04 апреля 2024 в 8:00
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Этого зверька можно увидеть только под Несвижем. Рассказываем про колонию необычных грызунов

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Максим Тарналицкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«Видишь суслика? И я не вижу. А он есть» — эта культовая фраза из старого фильма «ДМБ» просто идеально вписывается в белорусский контекст. Долгое время этот взбалмошный грызун плотно населял земли около Несвижа. Потом человек пошел на него войной, обвинив во вредительстве, а позже опомнился. После включения в Красную книгу о нем благополучно забыли и долго не видели. 

Вновь про суслика вспомнили шесть лет назад, когда зоолог Сергей Шокало нашел на юге Минской области солидную колонию грызунов и сейчас активно борется за ее сохранность. Мы съездили в Сусландию, запечатлели несколько десятков зверьков и записали историю смотрителя последних белорусских крапчатых сусликов, который мечтает о том, чтобы они тоже стали своеобразным символом Несвижа.

«Я просто пошел на поле и нашел грызунов»

С Сергеем Шокало — нашим гидом по стране сусликов — мы встречаемся у его дома в Несвиже, буквально в нескольких минутах от знаменитого парка Радзивиллов. Он долго жил в Минске, работал в Академии наук, но около 15 лет назад переехал на родину супруги. На приусадебном участке Сергей создал огромную коллекцию больших редких попугаев и других птиц, о которых готов рассказывать часами. Но этим его интересы не ограничились. Например, он активно интересовался цитрусовыми и еще в 1994 году вывел новый сорт лимона, который назвал «Амазона». И это еще не все.

— Когда я переехал в Несвиж, просек, что в этом районе прежде обитали суслики, о которых я раньше не знал, — садясь в наше служебное авто, говорит Сергей. — Построив дом, стал глубже изучать тему, и в 2011 году наткнулся на научную статью, в которой говорилось, что поселения сусликов нашли под Кореличами. Это меня еще больше подстегнуло. Я начал вслепую ездить по полям и искать. Не знал, как это делать, но желание было. В 2017-м мне охотники рассказали, что видели сусликов рядом с деревней Богуши, в 8—10 километрах от Барановичей. Уже через час я был на месте и нашел множество жилых нор. Там обитало порядка 60 зверьков. Увы, за три года колония исчезла…

Выехав из Несвижа, мы двинули на восток, в сторону агрогородка Бобовня, а Сергей продолжил свой рассказ.

— Та находка еще больше вдохновила меня. И вот однажды я ехал по это дороге, как мы сейчас с вами, и с левой стороны увидел дикое поле. На нем и нашел сусликов. Мы к нему, кстати, уже подъезжаем. Ориентир — вон та водонапорная башня у фермы. Это и есть Сусландия — наша страна сусликов, — говорит мужчина и показывает на огромное холмистое поле рядом с деревней Юшевичи.

Травили цианистым калием и заливали норы водой

Выйдя из машины, мы пошли искать зверьков. Если честно, поле нас ничем не впечатлило, но для нашего грызуна это идеальное место. Суслики обожают сельхозполя, на которых активно пасут скот. На таких территориях на стыке Гродненской, Брестской и Минской областей они жили столетиями.

— А как они здесь оказались? Кто-то говорит, что им помог распространиться один из Радзивиллов, получивший сусликов в подарок, — интересуюсь у Сергея.

— Это сказка. Думаю, ему подарили либо мангуста, либо европейского суслика. Не представляю, как можно было привезти суслика, выпустить — и он вдруг начал размножаться, распространяться, минуя реки. Он же плавать не умеет. На мой взгляд, сюда когда-то пришли кочующие племена, пригнавшие за собой скот, а с ним и сусликов.

Они жители степей, а Копыльская гряда и Новогрудская возвышенность по своей структуре являются подобием остепененных участков.

По словам Сергея, в этом регионе долгое время суслик был самым распространенным грызуном. Человек быстро нашел ему применение: из него вытапливали жир, заготавливали шкурки, а во время Первой мировой войны сусликов ловили и ели. А дальше в зверьке идентифицировали вредителя зерновых и пошли на него войной: травили газом, цианистым калием, мышьяком и прочими химикатами, заливали норы водой, ставили капканы… Добила зубастых малышей перепашка полей и использование удобрений. В итоге численность упала так, что 20 лет назад суслика внесли в Красную книгу и до 2018 года ученые не фиксировали его. Но наперекор всему наш крапчатый суслик оказался стойким, выжил и покидать свои норы под Юшевичами вроде как не собирается.

Местные жители, как и работники фермы, о грызунах прекрасно знали, но никто не мог подумать, что для Беларуси это очень редкий зверек и обходиться с ним нужно аккуратно.
Что нужно знать о белорусском сусилке
  • Живет не более 5 лет. Длина может достигать 30 сантиметров.
  • Дальний родственник белки.
  • Питается различными злаками, семенами, а также не брезгует насекомыми.
  • У каждого взрослого суслика своя нора.
  • В зимнюю спячку суслики уходят осенью, но некоторые старые особи могут отправиться на отдых уже в конце июля. Спит суслик сидя.
  • С 2005 года занесен в Красную книгу Беларуси.
  • На 2022 год численность сусликов в колониях под Несвижем составляла порядка 5 тыс. особей.
  • Во время зимовки погибает порядка 20—35% колонии сусликов.

На поле Сергей сразу же указал на дырку в земле. Этим круглым отверстием оказалась жилая нора.

— Видите, из нее вылетела муха — значит, здесь есть зверек, — наклонившись, говорит Сергей. — Рядом у жилой норки обычно лежит кучка помета.

Осмотревшись, наш эксперт заприметил вдали пару наблюдавших за нами зверьков. Затвор камеры фотографа Максима защелкал, как пулемет, но Сергей сразу остановил его: погода сегодня солнечная, для сусликов замечательная, а значит, все самые интересные кадры еще ждут нас впереди.

— Только двигаться будем медленно: суслики пугливые, близко к себе не подпустят, — почти шепотом предупреждает Сергей.

Зоолог оказался прав. Вскоре на дисплее камеры Максима стали появляться зубастые крапчатые малыши. Один спрятался в траве.

Другой встал на задние лапки и черными глазищами разглядывал непрошенных гостей.

А третий вообще оказался храбрецом: засел в трех метрах от нас и до последнего отказывался убегать.

Мы охали и ахали от удивления, а Сергей спокойно объяснял, что в конце февраля суслики вышли из спячки и сейчас у них брачные игры: парни боксируют, активно гоняют по полю конкурентов, пытаясь привлечь внимание девчонок. Правда, все самое интересное не увидит даже зоркий объектив внимательного Максима: парочки уединяются где-то в глубине норок.

Картинка — просто идиллия. Грызуны бегают, резвятся, попискивают друг дружке, ныряют в норки, из которых потом вновь появляются любопытные мордашки. Однако все далеко не так весело и задорно, как может показаться. И Сергей это подтверждает: жизнь сусликов — сплошная борьба за существование в мире, полном врагов. Для наглядности он показывает на пятнистую птицу, которая плавно облетает поле.

— Это зимняк — канюк, враг суслика. Жрет их постоянно. Птица перелетная, гнездится в тундре, охотится на леммингов. До начала мая, пока в тундре лежит снег, эта птица будет в Беларуси, — объясняет Сергей. — И у меня есть множество фотографий, на которых видно, как зимняк несет в своих лапах зверька.

Зимняк не единственный сусликовый агрессор: на них нападают вороны, тетеревятники, луни, атакуют лисы и даже коты, прибегающие в колонию из деревни и с ближайшей фермы. Грызун ответить хищнику достойно не может и просто прячется в норках. Некоторые строят их исключительно ради того, чтобы переждать опасность. Но и это не всегда спасает. Чтобы добраться до бедного суслика, лисы готовы рыть вот такие огромные ямы. Неудивительно, что эти крапчатые зверьки не доживают и до 5 лет.

