В небольшом помещении людно, цветасто и весело. На стойке ресепшена приветственная коробка конфет, милый декор и пиджак, который обновляется в режиме реального времени руками одной из дизайнеров. Сами творцы тусуются, встречают гостей и дают им консультации. Магазин Kasulia открылся на Независимости, 19 совсем недавно, а посетители уже идут непрерывным потоком. Недавно одна из минских тиктокеров сделала залетное видео о новой локации, и теперь людей не остановить: всем интересно пощупать апсайкл-вещи. Что же такое апсайкл и в чем суть бизнеса?
Магазин Kasulia позиционируется как островок осознанной моды и предлагает продукцию брендов, которые либо делают апсайкл, либо придерживаются принципа zero waste.
Апсайклинг — это создание новых вещей из старых. Простыми словами: берем старые джинсы, шьем из них рубашку — и получаем апсайклинг.
Zero waste — это буквально «ноль отходов». Это философия, согласно которой человек все свои бытовые отходы использует повторно либо вообще их не создает: например, носит с собой многоразовый стаканчик для кофе и вообще избегает всего одноразового.
Всего в шоуруме представлено пять брендов: Iskussstvo korolev, Verushka, Gest, Gorolevich, Old Clobbers. Девушки познакомились на модных маркетах и решили найти не временную, а постоянную площадку для продаж.
Помещение девушкам досталось в готовом виде. Стены в стиле лофт, выделенная зона для примерочной, подсобка и минимальный декор — все это уже было в готовом варианте. Дизайнерам осталось только навести марафет: поставить рейлы, оборудовать примерочную, положить коврик и добавить уюта.
Что интересно, интерьер создавался тоже с учетом философии осознанного потребления. Рейлы купили на «Куфаре», занавес для примерочной сшили из остатков ткани, самодельный коврик из колготок приняли в дар — концепция «с миру по нитке» в действии.
Название магазина — чисто белорусское. «Кашуля» — это рубашка, сорочка. Звучит аутентично, небанально и хорошо раскрывает суть бизнеса девушек. И хотя первоначально, раздумывая над названием, девушки хотели связать его со словом «ресайкл» или «апсайкл», в итоге остановились на более понятном и благозвучном варианте.
— Названием мы хотим подчеркнуть, что мы именно белорусский бренд, — говорят девушки. — Это первый апсайкл-магазин в Беларуси, и нам нужно выделиться и обратить на себя внимание. Если наши покупатели из России не будут знать это слово, то они могут читать название как «Касуля», что тоже звучит красиво.
Ксения Гесть назвала свой бренд созвучно фамилии — Gest. Она специалист по апсайклингу, ее фишка — джинсовая одежда в стиле пэчворк и платья из мужских рубашек. Опыт подобной работы у девушки немаленький, и надобности искать сырье уже нет: подписчики сами рады отдать свои вещи и джинсы, чтобы они зажили новой жизнью. Далее одежда стирается, распарывается и превращается в новую с использованием уникальных лекал.
— По образованию я дизайнер, — рассказывает Ксения. — Два года работала на производстве и видела, в каком количестве остаются ткани и что с ними делают дальше. Одни бренды сжигают их, другие просто хранят на складе. Отходы производства очень большие. Уже в тот момент я занималась тем, что покупала остатки тканей и шила для себя.
Свою деятельность я начала в 2018 году с участия в проекте New Names в рамках Belarus Fashion Week. Задачей было создать коллекцию в экотематике. Я выиграла конкурс, получила грант, но в 2019 году моя деятельность затихла, не было возможности реализовывать вещи из-за пандемии. В 2021-м я стала участвовать в «Open Шкаф». В первую очередь покупатели смотрели на дизайн и не сразу понимали экоисторию. Сейчас люди уже начали больше проникаться темой апсайклинга.
Бренд Iskussstvo korolev принадлежит Ольге Крагель.
— По образованию я модельер одежды, — рассказывает Оля. — После учебы у меня было два года практики, но, слава богу, работа на производстве прошла мимо меня. Работала в сфере ремонта одежды. Тогда я поняла, что мне нравится переделка старых вещей в новые, и я начала творить, воплощать свои крейзи-идеи.
В какой-то момент мне в голову пришла идея, что я бы хотела одевать королев. Также мне часто говорили, что мои изделия — как арт-объекты. И я придумала название Iskussstvo korolev — будто я одеваю королев в искусство.
