О том, как самая безобидная случайность может кардинально изменить жизнь человека, написаны тысячи очерков и заметок. И нередко их главным героем становился американский бизнесмен Дональд Фишер. Предприниматель из Калифорнии долгое время занимался строительством, но потом неожиданно открыл магазины с огромным выбором брюк и запустил успешный бренд одежды GAP. Вскоре шоурумы под этой вывеской появились по всему миру, а сам Фишер превратился в миллиардера. Этим текстом вместе с Betera продолжаем цикл о неожиданных озарениях, повлиявших на жизнь.
Дон Фишер не из тех, кто в детстве рос в нищете, мечтал выбраться из дыры и сказочно разбогатеть. Он родился в 1928-м в семье бизнесмена, учился в престижном Калифорнийском университете, активно проявил себя в спорте, выступая за сборные вуза по плаванию и водному поло. Чем не идеальная биография для уверенного и амбициозного парня, мечтающего схватить за хвост американскую мечту?
После учебы Фишер работал в строительной фирме своего отца, но со временем переключился на другое направление: в середине 1960-х он начал скупать и обновлять старые отели. Один из таких — Capitol Park Hotel — купил в Сакраменто. И чтобы некоторые помещения в здании не пустовали, сдал их в аренду под магазин Levi's.
В какой-то момент Дон решил обновить свой гардероб и отправился за джинсами, но так и не смог подобрать брюки нужного размера. Тем не менее он не отчаялся и поехал искать штаны в универмагах более крупного Сан-Франциско. Однако и там его ожидал провал.
И тут, как гласит корпоративная легенда, предприимчивого Дональда осенило: а почему бы не открыть магазин, в котором будут представлены все модели и максимально полная размерная линейка Levi's?
Желания с делом не разошлись, и Фишер вместе со своей супругой Дорис открыл магазин, в котором вместе с брюками они решили продавать виниловые пластинки. В новый для себя бизнес 41-летний предприниматель, никогда не занимавшийся шитьем, вложил $63 тысячи. По одной из версий, эти семейные сбережения должны были пойти на оплату учебы сына, а согласно другой, с суммой помог деловой партнер.
The Guardian пишет, что изначально магазин на Оушен-авеню должен был получить унылейшее название Pants and Discs («Штаны и диски»), однако ситуацию спасла Дорис, выбрав слово GAP, означающее разрыв между поколениями. В тот момент зарождались молодежные субкультуры, распространялись идеи хиппи, которые отличались от традиционных представлений родителей. И через название супруга Дональда попыталась подчеркнуть дух нового времени и смены эпох.
К магазину, где одновременно продают брюки и винил, поначалу отнеслись настороженно. Журналист, культурный критик The San Francisco Chronicles Питер Хартлауб утверждает, что в GAP особо никто не верил и не давал шансов на успех. «У магазина была дурацкая бизнес-модель: продажа грампластинок и штанов с рекламой, перешедшей грань самопародии. „Левайс для кошек и цыплят!“ — в одном из ранних печатных объявлений было опубликовано нервирующее, нарисованное карандашом изображение птицы и кота в штанах...», — пишет Хартлауб.
Впрочем со временем покупателю формат зашел, и буквально за год появилось 7 магазинов GAP. А через 5 лет Фишеры под вывеской магазина запустили свой бренд одежды для широкого круга покупателей и с солидной размерной линейкой. Взрыв подростковой культуры лишь пошел компании на пользу. Шоурумы начали открывать один за другим, и фирма оказалась на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Но глобально популярным бренд стал после того, как Фишер переманил к себе талантливого менеджера и бизнесмена Милларда Дрекслера по прозвищу Микки из сети универмагов Federated. Впоследствии Дональд признавался, что приглашение Милларда было серьезным риском, но он оправдал себя. Дрекслер убрал из магазинов одежду посторонних брендов вроде Levi's, полностью сконцентрировавшись на своих переосмысленных продуктах, и сделал ставку на непринужденную ежедневную одежду. Среди молодежи популярными стали рубашки, майки и толстовки с вышитым на груди лого GAP. В моду вошел хаки.
Кроме того, при Милларде изменили визуал магазинов, расположение одежды, подсветку и не жалели денег на рекламу. В GAP в 1990-х появлялись актрисы Лоррейн Бракко, Вупи Голдберг, режиссер Спайк Ли. Insider рассказывал, что на один лишь рекламный ролик Khaki Swing в 1998-м компания выделила от $20 до 30 миллионов.
Но и это еще не все. Компания GAP приобрела Banana Republic и запустили бренды Old Navy и GAP Kids, максимально расширив целевую аудиторию. «Такая же вездесущая, как McDonald's, такая же централизованно управляемая, как бывший Советский Союз, и такая же американская, как Микки Маус. Gap Inc. позаботится о вас от колыбели до могилы», — с юмором писала о бренде газета The New York Times.
В итоге Дрекслеру и Фишеру удалось сделать из GAP крупнейшего ретейлера США. Однако популярность пошла на спад. В 2004-м продажи достигли максимальной отметки в $16,27 миллиарда и выше с тех пор не поднимались. К тому моменту после падений акций компанию уже покинул Дрекслер, рассорившийся с Фишером, а сам биг-босс оставил пост председателя. Тем не менее GAP с рынка никуда не исчез и до сих пор считается империей в мире ретейла одежды, хотя физических точек с каждым годом становится все меньше.
Согласно ресурсу Statista.com, с 2010-го по 2022-й фирменных магазинов в Штатах стало в два раза меньше.
На GAP Фишер заработал солидные деньги: в 2020-м Forbes оценил состояние семьи почти в $8,9 миллиарда. Солидный доход позволил Дональду и его жене собрать богатую коллекцию современного искусства. Всего — более тысячи экспонатов. В нее, к примеру, вошли картины известных художников вроде Энди Уорхола, Ансельма Кифера, Александра Колдера и Роя Лихтенштейна. Поначалу Фишеры украшали работами центральный офис GAP, но со временем их стало так много, что в новой штаб-квартире бренда под галерею пришлось выделить отдельное помещение.
В нулевых семья даже планировала открыть свой собственный музей на территории старой военной базы в Сан-Франциско, но что-то пошло не так и идея так и осталась просто идеей. Однако для картин все-таки нашли классную локацию. В 2009-м Дон скончался от рака, но за несколько дней до его смерти музей современного искусства Сан-Франциско объявил, что 110 экспонатов из собраний Фишеров разместят в новых выставочных залах.
Состояние помогло Фишеру, придерживавшемуся консервативных взглядов, войти и в политику. Нет, он не участвовал в президентских выборах и не был губернатором, но именно его называют финансовым покровителем избирательной кампании бывшего босса Калифорнии Арнольда Шварценеггера. Также ему приписывают помощь на выборах Джорджу Бушу — младшему.
Дональда нет уже практически 14 лет, однако дело отца в компании продолжают его сыновья, а супруга Дорис, несмотря на преклонный возраст, время от времени участвует в медиаактивностях GAP.
Фишер прожил насыщенную жизнь. Любопытно, сумел бы он всего этого добиться, если бы не история с проблемными джинсами? Этого уже точно никто никогда не узнает, но жизнь тем и уникальна, что для каждого из нас выбирает свой сценарий.
Забивайте голы c Betera! Пока большой футбол на паузе, попробуйте e-football. Новым игрокам в команде доступен бонус — 50 BYN + 50 фриспинов. В игру!
Читайте по теме:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by