Этой весной совместно с Breezy мы выпустили текст о белорусах, которые сортируют мусор, отказываются от полиэтиленовых пакетов, компостируют органику и в целом стараются жить в гармонии с природой. Но одно дело — пересказывать чью-то историю, другое — попробовать все самому. Наш журналист Тарас Щирый открыл для себя принципы zero waste (ноль отходов) и полторы недели разделял дома мусор, пил кофе из силиконового стакана в заведениях, ходил за овощами исключительно с авоськой и затестил соленую зубную пасту. Что у него из этого получилось и помог ли он хоть чем-то природе, читайте ниже.
Для меня экология и смежные темы — это как дальний родственник, которого вроде и знаешь, но пересекаешься с ним крайне редко. Очень и очень давно, когда деревья были большими, то ли в школе, то ли в универе я писал программное эссе, посвященное экологии. К тому моменту все мои знания в этой теме были так скудны, что плясали исключительно вокруг виниловой пластинки «Гринпис. Прорыв» из отцовской фонотеки, которую в 1980-х в поддержку защиты дикой природы записали разномастные звезды от U2 до Eurythmics.
Чуть позже я узнал про «зеленых», время от времени кошмаривших саммиты G8, потом услышал о суровой Грете Тунберг и даже попал на сейшен в Жодино, где рассказывали про природную косметику, правила zero waste, многоразовые прокладки и показывали топовый мультик про мутирующих рыбок.
Да, было круто, но осознаннее от этого я не стал и даже собрал в кухонном ящике огромную коллекцию разноцветных пакетов, которую можно было спокойно отправлять на выставку.
Но недавно я более детально прочитал про движение zero waste и эксперимента ради решил неделю посортировать мусор, поюзать авоську и отказаться от кофе навынос в бумажных стаканчиках. Ни в коем случае не претендую на экспертность, возможно, даже допустил ошибки, но это мой опыт, который никому не навязываю.
Внештатный экоактивист раздела «Лайфстайл». Теперь знает, как сортировать мусор, куда выбрасывать батарейки и моет голову твердым шампунем.
Для начала немного матчасти. Zero waste — это небольшой свод принципов, направленных на уменьшение количества мусора и ненужных вещей вокруг нас, осознанное потребление и использование продуктов питания, косметики и одежды. Посыл таков: в мире ежедневно производится огромное количество отходов, и если каждый будет меньше их порождать, то и свалок будет меньше, и хлам рядом с нами станет исчезать быстрее. Правил, сформулированных активисткой Беа Джонсон, несколько. Вот они:
От такого количества пожеланий у меня разбежались глаза, и я решил за все со старта не хвататься, остановившись лишь на некоторых пунктах. Начал с раздельного сбора мусора. Как показало время, для меня это самая простая часть эксперимента. Для сбора я использовал два пакета, которые повесил у себя на балконе. В один отправлял бумагу, в другой — пластик, а в мусорное ведро — остальной грязный мусор.
С бумагой проблем не возникло. Единственное, обязательно нужно отделять от журналов и тетрадок различные железные или пластиковые элементы и следить, чтобы бумага не была грязной. К примеру, факсы, чеки, туалетку, коробки из-под пиццы со следами жира нужно отправлять в баки с общим мусором. Можно, конечно, заморочиться и вырезать загрязненные элементы, но тут уже решать вам.
Именно в общий мусор мы отправляем обертки от конфет и чипсов. С пластиком тоже есть нюансы.
В отдельный бак можно выбрасывать пластиковые бутылки с открученными крышками, емкости от косметики, коробки от сладостей, посуду, пленку, тетрапак, ведра, тазики, канистры… А вот емкости от сметаны или йогуртов, тюбики от пасты, канцелярские принадлежности, увы, сюда не подойдут — им дорога в общий мусор.
Через полторы недели сборов я обнаружил пухлый пакет для бумаги и практически пустой для пластика.
Это, с одной стороны, обрадовало (мол, ого, как мало пластика я потребляю), а с другой — заставило задуматься: а где же я все-таки больше живу — дома, на работе или где-то между этим в тоннелях метро?
Но да ладно, оставим эти мысли на потом. Двигаемся дальше. Бумагу и пластик я выбросил в специальные контейнеры, расположенные возле дома. Такие в Минске находятся чуть ли не в каждом дворе, так что проблем возникнуть не должно. Главное, чтобы в итоге мусоровоз не собирал все в одну кучу, а то все пойдет насмарку.
Многие советуют выбрасывать бумагу в бумажных пакетах, но такого у меня не нашлось, так что я просто высыпал отходы в специальные баки и забрал пакеты с собой.
Собирая весь хлам, нашел дома пять пальчиковых батареек. Выбрасывать их вместе с обычным мусором ни в коем случае нельзя: батарейка содержит тяжелые металлы и, попадая в почву, в грунтовые воды, вредит окружающей среде. Отправить их на утилизацию их можно через специальные контейнеры, расположенные как в экомагазинах, так и в крупных торговых центрах. Принадлежат они преимущественно предприятию БелВТИ, занимающемуся переработкой отходов. Найти их абсолютно несложно. Я со своими расстался в ТЦ «Столица».
Кстати, меня всегда интересовало, что происходит с батарейками после того, как мы отправляем их в контейнер. Ответ мне дали в том самом БелВТИ:
— Из контейнеров, которые расставлены по всей Беларуси, батарейки попадают к нам на предприятие. На производственных линиях их сортируют по видам, каждый из которых перерабатывается по своему технологическому процессу. Вторичные материалы, получаемые из них, являются сырьем для других производственных процессов, идут на дальнейшее использование.
С декабря 2022 года ящички для сбора батареек появились у подъездов домов в Мачулищах, а чуть позже — в Советском и Первомайском районах столицы. Проект пока пилотный, но постепенно он набирает популярность.
Просроченные градусники не стоит выбрасывать в общий мусор. В столичных поликлиниках и некоторых аптеках установили контейнеры для просроченных лекарств. Бинты и маски бросать туда не надо. Электронные градусники можно оставлять в ящиках для батареек, а старые ртутные — сдавать в экопункты, предназначенные для сбора ртутных ламп. При этом градусник нужно сдавать в плотной и закрытой таре.
Идем дальше. Отказавшись от пакетов, я выбрал олдовую авоську. К слову, мода на них возвращается не только благодаря экоактивистам — некоторые стилисты даже нашли ей применение в фешен-индустрии. Я же использовал свою исключительно для походов за овощами и во время первого шопинга в Каменной Горке столкнулся с очень милой реакцией продавщицы: «Ух ты, авоська! Как в старые времена!»
На Комаровке, куда я гонял за огурцами и ароматными помидорами, авоськами, как мне сказали, никого не удивишь. Хотя продавец все равно так и норовил втюхать парочку пакетов. Не в этот раз.
Поскольку за последние пару лет я превратился в жуткого кофемана, прежде нередко заказывал кофе навынос и без спешки прогуливался с ним по центру. Ради эксперимента купил себе силиконовый экостакан-трансформер и попытался интегрировать его в свои кофепоходы.
Штука оказалась крайне удобная. В сложенном виде стакан не занимает много пространства и легко помещается даже в кармане. Однако пить из силикона — идея, скажем так, на любителя, и не каждый на это пойдет. Однако в таком случае с собой можно просто брать обычную термокружку.
С покупкой кофе в свою тару проблем вообще не было. Его мне соглашались заливать как на заправке, так и в кофейнях, где с подобными запросами сталкиваются уже не первый раз.
— У нас есть несколько постоянных клиентов, которые всегда приходят со своими кружками, — рассказали нам в одном из заведений в районе площади Свободы. — Со складывающимися, как и у вас. Но это все равно не массово. Однако, когда была «корона», вот тогда с такими кружками активничали, а сейчас заходят реже.
В общей сложности за неделю я насчитал пять таких походов и заработал пять плюсиков в экокарму. Количество кажется смешным, но если делать это постоянно, то за год выйдет порядка 240 стаканов. Неплохо, правда?
Экоактивисты не только предлагают отказаться от полиэтилена, но и советуют минимизировать количество ненужных вещей, дабы не захламлять домашнее пространство, и переходить на натуральную косметику. Из ненужного я нашел у себя в шкафу лишь рубашку, почти новые кеды да неношеный бомбер. Все это я собрал для благотворительного сервиса Kali Laska, занимающегося сбором одежды для нуждающихся, но все равно на короткой дистанции это капитально на освобождение моих гардеробных территорий не повлияло.
По поводу натуральной косметики. Тут, как и с кружкой, честно говоря, пришлось немного раскошелиться. Так в моем шкафчике появились твердый шампунь, жидкая зубная паста и щетка из бамбука.
Проговорим по порядку. Этот твердый шампунь, упакованный, естественно, в экологичную бумажную упаковку, визуально ничего общего с жидким не имеет и больше похож на грубый кусок сливочного масла или хозяйственное мыло. Ощущения? Мне подошло прекрасно, планирую использовать дальше.
Что уникального в бамбуковой щетке? Да, наверное, ничего, кроме цены и материала. В торговом центре она стоит меньше рубля, сделана из натурального материала, и ее, удалив щетину, можно закопать, она разложится. С пластиковыми история другая: они не распадаются без вреда для окружающей среды, и дорога им, как и тюбикам, в смешанный мусор.
Зубная щетка из бамбука — 6 рублей. Покупал в специализированном магазине, но потом нашел такую же за 95 копеек в обычном торговом центре.
Зубная паста — 10 рублей.
Твердый шампунь — 10 рублей.
Силиконовая кружка — 30 рублей.
А теперь самое интересное из моего скупого мужского набора — зубная паста. Продается она не в тюбике, а в алюминиевой шайбе и имеет жидкую сметаноподобную консистенцию. Это еще один продукт исключительно на любителя: она очень соленая.
И это совсем не брак. Как считает производитель, такая паста «ускоряет восстановление нормального pH в полости рта за счет стимуляции выделения слюны». За несколько недель растратил половину. Штука прикольная, но, кроме экологичности, никаких преимуществ перед традиционной пастой в ней пока не нашел. Ну и обошлась она мне в 10 рублей — это все же чуть дороже обычного массмаркетного варианта.
Итак, что у нас в итоге. За неделю я собрал пакет с бумажным мусором, трижды ходил за овощами с авоськой и пять раз пил кофе из своего силиконового стакана. Есть ли в этом какой-то прок для матушки-природы, помог ли я ей на этом этапе хоть минимально? С этим вопросом я обратился к экотренеру Татьяне Сушко.
— Провокационный вопрос. Вроде бы и помогли, но природе, на самом деле, все равно. Она найдет способ, как вернуть себе необходимый баланс, и найдутся микроорганизмы, которые будут питаться пластиком. Так что вы помогли не матушке-природе, а в первую очередь себе. К примеру, батарейки, попавшие на свалку, распадаются в почве, потом собирается урожай, и тяжелый металл попадает в вашу пищу.
— А правильно ли я все делал согласно zero waste?
— Не буду обесценивать ваш опыт. Первые шаги, какими бы они ни были, уже хороши. Единственное, я бы сместила фокус. Раздельный сбор отходов — это последнее, что должно волновать в рамках концепции zero waste. Когда мусор попадает на свалку, это уже конечный пункт всей истории.
Первое правило концепции гласит не о разделении отходов, а о разумном потреблении.
Начинать в zero waste нужно с того, что тебе комфортно, и дело здесь не в количестве выполненных пунктов. К примеру, кому-то удобно раздельно складывать органические отходы, замораживать их, а потом закапывать, а кому-то просто нравится мыть голову твердым шампунем или использовать менструальные чаши вместо одноразовых прокладок. Начинайте с удобного. Потому что, если делать все через силу, приходит отвращение, и ничем хорошим это не закончится. Мы отталкиваемся не от количества, а от того, чем тебе действительно комфортно заниматься.
Мы даем гаджетам второй шанс, сохраняя ресурсы планеты, а будущему владельцу — возможность сэкономить, получить эмоции, как при покупке нового устройства.
Все iPhone by Breezy — это только оригинальные бывшие в употреблении iPhone, которые прошли диагностику в сервисном центре и полностью исправны. С Breezy ты платишь справедливую цену за девайс, который практически не отличается от нового, имеет гарантию 12 месяцев и всю необходимую комплектацию.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by