Манипулировать мягкими детскими мозгами легко, многие этим пользуются с разной сноровкой и результативностью. Можно незаметно подменить вычитание делением, украсить это все пафосом и лукавой улыбкой, доказать, что черное — это белое, подвести ученика к необходимому выводу... Сейчас посмотрим, пройдет ли такой фокус с нашими взрослыми и самостоятельными пользователями. За полезную наводку спасибо читателю по имени Vr+.
Есть такая советская книжка Алексея Кирносова — «Ни дня без победы! Повесть о маршале Говорове». Соответственно, фигурирующий там мальчик Леня — это как раз будущий полководец. Но нас сейчас интересует не его карьера. А задачи, которые решал Леня в реальном училище с подачи математика Лазарева.
Например.
«— А вот допустим, что ты имеешь некую одну радость, — Лазарев выписал на доске красивую единицу.
— Если ты пользуешься ею один, она так и остается одной. Но предположим, что половину ее ты отдал товарищу… — Лазарев подчеркнул единицу, а под чертой написал математическое обозначение половины: 1/2. — То есть ты разделил свою радость на одну вторую. Что получишь ты в результате?
1: 1/2 = 1 × 2 = 2.
— Два! — закричали с мест сообразительные ученики.
— Правильно, господа реалисты. Получается две радости. Отсюда вывод: если радость делишь, она умножается».
Но тут все просто, вы наверняка заметили, где схитрил Лазарев. Вот вам другая задача, которую подсунул Лене некий чиновник Буриданов: он, явно глумясь, доказал, что единица равна двум. Будущий маршал искал подвох всю ночь, а на следующий день пришел за подмогой к учителю.
«Взяв мел, Леня стал писать буридановское доказательство.
— Допустим, у нас А равно В. Умножаем каждую часть этого равенства на В.
— Умножайте, — кивнул Лазарев.
— Теперь отнимаем от каждой части равенства по А в квадрате.
— Производите, — разрешил Лазарев.
Леня написал и это действие.
— А теперь, — сказал он, — в левой части равенства выносим А за скобки и в то же время правую часть раскладываем по формуле разности квадратов чисел: В плюс А, умноженное на В минус А.
— Совершенно справедливо, — согласился Лазарев.
— Теперь делим каждую часть равенства на В минус А…
— И что получится? — спросил учитель, внимательно, с едва намеченной в уголках губ улыбкой глядя на Леню.
— Чепуха получится: А равно В плюс А! — в отчаянии ответил Леня. — А поскольку у нас по условию А равно В, то мы имеем право написать, что А равно А плюс А, то есть одно А равно двум А. Разделив равенство на А, получим, что единица равна двум…
Наступила тишина в классе. Леня и Лазарев разглядывали чудовищные математические выкладки на классной доске:
А = В, АВ = В², АВ – А² = В² – А², А (В – А) = (В + А) × (В – А), А = В + А, А = А + А, 1А = 2А, 1 = 2.
Леня смотрел на результат с ужасом, а Лазарев поглядывал на доску с лукавым недоумением».
Итак, ваша задача — понять, где Буриданов надул реалиста. Пояснения и максимально красивую инфографику присылайте, как обычно, нам. Позовите на помощь ваших детей, которые помнят, как выносить за скобки общий множитель и раскладывать разность квадратов. Позже дополним публикацию.
Дополнено
Хитрому Буриданову не удалось бы провести большинство наших читателей. Разумеется, он замаскировал в делителе ноль и подсунул будущему маршалу, вынуждая дореволюционного подростка совершать запретные действия. Впрочем, некоторые современные взрослые тоже вдоволь поблуждали в математических потемках.
Другие детские задачи для взрослых:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро