Возрождение ретрокроссовок — привычная практика в сникер-культуре, но недавно спортивная обувь в стиле ретро выделилась в отдельный тренд. Особенно народная любовь коснулась модели Adidas Samba. Просто пройдитесь по Минску, обращая внимание на ноги людей, — эти суперактуальные кеды вы увидите не раз. Произошло настоящее модное помешательство в мировом контексте. Фешен-эксперт Лора Нагапетян разобралась, почему так произошло и на какие кроссовки сегодня стоит обратить внимание.
По данным экспертного портала о моде и маркетинге BOF, популярность ретрокроссовок начала набирать обороты примерно в 2022 году. Тогда все началось с моделей New Balance 550 и 530 — и пошло-поехало.
Сегодня бренды любят внедрять тренды в наше сознание при помощи медийных персон. Это как 25-й кадр в реальной жизни: сначала вы видите ретрообувь на Белле Хадид, потом Эмили Ратаковски случайно выкладывает их в свой Instagram, ну а далее Pinterest наполняется сотней похожих образов.
Но в чем же все-таки реальная причина повышенной любви к ретро? Портал Trendalytics обращает внимание, что ностальгия сегодня является мощнейшим источником вдохновения для моды. Ведь в последнее время мир перенес немало потрясений, и люди нуждаются в терапевтическом эскапизме.
Эскапизм (побег от реальности) в прошлое — типичный прием в модной сфере. Раньше на нас влияли конкретные десятилетия: например, пару лет назад можно было сказать, что в тренде эстетика девяностых. Но сейчас ситуация немного иная. Вот как ее объясняет Trendalytics: «Обычно, когда мы думаем об отсылках к прошлому в моде, мы сразу вспоминаем конкретное десятилетие и его определяющие черты. В настоящее время мы черпаем энергию „хорошего самочувствия“ через ностальгию по простым и понятным явлениям: детство, любимая еда, фильмы из прошлых десятилетий».
Именно поэтому в моде вообще все прошедшие десятилетия — каждое понемногу. Кого-то успокаивают далекие восьмидесятые с их вечеринками и гениальными музыкальными коллективами. Других прикалывают мятежные девяностые, которые хоть и были тяжелыми на постсоветском пространстве, зато подарили незабываемую молодость. Ну, а кто-то скучает по гламурным 2000-м. Поэтому модно все по чуть-чуть.
Самые востребованные ретрокеды сегодня — это три модели из линейки Terrace бренда Adidas, а именно Samba, Gazelle и Spezial. На первый взгляд они выглядят одинаково, но на самом деле имеют свои различия и совершенно разную историю появления. Помочь разобраться в визуальных тонкостях мы попросили специалиста магазина Sneaker Bar.
— Все модели выполнены из натуральных материалов: кожа, замша. Немного различаются силуэты подошв. Также различаются язычки: у Samba он кожаный, более твердый, у Gazelle — фактурный и тоже твердый, у Spezial — мягкий, замшевый. Самыми комфортными в носке будут Spezial. Все остальное у них одинаковое.
Исторические различия тоже есть, несмотря на принадлежность к одной линейке Terrace. Вообще, «террасы» — это трибуны на футбольных полях, где собирались футбольные фанаты — именно они внесли особенный вклад в сникер-культуру. Да и сам футбол был бесконечным источником вдохновения для основателя бренда Adidas Адольфа Дасслера.
Adidas Samba были представлены в 1950 году. Первый выход Samba в свет состоялся на чемпионате мира по футболу в Рио-де-Жанейро. Adidas Gazelle появились в 1968-м (хотя прототип был представлен еще в 1960-м). Название связано с легкоатлеткой Вилмой Рудольф, которая бегала в обуви Adidas. Пресса придумала ей прозвище — Черная Газель, которое стало основой для названия ее обуви. В 1979 году бренд выпустил линейку Spezial, которая чаще всего использовалась на гандбольной площадке. Футбольные фанаты просто обожали эти кеды, а расцвет футбольной субкультуры пришелся на 1970-е и 1980-е.
Компания Adidas, вероятно, сама не верит своему счастью. Бестселлеры уже который год подряд разлетаются как горячие пирожки. Ожидается, что продажи только этих моделей в нынешнем году принесут бренду €1,5 млрд. Купить их вообще не проблема, потому что «самбы» и «газели» выпускаются огромными тиражами.
— Самый популярный вопрос в нашем магазине — «А у вас есть женские Samba?». Мы слышим это раз по 50 в день, — говорит менеджер магазина Sneaker Bar.
Аналитики считают, что очень скоро такой всплеск внимания может иссякнуть: люди банально устанут от нашествия одинаковой обуви.
— Сейчас эти модели находятся на пике популярности, и вполне возможно, что в следующем году спрос на них упадет. Например, в прошлом году многие хотели Adidas Campus, а сейчас они уже никому не нужны.
Но чтобы любовь людей не иссякла, к привычным вариациям добавляют эксперименты: например, Adidas Gazelle Bold имеет тройную подошву и высокую платформу.
Кстати, внимание к трендовым вещам подогревают и коллаборации. Так, в прошлом году бренд Adidas сделал коллаб с лондонским дизайнером Уэльс Боннер. Девушка переделала Samba, вдохновившись культурой ямайского регги и афродиаспоры. У новой версии кед появился очень длинный язычок, интересные расцветки и фигурные швы. Сейчас пары из коллаба стоят по $1000.
Менее заезженный вариант ретрокроссовок — Adidas SL 72. Это беговые кроссы, созданные специально для Олимпийских игр в Мюнхене 1972 года.
Из восьмидесятых в тренды вернулись кроссовки и конкурирующего бренда — Nike Cortez.
— Они сейчас тоже очень популярны и круто смотрятся в замшевом исполнении. Бренд Nike выпускает большое количество цветовых вариаций Cortez, так что выбор есть.
Кстати, считается, что Nike и Adidas негласно конкурируют друг с другом уже много десятков лет. Но сейчас, очевидно, побеждают «адики». По данным аналитики RBC Capital Markets, наблюдаются циклы популярности этих двух брендов: доминирование одного над вторым длится от трех до пяти лет. Так вот, Adidas пробудет на вершине еще как минимум два года.
Подсуетился также и бренд Puma. Модель Palermo, созданная в восьмидесятых, сейчас имеет большой спрос. Внешне она очень напоминает «самбы», но смотрится намного оригинальнее, так как менее растиражирована.
Что, если вы не хотите эти нашумевшие кеды? Можно перепрыгнуть в начало 2000-х годов и вдохновиться мягкими кроссовками с серебряными и сетчатыми вставками. Их называют кроссовками физрука: вспомните свои школьные годы — учителя физкультуры тогда действительно носили такую обувь. Как минимум в них было удобно не просто ходить, но и бегать.
— Большой вклад в популяризацию таких кроссовок внес бренд Balenciaga, выпустив модель 3XL, — рассказывают в Sneaker Bar. — Конечно, позволить себе обувь Balenciaga может не каждый, но похожих моделей очень много.
Возвращается тренд на бренд Asics и их спортивные массивные модели с белыми, серебряными, сетчатыми вставками.
В бренде New Balance тоже есть свои бестселлеры. Например, New Balance 530 уже третий год подряд имеют огромный спрос. Впервые модель была выпущена в 1992 году и предназначалась для бега.
Стиль Y2K — это сборное название всего, что было популярно у молодежи в не столь далеких 2000-х. С одной стороны, в этом десятилетии было много гламура, откровенности, ярких оттенков, но с другой — активно развивалась скейтерская культура, отличающаяся свободой и оверсайзом. Скейтеры того времени носили своеобразные дутые кроссовки с объемными шнурками. Кстати, популярные в то время представители субкультуры эмо также любили дутую обувь. Тренд был странным и быстротечным, но — сюрприз — он вернулся.
— Тренд на дутые кроссовки сейчас заметен так же, как тренд на «самбы», — говорят специалисты Sneaker Bar. А значит, не заметить его нельзя.
Производители просто берут привычные модели и «раздувают» их. Например, Puma Suede XL — это пухлый вариант классической пары Suede.
Зачем их раздувать? Такое решение дает максимальный комфорт тем, кто ведет активный образ жизни: пухлая обувь обладает свойствами амортизации и снижает нагрузку на стопу.
— Этот тренд больше по душе подросткам, потому что скейтерские кроссовки в сочетании с багги-джинсами и оверсайз-футболками — это больше молодежный стиль.
Ретро — понятие растяжимое. За почти столетнюю историю спортивных брендов было выпущено огромное количество культовых моделей, которые сегодня продолжают видоизменяться. Кажется, будто кроссовочный мир уже все придумал — остается только переделывать старое.
В целом сейчас тренды не то, чем кажутся. Мы привыкли не доверять модным трендам, потому что раньше они были очень быстротечными. Но сегодня ситуация изменилась. Маркетологи до сих пор периодически подсвечивают те или иные тенденции, но после смены ракурса прежние тенденции никуда не уходят, а просто трансформируются в базу и становятся привычными. Что уж говорить о кроссовках — они были, есть и будут.
«Adidas Samba существует уже семь десятилетий, — сказала ресурсу BOF глава британского Vogue Чиома Ннади. — Я ни секунды не сомневаюсь, что они пробудут еще столько же. Я не поддерживаю тенденцию жизни и смерти в моде».
Советуем и вам не поддерживать эту тенденцию, выбирать модели по душе и носить их хоть до старости.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by