14 210
07 августа 2023 в 14:00
Источник: Яра Горина. Фото: открытые источники

Почему мы не читали этого в школе? Или с чего начать, чтобы очароваться классикой

Источник: Яра Горина. Фото: открытые источники

Школьная программа безжалостна в своих устремлениях нести доброе, разумное, вечное. К третьему классу веселые стишки Агнии Барто уже подзабываются, а дальше классика начинает прочно ассоциироваться с рассказами о природе, многостраничными описаниями Паустовского и очень грустным и серьезным Толстым. Кажется, нужно напрочь убелить седины, чтобы наконец начать читать «серьезную литературу». Или подобрать подходящую книгу? В нашем сегодняшнем обзоре как раз такое классическое произведение: интересное, с динамикой и юмором.

Подборку книжных серий составила Яра Горина, автор фэнтези из Минска. Да, она действительно читает все книги, о которых рассказывает. От корки до корки. Утверждает, что на одно произведение уходит два вечера (и две ночи).

Чарльз Диккенс «Большие надежды»

Наверняка многим автор запомнился по очень депрессивным «Приключениям Оливера Твиста» из школьной программы. В этой книге утешает лишь то, что после ее выхода общественность страшно возбудилась, и работным домам, где в те времена считалось в порядке вещей издеваться над детьми, здорово досталось. Но эту историю автор писал, будучи совсем молодым и основываясь на собственных впечатлениях от пребывания на социальном дне. Его семья оказалась в долговой тюрьме, а сам он в 11 лет был отправлен на работу. И даже когда дела немножко наладились (внезапно полученное небольшое наследство помогло покрыть долги), мать далеко не сразу забрала его с фабрики ваксы, где будущую звезду мировой литературы морили голодом и заставляли варить гуталин.

К счастью, Диккенсу удалось все же сменить сферу деятельности. А именно попасть в журналистику. Это тот самый случай, когда талант замечают чуть ли не сразу: его репортажи забавные, ироничные и меткие читает весь Лондон. Как тут не начать зарабатывать литературным трудом? И если история Оливера Твиста была поистине грустной, несмотря на хеппи-энд, то другие книги гораздо более оптимистичны. Это и юмор, и интересный сюжет, и динамика.

«Большие надежды» в этом отношении особенно выделяются. Автор писал их в зрелом возрасте, будучи уже на вершине славы. Рукопись выходила в журнале по подписке, и Диккенс прислушивался к желаниям публики. Здесь нет катастрофичного финала, но много юмора. А потому, если вы смотрели фильм или сериал (Диккенса много экранизируют, в общей сложности по мотивам его произведений вышло больше 180 фильмов, сериалов и анимации), то лучше почитать. Взросление героя в бедной семье может навевать в фильме тоску, зато в книге это все превращается в комедию, пусть местами и с приставкой «траги».

Мальчику Пипу не повезло, он сирота, который растет под гнетом токсичной старшей сестры-абьюзерши. Семья у него небогатая, сестра тиранит не только его, но и собственного мужа. И это в викторианской-то Англии! А еще само место тоже радости не добавляет: вокруг туманы, по морю плавают баржи с каторжниками. Стоит ли удивляться, что одного из них Пип как-то встретил во время прогулки?

Вдобавок ко всему в городе есть очень странное поместье, где живет богатая отшельница мисс Хэвишем. Много лет назад жених этой леди не явился на свадьбу, чем разбил ей сердце. Теперь она в платье невесты бродит по дому, словно призрак, рядом с накрытыми столами и увядшими свадебными букетами. В этот дом и приглашают Пипа, чтобы развлекать маленькую воспитанницу мисс Хэвишем — Эстеллу — красивую, словно кукла, девочку с дурным характером. Любовная драма тут так и напрашивается, однако Диккенс не стал бы классиком, если бы все было так просто. Сбитый с толку Пип неожиданно получает очень большое наследство. Непонятно, от кого, за что, как им распорядиться и к чему это приведет. И все окончательно запутывается, когда он едет в Лондон. Да, с теми самыми «большими надеждами».

Здесь нет лишних описаний природы-погоды, события развиваются очень быстро, и скучать не приходится. И в то же время это очень классно написано. Диккенс для английской литературы такое же «наше все», как Пушкин для русской. Он создатель той самой литературной нормы и современного английского языка, который объединил в себе и высокий стиль, и говор масс. Его читали и при дворе, и в домах бедняков. Паблишеры даже выпускали специальные дешевые издания. Грамотных нанимали, чтобы читать безграмотным. Да и вообще, именно с книгами Диккенса сам жанр романа стал серьезным и массовым. Прежде уважением пользовалась лишь религиозная литература, философские эссе и поэзия.

Прижизненное почитание Диккенса можно сравнить, пожалуй, с популярностью Джоан Роулинг, а после оно и вовсе взлетело до небес. Мировая известность пришла к нему практически сразу. К примеру, в Российской империи Диккенса переводили и публиковали тотчас, как выходила новая книга. Возможно, именно поэтому он стал тем первым автором, который столкнулся с масштабной проблемой пиратства. Незаконные копии всплывали так часто, что он стал одним из первых идейных вдохновителей принципа авторского права и активно его продвигал.

Голодный художник — это точно не про Диккенса. Он все же один из самых коммерчески успешных авторов в мировой литературе, признанный классик и законодатель больших трендов. К примеру, книг о детях. Начало было положено Мишелем Монтенем, который в своих эссе сформулировал само понятие детства как времени, когда нужно учиться, познавать новое, а не получать тычки и зуботычины, считаясь неким неполноценным взрослым. Диккенс развил эту тему. Он сделал детей полноценными персонажами произведений, пытаясь раскрыть их внутренний мир и показать другой взгляд на воспитание. А еще был первым, кто осмысленно, целенаправленно и принципиально продвигал «хеппи-энд», потому что не бывает безвыходных сюжетов.

Onlíner рекомендует
классика, твердый переплет, 16+, 544 страниц, 2021 год издания

Что еще почитать у Диккенса?

«Холодный дом» — интересный сюжет о судебном деле, которое длится столько лет, что первоначальные участники умерли, а новые отнюдь не уверены, что поделят-таки наследство. Роман отнюдь не портят периодические вставки-описания закопченных улиц Лондона, но можно пролистнуть.

«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» — один из самых популярных романов Диккенса. Он автобиографический, написан от первого лица и очень ироничный.

«Крошка Доррит» — о девочке, которая родилась в долговой тюрьме, но… у нее все будет хорошо. Это социально значимый роман с очень запутанной интригой. Современники обижались на злой юмор автора, а потому читать это очень любопытно. Описаний жуткого тюремного быта здесь хватает, но красочность и достоверность делает чтение совсем не скучным.

твердый переплет, 16+, 112 страниц, 2022 год издания

Не забывайте, что у нас есть книжный чат. Там точно найдется с кем обсудить прочитанный сюжет!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро