09 апреля 2023 в 8:00
Источник: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

«Людям сложно понять, почему пиджак в секонде стоит 10 рублей, а у нас — 120». В Минске открылся первый апсайкл-магазин

Источник: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

В небольшом помещении людно, цветасто и весело. На стойке ресепшена приветственная коробка конфет, милый декор и пиджак, который обновляется в режиме реального времени руками одной из дизайнеров. Сами творцы тусуются, встречают гостей и дают им консультации. Магазин Kasulia открылся на Независимости, 19 совсем недавно, а посетители уже идут непрерывным потоком. Недавно одна из минских тиктокеров сделала залетное видео о новой локации, и теперь людей не остановить: всем интересно пощупать апсайкл-вещи. Что же такое апсайкл и в чем суть бизнеса?

Апсайклинг, zero waste — что к чему?

Магазин Kasulia позиционируется как островок осознанной моды и предлагает продукцию брендов, которые либо делают апсайкл, либо придерживаются принципа zero waste.

Апсайклинг — это создание новых вещей из старых. Простыми словами: берем старые джинсы, шьем из них рубашку — и получаем апсайклинг.

Zero waste — это буквально «ноль отходов». Это философия, согласно которой человек все свои бытовые отходы использует повторно либо вообще их не создает: например, носит с собой многоразовый стаканчик для кофе и вообще избегает всего одноразового.

Осознанность во всем

Всего в шоуруме представлено пять брендов: Iskussstvo korolev, Verushka, Gest, Gorolevich, Old Clobbers. Девушки познакомились на модных маркетах и решили найти не временную, а постоянную площадку для продаж.

Помещение девушкам досталось в готовом виде. Стены в стиле лофт, выделенная зона для примерочной, подсобка и минимальный декор — все это уже было в готовом варианте. Дизайнерам осталось только навести марафет: поставить рейлы, оборудовать примерочную, положить коврик и добавить уюта.

Что интересно, интерьер создавался тоже с учетом философии осознанного потребления. Рейлы купили на «Куфаре», занавес для примерочной сшили из остатков ткани, самодельный коврик из колготок приняли в дар — концепция «с миру по нитке» в действии.

Название магазина — чисто белорусское. «Кашуля» — это рубашка, сорочка. Звучит аутентично, небанально и хорошо раскрывает суть бизнеса девушек. И хотя первоначально, раздумывая над названием, девушки хотели связать его со словом «ресайкл» или «апсайкл», в итоге остановились на более понятном и благозвучном варианте.

— Названием мы хотим подчеркнуть, что мы именно белорусский бренд, — говорят девушки. — Это первый апсайкл-магазин в Беларуси, и нам нужно выделиться и обратить на себя внимание. Если наши покупатели из России не будут знать это слово, то они могут читать название как «Касуля», что тоже звучит красиво.

Знакомимся с дизайнерами

Ксения Гесть назвала свой бренд созвучно фамилии — Gest. Она специалист по апсайклингу, ее фишка — джинсовая одежда в стиле пэчворк и платья из мужских рубашек. Опыт подобной работы у девушки немаленький, и надобности искать сырье уже нет: подписчики сами рады отдать свои вещи и джинсы, чтобы они зажили новой жизнью. Далее одежда стирается, распарывается и превращается в новую с использованием уникальных лекал.

— По образованию я дизайнер, — рассказывает Ксения. — Два года работала на производстве и видела, в каком количестве остаются ткани и что с ними делают дальше. Одни бренды сжигают их, другие просто хранят на складе. Отходы производства очень большие. Уже в тот момент я занималась тем, что покупала остатки тканей и шила для себя.

Свою деятельность я начала в 2018 году с участия в проекте New Names в рамках Belarus Fashion Week. Задачей было создать коллекцию в экотематике. Я выиграла конкурс, получила грант, но в 2019 году моя деятельность затихла, не было возможности реализовывать вещи из-за пандемии. В 2021-м я стала участвовать в «Open Шкаф». В первую очередь покупатели смотрели на дизайн и не сразу понимали экоисторию. Сейчас люди уже начали больше проникаться темой апсайклинга.

Бренд Iskussstvo korolev принадлежит Ольге Крагель.

— По образованию я модельер одежды, — рассказывает Оля. — После учебы у меня было два года практики, но, слава богу, работа на производстве прошла мимо меня. Работала в сфере ремонта одежды. Тогда я поняла, что мне нравится переделка старых вещей в новые, и я начала творить, воплощать свои крейзи-идеи.

В какой-то момент мне в голову пришла идея, что я бы хотела одевать королев. Также мне часто говорили, что мои изделия — как арт-объекты. И я придумала название Iskussstvo korolev — будто я одеваю королев в искусство.

Сырье для коллекций Ольга не ищет — подписчики сами несут ей вещи, чтобы поучаствовать в осознанной философии и разгрузить гардероб.

— Они говорят: хотим, чтобы ты дала этому изделию новую жизнь, нам нравятся твои идеи — сделай с ним что-нибудь интересное. Таким образом они хотят внести свой вклад в мой бренд.

Verushka — бренд Веры Костик. Многие могут знать дизайнера по прошлому названию — Custom Casual.

— В сфере апсайклинга я работаю с 2020 года, — говорит Вера. — Началом я считаю первое участие в маркете, когда я завела визитки, Instagram и заявила о существовании бренда. Раньше он назывался Custom Casual, теперь — Verushka. Меня зовут Вера, и в 1960-х была известная модель Верушка. Решила назвать бренд в ее и свою честь.

Я работаю в разных направлениях. Одно из них — переделка старых вещей. Кроме того, шью новые вещи из старых, отталкиваясь от модных трендов. Заметила спрос на апсайкл-рубашки и решила также шить их из рубашек, у которых, например, испорчен воротник, рукав или любая другая часть. Очень классно покупают винтажные пиджаки.

Дизайнер Ольга Горолевич назвала свой бренд, как часто это делают, по фамилии — Gorolevich. Ольга выбрала интересное направление, которое не имеет никакого отношения к апсайклингу, но все равно относится к sustainable fashion. Принцип ее работы — zero waste. Простым языком: при производстве одежды не причиняется никакой вред природе.

— Вещи шьются в единственном экземпляре. Я покупаю кусок ткани, использую его для одной вещи и больше ее не повторяю. У производств есть магазины, в которых продается ткань, которая осталась после коллекций, — я покупаю такие куски. Производство безотходное. Не используется труд людей, я все шью сама. Ткани — натуральные.

Пошивом одежды я занимаюсь всю жизнь. В этой сфере я уже 19 лет. Конкретно как дизайнер стала работать в декретном отпуске, в 2017 году. Тихонечко что-то шила, делала заказы. Потом решила, что надо как-то продвигаться, — начала участвовать в показах в Минске, в Москве.

Брендом Old Clobbers занимается Светлана Солнцева. Она называет себя профессиональной закройщицей с богатой фантазией. Сфера деятельности — все тот же апсайкл. Светлана говорит, что шить из новых тканей — это неинтересно, а в старых вещах она видит потенциал.

— У меня есть шорты, которые я сшила из пиджака моего деда. То же самое могу сделать для других — перешить на нужный размер, изменить дизайн, добавить декора к вещи дорогого кому-либо человека.

Также шью одежду из старых штор, одеял и покрывал — это очень оригинально. Периодически достаю из закромов шинельные ткани и шью из них пальто с картинкой на спине. Из советского хлопка можно сшить прекрасные платья, юбки и костюмы.

«Люди писали: 150 рублей за пиджак — это много»

Цены — больной вопрос для многих. А если речь заходит об одежде, которая вроде как б/у, но продается не как б/у, то боль увеличивается. По словам авторов магазина, многие до сих пор относятся к такому шопингу скептически.

— Под видео в TikTok люди писали: «150 рублей за пиджак — это много», — делится Вера Костик. — У многих очень маленькие зарплаты. Людям сложно понять, почему пиджак в секонде стоит 10 рублей, а у нас — 120 и выше.

Я объясняю, что беру деньги не за вещь, а за идею, за свой опыт, за материалы, которые используются для апсайкла.

Но ценителей такого творчества тоже много. Люди каких профессий чаще всего покупают апсайкл-вещи? Это могут быть обычные шопоголики. Либо девушки-айтишницы или жены айтишников. Либо мамочки, которым хочется выходить из дома в чем-то интересном. Либо девушки, у которых есть собственный бизнес. Среди клиентов много медийных личностей, которым необходимо выглядеть ярко и проявлять себя.

«Все пишут: через месяц закроются»

Сейчас главной своей задачей дизайнеры видят изучение спроса, работу над узнаваемостью бренда.

— Сейчас такое время, когда закрываются стоки и секонды, потому что они начали приедаться людям. Любому новому заведению необходимо как минимум три месяца для анализа и принятия решения, рентабелен ли бизнес.

Дизайнеры, работающие в сфере апсайкла, когда узнают о нашем магазине, тоже хотят к нам присоединиться. В планах — расширяться, стать мультибрендом, в котором проводятся мастер-классы, лекции. Можно приглашать специалистов, которые рассказывают об экологии, стилистов, которые помогут внедрить эти вещи в гардероб. Это может быть площадка для многих активностей.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by