Пара из Жлобина весь прошлый год собирала деньги, чтобы на осенние каникулы слетать с детьми в Египет. Путевку покупали в проверенном месте: с этим агентством супруги отдыхали уже не раз. Однако за несколько дней до вылета выяснилось, что билеты и отель для семьи забронированы не были. Разгорелся конфликт, который закончился судом и исполнительным производством. На момент публикации турфирма по-прежнему должна семье около 12,5 тыс. рублей. «Но больше всего меня удивляет, что агентство работает и продает людям туры», — возмущается обиженная туристка. Рассказываем, что произошло, и на примере этой истории разбираемся, как застраховать себя от сорванных планов и отпусков.
Ирина собиралась на отдых вместе с мужем и двумя детьми — 6 и 12 лет. Специально выбирали тур на осенние каникулы, чтобы было поменьше пропусков в школе. За несколько недель до поездки жительница Жлобина заключила договор с минским центром туризма «Чудеса света» и внесла полную предоплату — 15 116 рублей. Сумма для семьи ощутимая, но что поделаешь: сейчас отдых в Египте сильно подорожал.
— Мы уже два раза летали в отпуск с этим агентством, и никаких вопросов не было. В офис в Минск я не ездила, мы все время общались онлайн, с директором переписывались в Viber. Он всегда спокойно отвечал на вопросы и детально все объяснял, каждый раз уделял много внимания.
Ирина знала, что для посадки в аэропорту достаточно паспортов, но все равно хотела до вылета получить подтверждающие документы.
— Я стала вызванивать директора: дайте нам ваучер. Хорошо, электронные билеты не нужны, но ваучер-то для заселения в отель нужен? Он все время переносил: «Сейчас я не в городе, вот-вот вернусь». Я говорю: «Так что, вам некому поручить? Вы же сами утверждаете, что все онлайн, решается за две минуты». И тогда я уже начала волноваться.
О том, что отдых под угрозой срыва, стало известно за два дня до вылета.
— Директор мне говорит, что билеты забронированы не были и что это не его ответственность. Рассказал историю, что есть какой-то второй учредитель, который снял со счета все деньги. А сам директор якобы узнал об этом, когда приехал уже распечатывать мне документы. Я, конечно, удивилась, но он обещал: «Я свои деньги заложу за тур, вы в любом случае улетите».
Однако свободных билетов на каникулы в продаже уже не нашлось. В турфирме семье предложили перенести вылет на неделю и даже пообещали скидку в 500 рублей в качестве компенсации за неудобства. Но Ирину такой вариант не устроил. Она уверяет: в других агентствах предложения на эти даты оказались гораздо более выгодными даже без каких-либо скидок и компенсаций.
— Мне объяснили, что на каникулах просто был пик по цене, а спустя неделю путевки подешевели. И нам с ходу предложили цену на $600 ниже, чем в «Чудесах света» с учетом компенсации. И тогда я решила: мы расторгаем договор и бронируем тур в другом месте. Директор обещал, что постарается быстро нам все вернуть, чтобы мы могли оплатить этими деньгами поездку.
До вылета решить вопрос с возвратом не получилось, поэтому пришлось за свои деньги покупать еще одну путевку. «Кое-как возможность нашли», — описывает ситуацию женщина. За новый тур (в тот же отель, но на более поздние даты) семья заплатила 11 700 рублей.
— Когда мы вернулись, директор обещал перекидывать нам деньги маленькими суммами на карту. Каждый день обещал и ничего не присылал. Я обратилась за помощью в общество защиты потребителей в Гомеле, отправила претензию. После этого мне перечислили 4000 рублей — это было в середине ноября. На этом все. Сначала директор разговаривал со мной спокойным голосом, а потом или не брал трубку, или грубо отвечал, чтобы я его не беспокоила. Надо было просто сидеть и ждать.
Ирину такой сценарий не устроил, и она написала заявление в милицию с просьбой провести проверку по факту мошенничества. В возбуждении уголовного дела женщине отказали и порекомендовали обращаться в суд, поскольку это гражданско-правовые отношения.
В иске туристка просила вернуть ей все невыплаченные деньги, а также неустойку в размере чуть более чем 4300 рублей и моральную компенсацию 2000 рублей. В декабре прошлого года суд Жлобинского района рассмотрел требования и решил, что компания должна возместить туристке:
Также турфирму обязали заплатить штраф в местный бюджет.
Ирина говорит, что, несмотря на решение суда, всех денег она так и не получила. Было возбуждено исполнительное производство, счет компании арестовали, должнику ограничили выезд из страны. Это все, чего смогла добиться туристка.
Она также написала письма в прокуратуру и администрацию президента, но пока без результата.
— Самое интересное, что турфирма до сих пор работает, я лично звонила по телефонам и писала им в марте. И мне предлагали варианты по турам, то есть они продолжают вести переписку. Я спрашивала у судебного исполнителя: «Как это возможно? Неужели нельзя конфисковать стол, телефон, калькулятор?» Но мне ответили, что у них в собственности нет никакого имущества.
Турфирма действительно продолжает работать — об этом нам рассказала еще одна туристка, Дарья. Она связалась с редакцией после неудачной попытки слетать на отдых на Шри-Ланку в марте этого года.
— Мы попали в «Чудеса света» в середине февраля (то есть уже после возбуждения исполнительного производства по результатам суда с Ириной. — Прим. Onlíner). Купили тур, заплатили все в полном объеме. Должны были лететь с подругой 12 марта. Очень долго не видели ни билетов, ни ваучеров — все получили только 10 марта. Но меня смутило то, что директор фирмы в последний момент предложил лично подъехать к поезду, чтобы передать страховки. Приехал и сказал, что наш отель переполнен, предложил другой вариант.
Замена отелей — это довольно распространенная в туристическом бизнесе история, но Дарье и ее подруге альтернативный вариант категорически не понравился. Девушки в последний момент отказались от поездки и написали заявление на возврат.
Дарья говорит, что в их случае ждать денег месяцами не пришлось. Туристы сначала прислали претензию с требованием возврата, а потом пошли в РУВД. После этого получили обратно все, что заплатили.
— После написанного заявления о возврате директор обещал все вернуть через неделю, но деньги вернулись только после нашего обращения в РУВД (прошло более двух недель), — отмечает Дарья.
Казалось бы, конфликт исчерпан, но девушка все равно намерена отстаивать свои права в суде. Она уже направила иск к турфирме с требованием выплатить ей 1000 рублей денежной компенсации и неустойку в размере 1500 рублей.
Собеседница настаивает на том, что выбранный ими первоначально отель никто не бронировал — такую информацию она получила от туроператора Anex уже после конфликта с агентством. Как Дарья выяснила по телефону, в системе не было заявки по этому отелю в феврале (после оплаты тура). А вот в марте бронь появилась — но уже на тот отель, куда девушки ехать не захотели. Дарья не понимает, почему ее деньги не были сразу же перечислены туроператору.
Здесь важно пояснить, как в принципе устроена работа с бронированием туров в турбизнесе. Есть крупные туроператоры (например, Anex или Tez Tour), которые занимаются организацией и продажей туров. Иногда у них можно купить тур напрямую, но чаще всего они продают путевки через турагентов, которые являются всего лишь посредниками и получают комиссию за свое участие в цепочке «турист — туроператор».
Любая покупка тура по идее должна заканчиваться оформлением брони у конкретного туроператора. Если после оплаты брони в системе туроператора заявки не появилось, следует поинтересоваться, как используются деньги туриста.
За комментарием мы позвонили директору центра туризма «Чудеса света». Он подчеркнул, что компания работает на рынке туруслуг уже девять лет. За это время в путешествия съездили тысячи туристов. Среди такого количества могут найтись и единичные недовольные клиенты.
Директор отметил, что с Дарьей, которая вместе с подругой собиралась на Шри-Ланку, «вопрос давно закрыт». При этом собеседник признал, что в работе с ней были допущены нарушения.
— Почему в системе Anex не оказалось брони того отеля, который выбрала Дарья? — уточняем.
— Смотрите, как происходит процедура бронирования. Турист приходит к нам, передает денежные средства, мы выбиваем чек, делаем договор. В момент, когда происходит это мероприятие, цена может поменяться. Цена изменилась, и по ней мы не смогли через Anex забронировать то, что она захотела. Я попробовал сделать это частично через других партнеров. Этого не получилось. < …> И в последний момент я «посадил» ее на соседний отель, но она от него отказалась.
— Но вы же обязаны предупреждать туристов о том, что не удалось забронировать тур у конкретного туроператора? Что есть какие-то проволочки?
— По законодательству обязан, здесь этого сделано не было. Поэтому Дарья на это и давит. В этом наша проблема, что мы попали на большой штраф. Туристам мы все вернули, это уже другой вопрос.
Что касается бронирования Ирины, которая на осенние каникулы не смогла улететь с детьми в Египет, остаток по-прежнему не выплачен, соглашается директор. Из-за этого заблокирован лицевой счет, а это, в свою очередь, почти парализовало работу агентства.
На вопрос, почему тогда не удалось отправить туристов в заранее оплаченную поездку, Павел отвечать не захотел. А вот растянувшийся на долгие месяцы возврат денег он объяснил эмоциональным поведением со стороны клиентки.
— Наша организация не предоставила Ирине тур. Мы были обязаны либо предложить другой тур, который ее устроит, либо вернуть деньги. В итоге она пошла в другие агентства, нашла бо́льших «скидочников» и сказала: «Если дадите мне тур по этой стоимости, я улечу». Но продавать туры ниже себестоимости я, к сожалению, не могу. Поэтому было решено вернуть ей деньги. Частично они были ей возвращены. < …> Потом она решила меня по всем инстанциям потягать, сказала, что подключит всех своих знакомых. И тогда я встал в позицию, — объясняет затянувшийся конфликт директор.
Он заверил, что вопрос с туристами из Жлобина будет решен в ближайшие несколько недель. И тогда турфирма рассчитывает вновь заработать в полную силу.
— Сейчас мы работаем, но не на 100% своих возможностей, потому что есть вопросы с расчетным счетом. В компании два сотрудника, они работают на совсем маленькие ставки, — поясняет директор.
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к туроператору Anex в Беларуси. В компании отметили, что с центром туризма «Чудеса света» не сотрудничают с октября 2023 года. Причина — нарушение условий оплаты, непредоставление отчетов.
По нашей просьбе представитель туроператора также поделилась общими правилами, как избежать неприятных историй во время покупки тура.
Самое главное и в то же время банальное — обращаться только к проверенным турагентам и не гнаться за супернизкой ценой, отмечают в компании. Цены агента и туроператора, которые указаны на сайте, не должны различаться более чем на 10—15%. Разница в полтора-два раза крайне сомнительна.
Дальше смотрим на документ, который вы подписываете. Согласно новому закону «О туризме», с 1 января 2023 года туристы заключают договор непосредственно с туроператором (исполнителем), а агентство работает как посредник. Ищите в документе информацию о туроператоре, а также номер доверенности агента и дату его выдачи. Если вам дают подписать договор старого образца, это должно насторожить.
В договоре также должны быть указаны стоимость каждой услуги в туре (отдельно авиаперелет, отель, трансфер), даты вылета и прилета, а также реквизиты турагента: расчетный счет, УНП, юридический адрес.
Следующая рекомендация касается оплаты тура. По новому закону для этого предусмотрено два способа. Турист может перевести деньги напрямую на счет туроператора — в кассе банка или через мобильное приложение. Второй вариант оплаты — через кассу турагента (с чеком) либо на счет турагента безналичным платежом. Переводить деньги за тур «кому-то на карточку» точно не стоит.
