С массовой подделкой брендов в Беларуси столкнулись в девяностые, хотя цели продавать именно копии изначально не было. Брали на продажу что было, а то, что это оказывались именно Abibas и Pupa, мало кого волновало. Слово «сникерхед» можно было принять за ругательное, как и «бренд»: на холодной картонке на рынке так никто не изъяснялся. Впереди еще только маячила эра полосатых кофточек с гигантской надписью DG и сумок Louis Vuitton у каждой первокурсницы. Быстрая перемотка — и вот он наш 2023-й: пришел массмаркет, появились локальные дизайнеры. Но повлияло ли это на подделки? Попробуем выяснить.
Этот материал продолжает серию публикаций о подделках на нашем рынке. О них мы будем писать всю неделю. Прямо сейчас уже можно почитать, куда делись дешевые копии известных брендов. А дальше мы расскажем о фейковых чае и кофе, парфюме и не только.
Вторая статья цикла — о том, с чем точно сталкивался каждый: о подделках, копиях, репликах, фейках, пали (синонимы можно подбирать еще долго) одежды и обуви.
Начинаем с похода на рынок — только теперь это не ряды палаток, а вполне комфортный торговый центр. Какой именно, не так важно, эксклюзивными предложениями вряд ли удивит хоть один из сотен по всей стране. Хотя «классические» рынки тоже никуда не исчезли — в небольших городах их раскидывают стабильно раз-два в неделю. И ждут.
Торговый центр, может быть, немного ушел вперед по комфорту, но, по сути, держится за свою идентичность до последнего. Закатанные глаза продавцов, комментарии в стиле «Это 42-й, но на 46-й тоже подойдет: хорошо тянется!» или «Да я такую же куртку сыну брала, носится и-де-аль-но», походы на другую точку за нужным размером и отговорки от самих покупателей «Я еще похожу и потом вернусь» — вот где живет настоящая стабильность.
С первого взгляда ясно, что ни один белорусский бутик не может похвастаться даже десятой частью такого разнообразия брендов. Сразу у входа — шапки. Модель, как и цена, абсолютно одинаковая. Утеплиться можно за 45 рублей, в глубине рядов цена растет до 49. Различаются логотипы: от The North Face (оригинал в два раза дороже) до Canada Goose (всего-то $273).
В кепках все максимально демократично. Бренд — ничто, защита от солнца — все: любая модель — 35 рублей, будь то Adidas, Calvin Klein или Philipp Plein. Кстати, ни одна надпись «абибас» так и не была обнаружена. Ушла эпоха.
Двигаемся к тяжелому люксу: Chanel, Gucci, Dior. Уложиться в $150? Не вопрос. Логотипы крупные, чтобы было заметно еще на подходе к ряду. Не обделяют вниманием и мужчин.
— Сколько стоит жилетка Stone Island?
— Стоне Исланд хотите? 165.
Тут дифференциация цен есть: 145 за The North Face, 155 за Moncler и 165 за Canada Goose. Хотя с брендами цены никак не соотносятся. За настоящий Moncler придется отдать $800, а жилетку от Canada Goose можно найти и за $530.
Настоящий «разгуляй» — в сумках и обуви. Если поддельные кроссовки — это классика, то туфли от Versace или Mach & Mach — явление весьма современное. Но результат тот же: цена в десятки раз ниже, а на некоторые сумочки — и в сотни. За оригинал подделки выдавать никто не собирается — даже на этикетках у большинства указаны совсем другие бренды и крупная надпись на русском «Сделано в Китае». Оттуда же и привезено — или напрямую из крупных интернет-магазинов, или через российские вещевые рынки. Отдельной категорией, как и раньше, стоят товары из Турции, но они пока точно в меньшинстве.
Из того, что бросается в глаза: много вещей если не из последних коллекций, то из прошлого сезона. Поддельная мода тоже не стоит на месте.
Но просто рассматривать вещи быстро наскучивает. Душа требует экспериментов.
Качество подделок здесь варьируется от откровенной пали до практически неотличимых аналогов. Но в целом можно выделить три основных сегмента. Первый — это самая дешевая обувь, которая даже не претендует на то, чтобы кто-то мог принять ее за брендовую. Используются самые дешевые материалы, дизайн копируется, но не всегда точь-в-точь. Часто могут появляться дополнительные элементы или новые цветовые сочетания. На рынке такие кроссовки спокойно можно найти за 50—60 рублей.
