Субботним утром в Несвижском замке многолюдно. Слегка утомленные фотосессией молодожены, шумные экскурсионные группы, выпрашивающие очередные сувениры дети… Но мы направляемся к другой большой компании, которая тоже привлекает к себе внимание. Это группа людей с инвалидностью и волонтеров, которые громко перебрасываются между собой шутками — смешными, но острыми, часто даже на грани. Вместе отправляемся на экскурсию, чтобы поговорить о путешествиях и просто насладиться этим днем. И, как нас сразу предупреждают, только ни в коем случае не жаловаться.
Общественное объединение «Особый маршрут» официально существует с 2019 года. Но многие участники знают друг друга гораздо дольше. Вопросу «Как все началось?» идейный вдохновитель всех активностей Дмитрий Хмурчик даже немного удивляется.
— Я просто очень люблю путешествовать. И всегда хотел, чтобы у меня была хорошая компания.
Много ездил по разным странам Дмитрий с детства. Правда, в основном это было связано с лечением. Но страсти к новым впечатлениям развиться это не помешало. После сдачи экзамена на права он сразу же выбрался в первое путешествие на машине. По сути, так и родилась идея автопробегов. Как объединение компания уже ездила в долгие совместные поездки в Париж и Санкт-Петербург. Сейчас пробуют организовать путешествие в Грузию.
— Но я все равно не воспринимаю это исключительно как туристическую поездку — скорее как адаптационный лагерь, который учит находить решение в сложных ситуациях. Например, вечером перед заселением ты узнаешь, что бронь отеля отменена, и нужно быстро сориентироваться и найти другой безбарьерный вариант.
Многие люди с инвалидностью не выходят из дома не из-за непродуманной инфраструктуры, а из-за страха. У меня часто спрашивают: а что будет, если машина сломается на трассе? Ничего, остановимся и будем ждать помощь. От этого не умирают.
Но отрицать, что поездки могут быть тем еще испытанием даже для полностью здорового физически человека, тоже нельзя.
— Согласен. Моя сестра, например, не рассматривает отели дальше 40 минут от аэропорта: просто не выдерживает дольше в автобусе. А она абсолютно здорова. Действительно, для большой поездки нужно накопить силы. И в прошлом году некоторые не смогли с нами поехать, потому что для них это было слишком большим испытанием.
Но есть и еще один фактор — это родители. Понятно, что они окружают своих детей с инвалидностью особой заботой. Но часто они начинают думать, что даже в 30+ или 40+ лет те абсолютно беспомощны. И не то что сами справиться не могут, но и вслух о помощи не попросят. Но это не так. И после таких поездок они начинают верить в свои силы.
Общественное объединение занимается не только большими автопробегами. Это и поездки по Беларуси, как сегодня, и культурные выходы на концерты, квесты, выставки. Но как это все организовано чисто технически? Пробуем разобраться.
Объединению помогает группа волонтеров. Например, в поездке в Несвижский замок на каждого человека с инвалидностью приходится волонтер, который везет коляску. Составить средний портрет не получится: здесь и 18-летние девушки, и серьезные взрослые мужчины. Как раз с Александром и Русланом мы и начинаем разговор. Они оба познакомились с ребятами через чаты автолюбителей. Понравилось веселое душевное общение — и помощь стала регулярной.
Александр — в прошлом подводник. Этим он объясняет свою коммуникабельность и спокойный характер. Даже к волонтерству подходит профессионально — воспринимает объединение как один экипаж. Свое тесное общение с компанией он начал с поездки в Париж, откликнувшись на призыв поучаствовать в автопробеге.
— Мне жена всю плешь проела!
— Потому что слишком много времени этому уделяете?
— Да нет! Говорит: смотри только, ответственно к этому относись, выполняй любые просьбы, не подведи.
Для многих людей с инвалидностью активная жизнь началась только после 30 — как раз со знакомства с Димой и организацией. До этого выезды из дома были огромной редкостью, особенно зимой.
Сейчас волонтеры помогают добраться. У кого есть возможность, возят на собственных машинах, да и просто помогают с перемещением на месте. Самостоятельно справиться тоже можно, но будет гораздо дольше и более стрессово. Например, в Несвижском замке ремонт со стороны главного входа — чтобы попасть внутрь, нужно подняться в горку по выложенной брусчаткой дороге.
