Когда Лемони Сникет, он же Дэниел Хэндлер, писал свои «33 несчастья», он и представить не мог, какими вдохновляющими окажутся истории белорусских семей, в которых мама, папа и дети болеют по кругу и не могут остановиться. Причем это абсолютно реальные случаи. Виной ли всему исключительное «невезение», ослабленный после ковида иммунитет или невозможность воссоздать стерильный бокс в однушке? Onlíner попытался разобраться в этом в совместном спецпроекте с «АмантисМед».
Надежде 32 года, она живет в Гродно, и ее семья вот уже почти три месяца как погрузилась в «заколдованный» круг болезней.
— Все началось в январе. Сначала, вернувшись из садика, заболел наш сын, Миша, а потом и остальные по цепочке. Вечером накануне дня рождения — 6 лет человеку исполнялось! — у сына резко поднялась температура — 39,0—39,8. Пришлось отменять праздник. Я вызвала врача, он сказал: «Это ОРВИ, очень похоже на грипп». Две недели мы провели дома. У Миши была температура, а других симптомов практически не было.
Врач сразу предупредил: «Вирус очень вредный. Вы выздоровеете, но через неделю-две все повторится». Так и случилось. Стоило мне отправить сына в сад, как на второй день позвонила воспитательница: «У Миши опять температура!»
Снова полторы недели дома. Сдаем анализы — все в норме, ребенок здоров. Отправляю сына в сад, проходит буквально два дня — опять температура. Вам не передать, как мы, мамы, устаем от этого бесконечного «дня сурка»… У Миши болят уши, идем к лору, диагноз — отит. Тут уже к делу подключаются антибиотики. Капаем глаза, уши, горло, нос… Кажется, болезням нет конца.
Уже март, а ребенок с начала года ходил в сад максимум две недели. Мне вообще не смешно. Такое у нас было только при ковиде, когда Миша провел на больничном два с половиной месяца.
Параллельно с сыном заболела и я. Высокая температура, туман в голове — и никаких других симптомов… Через неделю подключается муж, но у него все прошло легко: буквально два дня с температурой провалялся — и как огурчик.
И вот так по кругу, по кругу… Я не знаю, когда мы уже остановимся. В группе в детском саду 23 человека, но ходит только 9 — все остальные болеют. Понятно, что зимой и в начале весны детки активно простужаются, но еще год назад было получше.
Помню, как мы с мужем заболели вдвоем, синхронно. Вообще встать не могли — такая высокая была температура. Было тяжело даже дойти до туалета, требовалась масса усилий. Хорошо, что на помощь пришла мама. Мы просто неделю лежали как прикованные.
В нашей семье принято, что, если болеет ребенок, я забочусь о нем. И если болеет муж, я тоже забочусь о нем. А если болею я, то… забочусь сама о себе. Муж, правда, может купить мне лекарства, и это уже прогресс! Раньше я с температурой шла в аптеку сама. Ведь он работает, а я домохозяйка. На самом деле, осознание того, что ежедневная забота о быте, о ребенке, о партнере — это тоже огромный труд, произошло у моего мужа совсем недавно. Раньше он думал, что быть домохозяйкой «очень легко», и только сейчас переключился, понял, что мне бывает тяжело и что вести домашнее хозяйство и воспитывать ребенка — это тоже работа. Хотя мы столько лет вместе! Он раньше и про декретный думал, что женщины «кайфуют», «отдыхают». Даже язык так устроен: декретный называют «отпуском». Но ведь это неправда. Это не отпуск, а неоплачиваемая круглосуточная работа.
Поэтому, когда дело касается болезни ребенка, женщинам нужны понимание и поддержка партнера.
Глядя на то, как дети в садике продолжают болеть, а погода непредсказуемо меняется, я понимаю, что наша история со странным вирусом еще не закончилась. Уже и не знаю, что делать. Да, всем известно, что маленьким детям в садике «положено» болеть часто, вырабатывать иммунитет. Но не каждую же неделю!.. Сил нет. Это просто мой крик души.
Евгении 34 года, она живет в Минске. В этом году она на собственном опыте узнала, что такое незаканчивающийся форс-мажор.
— У нас вроде и не садовский ребенок: Ярославу 11 лет. Но с начала года все болеем по кругу. Январь начался «весело»: с моей ангины и резкой температуры в 40 градусов. Мне сразу же открыли больничный. Стоило выпить последнюю дозу антибиотиков и выйти на работу, как заболел муж — тоже ангина. Он сидит дома с температурой в 40 и всеми вытекающими, неделю пьет антибиотики. В пятницу закрывает больничный, а в понедельник — только не смейтесь — я снова открываю больничный с ангиной. Снова те же симптомы! Мне назначают другие антибиотики, они помогают. Казалось бы, «приключения» закончились, можно выдохнуть…
Но через месяц у мужа начинается очень сильный нетипичный кашель, прямо приступами, причем температуры нет. Обычные средства от кашля не помогали. Мы догадались сдать анализ на коклюш (иммуноглобулин G), поскольку в России сейчас эпидемия коклюша, и белорусов это тоже может коснуться. Анализы показали, что у мужа уже есть антитела к коклюшу и он не заразен. На больничном он в итоге провел три недели.