Второй вариант — это более правдоподобная подделка для тех, кому важен дизайн или конкретный бренд, но кто не может позволить себе оригинал. Или даже не думает о том, чтобы проверить цену в официальных магазинах. В таких кроссовках не будут применяться технологии от брендов, но, если не присматриваться, есть шансы принять их за оригинал. Средняя цена на рынке — 150—200 рублей.
И наконец, подделки для охотников за конкретными моделями. Их уже, не скромничая, выдают за оригинал. Матерого сникерхеда провести вряд ли можно: изучению каждой пары они уделяют очень много времени. А вот обывателя, который просто хочет конкретную редкую модель, — вполне: выполняют такую обувь достаточно тщательно. Так что это отдельный жанр — реплики кроссовок, которые еще нужно постараться «отхватить». В этом случае цена сопоставима с магазинной, а может быть даже выше — за эксклюзивность.
Для наглядности сравнения мы купили кроссовки в магазине у дома. Повезло взять Air Jordan 1 Low W всего за 60 рублей, и это даже не на распродаже. Ну ладно, как бы Air Jordan. Насколько копия отличается от оригинала, мы отправились выяснять к официальному дистрибьютору Nike. Модель настолько популярна, что, пока мы добрались до магазина, ее не оказалось в продаже. Поэтому сравнивали не с идентичными кроссовками, а с другой моделью из той же линейки.
В эксперименте нам помогла специалист по маркетингу компании «Nike Беларусь» Алеся Мисюра.
— Первые «джорданы» — это действительно очень популярная модель, которая выпускается, как правило, лимитированно. Так что сникерхеды часто за ними охотятся, и подделок разного уровня и правда много.
А теперь к делу. Пункт номер один — коробка. Увы, у нас возможности сравнить ее нет, так как фейковые кроссовки мы получили на кассе просто в черном непрозрачном пакете. На всякий случай уточним: не брендированном.
Если коробка все-таки есть, она может рассказать о многом. Например, ее материал: у копий часто недорогой картон, идущий полосами. Внутри обязательно должен быть брендинг — название фирмы и свуш (так называется эмблема Nike — узнаваемая галочка, которую мы еще пару раз упомянем).
Плюс на коробке есть вся информация. QR-код, например, должен вести на эту модель на официальном сайте. Подделать такие коды практически невозможно. На оригинальной коробке всегда будет UPC-код, или, проще говоря, штрихкод. На подделках он может быть нанесен, но не будет нести в себе никакой информации.
Естественно, на коробке указываются название модели и артикул. У обуви это всегда 10 символов, 3 последних — цвет. Также из обязательной информации — страна-производитель. Размеры: US крупным шрифтом и UK, BR, EUR, сm — мелким. Подделку можно вычислить даже по несоответствию размеров. Например, 9,5 US мужской — это наш 42-й. А если на него подходит 11 US, вопросы точно должны возникнуть.
И главное: вся эта информация дублируется внутри на язычке, в том числе QR-код. Иногда эта же информация может быть нанесена на внутреннюю поверхность кроссовки. Ради интереса сверяем: все действительно совпадает. А вот у поддельных кроссовок сверять нечего: язычок девственно чист.
И еще немного о защите. С конца 2021 года в Беларуси появилось нововведение: обувь обязательно проклеивается кодами Data Matrix, после сканирования которых выдается полная информация об изделии. А еще они гарантируют, что товар был ввезен легально.
Наконец добираемся до самих кроссовок.
Подошва. По словам Алеси, она всегда говорит о многом. Так, в оригинальном логотипе буквы слиты со свушем. В подделках на такие мелочи часто не обращают внимания. Например, в наших «джорданах» вообще нет логотипа на подошве. Но рисунок, справедливости ради, полностью совпадает. А вот текстура на ощупь сильно отличается, но нужно быть очень въедливым, чтобы это заметить.
Если перейти к внешнему виду кроссовок, то можно обратить внимание на качество склейки: клей не должен выступать более чем на 1 миллиметр. Строчка аккуратная, без торчащих ниток. Часто подделку можно «спалить» на том, что все прострачивается одним цветом, чтобы не заморачиваться, особенно мелкие детали. В оригинале каждому элементу соответствует тот же оттенок ниток.
Вывод можно сделать даже по отверстиям. На нашей поддельной паре на одной ноге они сделаны внутрь, а на другой — наружу. У оригинальных кроссовок отверстия всегда будут идти вовнутрь, а значит, будут гладкими на ощупь.
Форма кроссовки в истинных «джорданах» более вытянутая, аккуратная, у фейка — скругленная.
Стелька — отдельный вид искусства. На стельках из нашей пары находим китайские иероглифы. В оригинале это снова фирменные логотипы. Естественно, отличается и качество. Стелька должна быть гибкой, амортизирующей, а не напоминающей поролон. Внутри подделки нащупываем резиновую подкладку, хотя в оригинале всегда используется текстиль и обрабатывается край.
И к забавному. Если названия самих брендов липовые производители уже научились писать правильно, то к технологиям пока есть вопросики — уж слишком их много. Так что у фейков нередко можно встретить орфографические ошибки в их написании.
— Чаще всего подделывают базовые модели и модели для повседневной носки — все то, в чем нет сложных технологий. Беговые кроссовки подделывать очень дорого: нужны специальная подушка, пена, нити, плетение тканей — это теряет смысл. Хотя модели на воздушной подушке часто пытаются копировать. Но ты сравниваешь и видишь, что подушка пластиковая и может лопаться, трескаться, сдуваться. Можно не проводить такой подробный анализ, а просто взять две пары в руки.
Решаемся пойти на крайние меры — посмотреть, что же внутри у наших кроссовок. А вдруг особая, неповторимая технология? В оригинале, кстати, есть специальная вставка для легкой амортизации. Вооружаемся ножом. Кроссовка очень долго не хочет сдаваться и борется за существование в модном мире до последнего. Увы, жертвой наших экспериментов она пала зря: внутри никаких сюрпризов — только тонкая резиновая прослойка.
С кроссовками разобрались, пришло время браться за более тяжелые темы, а именно за тяжелый люкс. В этом вопросе нас просвещает стилист Аня Ботян.
— Подделывают то, что очень популярно: Balenciaga, Dior, Gucci, Louis Vuitton. Потому что есть бренды, которые тоже ценятся, но они не на слуху у большинства — например, The Row и Loewe. Их подделывают реже.
А еще есть бренд Hermès, весь построенный на эксклюзивности. Даже если ты не ограничен в деньгах, ты не можешь просто прийти в бутик и купить сумочку. Есть целая процедура, как совершаются покупки. Некоторые модели придется ждать годами — все для того, чтобы нагонять ажиотаж и было понятно, почему нужно купить сумку за $5 тыс. или $10 тыс.
И вот в Америке появилось целое закрытое сообщество женщин, которые могут позволить себе оригинал, но принципиально ищут копии очень хорошего качества. Такая реплика обходится в сумму от 1 до 10% от стоимости оригинала. Но дело не в деньгах, а скорее в иронии над брендом. Пока его пытаются сделать слишком недоступным, он становится все более массовым. При этом историю с эксклюзивностью сейчас пробуют копировать и другие люксовые бренды.
Другой вопрос — это роль инфлюенсеров. Блогеры-миллионники показывают в соцсетях определенные образы, а их аудитория не просто подражает им, а полностью их копирует — любыми доступными способами, в том числе с помощью похода на ближайший рынок.
Не можем оставить без внимания волнующий вопрос: как же дела с люксом в Беларуси? Не самым блестящим образом, но при желании можно достать все. Есть специализированные бутики, но в них редко завозят самые популярные модели. Зато гарантия будет 100%. Как вариант, можно обращаться к байерам, главное — к проверенным, потому что вся ответственность за подлинность ложится на них. Если предлагают вариант в два раза дешевле, чем в бутике, стоит насторожиться.
— Иногда подделки бывают по качеству лучше оригинала. Или абсолютно сопоставимы. Люкс — это вообще не гарантия суперкачества. Тем более покупатели платят не столько за него, сколько за известное имя. Тут как с картинами: в некоторых ты с первого взгляда распознаешь подделку, а с другими справится только настоящий специалист.
Если речь о сумке, то все можно определить по деталям — ее «внутреннему» миру. У люкса обычно брендировано все — от подкладки до язычка на молнии. Копии как раз часто экономят именно на внутренней отделке: нужна только внешняя картинка. А у брендов продуманы мелочи: пыльник, коробка, даже бумага, на которой напечатаны документы.
Что ж, можно ли разодеться в бренды с головы до ног в Минске прямо сейчас? Можно — и в фейковые, и в настоящие. Поймут ли окружающие ценность вашего лука? Все будет зависеть от того, насколько близко вы к ним подойдете. И немного от того, планируете ли вы показывать подкладку вашей сумки. Но кто мы такие, чтобы считать это излишним?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by