28 618
31 января 2023 в 8:00
Источник: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Летчики закричали: «Всем срочно покинуть самолет!» История рисковых белорусов, которые развивают необычный спорт

Источник: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Антона Быстрова и Александру Садовникову прекрасно знают в нашем парашютном спорте. Александра участвовала в международных соревнованиях и когда-то в рамках показательного выступления даже приземлилась на «Борисов-Арене», а Антон и вовсе становился чемпионом мира среди юниоров. Однако в какой-то момент ребята решили круто изменить свою спортивную жизнь и с появлением в столичном ТЦ Palazzo установки iFLY начали продвигать в Беларуси аэротрубный спорт. Сегодня рассказываем их историю. Почему парашютисты суеверны? Можно ли зарабатывать этим на жизнь? Как внезапно ребята начали летать в аэротрубе и чем полезен этот спорт?


1. Как влюбиться в небо. «После первого прыжка испугался так, что ходить перехотелось»

Александра

— Я жила в микрорайоне Зеленый Луг и с самого детства из окна своей комнаты видела парашютистов, которые прыгали на аэродроме в Боровой. Меня это всегда впечатляло, манило. Лет с 10 я начала просить у отца прыжок с парашютом, и он пообещал прыгнуть со мной. Каждый год планы откладывались, и в десятом классе я ему сказала: «Хватит ждать, пойдем». Пошла вместе с двумя друзьями. Мы долго ждали из-за не очень хороших погодных условий, но в итоге в конце дня распогодилось, и мы прыгнули. Это был прыжок с десантным парашютом без свободного падения.

Когда я уже оканчивала университет, увидела объявление, что ДОСААФ на бюджетной основе проводит набор в секцию парашютного спорта. В итоге дождалась, начала заниматься, и меня очень сильно затянуло. И наверное, ничего в моей жизни меня так сильно не увлекало. Позже начались международные соревнования.

Когда ты понимаешь, что можешь самостоятельно прыгнуть в очень красивом месте и увидеть все с высоты, — это просто нереально.

После моего первого прыжка в Дубае мне казалось, что это самый замечательный день в моей жизни и лучше уже не будет. А потом ты приезжаешь на соревнования в Италию, прыгаешь и думаешь: «Господи, да какая же красота вокруг!» Мало того, что спорт цепляет, ты можешь завоевывать медали, так еще и путешествуешь по удивительным местам. И до сих пор нет такого дела, которым я могла бы заменить прыжки с парашютом в своей жизни.

Антон

— Я с детства сильно увлекался спортом и ходил во все секции, которые только можно представить. Что касается парашютного спорта, в него я попал случайно. Мечтал стать летчиком, но друг рассказал про бесплатный ежегодный набор в секцию, и я пошел вместе с ним. Мне стало интересно, и я начал увлекаться все больше и больше.

Правда, после первого прыжка испугался так, что ходить перехотелось. Но все равно решил сделать еще парочку, чтобы не выглядеть слабаком, а потом аккуратно пропасть. И понеслось.

Когда после 150 прыжков вызвали на сбор национальной команды, понял, что можно тренироваться и зарабатывать на этом деньги.

В результате достиг почти всего, о чем мечтал. Я выиграл чемпионат мира среди юниоров, завоевывал серебро и бронзу в командном первенстве, когда служил. Выступал за сборную Вооруженных сил, был на контракте в спортклубе армии, и прыжки стали моей работой.

Но в какой-то момент понял, что это немного не мое. Я стал искать другие пути развития. Так пошел работать в федерацию и начал заниматься развитием авиационного спорта в Беларуси. Из спортсмена превратился в менеджера и со временем занялся проектом, связанным с полетами в аэротрубе.

Вопрос для читателей. А вы когда-нибудь прыгали с парашютом?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

2. О риске. Экстренная эвакуация и две отцепки за выходные

— У парашютистов любят спрашивать про необычные ситуации, которые возникают во время полетов. Александра, вы как-то рассказывали, как однажды пришлось приземлиться на сосну. Были другие необычные истории?

Александра: Однажды мы должны были прыгать, и на высоте тысячи метров что-то случилось с самолетом. Это были командные прыжки на точность среди женщин. Происходит это так: сначала выпрыгивает одна команда, составленная из четырех-пяти человек, потом самолет делает круг, ждет, пока парашютисты приземлятся, и остальные прыгают по очереди. В тот раз незадолго до прыжка первой команды летчики начали в панике кричать: «Всем срочно покинуть самолет!» От этого нам стало страшно, и мы все, а нас было 12 человек, как десантники, друг за другом вывалились из самолета. Все обошлось: мы были близко к аэродрому и приземлились нормально.

Самолет тоже сел без эксцессов. Видимо, на борту произошло что-то аварийное, и летчики решили побыстрее нас прогнать. Но, честно говоря, было страшновато. У меня внутри все поднялось и опустилось.

Антон: А у меня было много отцепок. Когда что-то не то происходит с основным парашютом, его следует отцепить и раскрыть запасной. И случилось так, что за одни выходные со мной произошли две такие истории, притом что в целом мы достаточно редко используем запасной парашют — раз или два за год.

У парашютистов есть традиция: если у тебя произошла отцепка, ты должен еще раз прыгнуть, а потом проставиться всем, кто работает на аэродроме. Считается, что после этого все будет хорошо. Что интересно, меня про проставу предупредили — если ее не сделаешь, это плохая примета. Я прыгнул, а вот проставиться не успел, и на следующий день у меня произошла отцепка. Я буквально сразу поехал в магазин, купил все необходимое. Ну и дальше отцепок уже не было.

3. Парашютисты — суеверные ребята?

Антон: Думаю, да. Летчики и парашютисты никогда не говорят про полет или прыжок, используя слово «последний» — всегда «крайний».

Александра: Так и есть. Я понимаю, что, когда общаюсь с людьми, которые никак не связаны с прыжками, им это непонятно. И у меня есть подруга, которую слово «крайний» выводит из себя, она говорит: «Блин, ну какой крайний? Последний же!» Но это привычка.

Антон: Есть и другие суеверия. Некоторые не любят фотографироваться перед прыжком. Кто-то верит в то, что если ты во время полета в самолете подумаешь о чем-то плохом, то это обязательно произойдет. И у меня было несколько случаев, когда после таких мыслей отцеплялся парашют.

Александра: Если прыжки идут один за другим, то ты спешишь, быстро укладываешься, садишься в самолет и думаешь: «Кажется, как-то не так уложила парашют, и как он сейчас раскроется, вообще не знаю. Что делать?» И такие мысли приходят мне реально часто. Но, к счастью, ничего не происходило.

4. Сколько стоит экипировка?

Александра: У меня есть парашютная система, выданная аэроклубом, и моя собственная, которую приобрела в США за свои деньги. Стоила она примерно $4,5 тыс. Причем она была уже немного подержанная. Хватает такой примерно на 10 лет. Что еще покупаем? Комбинезон, но это относительно небольшие деньги. Я свой купила за $150. А вот шлем был достаточно затратной покупкой — он стоил в районе €300—350. Обязательно у всех парашютистов должен быть свой высотомер — это еще, наверное, $200—250.

С зарплаты ты вряд ли пойдешь и купишь себе парашют. Это спорт для фанатов и для тех, у кого есть деньги. И у нас есть ребята, у которых достаточно прибыльная работа и которые параллельно прыгают с парашютом.

5. Еще о деньгах. В Беларуси на этом можно заработать?

Антон: Есть две истории. Во-первых, профессиональный спорт: спортсмены-парашютисты служат в Вооруженных силах и получают зарплату, их цель — завоевание медалей на международных стартах. Там ребята зарабатывают нормальную по белорусским меркам среднюю зарплату, на которую можно содержать семью. Ну а во-вторых, есть парашютисты-инструкторы. Это люди, которые либо обучают прыжкам, либо прыгают в тандеме с теми, кто делает это первый раз в жизни. В этой сфере развиваться тоже можно, но есть проблема: сезон короткий — с мая по сентябрь. В остальное время нужно зарабатывать чем-то другим. Если получается, то за год можно вполне себе неплохо заработать.

Александра: Я выступала за сборную, но денег за это не получала — если только командировочные, но это были небольшие суммы. Параллельно я работала и тратила на прыжки свои деньги, сама накопила на парашют.

6. Об аэротрубе. Что это за спорт?

Александра: Есть разные дисциплины. Во-первых, групповая акробатика для четырех человек, в рамках которой в полете за конкретное время нужно делать определенные фигуры. Во-вторых, есть фристайл, который чем-то похож на фигурное катание, акробатику и гимнастику. Это одиночная дисциплина, где нужно показать обязательные и произвольные элементы. Чем лучше выполнишь программу, тем выше баллы тебе поставят. Побеждает тот, кто соберет больше баллов по прошествии определенного количества туров.

Ну и в-третьих, это динамика, в которой участвуем мы с Антоном. За конкретное время нужно показать определенные элементы, порядок которых перед соревнованиями определяют судьи. Задача участника — пролететь максимально быстро и не заработать штрафных баллов.

Когда только появились полеты в трубе, первыми, кто попробовал себя и начал выступать на турнирах, конечно, были парашютисты. Но потом чем больше эта дисциплина начала развиваться, тем больше в ней стало появляться тех, кто никакого отношения к прыжкам не имел. Ну или прыгнули раз в тандеме, и на этом все.

Кроме того, летать в трубе активно начали и дети, которые парашют никогда не держали. И вот, начав заниматься аэротрубным спортом лет 15 назад, они уже спокойно побеждают парашютистов, которые только-только приходят в этот спорт.

Антон: Кстати, это не только аттракцион и профессиональный спорт, по которому проводят чемпионаты мира и Европы, но и интересное хобби, когда люди рассматривают поход в трубу как в спортивный зал. Таким образом ты можешь себя не только развлекать, но и развивать. Как в йоге. И у нас уже сформировалось большое комьюнити из людей, приходящих к нам раз или два в неделю на тренировки. Важно отметить, что полеты в трубе очень сильно развивают координацию и позволяют еще лучше изучить свое тело.