Думаете, тут наконец можно выдохнуть? Если бы! Стоило мужу закрыть больничный, в тот же день начал кашлять ребенок. Еще раньше я звонила в детскую поликлинику, предупреждала: «У мужа коклюш, нужно ли где-то обследоваться ребенку, сдавать анализы?» Мне ответили: «Если у сына нет кашля, пусть идет в школу». Когда появился кашель, Ярослав пять дней посидел дома, потом сдал анализ на коклюш — он не подтвердился. Это была просто ОРВИ, хотя кашель тоже был достаточно серьезный.
В нашей семье все обязанности по дому и уходу за ребенком равномерно распределены между мной и мужем. Если я болею с температурой в 40 и не могу подняться, то, конечно, вся бытовая нагрузка на муже: покормить сына, убрать в квартире, сходить в магазин и даже съездить ночью за лекарствами. Если болеет муж, то, наоборот, я подставлю плечо.
На больничный с ребенком мы ходим по очереди. Обычно Ярослав болеет редко, раз или два в год. И принято так: если в этот раз я пошла на больничный с сыном, то в следующий раз пойдет муж — чтобы не брать много больничных на одной работе. В этом смысле мы равные партнеры. Слишком долго женаты, чтобы играть в игры под названием «Извини, у меня лапки».
Долгое время я работала по графику «три через один», поэтому муж и сын достаточно приспособлены к жизни без меня (улыбается. — Прим. Onlíner). С утра муж готовит ребенку завтрак, потому что они оба встают раньше. Но когда я прихожу с работы, ужин готовлю я. Ярослав обожаем своими бабушками, которые живут на соседних улицах, и это, конечно, снижает градус его самостоятельности (улыбается. — Прим. Onlíner). Но в 11 лет сын уже способен помыть посуду и подмести, пусть и неидеально.
Важно изначально распределить в семье, кто какую нагрузку несет по дому, не дожидаясь болезни или форс-мажора. Не сваливать все на жену просто «потому, что она женщина». Ведь и женщины, и мужчины сейчас работают на равных. В семье у каждого человека, включая ребенка, должен быть свой круг обязанностей — тогда проще переживать любую невзгоду.
Пока я давала вам интервью, сын пришел из школы с температурой 38,4. А муж вернулся с работы с насмерть заложенным носом. Так что, увы, прервать порочный круг болезней пока не удалось.
Алина Лещенко, врач-терапевт медицинского центра «Форестмед», объясняет, как происходит заражение в масштабах одной семьи, и дает здравые советы.
— В такую переменчивую погоду, по статистике, болеет больше людей — и гриппом, и ОРВИ. С 2020 года к ним присоединился еще и ковид. Поэтому заболеваемость большая, особенно если в семье дети ходят в садики и школы: инфекция циркулирует и предается друг другу. Поэтому вот несколько базовых советов.
Не забывайте о гигиене. И речь не только о том, чтобы мыть руки (улыбается. — Прим. Onlíner). Пришли с улицы — переоденьтесь в домашнюю одежду. Потому что куртку вы, конечно, снимете, но на условном свитере или джинсах тоже оседают вирусные частицы. А больному нужно менять нижнее белье и домашнюю одежду каждый день, а не как у нас принято — неделю болеть в одной и той же пижаме.
Изолируйте больного, насколько это возможно. Конечно, реальность малогабаритных квартир диктует свои условия — вряд ли вам удастся воссоздать стерильный бокс в однушке (улыбается. — Прим. Onlíner). Но держать дистанцию и уменьшить общение с человеком, который температурит, кашляет и сморкается, вполне возможно. Ведь любая биологическая жидкость содержит вирус. Так и происходит заражение. Поэтому желательно, чтобы больной все время находился в своей отдельной комнате и отдельной кровати. Туда же приносите ему еду, чтобы он не ел на совместной кухне. Все высморканные платочки нужно собирать в одном месте. Отдельно замечу: носить маску в домашних условиях не имеет смысла.
Чтобы разбавить количество микробов в воздухе, нужно проветривать комнату как можно чаще, хотя бы каждые два часа. Также следует делать влажную уборку — не просто мыть пол, но ежедневно протирать предметы, которыми пользуется пациент: пульт, телефон, гаджеты, дверные ручки, спинки стульев. Тогда инфицирующая доза снижается, и даже при контакте с возбудителем человек не заболеет. Сюда же относится обильное питье: пить очень много жидкости нужно не только заболевшему, но и тем, кто живет рядом. Так мы буквально разбавляем микробную нагрузку в крови и лимфе.
Заботьтесь об иммунитете. Если кто-то в семье уже заболел, то остальным стоит избегать стрессовых ситуаций и переохлаждения. Важно качественно спать, по 8—9 часов, и разнообразно питаться: сочетать белок, фрукты и овощи.
Рассмотрите вариант вакцинации. Это, конечно, нужно сделать заранее.
Увлажняйте слизистые носа и носоглотки солевыми растворами и питьем. Либо поставьте в квартире увлажнители воздуха.
Не покупайте всевозможные витамины без назначения врача. Повышенная доза цинка, витаминов C и D может сыграть с вами злую шутку. Как и чрезмерное употребление фитонцидов «для профилактики». Пациенты часто любят есть лук и чеснок в огромных количествах. Да, в них содержатся фитонциды, но лук и чеснок могут навредить слизистой желудка, поэтому с ними нужно быть аккуратными.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by