«Самые модные девчонки на районе», — так шутят про своих ярко одетых собак Сергей и Ольга Шкваренко. Каждый вечер после работы супруги выходят гулять в парк именно в такой компании — с девчонками Дейной и Джесс (порода — малая английская борзая). В каком-то смысле животные заменили паре детей, и этого никто не скрывает. «А как же ребенок? Не хотите усыновить?» — такие вопросы раньше могли выбить Ольгу из колеи на несколько дней. Сейчас она относится к бездетности спокойно: так вышло, надо просто принять. О том, каково это — всю жизнь прожить без детей и почему не всем подходит вариант с усыновлением, говорим сегодня в непростом интервью.
Ольге 45 лет. О попытках забеременеть она рассказывает без надрыва: за все интервью голос ни разу не дрогнул, не было даже намека на слезы. Кажется, для нее это уже давно пережитая история.
Но так было не всегда. В свое время супруги предприняли очень много попыток зачать ребенка — и каждый раз неудачи заканчивались истериками, апатией и ни с чем не сравнимой болью. Чтобы поддержать тех, кто прямо сейчас переживает такие сложные чувства, Ольга решилась на этот откровенный разговор.
— Мы поженились, когда мне было 26 лет, а Сергею — 24, — вспоминает героиня, передавая поводок с собакой мужу. — О ребенке задумались практически сразу: съездили в свадебное путешествие и перестали предохраняться. Я очень хотела детей, всегда любила с ними возиться. И меня дети тоже любили когда-то… Полгода прошло, а беременность так и не наступила. Первой забила тревогу моя мама, и мы сразу пошли проверяться.
Врачи обнаружили кисту на одном из яичников — казалось, что причина именно в этом. Ольге сделали операцию и дали еще год на самостоятельные попытки зачать ребенка. Но положительных тестов девушка так и не дождалась.
— Через год мы с мужем пошли в специализированный центр. Анализы, спермограмма, УЗИ — обследовали нас по полной. Каких-то видимых причин для бесплодия не нашли. У мужа спермограмма оказалась не очень хорошей, но все же активные и подвижные сперматозоиды были в достаточном количестве. А у меня все обследования были в норме.
Для начала супругам предложили сделать несколько инсеминаций (это когда женщине в полость матки вводят концентрат сперматозоидов от мужа или донора). Результата не было. Тогда медики посоветовали не терять время и переходить к более сложным методам репродуктивной медицины.
В 28 лет Ольга сделала первую попытку ЭКО, в 35 — последнюю. Всего их было восемь.
— Поначалу мы искренне надеялись, что все получится. Нам на пальцах объяснили, что это за метод: яйцеклетка встречается со сперматозоидом в пробирке, получается эмбриончик, и его пересаживают женщине. Я искренне верила, что они должны во мне прижиться и что все будет хорошо.
Из восьми попыток пять были полноценные: Ольга проходила все этапы гормональной подготовки, потом у нее забирали яйцеклетки и далее подсаживали эмбрионы. И еще три раза женщине делали подсадку замороженных эмбрионов, которые оставались от предыдущих попыток.
Все это время в клинику приходилось ездить почти как на работу — на консультации, анализы, подсадку. Ольге было непросто переносить это физически, но еще тяжелее давалась моральная сторона.
— После каждого ЭКО приблизительно на третий день я шла за тестом. Как же мне хотелось увидеть две полоски, вы не представляете, — вспоминает тот период белоруска. — Первые две попытки были полностью неудачные, беременность не наступала. А вот остальные шесть давали призрачную надежду. Бледные полоски на тесте, рост гормона ХГЧ указывали на беременность. И буквально за несколько дней до УЗИ, когда можно было услышать сердцебиение плода, у меня открывалось кровотечение. Самопроизвольный выкидыш на раннем сроке.
Заканчивалось это многочасовой истерикой — Ольга признается, что в такие дни ей было сложно контролировать свои эмоции. Каждая неудача воспринималась как большая потеря.
— Но потом ты успокаиваешься и думаешь: «Ладно, попробуем еще раз». А потом еще и еще. Зацикленность на ребенке была конкретная — все эти годы. Чего я только ни делала: и по монастырям ездила, и в приметы разные верить стала: за живот беременной подержаться, фигурку аиста на подоконник поставить, фикус вырастить. Еще я прочитала на форумах, что надо вышить своими руками картинку «Три ангелочка» — тогда точно забеременеешь. И я тоже стала вышивать: искренне верила, что это поможет.
— Были еще сказочники на форумах, которые рассказывали, что долгое время не могли зачать ребенка, а потом съездили в отпуск, расслабились — и все получилось, — включается в разговор Сергей. — Мы тоже раза два-три съездили — ничего не получилось. И потом уже поняли: это очередные сказки.
