28 360
19 января 2022 в 13:00
Источник: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

Как из старой вещи сделать новую? Изучаем тренд вместе с апсайкл-дизайнером

Источник: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

Сколько вещей вы выбрасываете за год? Имеются в виду износившиеся джинсы, старенькие рубашки, немодные куртки. Скорее всего, много. Если еще пару десятков лет назад люди не задумывались над цифрами, утоляя «гардеробный» голод, то сегодня они становятся все осознаннее. Апсайклинг — тренд последних лет в сфере моды. В Минске есть адепты этого направления. Разбираемся в понятии и смотрим, как можно вдохнуть жизнь в ненужные джинсы, вместе с апсайкл-дизайнером Верой Костик.

Апсайклинг, ресайклинг, даунсайклинг

В этих определениях можно запутаться. Несмотря на то, что все они связаны с одеждой, между ними есть значительные различия.

Апсайклинг — это создание новых вещей из старых, не подразумевающее производственную переработку. Простыми словами: берем джинсы, шьем из них рубашку и получаем апсайклинг.

Ресайклинг — это переработка одежды на производственном уровне для создания новых тканей. Например, часть коллекций в масс-маркете обязательно производится из переработанного полиэстера, чтобы угодить экоактивистам.

Даунсайклинг — это повторное использование тканей, которые нельзя переработать. С некоторыми тканями невозможно провести ресайклинг из-за содержания в них определенных волокон. Тогда они измельчаются и используются как набивка для игрушек, мебели, курток.

Фрисайклинг — это банальное использование старых вещей по их назначению. Это тот случай, когда люди шерят свою одежду нуждающимся и берут бесплатно у других.

Почему апсайклинг — это модно?

Потому что сегодня модно все, что связано с осознанным потреблением: предпочтение экомаркам, разумный подход к покупкам новых вещей, увлечение виртуальной одеждой. И если раньше перешивкой одежды занимались только редкие мастера-ремесленники, то сегодня в этот тренд подались даже всемирно известные бренды.

Например, в прошлом году компания Levi’s выпустила апсайкл-коллекцию, состоящую из 50 лимитированных джинсовых курток. Все они были изготовлены из старых вещей, которые люди приносили в магазины. Новые джинсовки создали при помощи разных техник: коллажирование, лоскутная техника, выбеливание, окраска, шелкография. Вещи получились недешевыми — $150—200.

На сайте известного украинского дизайнера Ксении Шнайдер есть целый раздел под названием Re-Worked, в котором продаются вещи из кусков джинсов, купленных в секондах. Стоимость некоторых экземпляров достигает $550.

Люксовый бренд Marine Serre во время пандемии задумался об устойчивом развитии и запустил апсайкл-линейку. В ход идет все: старые гобелены, непригодные кожаные вещи, нераспроданные вещи из стоков, остатки производства. Люкс стоит соответственно — от $250 до $1500 за вещичку.

Однако есть и более дешевый способ присоединиться к философии апсайклинга. Можно, например, переосмыслить шмотку самостоятельно. Есть еще вариант — отдать мастеру. В Минске этой деятельностью занимается Вера Костик — автор бренда Custom Casual.

«Главный принцип осознанного потребления — откажись»

У Веры два высших образования: первое — теолог-религиовед, второе — графический дизайнер. К апсайклингу девушка пришла постепенно:

— Во время учебы в первом университете я подрабатывала, но уже задумывалась о том, что хочу развиваться в творческом направлении. Было принято решение поступить в БГУ на графического дизайнера. Окончив его, сразу ушла в декрет. Так как, сидя в декрете, работать дизайнером в каком-нибудь офисе сложно, я начала думать, в чем себя применить.

Вера подчеркивает: к осознанному потреблению она пришла давно и всегда старалась вести жизнедеятельность с минимальным вредом природе.

— Я по натуре минималист: вещей у меня мало, по торговым центрам хожу редко, онлайн не заказываю, шью на машинке, умею вязать. Главный принцип осознанного потребления — откажись. Он означает следующее: если без чего-то можно обойтись, то не покупай это.

В течение месяца я составляю список необходимых покупок. А когда ближе к зарплате я его актуализирую, оказывается, что многого мне уже и не надо. 

Кроме того, я стараюсь не выбрасывать вещи, а использовать их повторно — вот, на полке стоят банки с пуговицами, ключами. У меня есть целая коробка лоскутов, бывших когда-то одеждой, которые позже применю в апсайклинге. Сортирую мусор, разделяя пластик, бумагу и стекло, и что-то отношу в пункт приема.

С рождением ребенка проблема загрязнения окружающей среды стала для девушки особенно животрепещущей. Причины понятны любой маме:

— Когда у тебя растет ребенок, понимаешь, сколько детской одежды выбрасывается за ненадобностью. Нам дарили много вещей, но в итоге они ему подходили по размеру максимум месяц-два, а дальше нужно было покупать что-то новое. Это все засоряет пространство. Я стала ходить по секондам, кроме того, знакомые начали отдавать свои ненужные вещи. Зачастую они имеют какие-то недостатки, пятна, поэтому я стала интересоваться, как их можно замаскировать. Так и увлеклась темой апсайклинга.

«Секонд — это не полностью экологично»

Первый апсайклинг Вера сделала с сумками-шоперами: нанесла с помощью копирки рисунок, а затем разрисовала его с помощью текстильных красок. Шоперы разошлись по подружкам. А затем сработало сарафанное радио — знакомые знакомых стали советовать мастера, который классно модернизирует старые вещи.

Затем Вера начала участвовать в маркетах «Open Шкаф». Оказалось, такие нетривиальные вещи пользуются неплохим спросом — за выходные частенько выходила сумма, равная детскому пособию.

Коллекция Веры пополнялась, и возникла необходимость оборудовать мастерскую. Сейчас она используется исключительно как творческое пространство, то есть сюда нельзя прийти как в шоурум.

— Сначала я обновляла свои вещи, а потом, когда они стали заканчиваться, начала покупать их в секондах и у знакомых. Но секонд, вопреки стереотипам, это не полностью экологично. Для функционирования секонда необходимо тратить много ресурсов: закупка огромного количества вещей, перевозка, чеки, бирки, пакеты.

Получается, что секонды тоже плодят мусор, как это делают обычные магазины. 

Лучший способ приобретения вещи — у частного продавца, то есть у обычного человека. А еще лучше — выбрать продавца в своем районе, к которому можно дойти пешком, не используя транспорт. 

«Сейчас я стараюсь выработать свой собственный стиль»

Дизайн бренда достаточно творческий и кричащий. Самый популярный продукт — оверсайз-пиджак. Чем необычнее — тем лучше. Так как трендовым большим пиджаком уже никого не удивишь, модники стараются откопать что-то эксклюзивное.

— Сперва я исполняла пожелания заказчиков касаемо дизайна. Сейчас я стараюсь выработать свой собственный стиль.

Перерисовывать Гомера Симпсона — уже неинтересно. Делая это, ты никогда не станешь дизайнером и творцом.

Вера не спешит ставить наглый ценник и продает вещи совсем недорого:

— Так как вещи куплены в секонде, я беру деньги не за них, а за дизайн и время. Кто-то предпочитает приносить свою одежду для апсайклинга, но на конечную цену это не влияет. Это моя позиция. 

В среднем джинсы можно купить за 50 рублей, футболки — за 30, пиджаки — за 150. Самая дорогая вещь ушла за 200 рублей — это был пиджак с декором в виде игрушечных губ.

Больших заработков деятельность пока не приносит. По словам Веры, все заработанные деньги уходят в развитие бренда: аренда мастерской, аренда места на маркетах, покупка красок, фурнитуры.

В дальнейших планах — вывести бизнес на стабильный заработок, открыть шоурум, заработать себе имя в сфере апсайклинга при помощи интересных авторских коллекций.

Модернизируем старые джинсы

На создание одной вещи может уйти день при условии, что все составляющие для дизайна уже имеются. Если же составляющие нужно закупать, то процесс может затянуться на неделю.

В качестве эксперимента берем джинсы с печальной историей: хозяйка замочила их в хлорке на ночь, а утром вместо серых джинсов обнаружила что-то желтовато-грязноватое. В таком виде они смотрятся странно, но смогут заиграть по-новому с помощью рисунка.

Для нанесения контура используется исчезающий маркер.

А для заполнения краской — тонкая и большая плоская кисть.

Купить краски для текстиля в Минске не составит труда. Но нужно помнить правило: нельзя смешивать или наслаивать краски разных брендов. Краску одного бренда также желательно не наслаивать, а то принт может треснуть. Универсальный вариант для сочной картинки — два-три слоя.

Краски по текстилю хорошо ложатся исключительно на натуральные ткани — хлопок, вискозу, шерсть, лен. С другими тканями мастер не работает.

На высыхание краски уходит примерно один день, но процесс можно ускорить с помощью фена. После этого по декору нужно пройтись горячим утюгом сквозь марлю — он превратит художество в полноценный принт. Затем вещь можно стирать, гладить и вообще делать все, что обычно делают с вещами.

Готовы ли вы носить апсайкл-вещи, сделанные из старых?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Да
Нет

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро