32 910
29 мая 2024 в 10:00
Автор: Вероника Уласевич. Фото: архив героев. Иллюстрация: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Минимум игрушек и первый мобильник в 10 лет. Дети в этих семьях экономят воду и живут «по правилам»

Автор: Вероника Уласевич. Фото: архив героев. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Раз — сортируем мусор на стекло, пластик и бумагу. Два — чистим зубы только с выключенным краном. Три — гасим свет, когда выходим из комнаты. Дети этих родителей знают, почему нельзя выбрасывать фантики от конфет на землю и выпрашивать новую игрушку, а в школу идут со свертком макулатуры, крышками от пластиковых бутылок или батарейками, чтобы сдать в утиль. Мы пообщались с белорусскими семьями, в которых детей с раннего возраста приучают беречь природу и жить осознанно. Продолжаем совместный с A1 проект «Зеленый факультатив».

«Собирать мусор раздельно в Беларуси очень сложно»

К родительству Дарина и Михаил готовились серьезно. Для них сын Миша — долгожданный ребенок. С раннего детства его воспитывают так, чтобы он заботился об окружающей среде и месте, где живет.

Сама Дарина в экологической теме уже более десяти лет. В 2010-м она окончила экологическую гимназию, где практиковали раздельный сбор мусора и проводили экологическую неделю.

— Мы с мамой постоянно относили батарейки в утиль, она с детства приучала не выбрасывать фантики от конфет на землю и в целом не мусорить вокруг себя. Со временем все это вошло в привычку, — вспоминает Дарина.

Сейчас женщина работает школьным психологом и уже сама готовит учеников к тому, чтобы они осознанно относились к миру вокруг: инициирует сбор макулатуры на рабочем месте, проводит экологические конкурсы. Дома у семьи тоже все построено по принципу экологичности.

— Собирать мусор раздельно в Беларуси сложно, ведь многие видят, как мусоровоз у подъезда сгребает все в один контейнер, — признается Дарина. — Когда во дворе установили специальные контейнеры, стало проще.

А вот как объяснить, что это важно, 4-летнему малышу?

— Когда наш ребенок начал ходить, брал что-то в руку и выбрасывал, я учила: это ведро для пластика, это — для стекла, это — для смешанного мусора, а это — для бумаги. Когда так делают родители, ребенок повторяет. А еще мы работаем через «маркетинг»: идею нужно продать. Например, рассказать, как это повлияет на жизнь вокруг, — объясняет белоруска.

От родителей и их восприятия ситуации зависит 70% успеха. Если решаем сортировать, то рассказываем ребенку, что такое мусор, что из него можно делать, почему он является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы объясняем, что это результат жизнедеятельности человека и что есть много вещей, которые, разлагаясь, негативно влияют на природу. Но очень важно не обобщать, а говорить локально: про себя и ребенка. Можно преподнести это как игру: сделать пакеты разноцветными — ребенку будет весело и интересно.

Только честно: а у вас в семье собирают мусор раздельно?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Да
Нет

Про экологические подгузники, гаджеты и ревизию игрушек

Дарина и Михаил приводят сыну наглядные примеры. Если он хочет чистить зубы с включенной водой, могут поставить под кран ведро и показать, сколько воды наливается. После этого объясняют, что из этого количества можно сделать много ледяных игрушек. А еще — помыть пол, закипятить чайник.

— С детьми лучше работать через демонстрацию последствий, — продолжает женщина. — Если ребенка ругать, он будет игнорировать и обесценивать правила. Приучать детей можно в любом возрасте, но чем старше ребенок, тем больше смысла и ценности нужно вкладывать в объяснения.

Из чувства протеста сын Дарины порой может сделать вид, что выбрасывает мусор не в ту коробку, или нарочито чистит зубы с включенной водой.

— Просто маленькие дети обычно проверяют границы. В таком случае нужно напомнить, для чего мы это делаем, почему это важно. Взрослому человеку, чтобы понять и закрепить информацию, нужно 30 повторений, детям — 300. Запаситесь терпением!

В семье белорусов не оставляют включенным свет, когда выходят из комнаты. Сын Миша не пользуется гаджетами и только под Новый год впервые посмотрел мультфильм — на проекторе.

— Сине-белый спектр экрана негативно влияет на нервную систему человека. ВОЗ не рекомендует гаджеты детям до 3 лет. Я работаю с детьми и по опыту знаю, что это влияет на дисциплину, концентрацию внимания, развитие и формирование новых привычек. Гаджеты — это уже про разумное мышление, — говорит Дарина.

В ее семье пользуются гибридным автомобилем, собирают листья с участка и заказывают их вывоз. А также учат ребенка экономии во всем.

Миша, например, уже сам проводит ревизию своих игрушек. Есть коробка с актуальными, «на потом» и «на подарок другим».

— К сожалению, в Беларуси нет такой практики — ярмарок, куда волонтеры приходят чинить игрушки, где можно оставить старую и купить новую. Но то, что вам не нужно, примут в детских центрах, школах, купят на барахолке. И еще: не стоит формировать привычку, когда все гости обязательно дарят подарки. Пускай ребенок радуется людям, а не тому, что они приносят.

Согласны с таким подходом?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Полностью поддерживаю!
Игрушек должно быть много

Еще один важный пункт из экологической повестки семьи — подгузники. Во время беременности женщина задумалась о многоразовых, но засомневалась: слишком много придется запускать стиральную машину.

— В итоге я выбрала эко-френдли, не испытываемые на животных, максимально разлагаемые. Также мне понравились многоразовые непромокаемые пеленки — их можно закидывать в стирку раз в неделю. Вместо влажных салфеток я использовала влажную туалетную бумагу. Ватные палочки принципиально беру на деревянной основе, покупаю средства гигиены и уборки эко-френдли, — говорит она.

«Впервые телефон сыну мы купили недавно — на 10-летие»

Валерия и Максим живут в Бобруйске, воспитывают сына и дочь (10 лет и 3 года соответственно). Женщина работает бухгалтером, муж — бизнесмен. В последние годы его направление связано с экологией: мужчина занимается биозащитой сельхозкультур — когда для борьбы с вредителями в промышленных теплицах вместо химии преимущественно используются их природные враги — насекомые-энтомофаги.

Экопривычки завелись в семье белорусов, когда супруга впервые забеременела.

— Мне было 28 лет. Хотелось дать ребенку самое лучшее и безопасное, поэтому начала «копать» информацию. Сначала это касалось составов бытовой химии, уходовых средств, продуктов для ребенка, а потом и для взрослых — и постепенно я пришла к вопросам экологии. За 10 лет это уже настолько вошло в нашу жизнь, что сложно отделить экопривычки от обычных, — начинает Валерия.

Она говорит, что специально детей приучать к такому стилю жизни не пришлось: они просто повторяют действия родителей и воспринимают это как должное.

— У нас нет глобальной цели быть экологичными, но есть общее понимание, что нужно жить «правильно»: не есть продукты с откровенной химией, разделять отходы, помогать нуждающимся, бездомным животным, ставить кормушки для птиц — в общем, делать все, чтобы наши дети жили в лучшем мире, чем мы, даже если именно сейчас это невозможно, — рассказывает Валерия.

И что конкретно делает семья? Во-первых, они экономят свет и воду — это выглядит самым простым, потому что влияет на бюджет.

— Легко объяснить детям в младшем возрасте, что за ненужный расход воды и света мы больше заплатим, а они поэтому получат меньше вкусняшек в этом месяце, — улыбается Валерия.

Еще белорусы сортируют мусор и объясняют детям, что 100 килограммов бумаги спасут одно дерево.

— Очень помогают конкретные цели. Например, сейчас в городе проходит акция «Сдай макулатуру — спаси собачье сердечко», где на вырученные деньги покупают корм для собачьего приюта. Или известный проект «Новая жизнь в обмен на крышечки» — мне кажется, любому ребенку будет интересно участвовать в таких инициативах.

Многоразовые подгузники не зашли — опять же из-за больших затрат времени, воды и электричества на ежедневную стирку.

Квартира большая, поэтому в семье завели специальную коробку для бумаги и пакеты для стекла и пластмассы. Крышечки тоже относят в пункт сбора. Все серьезно.

— Не сказала бы, что это занимает много времени. Хотя на первом этапе понадобится сила воли, чтобы выработать привычку, — отмечает женщина.

А какое здесь отношение к игрушкам?

— Я предпочитаю покупать мало вещей, но качественных. Мне, наверное, повезло: у меня совсем не истеричные дети. Старший вообще спокойно относился к ограничениям по игрушкам, младшая сейчас может пустить слезу, но через минуту уже спокойна, — рассказывает Валерия. — С точки зрения вещей это проблема скорее моя: хочется, чтобы у них было все! Хорошо, что потом есть кому все это передать: часть раздаю, что-то продаю — стараюсь, чтобы у каждой вещи была вторая жизнь.

Насчет гаджетов: Валерия говорит, что проблема не в самих устройствах, а в том, что порой они заменяют детям общение с родителями и друзьями, отвлекают от книг и хобби.

— Впервые телефон сыну мы купили недавно — на 10-летие. Поставили родительский контроль. Хотелось бы уменьшить количество времени, проведенного в гаджетах. Но начинать нужно с себя, а это в современном мире очень сложно, — признает бобруйчанка.

Как ввести экопривычки в семью? Чек-лист от наших героев
  1. Начните с себя. Разберитесь, зачем вы вообще это делаете, насколько комфортен для вас такой образ жизни.
  2. Займитесь подсчетами. Выясните, сколько экономите на воде, свете и так далее. Оцените плюсы и расскажите о них ребенку.
  3. Не отменяйте свои же правила. Сегодня постарались, а завтра «забили» — так не пойдет. Последовательность воспитания формирует надежные отношения, закрепляет привычку.
  4. Не делайте за ребенка — помогайте ему, подсказывайте. Например, берите за ручку и ведите к мусорке.
  5. Закрепляйте сделанное позитивом. Покажите, как вы радуетесь, какой ребенок молодец.


Партнер проекта — унитарное предприятие «А1»

Компания A1 выпустила экологический комикс про приключения Эвы и Севы, чтобы дети и подростки могли больше узнать о том, как позаботиться об окружающей среде.

В первой части «Эва і Сева. Загадкавая справа тэхнікі» читатели знакомятся с главными героями — братом и сестрой, из дома которых внезапно исчезают все старые электроприборы. Любознательные школьники пытаются найти следы пропавшей техники, а читатели узнают о том, почему важно грамотно утилизировать старые устройства.

Комиксы будут распространены по учебным заведениям сети «Зеленых школ», а их онлайн-версию можно найти на сайте A1 в разделе ESG.

Спецпроект подготовлен совместно с унитарным предприятием «A1», УНП 101528843.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by