— А вам не тяжело физически? — интересуемся у совсем хрупких девушек-волонтеров.
— На таких участках может быть тяжеловато. Но их немного. Да и все помогают друг другу. Так что вполне нормально. Со временем привыкаешь.
Если среднестатистический портрет волонтера составить не получается, то ответ на прямой вопрос «А зачем вам все это?» максимально схож. И он в том, что всем нравится проводить время в этой дружеской компании.
Чтобы попасть внутрь замка, нужно подождать, пока привезут подъемник. Пока ждем, ребята шутят, что вполне можно было бы использовать и строительный кран — он как раз стоит неподалеку. Тот, кто может подняться по ступенькам сам, делает это без подъемника. Многие могут ходить, но недолго: это требует слишком больших физических усилий. Остальным помогают подняться сотрудники замка, а потом терпеливо ждут, чтобы обеспечить подъем и на следующий этаж.
Экскурсию заказать не получается: в субботний день все расписано плотно. Сотрудники замка искренне сокрушаются, что так вышло, и предлагают обязательно приехать еще раз.
— На самом деле, с путешествиями по Беларуси уже все не так плохо. Самая большая проблема — с жильем. А так изменения даже за последние 10 лет большие. Но пандус может быть сделан больше для галочки, чем для людей, а ключ от туалета для инвалидов заброшен в неизвестном месте. Тот же пандус есть, но внизу стоит вазон с цветами. Это же не от плохого отношения к нам, а от отсутствия продуманности.
Чаще всего вопрос получается решить в личном общении. Поэтому я и считаю автопробеги такими важными: они учат справляться с такими проблемами.
Но если говорить о конкретных примерах: Леша для сегодняшней поездки сам приехал на поезде из Гродно. Еще 10 лет назад это было сложно представить, — объясняет Дмитрий.
У Леши своя отдельная непростая история. Он не только сам справляется без помощи, но и долгое время ухаживал за лежачей после инсульта матерью.
— Раньше даже мне самому не хотелось общаться с другими людьми с инвалидностью, потому что они все время ноют. По крайней мере мне встречались такие. Пока я не попал сюда и не встретил тех, с кем действительно интересно. Люди думают, что мы должны общаться только по одному признаку инвалидности. Но это точно такой же поиск друзей: нужно найти своих людей, с которыми будет хорошо.
Пока гуляем по замку, никаких косых взглядов от посетителей не замечаем. Но обойти тему негатива в сторону людей с инвалидностью не получается.
— Понимаете, категорий, которые не сталкиваются с негативом, очень мало. Это нашему здоровому двухметровому Руслану никто ничего не скажет, а женщине в декрете или пенсионеру — запросто. То есть любым уязвимым категориям. Так что если хамство и есть, то оно не направлено конкретно на нас. Оно просто есть. А реакция на это тоже никак не связана с инвалидностью. Кому-то отдавят ногу в маршрутке, он выйдет и будет 10 минут плакать. Это объясняется только ранимостью каждого конкретного человека.
Кто-то скажет: это все потому, что я инвалид. У нас даже есть внутренняя шутка на этот счет, что любую ситуацию в жизни можно объяснить одной этой фразой. Но большинство случаев вообще никак с этим не связаны, — рассуждает Дима.
Путешествия всегда были дорогим удовольствием. А поездка в Париж для многих так и вовсе остается вечной мечтой. Уточняем у Димы, как решается вопрос с финансами.
— Кто-то подрабатывает. У меня самого IT-образование, например. Есть помощь волонтеров и других небезразличных людей. Плюс я рассылаю письма с рассказом о нас и просьбой принять у себя. Кто-то не отвечает, а кто-то откликается. Худшее, что может произойти, — нам просто откажут. Часто именно жилье — самая дорогая категория. А у нас получается договориться, чтобы нас приняли бесплатно. Прямо сейчас собираем деньги на поездку в Грузию. Но идет очень тяжело. Возможно, в этом году так и не получится.
Но у Димы уже есть альтернативный план для путешествий по Беларуси: объехать районные центры и посмотреть, как в них все устроено. А его личная мечта (хотя правильнее будет сказать цель) — доехать на машине до Великобритании.
Даже на этот день планы масштабные: сразу после Несвижа — Мирский замок, а потом — совместная ночевка, которую все предвкушают больше всего. От лета, как и от жизни, компания старается взять максимум возможного.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by