27 841
24 ноября 2022 в 8:00
Автор: Артем Беговский
Спецпроект

Нюх потеряли. У этих белорусов коронавирус похитил ароматы и не возвращает больше года

Автор: Артем Беговский

Люди, перенесшие ковид, продолжают страдать: запахи не вернулись. Кто-то перестал чувствовать ароматы вовсе, у кто-то они сильно приглушены, а у других и вовсе искажены. Сочный стейк теперь пахнет хлоркой, чай с малиной отдает стойким рыбным «ароматом», а облепиха почему-то приобрела гнилостный запах. И ладно бы длилось сие последствие месяц, два, да хоть полгода. Но у наших героев нос простаивает без дела уже четыре квартала. Сегодня вместе с брендом «Аквалор» рассказываем истории перенесших коронавирус белорусов, к которым не торопятся возвращаться запахи.

Казалось бы, ситуация не критичная: пропали ароматы — ну и хорошо, есть столько не придется. Но присутствуют и опасные факторы: можно не учуять утечку газа или плавящуюся проводку, съесть протухшее мясо или проворонить свою любовь (самое страшное!). Качество жизни без получения удовольствия от любимых блюд падает, у людей повышается риск развития депрессии, стрессов, а в организм поступает меньше питательных веществ, чем необходимо.

Если запахи поменялись, это уже пытка. Любимые духи, еда, шампуни могут пахнуть для человека отвратительно. А привычные процессы, будь то обед или умывание, порой вызывают настоящее отвращение.

Екатерина: «Лук и чеснок для меня воняют хуже кошачьего лотка»

— Переболела коронавирусом в прошлом ноябре. Целую неделю лежала с температурой 38,2. За это время два раза вызывала врача на дом и два раза скорую, на последней и отправилась в больницу. Медики ставить диагноз не спешили, сперва думали, что это ангина, потом — простуда, сошлись на гриппе и выписали противовирусное. Но то, что это коронавирус, я узнала уже в больнице. Помимо него, у меня диагностировали воспаление легких.

В больнице я провела две недели. Ковид как-то быстро сдался: то ли легкая форма, то ли я не ощущала, что мне плохо. Запахи и вкусы пропали в первый день болезни. Тогда я пошла в парфюмерию, нюхала духи и ничего не чувствовала — вообще ничего, как воздухом дышала. Первые, вторые, третьи — может, брак, может, выдохлись. Но затем я отведала выпечки — ее тоже не почувствовала, просто жевала.

В красную зону никого не впускают и не выпускают. Нам носили передачки. Там ситуация была аналогичная: что-то ела, но без восторга. Но вкус же мы воспроизводим мозгом, и я как будто помнила, что ем. Вспоминала вкус, смотря на продукт, и это работало.

Врачи говорили, мол, нужно подождать, все вернется. Ждала до января, а там уже привыкла. Где-то с лета научилась различать сладкие, нежные и неприятные запахи, особенно в еде. Но полного спектра запахов не чувствую до сих пор. Воняют лук, чеснок, яйца, помидоры во всех проявлениях. Этот запах для меня прямо очень явный, поэтому чую его, даже проходя мимо заведений. В блюдах эти ингредиенты тоже сразу ощущаются, и их я стараюсь не есть, то есть поменялись и вкусы.

Из приятных ароматов улавливаю фруктовый, ванильный (но скорее ароматизатор) и хлопок. Сейчас могу отличить четыре вкуса: горький, сладкий, соленый и кислый. Других ноток нет. Тренировала обоняние на монопродуктах, нюхала насыщенные свечи, цитрусовые, кофе. Когда мне называют запахи: лимон, ромашки, — где-то в голове всплывают воспоминания, но я не могу сказать, что я прямо чувствую их.

Я адаптировалась к такой жизни. Есть и плюсы. Пропали плохие запахи — например, кошачьего лотка, пота и так далее. Сейчас лук и чеснок для меня воняют хуже. Теперь духи я выбираю по описанию, да и, честно говоря, отпало желание пользоваться парфюмом: ну не чувствую я его.

Больше всего боялась, что пропал запах гари. Приготовлю чего — говорят, спалила.

Я уверена, что запахи вернутся сами собой, но попозже. А если и нет, то прошло достаточно времени, чтобы перестроиться, я уже адаптировалась. Буду просто ждать.

Наталия: «Пугает то, что проблемы явно не с носом»

— Это был дельта-штамм. Мы заболели всей семьей. Серьезных симптомов у меня не было, только температура 38, хотя обычно переношу все без нее. Тяжело, но на легких болезнь никак не сказалась. Запахи исчезли с первыми симптомами. А болела я с 6 октября 2021-го, то есть прошло уже больше года. Они ни каким образом не появлялись, прогресс за это время нулевой. Но самое интересное в том, что ароматы некоторых продуктов изменились. Например, все, что касается химии, — бензин, шампунь, духи — это пахнет совершенно иначе. Я никогда раньше не ощущала такой запах и не могу описать.

Почему-то свежий огурец тоже поменялся: запах не то чтобы противный, но настолько резкий, что есть его я не могу. Скумбрию запекаю — у нее ведь запах убийственный, а я его не слышу вообще, такое впечатление, что ничего не готовлю. Ходила в поликлинику, лор говорит, что все это очень новое и малоизученное и ничего посоветовать они не могут. Дальше никуда не пошла.

Откровенно говоря, в жизни это мне никак не мешает, дискомфорта я не испытываю. Да, понимаю, что так быть не должно, но чтобы страдать от этого — нет. Духами я пользуюсь одними и теми же, поэтому покупаю всегда одинаковые. Первые две секунды аромат слышу, но на этом все заканчивается.

Пыталась тренировать обоняние, нюхала масла, кофе, но прогресса не увидела. Есть и плюсы: у меня в доме собака, и последствий от ее беспредела я больше не слышу. Стало даже как-то проще. Многие жалуются, что пот пахнет гнилым луком, у меня точно такая же ситуация. Вкус не пропал — так бы хоть есть стала меньше. Если бы еще запахи просто отсутствовали, а не меняли свою природу, я бы вообще не обращала на это внимание, а так да, раздражает.

Пугает то, что проблемы явно не с носом, скорее есть нарушения головного мозга. Я действительно волнуюсь, что какой-то отдел мозга стал хуже работать и это может сказаться на моей повседневной жизни.

Ксения: «Если дома загорится проводка, я ничего не почувствую»

— Год назад мы с мужем заказали пиццу. Он говорит, какая вкусная, а у меня — никакая. Так в нашу семью пришел ковид. Перенесли его мы в легкой форме. Запахи и вкусы пропали сразу у двоих. Только у мужа через несколько дней все восстановилось (они даже обострились), а у меня — нет. Половину продуктов я не воспринимаю ни на вкус, ни по ароматам.

Понятное дело, если вижу продукт и думаю о его запахе, я его почувствую, просто вспомнив. Но если это дегустация вслепую — ничего. Тренировалась: в увлажнитель воздуха добавляла эфирные масла эвкалипта, сосны, но они не чувствуются. Сейчас со мной остались сладкие запахи, а вот неприятные испарились. Правда, не все — запах пота стал еще сильнее. В автобусе может стать плохо. Но если это кондитерская, я чувствую все.

Вполне реально, что если дома загорится проводка, то я ничего не почувствую.

Еда стала менее насыщенной, нет таких вкусовых ощущений, как раньше. Парфюмерию выбрать сложно, для меня духи все пахнут одинаково и резко. Палитры ароматов и ноток нет, все сплошной одеколон. Поначалу обидно было, ничего не радовало. Но прошел год, и, в принципе, жить можно. Это не самое плохое, что могло произойти.

Врач: «Изначально потерю запахов воспринимали как меньшее из зол, но я считаю, что это серьезное нарушение»

Что за удивительное свойство мы приобрели? Заработает ли когда-то обоняние снова нормально? На все эти вопросы отвечает невролог высшей квалификационной категории медицинского центра «Элар» Людмила Страшкевич.

— Судя по моей практике, женщины с подобной проблемой обращаются чаще, но официальных подтверждений тому, что запахи у них пропадают чаще, чем у мужчин, нет. К сожалению, у некоторых пациентов нарушение обоняния сохраняется до года и даже более. Сам коронавирус поражает нервную систему, как и все вирусы, путь проникновения идет от обонятельных путей.

Изначально потерю запахов воспринимали как меньшее из зол, но я считаю, что это серьезное нарушение. Вирус уже проделал работу и добрался до мозга. Идет поражение вирусом самих нейронов головного мозга и проводящих путей, можно даже сказать, гибель нейронов. К счастью, они восстанавливаются, но нужно время, потому как идет поражение именно структуры, это не функциональное нарушение, как бывает на фоне невроза и так далее.

На скорость восстановления запахов влияют три фактора, они всем известны: физическая активность, здоровый сон и правильное питание. Важно и то, каково состояние человека, есть ли у него хронические или сопутствующие заболевания, а также возраст.

Составлены целые программы для реабилитации таких пациентов. Есть медикаментозные и немедикаментозные методы. К первой группе можно отнести витамины группы B, антиоксиданты, сосудистую терапию для улучшения кровообращения, метаболические препараты, ко второй — тренировку нюха на кофе и цитрусовых, иглотерапию и аромотерапию.

Что касается последствий, то такая долгая жизнь без запахов может привести к депрессии и невротическим заболеваниям. Ведь это стресс для организма, и адаптироваться он начинает только потом. Главное, чтобы пациент не ушел в себя, поэтому в некоторых случаях приходится назначать чуть ли не антидепрессанты.

Мы не можем сказать, что раз у вас больше года нет запахов, то они не восстановятся. Наоборот, мы надеемся, что все вернется, и, как правило, так и происходит.

Люди теряли запах и до коронавируса — после черепно-мозговых травм, опухолей и очень часто при хроническом рините и заболеваниях носоглотки. И тут запахи тоже не всегда возвращаются, ведь при опухоли о них думают в последнюю очередь: спасти бы жизнь.

Самолечением заниматься не нужно, человек запутается в советах из интернета. Лучше запишитесь к лору и неврологу, а они подберут методику, назначат препараты. Помните, что проблема решаема.

«Аквалор» - спреи с морской водой для комплексного лечения заболеваний носа и горла. Применяются как для ежедневной гигиены, так и для лечения и профилактики респираторных инфекций.  

Линейка Аквалор представлена изотоническими: Беби, Софт и гипертоническими формами: Форте, Экстра Форте, Горло.  

Объем 50 и 150 мл.  

Производитель  

«Аурена Лабораторис Эй Би» (Швеция)  

АО «Нижфарм» (РФ)

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by