25 марта 2024 в 8:00
Автор: Саша Маниту. Фото: архив героя. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Белорусский ню-фотограф о том, как попал в Playboy и Vogue буквально с улицы (18+)

Автор: Саша Маниту. Фото: архив героя. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Павел Демидович — белорусский пленочный ню-фотограф, чьи работы участвуют в выставках по всему миру, их печатают на обложках глянцевых журналов, они мелькали на главных экранах нью-йоркской Таймс-сквер. Звучит громко и пафосно, но главное в его истории — то, что всех этих регалий, как показала жизнь, можно добиться средствами, доступными каждому. Если ты делаешь классные фото, оказывается, появиться на развороте Playboy можно, написав редактору журнала в Instagram. А если послать талантливые работы на крупные европейские выставки, то их примут и с удовольствием покажут в музеях.

Надо только верить и не бояться себя показать. Ну ладно, и иметь деньги на недешевую нынче фотопленку. И в итоге, когда на тебя подпишется сам Джон Сина, тебе будет уже плевать, у тебя будут другие ориентиры. Обо всем этом, а также о том, как отличить искусство от порнографии и пошлости, мы сегодня и говорим с Павлом.

Как становятся ню-фотографами и почему это искусство

Первый вопрос — «Как вообще становятся эротическими фотографами?» — напрашивается как бы сам. Кажется, в такой жанр вряд ли попадают с улицы. Но Павел в ню-фотографию пришел, как ни странно, именно оттуда — с улицы.

— Изначально я был стрит-фотографом, несколько лет учился снимать на пленку и набивал руку. Идея попробовать жанр ню пришла сама собой. Моя мама — художница, она рисовала маслом, в том числе женские тела, и эти картины стояли у нас дома все мое детство. Я никогда не воспринимал эротику как что-то запретное. Мне нравилась именно эстетика обнаженной натуры.

Модель для первого ню-фотосета Павел искал две недели. Писал девушкам, которые уже снимались у других фотографов, сразу честно обозначая: «Опыта нет, но хочу попробовать». Отказов было много, но в итоге модель все-таки нашлась.

— Конечно, это было волнительно. Передо мной красивая обнаженная женщина, ладошки трясутся и потеют, что делать с фотоаппаратом, толком не понятно: это не очень похоже на предыдущий опыт съемок. Но я быстро взял себя в руки и начал снимать. Получились классные фото, и я понял, что хочу продолжать работать с ню. Это было четыре года назад, и с тех пор подобные фотосессии у меня, считай, каждую неделю. За прошлый год у меня было 16 выставок по всему миру и куча публикаций в журналах — отступать уже не хочется. Так что, кажется, это было правильное решение.

На нашу встречу Павел пришел со своей девушкой. Сразу обозначил: нет, не ревнует. По крайней мере теперь.

— Когда мы только познакомились, Паша где-то неделю не рассказывал, чем он занимается. Я только потом поняла почему: люди часто видят в ню что-то извращенное, не особо погружаясь. Поэтому Паша сначала показал мне, что он адекватный, хороший человек, а потом аккуратно все рассказал. Поначалу я немного ревновала, когда он уезжал на съемки. Но когда он позвал меня посмотреть на процесс изнутри, я поняла, насколько это красиво и профессионально. Все относятся к процессу именно как к работе, никаких лишних взглядов.

Павел добавляет:

— Тут важно понимать, что ню не равно порнография. Вообще. В принципе, здравомыслящему человеку достаточно посмотреть на ню-фотографии с выставок, чтобы увидеть эту разницу. Это творчество, искусство и работа. Поэтому и на съемках здоровая рабочая атмосфера.

Стереотипов, связанных с ню-фотографией, действительно много. Например, самый частый вопрос, который Павел слышит, когда люди узнают о его увлечении, — «А ты спишь с моделями?». Друзья и вовсе поначалу не церемонились: «Пашок, ну точно же спишь, ну…» Хотя на самом деле специфика эротических фотосетов такая, что фотографам во время съемок не до эротических фантазий: некогда и дорого.

— У меня ручные объективы, я постоянно слежу за фокусом, светом, я должен все время думать о том, чтобы не испортить кадр, — какое там возбуждение. На один «щелчок» уходит 30—40 секунд подготовки. Всего за сет у меня отнимается 72 кадра — ровно две катушки. Стоимость одной — 60—80 рублей. Получается один кадр стоит примерно 50 центов. Обычно из каждого фотосета выходит 35—40 удачных снимков, то есть и так половина. Когда мозг занят такой математикой, порочные мысли улетучиваются…

На пленку Павел снимает принципиально: так сложнее и интереснее. Есть определенная магия и загадка в том, что ты не видишь результат своей работы, пока кадры не придут из проявки. И вот однажды, когда в руках у мужчины оказались проявленные снимки с подводной фотосессии, эти самые руки снова затряслись, как на первой съемке, но уже от понимания: кажется, он сделал что-то действительно красивое. С них-то все и началось. Павел стал отсылать свежие фото на выставки по всему миру. Отклик пришел оттуда, откуда ждать его было бы как-то даже самонадеянно.

С улицы в Playboy и на Таймс-сквер. Как и кому посылать свои фото, чтобы стать успешным

— Увидеть свою работу на Таймс-сквер в Нью-Йорке было, конечно, вау! Огромный экран, а на нем фото с той самой подводной съемки. Выложил видео в Instagram — человек 70 сразу написали с поздравлениями, в том числе именитые фотографы — все были в шоке.

Не каждому удается дебютировать со своей работой в таком месте — не в кофейне, не в подвале, а на главной площади Нью-Йорка. Более того, выставка на Таймс-сквер была организована в сотрудничестве с Art Basel, которую называют «главной ярмаркой современного искусства», — двойная удача. Пришлось, правда, заплатить: взнос для авторов, прошедших отбор, составил $500. Немало, но Павел говорит, что ему крупно повезло и что для Art Basel это буквально копейки.

— Такие у них правила, и сейчас взносы для участников там уже минимум в три раза выше. После Таймс-сквер ни за одну выставку я больше не платил. Организаторы стали писать сами: «Павел, нам понравились ваши фотографии, можно ли нам выставить их у себя?» Куда-то я посылал работы самостоятельно и был приятно удивлен, что мне отвечают, что это «высшее» общество фотографов, на самом деле, оказалось таким открытым.

Париж, Лондон, Амстердам, Лиссабон, Майами — фото Павла с тех пор выставляли во множестве городов по всему миру. Жалеет он об одном: лично пока ни на одну из этих выставок попасть не смог. Этот же «подводный» фотосет принес фотографу и первую обложку глянца — канадского Mob Journal.

— Приходит как-то мне на почту письмо: «Павел, поздравляем, вы победили!» Я вообще сначала не понял, где я там победил и что происходит. Оказывается, что я с опозданием в день влетел в какой-то их конкурс — и выиграл его. Мои фото напечатали на обложке, на развороте и на последней странице. В качестве приза прислали новый фотоаппарат и кучу пленки, что было очень кстати в тот момент.

На цифровой выставке в Лиссабоне работы Павла впервые купили. За пять своих фото в формате NFT мужчина выручил около $700. То есть как минимум Таймс-сквер уже окупил. Оказался в портфолио фотографа и итальянский Vogue, но сам Павел не считает это большим достижением, ведь снимки опубликовал сайт, а не печатное издание. Как и не преумножает значение подписки на его Twitter от Джона Сины: самый известный и мемный рестлер в мире с 10-миллионной аудиторией оценил белорусский ню — подумаешь…

Зато Павел гордится своим первым разворотом в Playboy.

— Это было украинское издание. Все оказалось так же просто: написал их CEO в Instagram и получил ответ: «О, я видел твои снимки! Давай!» Выпуск долго собирали, переносили, но в итоге все случилось: несколько фотографий из разных фотосетов на развороте — красиво и по-взрослому. Наверное, публикацией в Playboy я горжусь пока больше всего. Сейчас пытаюсь пробиться в немецкое издание.

Фотографии белоруса дошли и до книг: их напечатали в альманахе New Society, который прямо сейчас можно найти на полках парижской библиотеки, а также в книжных магазинах Бордо и Майами. Скорее всего, можно и много где еще, но из этих мест Павлу присылали фотоподтверждения: вот книга, вот разворот, вот люди вокруг.

Из профессиональных мечтаний — попасть на выставку в Музей современного искусства в Нью-Йорке (он же МОМА). Но представлять свои фото по соседству с Энди Уорхолом пока еще рано, впереди еще куча работы.

«Оказалось, что в Беларуси есть люди, готовые платить $1000 за ню-фотосет»

Выставки выставками, но со стороны все же не очень понятно, чем ню-фотографы на самом деле могут зарабатывать. Ввиду специфичности контента соцсети продвигают его довольно туго. Павел сам признавался, что, даже несмотря на послабление правил по наготе, Instagram периодически банит его контент, а Twitter и Telegram нужных охватов не дают. Фото в журналах и на выставках, в свою очередь, являются лишь рекламой, но не источником заработка. А ведь нужно же на что-то покупать дорогую пленку и реагенты. Это как минимум.

— Я всегда воспринимал фотографию именно как хобби. По основной работе я айтишник, работаю в крупной компании — уровня Facebook и IBM. Мне это нравится, и кодить я не брошу, даже если стану слишком известным как фотограф.

Если в этот момент ваш голос в голове произнес протяжное «Ну, все понятно…» его можно понять. Хорошая зарплата в IT часто позволяет людям тратить большие деньги на дорогие, убыточные хобби. Павел в ответ на мой тезис улыбается.

— Я начинал фотографировать на старый «Зенит» за $20 в эквиваленте. Хорошая зарплата, конечно, может помочь, но снимки она за тебя не сделает. Да, иногда я мог оплатить время модели. Максимальная сумма, которую я платил, — из расчета €80 за час. Но это была модель Playboy мирового уровня, она признавалась Playmate года пять раз подряд — можно считать, это был весомый вклад в портфолио. Отличные же фото вышли.

Когда портфолио собралось и пошли все эти выставки, у меня самого появились коммерческие съемки. Я не очень люблю снимать на заказ, поэтому поставил высокий ценник — $800—1000 по курсу. Но один-два таких фотосета в месяц у меня стабильно заказывают.

Если на этом моменте ваш голос в голове не смог произнести ни слова от удивления, это тоже нормальная реакция. Сложно поверить, но в Беларуси, оказывается, есть люди, способные отвалить большую сумму за эротическую фотосессию. Причем, по словам Павла, это совершенно разнообразная публика.

Единственное, что Павел не снимает, — это мужские ню. По его словам, он видел только один удачный мужской ню-фотосет, сделанный минским фотографом, — со вкусом, правильным светом, где все правильно и без излишней откровенности.

— Это очень штучный продукт, специфический и не очень популярный. В основном в жанре ню снимают именно женщин: их тело считается банально более эстетичным. «Хайпануть», сняв мужское ню, для кого-то может показаться вполне удачной идеей, но это надо еще уметь сделать талантливо. Я вот не берусь.

Недавно Павел вернулся из Шри-Ланки, где он снимал новый фотосет и мини-фильм. Для съемок он и модели отправились в заплыв на 1000 метров в Индийский океан на серфах. В кадре девушки из Бразилии, Италии, России. Отснято более 16 катушек пленки.

— Есть, конечно, известные на весь мир ню-фотографы, чьи работы выставляют будто бы исключительно из-за имени. Их снимками восхищаются, а ты смотришь: «Ну, стена, ну, девушка, ну, свет стоит…» Это красиво, конечно, но мне в какой-то момент стало не интересно снимать в студии, и я начал всячески усложнять себе жизнь. Другое дело — заплыть на серфе на тысячу метров в Индийский океан и снимать там. Круто же?

Со стороны может показаться, что этот парень живет свою лучшую жизнь. Да, история Павла, очевидно, не из разряда «из грязи в князи». Но всяческими «Ой, ну понятно, айтишник» его тоже сложно упрекнуть. Человек и так был успешен и мог не заниматься ничем, кроме своей высокооплачиваемой работы, но вместо этого добился признания еще и в творчестве, отнимая у себя часы сна на съемках и в проявочной комнате. Впрочем, вряд ли фотографу, чьи работы прямо сейчас представлены на десятках выставок по всему миру, нужно одобрение хейтеров. Его бы он даже на лишнюю катушку пленки не променял.

