Кто-то решил, что сегодня нельзя материться. Что думаете? Читатели вспоминают свой опыт

 
UPD
6367
03 февраля 2023 в 15:01
Автор: Андрей Рудь. Фото: Александр Ружечка
Автор: Андрей Рудь. Фото: Александр Ружечка

Никто не знает, откуда взялся Всемирный день борьбы с нецензурной лексикой (повод столь же унылый, как и название), но фанаты «культуры речи» празднуют его именно 3 февраля. Этим людям непросто — хотя бы потому, что не так-то просто сформулировать: почему некоторые слова считаются запретными, кто так решил? Мы сейчас попробуем выяснить, как люди вообще относятся к мату, имеет ли он право на существование.

Мат дискриминируют, запикивают, заменяют безобразными звездочками — и именно поэтому он так активно используется. Часто его применяют всуе, по пустякам, девальвируя значение древних слов. Иногда прискорбно пишут с ошибками, путая наречие с существительным в винительном падеже. Объявляют, вот, «дни борьбы»...

— Когда мне было, наверное, 11 лет, я решила, что пора попробовать ругаться матом, — вспоминала сокровенное наша крайне интеллигентная читательница. — И пошла за гаражи! И там шепотом (!) сказала первое слово...

Как бы то ни было, нецензураная лексика жива до тех пор, пока считается нецензурной. И ее существование теряет смысл, если нет необходимости ходить за гаражи.

А теперь — важное исследование. Сначала разберемся с частотой использования.

Как часто вы используете мат?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Теперь решите, имеет ли нецензурщина право на существование.

Мат допустим?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

А вот подоспели и воспоминания наших нецензурщиков.

Юлия

«Мне было 11 лет, я шла из школы. Плееров тогда не было, и по дороге приходилось думать. Короче, я додумалась до того, что ни разу в жизни не произносила ничего бранного, хотя подружка Ириша и ругалась, и знала много несмешных матерных песен. На пути маячил пункт приема стеклотары и гаражи. Где еще пробовать плохое, как не за гаражами? Я подошла, сосредоточилась, прошептала заветное и прислушалась к ощущениям. Ничего не изменилось. Больше не ругалась (вслух; на письме всегда считала нецензурщину художественно привлекательной в правильных месте и времени), наверное, лет до 30. А потом в голове что-то импортозаместилось, и теперь очень тяжело перестать».

Лиза

«У меня мама всегда была на страже „чистой речи“, это касалось и детей, и взрослых. Кажется, она до сих пор при мне ни разу не ругнулась. Отцу это тоже запрещалось, но было небольшое послабление — „бляха-муха“, которая за неимением других опций использовалась везде и всюду. Как-то в четыре года меня напрягли читать Чуковского бабушке. Занятие не из любимых, но за шоколадку сойдет. Становлюсь на табуретку и начинаю торжественно, с распевом: „Бляха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо...“ Мама меня с табуретки снимает. Отец получает нагоняй. Бабушка остается в неведении моего морального падения из-за проблем со слухом, а я остаюсь без шоколадки. Такова была жизнь».

St

«Было мне лет четыре-пять от роду. Отпустили меня родители покататься на мини-велосипеде по общажному коридору. Через некоторое время?, когда мама несла кастрюлю на общую кухню, то застала необычную ситуацию. Почти идеальный до этого сын стоит и бьет ногой по велосипедной педали, все время повторяя: "Ёфа мать! Ну ёфа мать!". Мама понаблюдала и спрашивает: "Сына, а что происходит?" На что я сообщил: "Как что? Завожу мотоцикл, как папа"».

Олег

«Многое зависит от семьи, мои родители никогда при мне не матерились. Чего не сказать про родителей детей, с которыми я ходил в детский сад. В общем, словарный запас я расширил, да вот понятия не имел, что эти слова имеют дурной окрас. Более того, некоторые мне казались даже забавными. И вот, как-то отец укладывал меня спать, а я ему: «Спокойной ночи, ...» (пропущено слово из 7 букв). Всыпали мне как следует, так что гдето до восьмого класса почти не употреблял».

Андрей

«Сам я узнал необходимые слова, как и положено, от дружков за гаражами. Но где их подхватил сын  точно неизвестно. Как-то приходим забирать его из садика, а воспитательница мнется: "Не знаю как вам и сказать... В общем, ваш Ваня сегодня произнес плохое слово». Подзываем его, начинаем как-то расспрашивать — где нахватался. А он все не может понять, чего мы хотим. Наконец дошло. Сообщает походя: "А, это от бабушки Томы", — и убегает дальше в свои игры играть. При этом надо отметить, что бабушка Тома, похоже, вообще не знает ни одного мата. А если и знает, ни за что не выговорит. В общем, так и осталось это загадкой».


А вы помните, как впервые выругались матом? Расскажите боту.