Сырье для коллекций Ольга не ищет — подписчики сами несут ей вещи, чтобы поучаствовать в осознанной философии и разгрузить гардероб.
— Они говорят: хотим, чтобы ты дала этому изделию новую жизнь, нам нравятся твои идеи — сделай с ним что-нибудь интересное. Таким образом они хотят внести свой вклад в мой бренд.
Verushka — бренд Веры Костик. Многие могут знать дизайнера по прошлому названию — Custom Casual.
— В сфере апсайклинга я работаю с 2020 года, — говорит Вера. — Началом я считаю первое участие в маркете, когда я завела визитки, Instagram и заявила о существовании бренда. Раньше он назывался Custom Casual, теперь — Verushka. Меня зовут Вера, и в 1960-х была известная модель Верушка. Решила назвать бренд в ее и свою честь.
Я работаю в разных направлениях. Одно из них — переделка старых вещей. Кроме того, шью новые вещи из старых, отталкиваясь от модных трендов. Заметила спрос на апсайкл-рубашки и решила также шить их из рубашек, у которых, например, испорчен воротник, рукав или любая другая часть. Очень классно покупают винтажные пиджаки.
Дизайнер Ольга Горолевич назвала свой бренд, как часто это делают, по фамилии — Gorolevich. Ольга выбрала интересное направление, которое не имеет никакого отношения к апсайклингу, но все равно относится к sustainable fashion. Принцип ее работы — zero waste. Простым языком: при производстве одежды не причиняется никакой вред природе.
— Вещи шьются в единственном экземпляре. Я покупаю кусок ткани, использую его для одной вещи и больше ее не повторяю. У производств есть магазины, в которых продается ткань, которая осталась после коллекций, — я покупаю такие куски. Производство безотходное. Не используется труд людей, я все шью сама. Ткани — натуральные.
Пошивом одежды я занимаюсь всю жизнь. В этой сфере я уже 19 лет. Конкретно как дизайнер стала работать в декретном отпуске, в 2017 году. Тихонечко что-то шила, делала заказы. Потом решила, что надо как-то продвигаться, — начала участвовать в показах в Минске, в Москве.
Брендом Old Clobbers занимается Светлана Солнцева. Она называет себя профессиональной закройщицей с богатой фантазией. Сфера деятельности — все тот же апсайкл. Светлана говорит, что шить из новых тканей — это неинтересно, а в старых вещах она видит потенциал.
— У меня есть шорты, которые я сшила из пиджака моего деда. То же самое могу сделать для других — перешить на нужный размер, изменить дизайн, добавить декора к вещи дорогого кому-либо человека.
Также шью одежду из старых штор, одеял и покрывал — это очень оригинально. Периодически достаю из закромов шинельные ткани и шью из них пальто с картинкой на спине. Из советского хлопка можно сшить прекрасные платья, юбки и костюмы.
Цены — больной вопрос для многих. А если речь заходит об одежде, которая вроде как б/у, но продается не как б/у, то боль увеличивается. По словам авторов магазина, многие до сих пор относятся к такому шопингу скептически.
— Под видео в TikTok люди писали: «150 рублей за пиджак — это много», — делится Вера Костик. — У многих очень маленькие зарплаты. Людям сложно понять, почему пиджак в секонде стоит 10 рублей, а у нас — 120 и выше.
Я объясняю, что беру деньги не за вещь, а за идею, за свой опыт, за материалы, которые используются для апсайкла.
Но ценителей такого творчества тоже много. Люди каких профессий чаще всего покупают апсайкл-вещи? Это могут быть обычные шопоголики. Либо девушки-айтишницы или жены айтишников. Либо мамочки, которым хочется выходить из дома в чем-то интересном. Либо девушки, у которых есть собственный бизнес. Среди клиентов много медийных личностей, которым необходимо выглядеть ярко и проявлять себя.
Сейчас главной своей задачей дизайнеры видят изучение спроса, работу над узнаваемостью бренда.
— Сейчас такое время, когда закрываются стоки и секонды, потому что они начали приедаться людям. Любому новому заведению необходимо как минимум три месяца для анализа и принятия решения, рентабелен ли бизнес.
Дизайнеры, работающие в сфере апсайкла, когда узнают о нашем магазине, тоже хотят к нам присоединиться. В планах — расширяться, стать мультибрендом, в котором проводятся мастер-классы, лекции. Можно приглашать специалистов, которые рассказывают об экологии, стилистов, которые помогут внедрить эти вещи в гардероб. Это может быть площадка для многих активностей.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by