Если все равно остаются сомнения в том, создана ли заявка по вашему туру, можно обратиться напрямую к туроператору и уточнить эту информацию. В Anex, например, сейчас разрабатывают опцию, чтобы туристы могли по номеру заявки и электронной почте подтвердить бронь на сайте туроператора. Пока этой системы нет, сотрудники готовы и дальше отвечать на звонки обеспокоенных туристов, которые не доверяют агентам на 100%.
— Но здесь мы возвращаемся к первому пункту: зачем бронировать тур у агентов, которым вы не доверяете? Если вы встретили объявление о дешевом туре в Instagram, посмотрите, живая ли эта страница, есть ли у этого агента офис, сайт, почитайте отзывы, убедитесь, что вы доверяете свои деньги и отдых проверенному агенту, — настаивает представитель Anex Ирина.
Время от времени всплывают истории, когда турист давно перевел деньги за тур, а заявка на бронирование в системе туроператора отсутствует, подтверждает специалист.
— Из недавних случаев — у нас были туристы по Таиланду, которым говорили, что тур на март забронирован еще в декабре, но якобы из-за задержки с визами он был перенесен на апрель. Мы проверили и увидели, что все эти месяцы у нас в системе не было никакой заявки на тур — только конечная, на апрель, причем на другой отель. Это значит, что деньги от туристов поступили, но нам их никто не перевел.
Что будет, если турагент поступил недобросовестно по отношению к туристу и об этом стало известно туроператору? Вероятнее всего, агента лишат доверенности, и в дальнейшем он не сможет бронировать туры от имени этого туроператора.
Как часто туристы пытаются вернуть деньги через суд и каков правильный алгоритм, мы спросили у Андрея Бабича, юриста Белорусского общества защиты потребителей.
— Раньше обращений по турфирмам в связи с форс-мажорными обстоятельствами было гораздо больше. Сейчас через Киев никто не летает, ковид закончился — все более-менее стабильно. В основном турфирмы работают качественно, истории с возвратом денег скорее исключение, чем правило, — отмечает юрист.
— Как вернуть деньги, если турфирма не делает этого добровольно?
— Сначала пишется досудебная претензия, которую можно отправить на почту или же вручить под роспись. Если ответа не последовало, через 14 дней готовится иск в суд. Срок рассмотрения в суде по таким искам — до двух месяцев, но, как правило, это два-четыре заседания. Шансы вернуть деньги по суду вполне реальные, если договор не исполнен.
— Какую моральную компенсацию можно взыскать?
— Скромную — как правило, это 100—200 рублей. Но в моей практике были случаи, когда были моральные компенсации и по 1000 рублей. Но чаще — до 250 рублей.
— Что делать, если, несмотря на решение суда, деньги не возвращают?
— Через 15 дней после решения суда истец получает исполнительный лист и передает его судебному исполнителю, который принимает разные меры: например, арестовывает движимое и недвижимое имущество должника. Если должник — крупная компания, то высок шанс, что вы получите деньги незамедлительно. Если это мелкий предприниматель, можно не получить ничего. Наверное, нужно продолжать проявлять настойчивость, писать письма в разные инстанции. Если пострадавших двое и больше, может быть возбуждено уголовное дело по статье 209 УК Беларуси («Мошенничество»).
21 апреля в 22:00 состоится знаменитое противостояние между «Реал Мадридом» и «Барселоной». Это больше, чем просто матч — это битва гигантов, страсть, которую не передать словами.
Букмекерская контора «Марафон» дарит вам уникальную возможность стать частью этого события и сделать ставку с повышенными коэффициентами:
• победа «Реал Мадрида» — 1,952;
• победа «Барселоны» — 4,00;
• ничья — 4,20.
И это еще не все. При регистрации на сайте marathonbet.by с промокодом WIN200 вы получите бонус 200 рублей. Первая ставка с нами — беспроигрышная. В случае неудачи БК «Марафон» сделает возврат.
Подробные условия бонуса читайте на сайте.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by