе, наверное, горы, они привыкшие.
«Курган Славы» был и остается точкой притяжения. В памятные даты сюда приезжают люди как из Минска, так и из других белорусских городов.
— Людей бывало так много, что не передать словами. Мы даже двор убирали, чтобы желающих у себя принять. Иногда приходили иностранцы и очень удивлялись, когда видели, как мы набираем воду из колодца, — говорит Тамара Александровна. — Как только приезжала выездная торговля, местные сразу к кургану спешили. В палатках и ларьках продавали деликатесы, там можно было найти даже копченого угря. Но пока не приедут делегации, продавать нам ничего не хотели. Если только немного.
— У нас семья большая, пять братьев и сестер. Мама будила нас очень рано, и каждый занимал очередь в конкретном ларьке. 9 Мая был одним из тех дней, когда мы могли купить что-то вкусное, — подключается к беседе Татьяна, младшая дочка Тамары Савицкой.
К кургану жители деревень выбирались не только на праздники. Как рассказал нам Геннадий, житель Сосновки, теплыми летними вечерами молодежь привлекал бассейн, находившийся рядом с кафе.
— Отдохнуть в жару после танцев было одно удовольствие, — говорит мужчина.
С момент открытия мемориального комплекса «Курган Славы» прошло уже 55 лет. За это время он перенес несколько реконструкций. Уже давно нет в живых Петра Машерова, Андрея Бембеля, ставшего автором проекта, и Фиделя Кастро, который так браво спускался по склонам в берцах.
Вместе со своими героями и свидетелями ушла и целая эпоха, о которой напоминают книги, статьи в газетах и пожелтевшие фотокарточки. Но «Курган Славы» до сих пор привлекает людей. Кто-то приезжает сюда возложить цветы, кто-то — просто полюбоваться закатами. Сотни белорусов соберутся здесь и сегодня.
В День независимости у «Кургана Славы» организуют праздничную программу. После реконструкции откроется фонтан. В этот день от станции метро «Восток» к мемориальному комплексу будет курсировать автобус №995Э.
Время отправления из Минска: 11:00, 13:00, 15:00.
Время отправления от «Кургана Славы»: 12:30, 14:30, 16:00.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by