Когда стало очевидно, что лечение заходит в тупик, наступила апатия. Беременные женщины стали вызывать неприятные чувства, признается Ольга.
— Я даже в парк не могла выйти, потому что там были одни беременные… Особенно весной, когда они раздеваются и видны все эти животики. А мамочки с колясками… Я потом приходила домой и чуть ли не билась в истерике: «Почему у всех получается, а у меня нет?» Вот эта мысль не давала покоя.
В какой-то момент Ольга решила: если ей так хочется о ком-то заботиться, почему бы им с Сергеем не завести собаку. Так в семье появился тойтерьер, который год назад, к сожалению, умер (после него супруги взяли на воспитание английских борзых). Собаке удалось невозможное: она забрала все внимание хозяйки и помогла переключиться с навязчивых мыслей о ребенке.
— В 35 лет, после восьмой попытки ЭКО, я поняла, что устала гнаться за беременностью. Это была действительно гонка — как говорят, вижу цель, не вижу препятствий. Я просто мчала, как паровоз. И вдруг сказала себе «стоп». Моя мама была против и просила попробовать еще. Но я решила, что устала, что я хочу просто жить.
Медики так и не объяснили супругам, что в их ситуации мешало беременности. Диагноз выставлен такой: «бесплодие неясного генеза». Анализы идеальные, с генетикой все отлично, с совместимостью тоже проблем нет.
— Врачи продолжали настаивать, говорили: «У вас же до 40 лет еще есть время, пробуйте». Но тут ведь и денежный вопрос играет роль. Мы копили, во многом нам помогали родители. Финансово было непросто потянуть такое количество процедур.
Для здоровья восемь попыток ЭКО также не прошли бесследно. Одним из последствий, по словам Ольги, стал «синдром истощения яичников», когда прекращается овуляция и снижается уровень женских гормонов.
— С 41 года я нахожусь на гормонозаместительной терапии. Плюс у меня вес добавился из-за гормонов. А на фоне лишнего веса постоянно повышенное давление, несколько раз я уже ловила гипертонические кризы. Непросто это все. Оглядываясь назад, я бы остановилась на третьей попытке, не продолжала бы дальше делать ЭКО.
Прекратить попытки забеременеть — это не значит принять мысль о бездетности. Ольга рассказывает, что этап смирения у нее затянулся еще на несколько лет.
— В 38 лет меня очень сильно накрыло. Возможно, это был кризис среднего возраста. Я думала: «У всех есть дети, а я как женщина, наверное, не состоялась. Не выполнила свою программу». Я не верила, что можно нормально жить без детей.
По словам Ольги, в тот период ей очень помогли консультации психотерапевта, с которым она плотно работала почти два года.
— Благодаря этим встречам я смогла посмотреть в нужную сторону. Я обнаружила, что я есть я и я сама себе хозяйка. Если не получились дети, то есть куча всего остального, куда можно вложить энергию. Я начала вспоминать про свои детские желания. Например, с детства я мечтала танцевать — вот прям видела себя на паркете, в пышном платье. И мы с мужем пошли на бальные танцы! Несколько лет ими занимались. Второй мечтой было научиться рисовать. И тогда я пошла на курсы живописи. Попробовала писать картины, получила навык. Теперь я учусь шить, то есть постоянно нахожу для себя какие-то интересные занятия.
— Когда наступил момент полного принятия?
— Где-то в 39 лет. Тогда я окончательно все для себя решила. Помогла еще одна встреча. Как-то мы ездили в Украину — муж там катался на сноуборде, а я гуляла и случайно познакомилась с 70-летним мужчиной. Слово за слово, мы разговорились. И он сказал: «Ой, а у меня тоже детей нет, мы с женой всю жизнь прожили вдвоем — и ничего». Мы откровенно поговорили с ним на эту тему. И я тогда подумала: «Ого! Значит, это реально». Жизнь без детей продолжается.
У Сергея момент принятия случился быстрее — во всяком случае нам так показалось во время интервью. Мужчина много шутил и с удовольствием рассказал о своих увлечениях.
— В тот период, когда не получалось, я больше переживал из-за того, что жена переживала. Мужчина же обычно кремень… Многие эмоции уже в прошлом, все забылось — и слава богу, — отвечает Сергей.
— Но есть же мнение, что все мужчины хотят передать свои гены…
— Мне как-то знакомый сказал: «Серега, дети есть? Нет? А жаль, такой генофонд пропадает». Даже не знаю, что на это ответить. Наверное, с возрастом какой-то эгоизм начинает проявляться. Ты начинаешь заниматься тем, что тебе нравится (бальные танцы, мотоцикл летом, сноуборд зимой, постоянные путешествия), ты перестаешь обо всем этом задумываться. Ведь те, у кого есть дети, вряд ли могут решить: «Так, я ни разу за 40 лет не был в Диснейленде — полечу послезавтра». Мы сейчас смеемся, что нам достаточно к друзьям в гости зайти, поиграть там с детьми, а когда начинаются истерики, вернуться домой: спасибо, до свидания…
Перед тем как супруги научились жить «спокойной бездетной жизнью», у них случился очень серьезный разговор. Ольга предложила мужу развестись, чтобы он попытался завести ребенка в другой семье. Сергей, как вы понимаете, отказался. Уверяет, что думал недолго и даже был немного обижен таким вопросом.
— Скажите, а мысли про старость не беспокоят? Пресловутый «стакан воды»?
— Моя сестра на 18 лет меня младше, мы с ней нормально общаемся. Наверное, будет кому прийти ко мне в гости на пенсии, — с улыбкой рассуждает Сергей.
— Часто же бывают ситуации, когда дети уезжают за границу, получают там образование, работают, — справедливо замечает Ольга. — Нельзя так сильно привязываться к детям, ведь потом все равно может накрыть синдром опустевшего гнезда, когда они поженятся и уйдут из дома. Ребенок — это отдельная личность, отдельная жизнь. И неизвестно, как все сложится, будет ли кто-то рядом в старости, чтобы подать этот стакан воды.
Вообще, вопрос про стакан воды довольно бестактный. Нам супруги разрешили спрашивать что угодно, чтобы интервью получилось максимально откровенным. Но если у вас в окружении окажется бездетная пара, Ольга советует не касаться этой темы.
— «А когда вы уже родите?», «А что вы для этого делаете?», «А может, попробуете это и это?» — такие вопросы нам задавали много раз. И даже если человеку кажется, что он ведет себя максимально тактично, дает совет, например «Попробуйте съездить в монастырь» лучше такого не говорить. Любое замечание на тему детей сразу же выбивает из колеи. На глазах появляются слезы, пропадает настроение, ты снова начинаешь чувствовать себя никчемным человеком, — признается Ольга.
— Сейчас нам вопросов уже не задают, — продолжает Сергей. — Но есть такие индивидуумы, которые говорят: «Детей нет? Ну, ничего-ничего, еще будут». Шикарная фраза. Нет, уже точно не будет!
В свое время паре также задавали много вопросов по поводу усыновления. Супруги рассматривали такой вариант, но не решились на него.
— Я читала много форумов, в том числе про усыновление. И там люди пишут, что первые два года адаптации — это просто ад. Дети часто бывают сложные, бьются головой о стенку, орут. Вот это период меня всегда пугал. Я не готова к этому, — объясняет свою позицию Ольга. — Еще есть такая мысль, что я всегда буду помнить, что у этого ребенка «гены». Я на 100% уверена, что, если бы кого-то усыновила, в любой плохой ситуации вспоминала бы, что это не мой ребенок. Сделал что-то не так — «потому что не родной», «а мой бы так не сделал».
— У меня плюс-минус такое же мнение, — добавляет Сергей. — Свое — это свое, а чужое — это чужое. Хоть и говорят, что чужих детей не бывает…
— На самом деле, был момент, когда мы были близки к усыновлению. Я уже изучила всю информацию, мы собирались идти на психологические курсы. Но почему-то не дошли. Просто что-то изменилось. Я всегда сомневалась по поводу усыновления. Возможно, надо просто пережить переходный период, и потом будет счастье. Но когда я прокручивала все это в голове, поняла, что не готова, — честно отвечает Ольга.
Напоследок спрашиваем, бывают ли все-таки минуты грусти, когда тема бездетности вновь начинает напоминать о себе пульсирующей болью.
— Иногда бывает, время от времени рана подковыривается. Особенно когда я приезжаю к маме и папе на кладбище, тогда может накрыть. Они так хотели, так ждали внуков, а у меня не получилось… Но бо́льшую часть времени про это просто не думаешь. Когда у тебя есть любимая работа, муж, который не бросил, собаки, любимые хобби — для меня это и есть полноценная жизнь, — считает Ольга.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by
АРТРА® МСМ — для поддержания функции опорно-двигательного аппарата. Принимать по 2 таблетки 1 раз в день во время еды. Рекомендуемая схема приема — 2 месяца.
Содержание активных компонентов в суточной дозе (2 таблетки):
— хондроитина сульфат натрия 736 мг;
— глюкозамина гидрохлорид 832 мг;
— метилсульфонилметан (группа МСМ) 600 мг;
— гиалуроновая кислота 20 мг.
Изготовитель: AmeriPharma Labs LLC, USA / Производитель: AmeriPharma Labs LLC, США.