16 ноября 2023 в 12:00
Источник: Игорь Алексеев
Спецпроект

Странные, страшные, крутые. Как вратарская маска в хоккее стала символом стиля

Источник: Игорь Алексеев

Нужно быть действительно мужественным человеком, чтобы согласиться на роль хоккейного вратаря и день за днем ставить себя на пути дробящей кости шайбы. При этом голкиперы получают особое внимание от публики и особенно режиссеров трансляций, которые любят смаковать их фирменные маски на крупных планах. Однако до второй половины ХХ века вратари не имели и такого преимущества, защищая ворота без какого-либо подобия шлема и всерьез рискуя здоровьем в каждой игре. Вместе с Betera проследили за историей культового атрибута хоккея — от первого появления в игре и до современных дизайнерских трендов.

Все мы знаем, насколько брутален и жесток хоккей и сколько опасностей подстерегает игроков на льду. Даже в те моменты, когда спортсмены не участвуют в потасовках, никто не защищен от неприятностей с последствиями для здоровья. Да и лед не кажется приятной для падения поверхностью.

Минимизировать риски для жизни и здоровья атлетов помогает современная экипировка, продуманная таким образом, чтобы максимально помочь носителю избежать неприятных ситуаций: от переломов пальцев до тяжелых сотрясений мозга. Но защитная экипировка появилась в хоккее далеко не сразу.

Основы безопасного хоккея

Хоккей в плюс-минус современном виде и с определенными правилами зародился в Канаде во второй половине XIX века и только спустя десятилетия распространился по другим странам. Все это время, с момента фиксации в официальных источниках первого хоккейного матча в Монреале в 1875 году, гоняли шайбу по льду, кажется, редкостные смельчаки.

Первые матчи

Первые десятилетия существования хоккея игроки максимум утеплялись, но даже и не пытались защитить себя от контактов или падений. В 1880-х начали использовать щитки, которые к этому времени уже существовали в крикете, например. В начале ХХ века хоккеисты дозрели до защиты спины и плеч, а заодно придумали наколенники из кожи и войлока.

Только в 1930-х привычный комплект хоккейной экипировки приблизился к современному представлению. Некоторые игроки начали использовать укрепленные перчатки и даже засовывали в перчатки рожки для обуви, чтобы избежать перелома пальцев. Другие позаботились о кастомных налокотниках.

Защита в 1930-х

Параллельно с этим впервые в истории НХЛ на льду появился игрок в шлеме. Эдди Шора на это подвигло столкновение с соперником по имени Эйс Бэйли, который из-за игрового момента получил сотрясение мозга и был вынужден закончить карьеру.

Давайте уточним: все вышеупомянутые процессы эволюции хоккейной экипировки не были общим трендом или стандартом. Никакие правила не регламентировали обязательное наличие защиты на игроках, и использование ее было личным выбором каждого. Десятки, сотни и тысячи спортсменов регулярно получали на льду травмы разного масштаба, но учились на чужих ошибках единицы.

Первый шлем

Только во второй половине ХХ века экипировка начала массово внедряться в игру, и только в 1970-х оформилось сочетание «доспехов», которому можно доверять во время ледовых побоищ. Впрочем, шлем стал его обязательной частью только на исходе десятилетия, в 1979 году. При этом особо уникальные личности, используя лазейки в законах, продолжали играть без них десятилетиями. Крейг Мактавиш, например, так провел свою карьеру вплоть до 1997 года.

От хэллоуинского стеклопластика до современных «птичьих клеток»

О вратарях как о главных мишенях на льду задумались, конечно, немного раньше, ведь игровая позиция многих из них считывалась буквально по лицам, испещренным шрамами. Наличие маски у голкипера стало обязательным 31 марта 1973 года. До этого времени вратари ловили шайбы, что называется, просто лицом, и, опять же, лишь единицы задумывались о последствиях. Игроки могли использовать защиту на тренировках, но выходить на игры в таком виде казалось моветоном: болельщики считали это признаком недостатка мужественности.

Так или иначе уже в 1930-х нашлись первые нонконформисты, готовые закрыть глаза на гул трибун. Вратарь японской сборной Тейджи Хонма, например, носил маску бейсбольного кетчера, а Клинт Бенедикт из «Монреаль Марунс» придумал кожаный вариант экипировки, который надевал после травмы, но в итоге выбросил из-за неудобства (а вскоре завершил карьеру после очередной травмы).

В конце концов, первым вратарем, который начал носить защиту лица на постоянной основе, стал страж ворот Жак Плант из «Монреаль Канадиенс». Первого ноября 1959 года игроку шайба рассекла нос и щеку прямо во время игры — травму быстро залатали, но продолжил встречу Жак в брутальной тренировочной маске, выполненной из фибергласса (стеклопластика), которая закрывала все лицо, оставляя прорези для глаз и носа.

И хотя тренер вместе с трибунами негодовал, игрок решил закрыть на все это глаза и продолжить думать о своей безопасности. Со временем общественность, прозвавшая Жака трусом, успокоилась. Но не из-за внезапного приступа осознанности — просто Плант в своей фирменной маске не проигрывал 18 игр подряд, что сделало ее своеобразным талисманом в глазах самого голкипера и всех окружающих.

Вскоре после этого изделия из фибергласса стали крайне популярными среди игроков НХЛ. Выглядели они, конечно, максимально стильно, хоть и слегка жутко, в духе хэллоуинских аксессуаров. Именно в такой классической хоккейной атрибутике щеголяют на экранах Кейси Джонс из «Черепашек-ниндзя» и маньяк Джейсон из хоррора «Пятница, 13-е». К 1970-м похожие маски носили почти все хоккеисты НХЛ, а конструкцию успели несколько раз улучшить и дополнить подкладкой для большего комфорта и безопасности.

Чуть позже вратари начали экспериментировать с эклектичным форматом защиты, который соединял в себе стандартный хоккейный шлем полевого игрока с решеткой из проволоки. Это значительно повышало угол обзора и при этом гипотетически защищало лицо от шальных шайб. Массовое производство таких аксессуаров тогда еще не было развитым, поэтому некоторые игроки делали свои маски в кустарных условиях.

В 1980-х, наконец, появился максимально близкий к современному аналог вратарской защиты. Из-за специфической формы маску прозвали «птичьей клеткой». Она все так же состояла из решетки, которая защищает лицо, но при этом предоставляла носителю идеальный обзор и комфортный доступ к кислороду. В такой итерации экипировки она была призвана гасить удар и распространять кинетическую энергию на остальные части шлема, покрывающего почти весь череп, кроме затылка.

В последующие годы больших изменений не случилось, и производители только доработали последние жизненно важные детали вроде укрепленной зоны лба и подбородка. Пена и каучук внутри еще больше помогали поглощать удар. Плюс ко всему, появилась защита шеи, ранее отсутствие этого вида защиты стоило карьеры не одному вратарю. А к фиберглассу в составе присоединился кевлар, что обеспечивало повышенную безопасность игроков как минимум на словах.

Впрочем, идеальную защиту в виде масок вратари не обрели. Временами богатырские щелчки их гнут и ломают, а шайбы реже, но все еще травмируют лица вратарей. С другой стороны, современные шлемы стали полем для хоккейного самовыражения и иногда самыми настоящими арт-объектами.

Вратарская маска как современное искусство

Есть один простой хоккейный закон: «Вратарь — фигура неприкосновенная». Людей, рискующих собой, в рамке в этом виде спорта на редкость ценят, и поэтому голкиперам разрешено разрисовывать свои маски как угодно (понятно, без радикальных экспериментов и непотребств). Хотя, возможно, это своего рода извинение за те жуткие десятилетия, когда вратари играли без защиты. Так или иначе, полевым игрокам так баловаться нельзя.

Вратари украшали маски на свой вкус еще во второй половине ХХ века, как только последователи фиберглассового шика Жака Планта добрались до заветного аксессуара.

Уже первая в истории маска с нанесенным на нее рисунком подкупала креативностью автора. Все началось с того, что Джерри Чиверс, вратарь, не выносивший тренировки, попробовал симулировать травму. Когда план провалился, голкипер решил погасить ярость тренера юмором — нарисовал на маске «стежок» зашитой раны. Это было только началом, потому что на протяжении всей оставшейся карьеры Джерри покрыл «швами» почти всю маску, отмечая каждый ее контакт с шайбой.

Другой герой эпохи фибергласса, Гэри Бромли, стал абсолютной звездой и вне хоккея после игры в маске с нанесенным поверх черепом. Кажется, такая работа должна была останавливать противников еще у их ворот. Впрочем, и своеобразную иронию в принте можно найти: выбитые зубы на маске выглядят как воспоминания о тех днях, когда так проходил чуть ли не каждый матч любого голкипера.

Более современные варианты масок, конечно, не дают такого простора для творчества, потому что обозримая площадь полотна сложнее по форме: нужно использовать все доступные поверхности вокруг решетки, которые непросто сложить в цельный рисунок.

Одним из самых ярких дизайнов «птичьей клетки» стал вариант Кертиса Джозефа, который нанес на экипировку голову пса с разинутой пастью. Это было отсылкой к роману Стивена Кинга «Куджо», в котором бешеный домашний пес терроризирует сонную американскую глубинку, и прозвищу самого игрока (акроним из первых букв имени и фамилии), хотя в целом такой паттерн с ревущим животным появлялся на шлемах хоккеистов далеко не однажды, как до Кертиса, так и после.

В один момент прошлое и настоящее вратарской хоккейной защиты замкнулось в одном искрометном дизайне от Кэри Прайса из «Монреаль Канадиенс», который нанес на свою маску принт с легендарным Жаком Плантом. Выглядит такая идея, конечно, своеобразно, но наследие великого спасителя голкиперов не забыто — и это хорошо.

Наконец, современная вратарская маска может быть хороша и без принта, стоит лишь немного покреативить с цветовой палитрой. Так родился «люксовый» дизайн имени Йонаса Хиллера. Черное матовое покрытие с золотистой решеткой и другими деталями говорят о вкусе голкипера даже больше ироничных и броских граффити других игроков.

Кажется, что современные вратари тратят больше времени на поиск свежей идеи для своей маски, нежели на тренировки. Уверены, в перспективе найдется еще не один повод вспомнить славную историю хоккейных шлемов на фоне новых фешен-голкиперов будущего.


Партнер проекта — Betera

Для всех любителей спорта Betera подготовила широкую линию, прогнозы экспертов и коэффициенты на множество событий. А всех новичков при регистрации ждет приветственный бонус — 40 рублей на ставки и 100 бесплатных вращений в онлайн-играх. Переходите по ссылке, чтобы его забрать!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by