«Хотелось бы не бояться осуждения». Как живется ню-моделям

В конце мы разговорились о ню-моделях. В идеальном мире все, конечно, понимают, что ню — это искусство. Но в реальности девушки все еще сталкиваются с осуждением.

— Я работал с девушкой, которая в 17 лет на своем первом фотосете сталкивалась с домогательствами на съемочной площадке. Это, конечно, ужасно. И то, что она была несовершеннолетней, и сам факт — хорошо, что это ее не сломало. Сейчас она мировая звезда. Вообще, в среде профессиональных фотографов такие истории сейчас, к счастью, происходят все реже. Их предают огласке, и репутация такого фотографа уничтожается сразу и навсегда.

Тем не менее профессиональным ню-моделям порой приходится сталкиваться с негативной реакцией общества. С одной стороны, у них в директе ежедневно по десять «дикпиков», а с другой — эти же люди потом осуждают их за обнаженные фото. Мне приходилось несколько раз удалять снимки по просьбе бывших моделей, потому что их новым парням это не нравилось. Другие девушки объясняли требование потенциальными проблемами на работе. Это, конечно, не очень здоровая ситуация. Эти девушки — профессионалы, и их нужно уважать.

Мы взяли комментарий у модели по имени Диана, чтобы показать и эту сторону искусства ню-фотографии. Девушка отозвалась о своем хобби исключительно позитивно, но публиковать свои фото в статье, тем не менее, не решилась.

— Я долго работала моделью и со временем для красивого кадра начала снимать все больше одежды — ради самой эстетики. Просто обнаженка ради обнаженки — это не про меня. Я люблю свое тело, у меня нет проблем с самооценкой, и мне нравится создавать красоту.

Открытых приставаний в мой адрес никогда не было, лишь полупрозрачные намеки для прощупывания почвы, не более. Я обычно переводила такие разговоры в шутку вроде «А твоя жена против не будет?» и все заканчивалось.

Чтобы избежать негативного опыта, я обращалась к фотографам по рекомендации от знакомых — так более надежно. Еще надо обращать внимание на портфолио: если нравится композиция в кадре, стиль, в котором работает человек, нравится, как он выставляет свет, то явно будет комфортнее. Также на съемку можно приезжать с друзьями — для безопасности. Хороший фотограф против не будет.

Насчет осуждения: на самом деле, я никогда не слушаю мнения других людей, мне это не интересно. Но был один случай с моим бывшим молодым человеком, который с самого начала знал, что я раньше увлекалась ню-искусством. Однако впоследствии от него посыпались очень негативные комментарии ко всем моим модельным работам, которые даже не относятся к ню, он везде стал видеть разврат. Таким людям невозможно ничего объяснить. Их самооценка и узость мышления позволяет им видеть только то, что они видят, и они не могут понять, что человек имеет право делать со своей жизнью то, что считает нужным.

Лично я воспринимаю ню именно как искусство. Моя фотография висела в НЦСИ — по-моему, это показатель.

Каких-то профессиональных целей у меня нет, это скорее хобби. Единственная мечта — чтобы люди могли заниматься тем, чем хотят, не боясь критики и осуждения. Ты, твое тело, твое видение мира прекрасны. Ты создаешь, а не разрушаешь — это не может быть плохо.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by


Реклама
ОАО «Белагроздравница» предлагает отдых в санаториях различного профиля, оснащенных современной лечебной базой и комфортабельными номерами. Предлагается самый разнообразный перечень процедур в зависимости от медицинских показаний, а также возможности лабораторной, функциональной и ультразвуковой диагностики.

В стоимость путевки включены проживание в номере, осмотр врача и процедуры по вашему профилю, пятиразовое питание, досуговая программа. А если забронировать заранее, вам предоставят хорошую скидку.

Контактная информация:

+375 17 242−52−52;

+375 44 704−94−01.