Подобный опыт кардинально отличается от других, и мы, когда летаем в трубе, постоянно боремся со своими привычками.

Приведу простой пример. Когда в какой-то ситуации мы падаем на спину, то стараемся группироваться. Так заложено природой, с рождения. Когда же мы летаем в трубе, то стараемся не группироваться, а максимально использовать площадь своего тела. Чем мы больше, тем лучше нас поднимает и удерживает поток воздуха. И многие, кого мы учим летать, борются с тем, чтобы победить привычку группироваться. Потому что мозг сопротивляется.

Что интересно, трубу стали активно использовать для восстановления детей, столкнувшихся с проблемами опорно-двигательного аппарата. В этих случаях человек не может управлять мышцами с помощью мозга.

И есть реально классные примеры, когда человек очень плохо ходит, но зато прекрасно летает в трубе. Среди таких ребят уже проходят соревнования.

Александра: Каждый новый навык дается человеку тяжело. И когда он учится летать на спине, его крутит во все стороны, он падает на сетку. А потом в какой-то момент все начинает получаться, и ты уже просто не задумываешься, как это делать. Тело летит само, и все выполняется на автомате, без особых усилий.

7. Минская труба в Palazzo за миллионы долларов — она вообще окупится?

Антон: Изначально идея инвестора касалась именно аттракциона как ключевого развлечения в торговом центре. Он увидел практически такой же проект в Париже и захотел похожую трубу в Минске.

Александра: Не думаю, что, когда принималось решение о строительстве ТЦ, он думал о спортивной составляющей трубы. Но, слава богу, для развития спорта она просто отличная. Она идеальна для первого полета. Такое высокое стекло, как у нас, есть только в двух трубах мира (в США и во Франции), а остальные трубы заканчиваются пластиком, и люди, взлетающие вверх, вряд ли получают удовольствие и классные эмоции, когда видят вокруг белый пластик. Ну и для развития спорта в нашей стране у трубы идеальный размер, климат-контроль и поток воздуха. В ней тоже можно проводить соревнования.

— Такие трубы для полета есть далеко не в каждой стране. Интересно, сколько стоило такое удовольствие.

Антон: Об этом уже как-то говорили: она обошлась примерно в $12 млн.

— Уже окупилась?

Антон: Нет, она не могла так быстро окупиться. В идеальных условиях план окупаемости был рассчитан на 10 лет, но его составили еще до начала пандемии и появления других факторов. Но с точки зрения ведения бизнеса для владельца труба — это не только возможность заработать деньги, но и имиджевая история, она должна привлечь в торговый центр новых клиентов, у которых есть деньги.

Три цитаты ребят о трубе

  • «Чтобы охватить наибольшее количество людей, на полеты по определенным дням у нас держатся достаточно низкие цены. При минской аэротрубе работает и секция для детей».
  • «У нас на постоянной основе занимается порядка 80 человек, из них 50 — регулярно. Не хочу нас нахваливать, но ребята из-за рубежа, видя полеты наших детей, раскрывают рты от того, как качественно они это делают».
  • «На сертификатах для одноразового полета мы зарабатываем больше, чем на детской секции. Однако нам хочется, чтобы наш спорт развивался в Беларуси. Тем более мы прекрасно понимаем, что через какое-то время он попадет в программу Олимпиады. И если прямо сейчас мы будем в него инвестировать, то со временем придем к Олимпийским играм уже полностью готовыми».
А вы уже пробовали этот аттракцион?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Да
Нет

8. О поддержке

— Кто-то помогает лично вашему тандему финансами для участия в соревнованиях? Или все за свой счет?

Антон: Когда мы занимались конкретно парашютным спортом, постоянно искали спонсоров и партнеров, и уговорить кого-то было реально сложно. Когда начали летать в трубе, у нас не возникало вопросов с подготовкой и тренировками, но были нюансы с оплатой взносов, поездок на соревнования. К примеру, только взнос на чемпионат мира — это €800. Плюс перед турнирами мы обязательно должны потренироваться в трубе, чтобы привыкнуть к ней, к потоку воздуха. За это тоже нужно платить. В результате выходит около €3 тыс. Самим это делать тяжело.

Хорошо, что существуют компании, которые поддерживают различные виды спорта, в том числе парашютный и аэротрубный. Мы очень рады тому, что нам удалось заручиться поддержкой компании Herbalife Nutrition. С прошлого года компания обеспечивает нас функциональными продуктами питания и помогает спокойно готовиться к стартам.


Партнер проекта — Herbalife Nutrition

Поддерживать необходимый баланс жизненных сил и на земле, и в воздухе поможет правильный рацион. Попробуйте протеиновый коктейль «Формула-1» со вкусом нежного шоколада от компании Herbalife Nutrition, эксперта в области сбалансированного питания. В составе «Формулы-1» — высокое содержание белка и пищевых волокон, комплекс из важнейших витаминов, минералов и антиоксидантов. Приятный шоколадный вкус и всего 92 ккал в порции или 217 ккал при приготовлении с 250 мл обезжиренного молока. Продукт подходит для веганов.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by