Ноль сусликов и ядовитый жук

Наши герои живут не только на поле под Юшевичами. Есть еще несколько точек, где в прошлом году Сергей наблюдал грызунов. Одна из них находится возле деревни Рымаши. Мы ехали туда с надеждой увидеть еще сусликов, но в итоге нашли только прошлогодние норы. Проходив по полю минут десять, Сергей предположил: местная группировка сусликов либо окончательно исчезла, либо еще не проснулись.

— Зато клещи уже есть! В гости к сусликам нужно ходить осторожно, — говорит Максим, сбрасывая со штанов пятерочку членистоногих.

— Я в 2022 году проводил исследование, и сусликов тут хватало — порядка двух десятков. Все-таки не хочется верить, что они окончательно пропали с этого поля. Может, действительно не проснулись, — предполагает Сергей.

С такой же ситуацией мы столкнулись у деревни Колосовщина в Копыльском районе. Грызуны здесь жили прямо возле дороги. Пройдясь вдоль гравийки, мы нашли только одну жилую нору, зато заметили убегающих вдаль пугливых косуль…

…и странного жука.

— Это майка. Если взять его в руки, он, защищая себя, начинает распылять ядовитую жидкость. Она вызывает раздражение, нарывы, а у некоторых — расстройство дыхательной системы, — предостерегает зоолог.

Так и не увидев больше зверьков, мы отправились обратно к Несвижу.

Казалось бы, суслик у нас под защитой, и на поле под Юшевичами даже установили специальный знак: он сообщает о том, что вредить грызуну запрещено законом. Но Сергей Шокало пока настроен скептически: с каждым годом колоний становится все меньше.

— Если суслика не защищать, делать это будет некому. Он находится в третьей категории Красной книги, куда включены уязвимые виды. Там же был и хомяк, который окончательно пропал. В следующем году выйдет новая редакция Красной книги, однако я сомневаюсь, что суслика переместят в другую категорию. Все идет к тому, что он может исчезнуть. Чтобы этого не произошло, я как могу стараюсь привлекать к проблеме внимание общественности.

«Сусландия может стать настоящим центром экотуризма»

Но как тогда сохранить суслика? В неволе сделать это точно не получится. В Киевском зоопарке попробовали, но уже пять лет они никак не могут принести потомство. Сергей уверен, что для сохранения зверька нужно перестать перепахивать поля возле колоний и не вываливать на норы навоз, который затапливает грызуна. А еще — создать рядом территории-спутники, куда зверек мог бы самостоятельно мигрировать. Либо расширить одну из существующих колоний, подселив туда грызунов из Сусландии.

— Других вариантов я не вижу. Да их и нет, — коротко добавляет собеседник. — Но делать это нужно оперативно. Начиная с 1920-х годов численность сусликов сократилась более чем на 90%. На данный момент жизнеспособны всего две локальные группировки: Юшевичская и Сейловичская. Остальные или загнулись, или очень слабые.

Что касается поля возле Юшевичей, в нем эксперт видит огромный потенциал.

— В идеале это место спокойно могло бы стать центром экотуризма, а суслик — еще одним символом Несвижа. А почему бы и нет? В Словакии люди буквально толпами ходят смотреть на европейского суслика. И это классно! Вы так не увидите ни лося, ни косулю, ни медведя — никто из них не подпустит к себе настолько близко, как эти зверьки. А наблюдать за ними — одно удовольствие, — размышляет Сергей. — Эти поля притягивают огромное количество хищных птиц.

В том числе виды, которые в Беларуси считаются исчезнувшими. К примеру, пару лет назад здесь наблюдали орла-карлика, для которого суслик в свое время являлся основной пищей в Центральном Черноземье.

Кроме того, сюда прилетают большой и малый подорлики. Это клондайк хищных видов птиц, и бердвотчеры приезжают сюда регулярно. Но нужно, чтобы в этом были заинтересованы не только энтузиасты, но и местные жители. Так что в этом случае обязательно нужно находить компромисс.

Кстати, если вы в последние годы видели сусликов и готовы рассказать о местоположении колонии, напишите нашему журналисту. Мы обязательно передадим эту информацию Сергею Шокало.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by