Школьная программа безжалостна в своих устремлениях нести доброе, разумное, вечное. К третьему классу веселые стишки Агнии Барто уже подзабываются, а дальше классика начинает прочно ассоциироваться с рассказами о природе, многостраничными описаниями Паустовского и очень грустным и серьезным Толстым. Кажется, нужно напрочь убелить седины, чтобы наконец начать читать «серьезную литературу». Или подобрать подходящую книгу? В нашем сегодняшнем обзоре как раз такое классическое произведение: интересное, с динамикой и юмором.
Подборку книжных серий составила Яра Горина, автор фэнтези из Минска. Да, она действительно читает все книги, о которых рассказывает. От корки до корки. Утверждает, что на одно произведение уходит два вечера (и две ночи).
Наверняка многим автор запомнился по очень депрессивным «Приключениям Оливера Твиста» из школьной программы. В этой книге утешает лишь то, что после ее выхода общественность страшно возбудилась, и работным домам, где в те времена считалось в порядке вещей издеваться над детьми, здорово досталось. Но эту историю автор писал, будучи совсем молодым и основываясь на собственных впечатлениях от пребывания на социальном дне. Его семья оказалась в долговой тюрьме, а сам он в 11 лет был отправлен на работу. И даже когда дела немножко наладились (внезапно полученное небольшое наследство помогло покрыть долги), мать далеко не сразу забрала его с фабрики ваксы, где будущую звезду мировой литературы морили голодом и заставляли варить гуталин.
К счастью, Диккенсу удалось все же сменить сферу деятельности. А именно попасть в журналистику. Это тот самый случай, когда талант замечают чуть ли не сразу: его репортажи забавные, ироничные и меткие читает весь Лондон. Как тут не начать зарабатывать литературным трудом? И если история Оливера Твиста была поистине грустной, несмотря на хеппи-энд, то другие книги гораздо более оптимистичны. Это и юмор, и интересный сюжет, и динамика.
«Большие надежды» в этом отношении особенно выделяются. Автор писал их в зрелом возрасте, будучи уже на вершине славы. Рукопись выходила в журнале по подписке, и Диккенс прислушивался к желаниям публики. Здесь нет катастрофичного финала, но много юмора. А потому, если вы смотрели фильм или сериал (Диккенса много экранизируют, в общей сложности по мотивам его произведений вышло больше 180 фильмов, сериалов и анимации), то лучше почитать. Взросление героя в бедной семье может навевать в фильме тоску, зато в книге это все превращается в комедию, пусть местами и с приставкой «траги».
Мальчику Пипу не повезло, он сирота, который растет под гнетом токсичной старшей сестры-абьюзерши. Семья у него небогатая, сестра тиранит не только его, но и собственного мужа. И это в викторианской-то Англии! А еще само место тоже радости не добавляет: вокруг туманы, по морю плавают баржи с каторжниками. Стоит ли удивляться, что одного из них Пип как-то встретил во время прогулки?
Вдобавок ко всему в городе есть очень странное поместье, где живет богатая отшельница мисс Хэвишем. Много лет назад жених этой леди не явился на свадьбу, чем разбил ей сердце. Теперь она в платье невесты бродит по дому, словно призрак, рядом с накрытыми столами и увядшими свадебными букетами. В этот дом и приглашают Пипа, чтобы развлекать маленькую воспитанницу мисс Хэвишем — Эстеллу — красивую, словно кукла, девочку с дурным характером. Любовная драма тут так и напрашивается, однако Диккенс не стал бы классиком, если бы все было так просто. Сбитый с толку Пип неожиданно получает очень большое наследство. Непонятно, от кого, за что, как им распорядиться и к чему это приведет. И все окончательно запутывается, когда он едет в Лондон. Да, с теми самыми «большими надеждами».
Здесь нет лишних описаний природы-погоды, события развиваются очень быстро, и скучать не приходится. И в то же время это очень классно написано. Диккенс для английской литературы такое же «наше все», как Пушкин для русской. Он создатель той самой литературной нормы и современного английского языка, который объединил в себе и высокий стиль, и говор масс. Его читали и при дворе, и в домах бедняков. Паблишеры даже выпускали специальные дешевые издания. Грамотных нанимали, чтобы читать безграмотным. Да и вообще, именно с книгами Диккенса сам жанр романа стал серьезным и массовым. Прежде уважением пользовалась лишь религиозная литература, философские эссе и поэзия.
Прижизненное почитание Диккенса можно сравнить, пожалуй, с популярностью Джоан Роулинг, а после оно и вовсе взлетело до небес. Мировая известность пришла к нему практически сразу. К примеру, в Российской империи Диккенса переводили и публиковали тотчас, как выходила новая книга. Возможно, именно поэтому он стал тем первым автором, который столкнулся с масштабной проблемой пиратства. Незаконные копии всплывали так часто, что он стал одним из первых идейных вдохновителей принципа авторского права и активно его продвигал.
Голодный художник — это точно не про Диккенса. Он все же один из самых коммерчески успешных авторов в мировой литературе, признанный классик и законодатель больших трендов. К примеру, книг о детях. Начало было положено Мишелем Монтенем, который в своих эссе сформулировал само понятие детства как времени, когда нужно учиться, познавать новое, а не получать тычки и зуботычины, считаясь неким неполноценным взрослым. Диккенс развил эту тему. Он сделал детей полноценными персонажами произведений, пытаясь раскрыть их внутренний мир и показать другой взгляд на воспитание. А еще был первым, кто осмысленно, целенаправленно и принципиально продвигал «хеппи-энд», потому что не бывает безвыходных сюжетов.
«Холодный дом» — интересный сюжет о судебном деле, которое длится столько лет, что первоначальные участники умерли, а новые отнюдь не уверены, что поделят-таки наследство. Роман отнюдь не портят периодические вставки-описания закопченных улиц Лондона, но можно пролистнуть.
«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» — один из самых популярных романов Диккенса. Он автобиографический, написан от первого лица и очень ироничный.
«Крошка Доррит» — о девочке, которая родилась в долговой тюрьме, но… у нее все будет хорошо. Это социально значимый роман с очень запутанной интригой. Современники обижались на злой юмор автора, а потому читать это очень любопытно. Описаний жуткого тюремного быта здесь хватает, но красочность и достоверность делает чтение совсем не скучным.
Не забывайте, что у нас есть книжный чат. Там точно найдется с кем обсудить прочитанный сюжет!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро